Большое педагогическое путешествие началось!
Сегодня дан старт самому яркому и значимому событию в жизни педагогов Калмыкии. На базе МКДОУ «Детский сад №22» г. Элисты состоялось торжественное открытие республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2024» в номинации "Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста", который проводится с целью выявления и распространения инновационного педагогического опыта, поддержки и поощрения лучших учителей родных языков. Второй год подряд в конкурсе примут участие воспитатели и педагоги дополнительного образования дошкольных организаций, обучающие дошкольников родному (калмыцкому) языку. На церемонии открытия присутствовали члены жюри, представители педагогической общественности, организаторы конкурса, а также группы поддержки конкурсантов.
В нарядно украшенный зал были приглашены педагоги - участницы конкурса в сопровождении галантных кавалеров, воспитанников детского сада. В этом году в конкурсе участвует шесть педагогов. Они все разные, но их объединяет безмерная любовь к детям, родному языку и творческий подход к своей профессии, Яркими выступлениями гостей встретили воспитанники детского сада №22. С приветственным словом и пожеланиями к участникам конкурса обратилась председатель жюри Эрднеева Алевтина Данзановна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БУ ДПО РК " КРИПКРО.
Конкурс - это всегда волнение, творческих азарт и вдохновение!
Это яркое, запоминающееся событие - фейерверк педагогических идей, мастерства и таланта! Желаем удачи всем конкурсантам!
Но перед этим прошел заочный тур, на который участницы представили свои «Медиавизитки» - видеоролики, демонстрирующие наиболее значимые аспекты их профессиональной деятельности; педагогическую индивидуальность в контексте этнокультурных особенностей Республики Калмыкия и образовательной организации, в которых они работают; профессиональную компетентность и практический опыт.
Первый день (25.04) начался с конкурсного испытания «Педагогическое мероприятие с детьми». Участники Конкурса провели педагогические мероприятия с детьми, продемонстрировали всевозможные методы, приемы современного дошкольного образования в изучении родного языка.
Так, Церенова Радмила Викторовна - воспитатель национального детского сада «Очн» п. Бага-Чонос Целинного района приветствовала детей и настроила на дальнейшую работу с помощью эмоционального браслета. В ходе занятия была создана проблемная ситуация, которую в течение всего занятия решали дошкольники средней группы.
Во время испытания педагоги за 20 минут должны наладить контакт с незнакомыми им детьми и заинтересовать малышей. Как это сделать, хорошо знала педагог дополнительного образования с 30 - летним стажем работы Балакаева Екатерина Николаевна из детского сада №24 г. Элиста. Она предложила воспитанникам детского сада №22 стать участниками видеорубрики «Хамдан дасый», где они составляли сказку «Хаврин тууль» с использованием разнообразного красочного дидактического материала.
Воспитатель Улюмджиева Марина Петровна из детского сада «Нарн» с. Красинское Лаганского района на интегрированном занятии продолжила обогащать знания детей и расширять их представления о весенних изменениях в природе нашей степи, закрепив их в продуктивной деятельности.
С заботой о родном калмыцком языке Валетова Цаган Павловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Яшкуль совершенствовала художественно-речевые навыки детей при заучивании стихотворения В. Шуграевой «Хавр».
Мацакова Валентина Зулаевна, воспитатель группы с этнокультурным компонентом обучения и воспитания МКДОУ «Детский сад «Айс» п. Большой Царын Октябрьского района провела с детьми подготовительной к школе группе путешествие в степь. Задала тон занятию с помощью проблемной ситуации. Заворожила детей «волшебным облаком», отправившись на нем в степь на экскурсию. Все моменты экскурсии были запечатлены моментальным фото, также использовала элементы цифровой образовательной технологии, что больше всего удивило детей.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Торһа» п. Ики-Бурул Бадаева Эльвира Мантаевна, пригласила детей в литературную гостиную, активизировала познавательную деятельность и способствовала развитию родной калмыцкой речи, работая с детьми над созданием нерифмованного стихотворения «Хавр» (« Весна») посредством интересного педагогического приема «Синквейн». Воспитанники детского сада №22 почувствовали себя на этом занятии юными поэтами.
Все конкурсантки методически грамотно включали в занятия языковую практику, тем самым обогащая лексический запас детей, закрепляли новые слова.
Во второй половине дня прошло конкурсное испытание «Воспитательное мероприятие». В данном мероприятии конкурсантами были продемонстрированы профессионально- личностные компетенции в области воспитания и социализации личности. Участницы конкурса через разные формы проведения воспитательного мероприятия: викторину, виртуальную экскурсию, живую картину, досуг, игру, окунули коллег в разрешение вопросов экологического, патриотического, духовно – нравственного, семейного воспитания.
Педагоги показали себя профессионалами своего дела. Время пролетело незаметно, было интересно всем участникам конкурса и членам жюри.
Жюри отметили, что в каждом воспитательном мероприятии прослеживается любовь к родному краю, своим истокам, родине и профессии, которую выбрали участницы.
Во второй день (26.04) прошло финальное конкурсное испытание «Мастер-класс». Это особый этап состязания, где педагоги демонстрировали педагогическое мастерство в области презентации и трансляции педагогического опыта, способы профессиональной деятельности, доказавшие свою эффективность в практической работе, и умение применять современные инструменты в обучении ребенка.
Повышенный интерес всех присутствующих вызвал мастер-класс Е.Н. Балакаевой, на котором она раскрыла секреты использования сказочно-игрового подхода в обучении детей родному языку. На примере некоторых сказок показала, как можно изучить и закрепить лексический минимум по различным темам.
Мастер-класс Мацаковой В.З. был посвящен формированию представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии. Педагог поделилась опытом применения цифровых технологий для проведения виртуальной экскурсии.
Валетова Ц.П. провела мастер-класс по теме «Эффективность использования напольных игр в обучении детей дошкольного возраста родному языку».
Церенова Р.В. продемонстрировала мастер-класс по использованию игры «Радуга открытий», с помощью которой можно знакомить детей с природой родного края.
Улюмджиева М.П. поделилась своим опытом по применению игрового пособия «Гостеприимный Баирчик» которое можно использовать во всех видах деятельности.
Тему своего мастер-класса «Использование приема «Синквейн» в обучении детей родному языку» Бадаева Э.М. считает универсальной. Она не требует особых условий применения, способствует обогащению словаря, позволяет педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические процессы (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Перед компетентным жюри стояла непростая задача. Им предстояло оценить оригинальность содержания, методическую и практическую ценность мастер-классов для образования дошкольников, умение транслировать опыт работы. Конечно, жюри оценит все мастер-классы по достоинству!
В завершении конкурса своими впечатлениями поделились участницы конкурса.
“Любой конкурс - это новая ступень профессионального роста, это новый стимул для новых начинаний. Это испытание на прочность, где я показала свое педагогическое мастерство, свой опыт. Это своего рода повышение квалификации. От конкурса я получила стимул к дальнейшему развитию. Почерпнула для себя опыт своих коллег, взяла новое и интересное. Моя миссия выполнена. Спасибо членам жюри, конкурсантам за совместную, творческую работу», - высказала свое мнение конкурсантка Мацакова В.З.
А на вопрос: «Почему вы решили принять участие в конкурсе?», - нам ответила Валетова Ц.П.: «Прежде всего – это повышение своего профессионального мастерства, обогащение своего опыта инновационными методами работы и знакомство с новыми интересными людьми. А также – это возможность проверить свои силы. Я получила шанс проверить себя в новой творческой деятельности, проявить свой талант, показать, на что я способна, как педагог, и научиться у других чему - то новому, обогатить жизненный опыт».
Педагог дополнительного образования детского сада №24 г. Элисты Балакаева Е.Н.: «Участие в конкурсе для меня - это учеба, получение и изучение опыта педагогов, представляющих муниципальное образование нашей Республики. Это своеобразный показ наработанного опыта коллегам, это распространение опыта, это открытие нового, знакомства. И обращенность этого конкурса на родной язык, на родную культуру имеет огромное значение не только в целях систематизации опытов, наработанных педагогами в дошкольных образовательных организациях, не только для показа лучших образцов, но и для того, чтобы все это использовать для сохранения и развития языка в целом, а значит развитие и сохранение калмыцкого народа».
Заведующий МКДОУ «Детский сад №22» Насунова Лидия Николаевна отметила, что проведение данного конкурса на базе их сада было очень ответственным и волнительным мероприятием для всего коллектива: «В истории нашего детского сада – это уже четвертый прием педагогов республиканских конкурсов. Очень рада, что данное мероприятие прошло на должном уровне».
По завершении конкурса члены жюри конкурса поблагодарили всех педагогов за активное участие в профессиональном конкурсе. Пожелали крепкого здоровья, творческих успехов, уверенности в достижении всего задуманного и дальнейших профессиональных побед!
По итогам всех трех туров Конкурса из числа участников Конкурса определились пять лауреатов. Среди лауреатов определены победитель и призеры Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов, которые были объявлены на торжественной церемонии награждения участников республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии - 2024»:
I место - Балакаева Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования МКДОУ «Детский сад №24» г. Элиста.
II место - Мацакова Валентина Зулаевна, воспитатель группы с ЭКОиВ МКДОУ «Детский сад «Айс» п. Большой Царын Октябрьский район.
III место - Бадаева Эльвира Мантаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Торга» п. Ики Бурул.
Лауреат - Валетова Цаган Павловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Яшкуль.
Лауреат - Церенова Радмила Викторовна, МДОКУ «Национальный детский сад «Очн» п. Бага Чонос Целинный район.
Победители и призеры конкурса в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» были награждены денежными призами в размере 100, 70, 50 тысяч рублей соответственно. Лауреаты (4 и 5 место) награждены двухдневными туристическими путевками на Домбай (Республика Карачаево – Черкессия).
Победитель примет участие в финале Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2024 г. в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста», который пройдет в этом году в Республике Татарстан.
На протяжении двух дней на Конкурсе работали: рабочая группа, пресс - центр, счетная комиссия, коллектив МКДОУ №22. Конкурс прошел на высоком организационно - методическом уровне. Участники и члены жюри выразили благодарность руководителю и педагогическому коллективу детского сада №22 г. Элиста за воспитанников, активное участие и поддержку педагогов, организацию конкурса; кафедру дошкольного и начального образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» - за организационно – методическое сопровождение конкурса.
12 апреля 2024 года для участников конкурса, из числа победителей муниципальных этапов, был проведен установочный семинар, на котором конкурсанты получили разъяснения по содержанию всех конкурсных испытаний, познакомились с базой проведения конкурса, была проведена жеребьевка.
Финал конкурса проходил в три тура: первый (заочный) тур, второй (очный) и третий (очный) туры. В первом (заочном) и втором (очном) туре принимали участие 8 участников Республиканского конкурса.
В состав жюри вошли преподаватели БУ ДПО РК «КРИПКРО», БПОУ РК «Колледж искусств им. П.О. Чонкушова», специалисты БУ ДО «РЦДЮТ и К», БУ ДО «РДЮСШ», «Навигаторы детства» Республики Калмыкия, КУ РК «Социальный приют», Центра коррекции и развития «Пирамида».
Первый (заочный) тур включал в себя два конкурсных мероприятия.
Здесь оценивался комплекс основных характеристик образования по дополнительной общеобразовательной программе: объем, содержание, планируемые результаты; организационно-педагогические условия, формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные компоненты, оценочные и методические материалы.
Конкурсантами, в наглядной форме (презентациях, графиках, таблицах, диаграммах), были представлены сведения о результативности программы.
Представленные сведения отражали динамику показателей результативности программы (результатов обучающихся, в том числе отсроченных, методов оценки результатов, выводов, интерпретации статистических данных, результатов опросов, анкет и т.д.), а также изменение условий реализации программы (например, для детей с особыми образовательными потребностями).
Наиболее отвечающие требованиям были отмечены дополнительные образовательные программы Семеновой Т.Д.-Г., Ожелдыковой Е.Ц.
Второй очный тур Конкурса включал три конкурсных испытания.
Открытые вопросы были нацелены на оценку понимания участников трудовых функций, необходимых знаний и умений, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Решение педагогической ситуации демонстрировало готовность участника к применению современных методов и приёмов обучения и воспитания.
Наиболее успешно справились с тестированием Ожелдыкова Е.Ц. и Химочкина О.Ю.
Конкурсанты защищали положения своих общеобразовательных программ: актуальность, практическую значимость программы, основные педагогические идеи, технологии, результаты, достигаемые обучающимися после освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Наиболее успешными, по мнению жюри, оказались презентации программ педагогов Семеновой Т.Д.-Г., Чензеевой Т.И., Дорджиевой Д.М.
Цель конкурсного испытания – выявление профессиональных знаний, компетенций и мастерства конкурсанта по планированию и организации новых форм организации образовательной деятельности обучающихся в соответствии с содержанием программы, приоритетными задачами обновления содержания и технологий обучения и воспитания обучающихся средствами новых форм организации обучения и воспитания детей и целесообразностью ситуации отбора методических и новых технологических средств демонстрации профессиональных практик и методик.
Конкурсантами были представлены мастер-классы по темам «Теневой театр», «Анимация в программе 3-D моделирования», «Мобильное обучение игре в баскетбол с использованием Интернет-ресурсов», «Моя семья», «Обучение игре на домбре», «Квест-игра с Лего-конструированием» и др.
По итогам первого (заочного) и второго (очного) туров из числа участников пять педагогов, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге, были объявлены лауреатами Конкурса:
После проведения первого и второго туров результаты участников аннулировались.
В третьем (очном туре) лауреаты Конкурса выполняли задания по порядку в соответствии с жеребьевкой, которая проводилась после объявления итогов первого (заочного) и второго (очного) тура Конкурса.
Третий (очный) тур включал в себя конкурсное мероприятие «Педагогическая риторика», который состоял из двух этапов.
На первом этапе конкурсанты формулировали свои профессиональные взгляды, ценности, позиции в индивидуальном публичном выступлении на этапе «Педагогический кейс на основе анализа фрагмента кинофильма». Была представлена визуализированная в кинофрагменте проблемная ситуация взаимодействия детей и взрослого, в отношении которой конкурсанты, после предварительного просмотра и анализа, публично предлагали свое педагогическое решение по данной ситуации.
На втором этапе педагогической дискуссии конкурсанты делились своим видением профессионального взаимодействия педагога и детей.
В этом конкурсном испытании оценивалось умение вести профессиональный разговор, грамотно, лаконично давать ответы на вопросы модератора. Конкурсное испытание было проведено с участием модератора Калашниковой Е.С., преподавателя БПОУ РК «ЭПК им. Х.Б. Канукова».
По итогам третьего тура Конкурса определились победитель и лауреаты Конкурса:
1 место - Чензеева Татьяна Исатаевна, МКОУ «Цаганаманская СОШ № 2», педагог дополнительного образования
2 место - Ожелдыкова Екатерина Цереновна, БУ ДПО РК «ЦРОД», педагог дополнительного образования
3 место - Доржиева Даяна Мергеновна, МКОУ «РНГ им. преподобного Сергия Радонежского», педагог дополнительного образования
4 место - Семенова Татьяна Дорджи-Горяевна, МКУ ДО «ДДТ» Лаганский р-он, педагог дополнительного образования
5 место - Могульджина Байина Борисовна, МБУ ДО «ДДТ» Черноземельский р-он, педагог дополнительного образования
На торжественном закрытии республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2024» победители и призеры конкурса в номинации «Педагог дополнительного образования «Сердце отдаю детям» были награждены денежными призами в размере 100, 70, 50 тысяч рублей соответственно. Лауреаты (4 и 5 место) награждены туристическими двухдневными путевками на Домбай.
На протяжении двух дней на Конкурсе работали: рабочая группа, пресс - центр, счетная комиссия, коллектив БУ ДПО РК «ЦРОД».
Конкурс прошел на высоком организационном уровне.
Ст. преподаватель кафедры
воспитания и дополнительного образования
БУ ДПО РК «КРИПКРО»
О.А. Краснокутская