4 марта 2024 года на базе нашего института состоялась межрегиональная конференция "Воспитательный потенциал уроков литературы». Мероприятие организовано кафедрой русского и иностранного языков и литературы БУ ДПО КРИПКРО. В работе конференции приняли участие 65 человек.
Открывая конференцию, ректор республиканского института Мунчинова Лилия Демьяновна, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения РФ, рассказала о важности уроков литературы. «Литература – это вид искусства, который способствует всестороннему развитию, учит читать, анализировать тексты».
В работе конференции принял участие Ратке Игорь Рудольфович, заведующий кафедрой общественно-гуманитарного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области "Институт развития образования", кандидат филологических наук с докладом «Уроки золотого века»: воспитательный потенциал русской литературы первой половины 19 столетия». «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Литература» предполагает решение целого ряда проблем методологического и методического характера, среди которых наиболее значительными представляются следующие:
- мотивационный аспект преподавания литературы;
- необходимость раскрытия аксиологической направленности учебного предмета «Литература»;
- сложности, возникающие в процессе преподавания литературы как искусства слова и как предмета с глубоким духовно-нравственным содержанием.
Путями решения перечисленных затруднений представляются:
На примере отдельных произведений русского «золотого века» демонстрируются возможные подходы к раскрытию их воспитательного потенциала на основе принципа текстоцентризма.
Ашкинова Любовь Петровна, старший преподаватель БУ ДПО КРИПКРО, Заслуженный учитель РК, почетный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, рассказала об основных изменениях обновленных ФГОС, связанных с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Они должны обеспечить формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения. «Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Базовые ценности, выработанные нашим обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания. И именно эти ценности должны быть положены в основу наших уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье».
Очирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23 и Ванькаева Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, призеры республиканского .этапа «Педагог года Калмыкии» провели мастер-класс «Литература – учебник жизни».
По мнению докладчиков, основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства. В рамках выступления будет представлен обзор произведений русских писателей, у которых можно учиться нравственному сознанию и поведению. Преподаватель на уроке играет роль помощника. Жить, как предлагает русская или советская литература, трудно, но, безусловно, достойно….
Манджиева Елена Куприяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Элистинский лицей, Заслуженный учитель РК, Отличник просвещения РФ, выступила с докладом «Роль литературы в выборе профессии». «Для большинства из нас чтение — это возможность отвлечься от повседневной суеты и приятно провести время, погрузившись в увлекательный сюжет. Но есть и те, кто не представляет своей жизни без книг, и мечтает выбрать профессию, связанную с литературой». Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения. От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное здоровье и будущее нации.»
Абильхаирова Светлана Искаковна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, Балашова Акыз Уразбековна, библиотекарь МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, показали мастер-класс «Приемы критического мышления при изучении текста». Мастер-класс осветил важные моменты в преподавании литературы:
2." Провокационные " элементы в ткани урока: стадия вызова, определение характеров, отношений, сюжетных линий.
3.Сопоставительный анализ лирики Пушкина и Бродского.
5.Типы вопросов при изучении текста.
Андриянова Майя Андреевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская СОШ им. Д. Маковкина Сарпинского района провела мастер-класс по теме «Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы». «Современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализо Кочумарова Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Обильненская СОШ Сарпинского района, выступила с докладом «Воспитательный потенциал уроков литературы» ( из опыта работы.) «Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение представляет информационную составляющую образования, то воспитание гарантирует использование полученной информации не во вред обучающемуся, а во благо. Воспитание предполагает обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, которые помогают ему стать нравственным».
Кикеева Надежда Боевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ», Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, провела мастер-класс «Формирование семейных ценностей на уроках литературы». «Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством».
В решении данных проблем литература как предмет играет важную роль. Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к родному человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов.
Гаряева Байрта Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ КНГ, «Воспитание духовно-нравственной культуры школьников на уроках литературы ( по драме А.Н.Островского «Гроза»). Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим. С целью повышения духовно-нравственной культуры школьников наиболее действенно использовать новые формы и методы организации учёбы – проблемное обучение.
Нимгирова Антонида Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Сарпинская СОШ» Кетченеровского района, Почетный работник образования РФ. Cемья и семейные отношения являются предметом изучения психологии, философии, социологии, демографии, истории и других гуманитарных дисциплин. Но именно языком художественной литературы можно доступно и интересно рассказать о семье. Великий русский писатель Л.Н. Толстой отмечал: «В "Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” – мысль семейную».
Лиджиева Галина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, Почетный работник образования, рассказала об опыте работы клуба «Школа чтения», направленного на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать
Слушатели отметили высокую методическую ценность представленных материалов, их применимость в практике преподавания, актуальность.
По итогам конференции будет опубликован сборник материалов, где можно будет увидеть как статьи докладчиков, так и статьи заочных участников конференции.
Благодарим всех участников конференции! Выражаем признательность докладчикам за прекрасно подготовленные выступления!
19 февраля 2024 г. в нашем институте состоялся Межрегиональный дистанционный форум «Роль современного образования в трансляции культурного наследия и родных языков».
Форум состоялся в рамках Года Семьи, Международного десятилетия коренных народов мира, в преддверии Международного дня родного языка, в целях создания условий для межрегионального сотрудничества систем образования по актуальным вопросам преподавания родных языков в условиях поликультурного образовательного пространства, популяризации народных культур, традиций и поддержки языкового многообразия всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Данное мероприятие объединило учителей родных языков и родной литературы общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования детей, педагогов дошкольных образовательных организаций, преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования из Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия-Алания, Забайкальского края, Чеченской Республики, Республики Башкортостан, Пензенской области.
В рамках форума были рассмотрены следующие вопросы:
- Актуальные вопросы преподавания родных языков и родной литературы в образовательных организациях;
- Роль семьи и образовательной организации в сохранении и развитии языков народов Российской Федерации.
В ходе форума педагоги из разных регионов обменялись опытом преподавания родных языков в современных условиях.
Модератором мероприятия выступила Мунчинова Л. Д. ректор республиканского института повышения квалификации работников образования, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук.
С приветственным словом Министра образования и науки Республики Калмыкия Б. Б. Ангировой к участникам форума обратилась Убушиева З. П., начальник отдела среднего профессионального, регионального образования и науки Министерства образования и науки Республики Калмыкия. Зоя Петровна отметила актуальность проведения подобных мероприятий, способствующих диссеминации передового педагогического опыта.
Заведующая отделом учебно-методической работы Центра развития осетинского языка Республики Северная Осетия-Алания Майрамукаева Ф. А. в своем выступлении говорила о формировании мотивации на уроках родного языка и литературы как залоге успешного обучения.
Лазарева Т. П., учитель начальных классов МКОУ «Шарнутовская средняя общеобразовательная школа им. Б. С. Санджарыкова» Сарпинского района, Оруслаева Б. И., учитель родного языка МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа им. А. Дурнева» Яшалтинского района, Бадмаева М. А., учитель родного языка и литературы МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Лазарева» Городовиковского района, Мельтинова Э. В., учитель начальных классов МБОУ «Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э. Чоноскаева» Ики-Бурульского района говорили о роли семьи в деле сохранения и развития родных языков.
Педагоги отметили, что именно в семье закладываются основы владения родным языком. Без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущие гражданины – наши сегодняшние дети. Ребенок – зеркало семьи.
О роли летописей в актуализации традиционных культурных ценностей бурят говорила Намжилова Е. С., проректор по научно-методической работе Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края. Елена Садоевна отметила важность изучения летописей в образовательной организации. У обучающихся формируется историзм мышления, обогащается культурно-историческая память.
Исакова Б.Н., учитель чеченского языка МБОУ «Гимназия №5» г. Грозного Чеченской Республики выступила с темой «Современные методы и технологии, как средства обучения родному чеченскому языку в школе».
Майрамукаева Ф. А., совместно со студенткой 4 курса факультета осетинской филологии ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» Республики Северная Осетия-Алания Гусовой К. Г. выступили перед участниками форума с темами «Буктрейлер как средство развития мотивации к чтению произведений осетинских писателей» и «Приемы использования мнемотехники на уроках родного языка и литературного чтения».
Танделова Р. Б., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Республиканский дворец детского творчества имени Б. Е. Кабалоева» Республики Северная Осетия-Алания, в своем выступлении говорила о семье как основе формирования традиционных ценностей личности ребенка.
Цебекова Н. Д., учитель родного языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. Бембетова В. А.» г. Элисты говорила о родном языке как главной ценности человеческой культуры. Нюдля Даваевна поделилась с участниками форума опытом свой работы.
Коллеги из ГБОУ «Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 им. Р. Гарипова» Республики Башкортостан, Аминева Л. И. и Искандарова З. З. познакомили педагогов с эпосом «Урал батыр», говорили о роли эпоса в воспитании подрастающего поколения.
Форум прошёл на высоком организационном уровне, участники увидели опыт других регионов в деле сохранения и развития родных языков, узнали много интересного и полезного для себя. Наметили ряд межрегиональных взаимодействий в деле сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации.
В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах
Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличие системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы. Поэтому для всех сотрудников образовательных организаций является актуальным повышение квалификации в соответствии с требованиями стандарта для обучающихся с ОВЗ.
17 февраля 2024 года завершились очередные курсы педагогов республики по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС » (72 ч.) с 05.02. по 17.02. 2024 г. – педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование образовательных организаций РК в количестве 18 человек.
Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС ОВЗ).
Расписание занятий составлено таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания в работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Курсы проводились в дистанционно-очной форме. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность в дистанционном формате, который построен по модульному принципу. Общая часть содержания программы представляет освоение и анализ современной постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы РФ. В программу были включены лекции, практические задания и кейс-задачи, круглые стола слушателей по обозначенной проблеме.
С целью выявления характерных педагогических затруднений педагогов в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения, определения направлений совершенствования дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых в БУ ДПО РК «КРИПКРО», слушатели ответили на представленные в анкете вопросы. Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство слушателей являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты промежуточной аттестации педагогов. Коллеги отметили в анкете о том, в какой помощи они нуждаются, в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в образовании. В начале очной части слушателям курсов повышения квалификации было предложено пройти входной контроль, средний общий балл группы - 17%; промежуточный контроль -19%.
Мунчинова Л.Д., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, ректор БУ ДПО КРИПКРО провела в лекцию-диалог «Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации». В частности, были рассмотрены вопросы Конституции: основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования -статья 43, 67, 71; Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры МПЕМД выступила по одной из актуальных на сегодня тем «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде». В интерактивной лекции были рассмотрены следующие вопросы: формы экстремизма, профилактические меры, причины и условия, способствующие вовлечение обучающихся в экстремистскую и террористическую деятельность ОО.
13 февраля 2024 года на базе СОШ №12 состоялся межрегиональный семинар-практикум «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования», приуроченный к Году семьи-2024. С 2024 года школа является региональной стажировочной площадкой, направленной на профессиональное развитие педагогических кадров. Межрегиональный семинар-практикум стал площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также для обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.
Целью семинара-практикума было изучение и распространение успешных практик инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в вопросах инклюзивного образования.
В начале мероприятия Н.Н. Бавадыкова, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО, ознакомила с планом работы, отметив, что заявленная тема актуальна, ведь главная задача предоставить всем детям доступ к качественному образованию в равных условиях в рамках обновленного ФГОС.
Б.Н. Бембеев, директор МБОУ СОШ№12, во вступительном слове отметил, что один из ключевых аспектов успешной инклюзии – это адаптация образовательной среды под каждого ученика. Это может включать в себя создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальных образовательных программ и поддержку педагогов в их работе.
Также важно помнить о том, что успешная инклюзия не только помогает учащимся с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и взаимопонимания. в обществе.
В рамках мероприятия были проведены уроки, коррекционные занятия и мастер-классы педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, также в пленарной части представлены презентации и доклады участников семинара. Были рассмотрены такие темы, как методы и технологии инклюзивного воспитания и обучения, организация индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми потребностями и другие актуальные вопросы. На семинаре выступили родители учащихся с ОВЗ. Они рассказали о своем опыте успешного сотрудничества с учебным заведением в вопросах воспитания и обучения детей.
Отмечен ценный опыт работы тьютора МБОУ «СОШ №12» Немкеевой И. Н., которая поделилась со слушателями курсов по теме «Тьюторское сопровождение как условие реализации инклюзивного образования» (из опыта работы»). Инга Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в школе, о роли и востребованности тьютора как наставника по индивидуализации образовательного маршрута ребёнка, организации образовательной среды и о взаимодействии между тьютором и учителем.
Важным аспектом семинара стало обсуждение практических примеров успешного внедрения инклюзивного образования на базе различных образовательных организаций. Слушатели курсов КРИПКРО имели возможность ознакомиться с опытом работы школ, где применяются инклюзивные формы обучения.
14 февраля 2024 года посетили КУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Элиста
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество.
Работа в Центре ведется по следующим направлениям:
- медико-социальная реабилитация и восстановительное лечение;
- психолого-педагогическая помощь;
- социальная работа.
Предоставляются услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные услуги. В год обслуживается более 500 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Функционируют швейная, керамическая и столярная мастерские, где предоставляются социально-трудовые услуги. Ежегодно в летнее время на базе мастерских совместно с Комитетом по делам молодежи и спорта Администрации г. Элисты занятости населения создается ученическая трудовая бригада, в которой трудоустраиваются подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 18 лет из малообеспеченных семей. За свой труд они получают заработную плату.
Проводятся культурно-развлекательные и спортивно-оздоровительные мероприятия, разыгрываются кукольные спектакли, ставятся концерты. Цель всех мероприятий: интеграция детей-инвалидов в общественную среду, развитие творческой и физической личности, познавательной активности, формирование культуры сотрудничества, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, знания и уважения к истории своей страны, любви к родному краю, своей малой Родине и т.д. Мероприятия осуществляются при поддержке заинтересованных министерств и ведомств.
Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно.
По окончании занятий Алла Андреевна провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Бавадыкова Наталья Николаевна поблагодарила заместителя руководителя Мухленову Лидию Чудеевну и заведующую отделением психолого – педагогической помощи Цекирову Аллу Андреевну за предоставленную возможность ознакомиться с работой Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, за помощь в организации занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.
14 февраля слушатели курсов посетили БПОУ РК «Медицинский колледж им.Т.Хахлыновой» г.Элиста. Важная задача колледжа – доступность для всех студентов вне зависимости от особенностей здоровья. Приоритетные физиологические проблемы и основные клинические синдромы, наблюдаемые у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Этому был посвящено выступление Хулхачиевой К. У., преподавателя клинических дисциплин по теме «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью: информация, помощь и рекомендации» и проведена экскурсия по программе «Доступная среда».
Калмыцкий медицинский колледж одно из старейших учебных заведений Калмыкии, за почти 70-летнюю историю из стен колледжа вышли десятки тысяч фельдшеров, медицинских сестер, акушерок. К медицинским работникам люди всегда относятся особо, они их ценят и уважают. Ежедневный подвиг совершают выпускники колледжа, работающие в больницах и поликлиниках республики и за ее пределами.
Важная задача колледжа – доступность для всех студентов вне зависимости от особенностей здоровья. Студенты колледжа участвуют в соревнованиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в дистанционно-очном формате. Движение обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Хулхачиева Кермен Убушиевна, преподаватель клинических дисциплин выступила перед слушателями курса по теме «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью: информация, помощь и рекомендации», где было рассказано об основных клинических синдромах, наблюдаемых у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подробно остановилась на причинах, видах нарушений и об особенностях детей с ОВЗ и инвалидностью.
По окончании занятий Кермен Убушиевна провела обзорную экскурсию по кабинетам (медицинское оборудование, лечебная деятельность и др) и рассказала о медицинском сопровождении несовершеннолетних студентов с ОВЗ и с инвалидностью в условиях колледжа, а также ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
По окончании занятий Кермен Убушиевна провела обзорную экскурсию по кабинетам (медицинское оборудование, лечебная деятельность и др) и рассказала о медицинском сопровождении несовершеннолетних студентов с ОВЗ и с инвалидностью в условиях колледжа, а также ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Бавадыкова Наталья Николаевна поблагодарила преподавателя клинических дисциплин Хулхачиеву Кермен Убушиевну за предоставленную возможность ознакомиться в сфере обучения, воспитания и социализации студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья колледжа, за помощь в организации посещения слушателей курса практических занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.
Формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности на сегодня актуально. В связи с этим для слушателей курсов были проведены практические занятия по следующим темам:
«Информационная безопасность детей в сети интернета» (Немичев А.А.,старший преподаватель ЦНППМ) и «Настольная игра «Это не игра» (Квачёв Н.О., Мунчинов И.Л., Манжиева А.А старшие преподаватели ЦНППМ, которая призвана в живом интерактивном формате познакомить учителей с маркерами экстремизма и опасного поведения в молодежной среде, определять степень угрозы и выбирать адекватные формы профилактики.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Музраева Г. А., старший преподаватель кафедрв\ы ППиИО, провела тренинг со слушателями курса по теме «Профилактика конфликтов и буллинга в образовательной организации» (Решение ситуационных задач (кейсы).
Оживление среди педагогов вызвало выступление специалистов БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)-это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие фонетико- фонематических процессов на логопедических занятиях. С актуальной на сегодня интерактивной лекцией «Особенности формирования фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях» выступила Джальчинова Г.В., учитель-логопед БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи».
Эрендженова П.Н., АВА-терапист, тьютор БУ ДО РК «Центр ЦППМС»-помощи» провела интерактивную лекцию по проблеме «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации» Полина Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в школе, о роли и востребованности тьютора как наставника по индивидуализации образовательного маршрута ребёнка, организации образовательной среды и о взаимодействии между тьютором и учителем.
Отмечен ценный опыт работы Бораевой Д.Л., учителя-дефектолога и Нарминовой Ж.Г., учителя -логопеда БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи», которые поделились своим практическим опытом работы по теме «Диагностика и формирование первоначальных навыков неговорящего ребёнка при эффективном запуске речи в работе учителя дефектолога. Использование логопедического массажа».
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» провела со слушателями курса Дорджиева С.В., заместитель директора, педагог-психолог БУ ДО РК «ЦППМС»-помощи».
Бугаёва Ж.Б., зав. отделом аттестации выступила по актуальной на сегодня теме «Аттестация педагога как показатель профессионального роста», где было рассказано о модели аттестации на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями ПС педагога и ФГОС ОО и с учетом мнения выпускников. Подробно остановилась на видах аттестации, требованиях к составу аттестационной комиссии, о порядке аттестации и параметрах оценки.
Курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ раскрывают специфику проектирования учебного процесса для школьников с инвалидностью с точки зрения дифференцированного и деятельностного подхода.
Целью выступления Гунзиковой З.И., учителя начальных классов МБОУ «СОШ №18 им.Б.Б.Городовикова» перед слушателями курсов в интерактивной лекции «Методы и приёмы работы с детьми ОВЗ» было донести общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ, о деятельностном подходе, использование активных форм, методов и приёмов обучения которые являются одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами школы обеспечивают решение образовательных задач обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
БУ ДО РК «Республиканская спортивно-адаптивная школа» образована в 2017 году с целью создания условий для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством развития адаптивной культуры и адаптивного спорта. В интерактивной лекции «Адаптивная физическая культура и паралимпийский спорт Мучкаева Е.И., заместитель директора по УМР БУ ДО РК «Республиканский спортивно-адаптивная школа» подробно поделилась о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин и рассказала об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ.
По результатам выходной анкеты дана положительная оценка эффективности проведенных курсов. Предусмотренные учебным планом лекционные и практические материалы подготовлены преподавателями КРИПКРО, работниками МОН РК, ЦПМПК, ЦПНС-помощи, педагоги школ и ДОУ: материалы видео в формате MP 4 (видеофайл) (размещены в папке «Гиперссылка»). На контенте курса для самообразования слушателей создана «Методическая копилка».
Оптимизация процесса обучения на основе практико–ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.
Слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.
Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»
С 05 по 16 февраля 2024 г. состоялись курсы повышения квалификации для воспитателей групп раннего возраста, музыкальных руководителей, инструкторов ФИЗО ДОО РК по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО». Цель курсов - повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Обучение, начавшееся на дистанционной площадке, продолжилось в очном формате. В теоретической части курсов рассматривались вопросы изменений в сфере дошкольного образования, психолого-педагогической подготовки, реализации дошкольного образования в свете обновленных требований и другие. Практическая часть курсов прошла на базах МКДОУ №26 «Детский сад «Бумбин орн» и МКДОУ №29 «Детский сад «Иньгллт» г. Элисты. Открытые занятия с воспитанниками, представленный педагогами этих ДОО опыт работы с детьми раннего возраста, по физическому и музыкальному развитию детей дошкольного возраста вызвали интересу коллег. Также свои мастер-классы по игровой, познавательной деятельности, музыкальному и физическому развитию дошкольников продемонстрировали и педагоги - слушатели курсов:
- Популяризация здорового образа жизни в игровой и познавательной деятельности дошкольников (воспитатель МКДОУ «Детский сад №12 «Булг» г. Элиста Манджиева Д. Ф.);
- Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях (музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Городовиковск Чиданова Г. Г.);
- Использование современных здоровьесберегающих технологий в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста (инструктор ФИЗО МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» с. Троицкое Эрендженова Г. С.)
Организация, познавательное, интересное содержание и практическая направленность курсовой подготовки была положительно отмечена педагогами ДОО.
14 февраля 2024 года в рамках курсов повышения квалификации по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС» слушатели курсов посетили КУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество.
Работа в Центре ведется по следующим направлениям:
- медико-социальная реабилитация и восстановительное лечение;
- психолого-педагогическая помощь;
- социальная работа.
Предоставляются услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные услуги. В год обслуживается более 500 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Функционируют швейная, керамическая и столярная мастерские, где предоставляются социально-трудовые услуги. Ежегодно в летнее время на базе мастерских совместно с Комитетом по делам молодежи и спорта Администрации г. Элисты занятости населения создается ученическая трудовая бригада, в которой трудоустраиваются подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 18 лет из малообеспеченных семей. За свой труд они получают заработную плату.
Проводятся культурно-развлекательные и спортивно-оздоровительные мероприятия, разыгрываются кукольные спектакли, ставятся концерты. Цель всех мероприятий: интеграция детей-инвалидов в общественную среду, развитие творческой и физической личности, познавательной активности, формирование культуры сотрудничества, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, знания и уважения к истории своей страны, любви к родному краю, своей малой Родине и т.д. Мероприятия осуществляются при поддержке заинтересованных министерств и ведомств.
Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно.
По окончании занятий Алла Андреевна провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Бавадыкова Наталья Николаевна поблагодарила заместителя руководителя Мухленову Лидию Чудеевну и заведующую отделением психолого – педагогической помощи Цекирову Аллу Андреевну за предоставленную возможность ознакомиться с работой Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, за помощь в организации занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.