С 15 по 17 мая 2024 года кафедра методики преподавания естественно-математических дисциплин БУ ДПО РК «КРИПКРО» провела курсы повышения квалификации по теме: «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде». Слушателями курсов стали 17 педагогов образовательных организаций республики: специалисты муниципальных управлений (отделов) образованием, руководители, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, педагогические работники, курирующие вопросы профилактики экстремизма и терроризма из г.Элисты и районов республики: Лаганского, Черноземельского, Яшкульского Сарпинского, Малодербетовского, Октябрьского, Юстинского, Целинного..
Учебные занятия проходили в соответствии с программой дополнительного профессионального образования «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательной среде».
Лекторский состав курсов: Мунчинова Л.Д. ректор БУ ДПО РК «КРИПКРО», к.п.н. (Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности в Российской Федерации), Музраева Г.А.,старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования (Социально-психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде), Квачев Н.О. ,преподаватель ЦНППМ КРИПКРО (Интернет как сфера распространения идеологии терроризма и как инструмент вербовки молодежи), Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин КРИПКРО. (Нормативно – правовое сопровождение противодействия экстремизму и терроризму; Причины и условия, способствующие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность; Формирование антитеррористической идеологии в подростковой и молодежной среде; Решение ситуационных задач «Алгоритм действий при угрозе террористического акта»; Методическое сопровождение профилактики экстремизма и терроризма: рекомендации)
В рамках курсов проведен круглый стол по теме: «Терроризм, экстремизм как реальные угрозы национальной безопасности: проблемы, проявления, способы и методы противостояния» с участием Яшкулова З.З., начальника отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии в Республике Калмыкия Администрации Главы РК; Бадмаевой С. Г., специалиста отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии в Республике Калмыкия Администрации Главы РК (Организационные основы противодействия терроризму), Полянской А. Х., старшей оперуполномоченной по особо важным делам Центра по противодействию экстремизму МВД по РК, майора полиции (Профилактика экстремистских проявлений и деструктивного поведения в молодежной среде); Ямановой Н. И., сотрудника научно-исследовательского центра по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму БНУ РК «ИКИАТ»(Основные направления работы научно-исследовательского центра по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму Республики Калмыкия БНУ РК «ИКИАТ»).
В работе круглого стола приняла участие Шевенова С.И., учитель истории, обществознания и права МБОУ «Элистинский лицей», Заслуженный учитель Республики Калмыкия и Российской Федерации, Народный учитель Российской Федерации (Об особенностях поведения молодежи в современном мире) вместе со своими ученицами 10 класса: Лиджиевой А., (Об особенностях поведения молодежи в современном мире и Каон Джувон (Какие они экстремистские организации и как относиться к ним)
Главная мысль, прозвучавшая во всех выступлениях – усиление воспитательной работы, нацеленной на развитие духовно-нравственных ценностей, формирование гражданской идентичности детей и молодежи через уважения прав и свобод человека, стремление к согласию, к активному диалогу.
Мунчинова Л.Д., отметила, что необходимо формировать в образовательных организациях деятельностную среду, которая позволит обучающимся социализироваться в современном мире.
По информации, прозвучавшей в докладах представителей правоохранительных органов проделанная работа дает положительные результаты. В республике активно проводятся декады, семинары, круглые столы и другие мероприятия, направленные на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что терроризм и экстремизм – это большая, сложная проблема, для решения которой принимаются самые серьезные меры на протяжении длительного периода, но в то же время успешная деятельность в этой сфере возможна через консолидированные усилия различных ведомств, общественных организаций, родительской общественности и всех неравнодушных людей. По итогам круглого стола были выработаны методические рекомендации по профилактике экстремизма и терроризма в образовательной среде
Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры
естественно-математических дисциплин БУ ДПО РК "КРИПКРО"
«Старт к успеху»!
Под таким девизом в Школе № 3 в период с 15 по 19 апреля 2024 г. состоялась традиционная ежегодная Республиканская Неделя молодого педагога.
В Неделе приняли участие более 50 молодых педагогов и наставников из г. Элисты, Целинного и Приютненского районов.
Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом?
В современной России интерес к наставничеству стал возрождаться примерно пять-шесть лет назад. Основой для его развития на новом витке, которое иногда называют перезагрузкой или «Наставничеством 2.0», стали традиции, сложившиеся в нашей стране не только в советский период, но и на протяжении всей ее истории. Наставничеству уделяют все больше внимания в самых разных сферах деятельности, совместные усилия для его институционализации прилагают общество, бизнес и органы государственной власти. Особенно активно оно развивается в сфере образования.
Основный смыл наставничества заключается в том, что человек, любящий свою профессию и достигший в ней успеха, передает знания и навыки тем, кто будет развивать ее дальше. Но, как свидетельствует многолетний опыт, в нашей стране оно не сводится лишь к обучению мастерству и подразумевает также передачу жизненного опыта, трансляцию ценностей, пусть даже это с трудом поддается формализации.
Темами Недели в 2024 году стали «Быть педагогом – это искусство» (Хулхачиева Э.В.) и «Практические формы обучения и развития педагогического наставничества в современном образовтельном пространстве (Бадма-Горяева А.А.)
В рамках Недели молодые педагоги и их наставники провели открытые уроки (Нуркаева Г.С. и Михайличенко Д.И.; Эдлякиева Э.Б. и Омельченко Ю.В., Манджиева Т.Э. и два наставляемых Борисенко М.А., Мисникович М.А.; Очирова А.А. и Болдырева Е.В., Глушко Л.Н. и Онкорова И.Ю.)и мастер-классы.
Хулхачиевой Э.В., куратором внедрения Целевой модели наставничества, ПРОО РФ, лауреатом конкурса ПНПО Президента РФ, Заслуженным учителем РК был проведен семинар на тему «Реализация модели наставничества в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им Сергиенко Н.Г.» г. Элисты. Из опыта работы».
И завершил Неделю круглый стол с участием молодых педагогов и наставников Республики Калмыкия и Московской области. Уробушкин Ю.М, учитель физики из г. Реутов Московской области, лауреат конкурса «Учитель года – 2020 Подмосковья» провел мастер-класс по теме «Билингвальные технологии на уроках физики».
Участники отметили, что Неделя стала мощным стимулом для молодых педагогов в выборе стратегии преподавания, а также для наставников в совершенствовании своих профессиональных навыков!
19 апреля 2024 года с целью повышения методической компетентности учителей географии на базе МКОУ «Цаганаманская гимназия» Юстинского района состоялся республиканский семинар-практикум «Развитие познавательного интереса и формирование исследовательской компетенции школьников в преподавании географии».
В семинаре приняли участие учителя города Элиста и районов республики: Юстинского, Черноземельского, Яшкульского, Кетченеровского.
С приветственным словом к участникам семинара-практикума обратилась Татьяна Санджариковна Эрдниева, начальник отдела образования, культуры и туризма Юстинского района.
В ходе теоретической части семинара-практикума были посещены открытые уроки учителей МКОУ «Цаганаманской гимназии» и МКОУ «Цаганаманской СОШ» - Хамуровой Л.Б., («Население Сибири»); Микиткеевой В.С. («Изменение природы Евразии под влиянием хозяйственной деятельности человека», а также интегрированные уроки Корсиковой Л.Б., учителя математики («Масштаб»): Мушаевой С.В., учителя английского языка («Устойчивые английские выражения с географическими названиями»); Батбаясгалан С.В.,учителя русского языка и литературы («Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»). Уроки даны в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.
О работе экологического лагеря «Импульс» рассказала Лазарева Т.С., заместитель директора по УВР, учитель биологии МКОУ «Цаганаманская гимназия».
Ходжаева Н.О., учитель биологии Цаганаманской гимназии поделилась опытом работы по проектно-исследовательской деятельности и провела мастер-класс «От поиска к науке» исследовательская деятельность учащихся гимназии на территории Юстинского района и Волго-Ахтубинской поймы». Педагог вместе с учащимися проводит большую работу по исследованию флоры и фауны своей местности. Так, проекты учащихся занимают призовые места на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, Бахандыкова Бова, ученица 9 г класса («Экология гнездования курганника на территории Юстинского района»), Ходжаева Арина, ученица 10 г класса («Мониторинг адаптации лотоса орехоносного на озере Могутки»), Темергазиева Салима, ученица 8 г класса («Изучение околоводной растительности на протоке Тахта»), Хаджурова Марина, ученица 9г класса («Флористический обзор лекарственных растений на территории Природного парка Волго-Ахтубинской поймы», «Изучение видового состава и суточной активности сколии на территории поселка Цаган Аман»).
В ходе круглого стола выступили Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин КРИПКРО («Современный урок географии в соответствии с требованиями ФГОС»), Королева Н.Г., учитель географии МКОУ «Кегультинская СОШ им. М.А.Сельгикова» Кетченеровского района («Формирование естественно-научной грамотности в преподавании географии»), Ольцонов А.А., учитель географии и истории МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О. Инджиева» Кетченеровского района («Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках географии»).
Практическая часть семинара прошла на левобережье реки Волги и началась с экскурсии под руководством Ходжаевой Н.О., педагогов гимназии по теме «Маршруты экологического лагеря «Импульс».
Участники практикума высоко оценили организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов Цаганаманской гимназии, способствующую формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных действий у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Завершены очередные курсы (01.04.-13.04.2024г.) для педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование РК «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
9 апреля в рамках курсов «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» на базе КОУ РК «ЭКШИ» проведен региональный семинар-практикум по теме: «Направления, приёмы и методы работы по социализации детей школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной воспитательной среды», приуроченный к Году семьи-2024
Цель проведения семинара: создание условий для профессионального роста педагогов школы, трансляция опыта методической работы школы в условиях развития современного образования.
В работе семинара приняли участие 25 человек (педагоги общеобразовательных, коррекционных школ региона).
С приветственным словом обратился к участникам семинара директор школы – интерната Очалаев М. Н., ознакомила с планом работы участников семинара – практикума Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО.
С докладом по теме «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность» выступила заместитель директора по УВР Пачаева В. В., в котором акцентировала внимание присутствующих на основных направлениях деятельности общеобразовательного учреждения.
В рамках семинара были показаны следующие открытые мероприятия:
Урок по предмету «Русский язык» в 9 классе по теме «Наречия, которые обозначают время, место и способ действия»проведен учителем высшей квалификационной категории Лиджиевой А. А. На уроке продемонстрированы элементы технологии проектно -исследовательской деятельности. Основной целью урока было научить классифицировать наречия по группам в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, расширить словарный запас обучающихся за счет употребления наречий.
Урок ИЗО в 5классе по теме «Подводный мир» проведен учителем Менкеевой Э. К. Через постановку проблемы ученики сформировали задачи урока, тему занятия. Урок был построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО ОВЗ. Овладение выразительными средствами изобразительного искусства – композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно – творческого замысла – главная задача занятия. Особый интерес у обучающихся вызвала работа на песочных столах, где дети создавали рисунки, работая пальчиками и кулачком.
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Дикие животные» проведено в 7 классе , учителем –дефектологом МБОУ «СОШ №23» г.Элисты. Цель занятия – закреплять знания детей о диких животных, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года; развивать зрительное и слуховое внимание, память.Применяемые разнообразные методы и приёмы, такие как: словесные (беседа, прослушивание сообщения, загадка), наглядные (демонстрация слайдов и картинок диких животных), практические (рисование по образцу), игровые позволили удерживать интерес детей, привлечь их внимание, активизировать самостоятельное мышление ребёнка.
Внеклассное занятие – инсценировка сказки «Репка» в 6 классе, проведено воспитателем Савалдановой С. Н. В соответствии с ФГОС ООО ОВЗ занятие было выстроено на интеграции областей: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Которая просматривалась в таких моментах как: рациональное размещение материала, смена деятельности, применение художественного слова, музыкального сопровождения, правильное освещение. Ролевая игра заинтересовала детей, вызвала у них эмоциональный отклик.
Открытое внеклассное мероприятие «Корзина отличного настроения»» для обучающихся с ТМНР 3 класса было проведено воспитателем Санджураевой Н. Д. Данное мероприятие актуально для детей с ТМНР. В ходе проведения мероприятия решались задачи: развитие навыков коллективизма, уважения, толерантности; формировались умения и навыки связной речи, выразительности, эмоциональности и артистизма. Выбор заданий тщательно продуман, логично взаимосвязан, разнообразен.
Проведенное тренинговое занятие педагогом – психологом Ямановой К. Х. «Меняемся сами, меняем окружающий мир» вызвал массу положительных эмоций и отзывов у присутствующих.
Опытом работы по развитию познавательной деятельности у обучающихся с умственной недостаточностью поделилась учитель начальных классов Н. У. Бартунова. Участникам круглого стола были продемонстрированы наглядные материалы, мастер – класс по применению сюжетно – ролевых игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теме «Социально-бытовая адаптация выпускников в условиях коррекционной школы-интерната» посвящено выступление воспитателя КОУ РК «СКШИ» Хулхачиевой Н. О.
Стоит отметить, что семинар проходил, в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Дорджиева И. С., мама ученика 3 класса провела мастер – класс «Красота своими руками». Участники семинара имели уникальную возможность познакомиться с технологией и изготовить гипсовые фигуры – подсвечники в форме лотоса (себе в подарок!). В заключении Ирина Сергеевна выразила слова благодарности и пожелания администрации школы.
Важным аспектом семинара стало обсуждение практических примеров успешного внедрения инклюзивного образования на базе различных образовательных организаций. Участники семинара имели возможность ознакомиться с опытом работы школ, где применяются инклюзивные формы обучения.
В ходе круглого стола были рассмотрены актуальные проблемные вопросы: дефицит специалистов (логопед, психолог, дефектолог, тьютор, методист, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог), трудоустройство выпускников, материально-техническая база и др. А также было отмечено о недостаточной системной работы на всех уровнях и сетевого взаимодействия в условиях инклюзивного образования в республике.
Спикеры и участники отметили актуальность, полезность и значимость семинара-практикума, т. к он носил практико-ориентированный характер.
Подводя итоги, они определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. В частности, обозначена необходимость адаптации содержания цикла занятий к инклюзивным методам обучения учащихся с ОВЗ, включение в штатное расписание узких специалистов, совместная организация с муниципальными методическими службами по изучению профессиональных затруднений педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ.
Основной проблемой, с которой сталкивается подавляющее большинство педагогогов школ, была отмечена всеми интервьюируемыми учителями, является острая нехватка квалифицированных специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов. Коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Для адресной методической помощи педагогам на курсы были приглашены специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Джальчинова Г.В., учитель-логопед провела интерактивную лекцию «Особенности формирования фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях». Бадмаева Г.Б., педагог-психолог провела тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». Багнинова В.Ю., инструктор АФК «Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ». Эрендженова П.Н., АВА-терапист, тьютор «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации»).
10 апреля слушатели курсов посетили Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество. Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно. По окончании занятий Цекирова А.А., заведующая отделением психолого-педагогической помощи провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
Не менее значимым было посещение Республиканской спортивно-адаптивной школы, которая образована в 2017 году с целью создания условий для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством развития адаптивной культуры и адаптивного спорта. Мучкаева Е.И., заместитель директора по УМР «РСАШ» подробно поделилась о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин и рассказала об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Тренеры –преподаватели школы провели мастер-классы по адаптивной физкультуре и параолимпийским видам спорта «Методика применения комплекса упражнений для детей с ОВЗ в домашних условиях» (Лиджиев Б.Н., тренер-преподаватель, Манджиев С.). Показали упражнения для укрепления физического здоровья обучающихся, а педагоги получили знания и овладели практическими умениями в выполнении лечебных физических упражнений.
В ходе курсовой подготовки слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ и др. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.
Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»