Подробнее
Завершены очередные курсы (01.04.-13.04.2024г.) для педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование РК «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
9 апреля в рамках курсов «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» на базе КОУ РК «ЭКШИ» проведен региональный семинар-практикум по теме: «Направления, приёмы и методы работы по социализации детей школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной воспитательной среды», приуроченный к Году семьи-2024
Цель проведения семинара: создание условий для профессионального роста педагогов школы, трансляция опыта методической работы школы в условиях развития современного образования.
В работе семинара приняли участие 25 человек (педагоги общеобразовательных, коррекционных школ региона).
С приветственным словом обратился к участникам семинара директор школы – интерната Очалаев М. Н., ознакомила с планом работы участников семинара – практикума Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО.
С докладом по теме «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность» выступила заместитель директора по УВР Пачаева В. В., в котором акцентировала внимание присутствующих на основных направлениях деятельности общеобразовательного учреждения.
В рамках семинара были показаны следующие открытые мероприятия:
Урок по предмету «Русский язык» в 9 классе по теме «Наречия, которые обозначают время, место и способ действия»проведен учителем высшей квалификационной категории Лиджиевой А. А. На уроке продемонстрированы элементы технологии проектно -исследовательской деятельности. Основной целью урока было научить классифицировать наречия по группам в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, расширить словарный запас обучающихся за счет употребления наречий.
Урок ИЗО в 5классе по теме «Подводный мир» проведен учителем Менкеевой Э. К. Через постановку проблемы ученики сформировали задачи урока, тему занятия. Урок был построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО ОВЗ. Овладение выразительными средствами изобразительного искусства – композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно – творческого замысла – главная задача занятия. Особый интерес у обучающихся вызвала работа на песочных столах, где дети создавали рисунки, работая пальчиками и кулачком.
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Дикие животные» проведено в 7 классе , учителем –дефектологом МБОУ «СОШ №23» г.Элисты. Цель занятия – закреплять знания детей о диких животных, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года; развивать зрительное и слуховое внимание, память.Применяемые разнообразные методы и приёмы, такие как: словесные (беседа, прослушивание сообщения, загадка), наглядные (демонстрация слайдов и картинок диких животных), практические (рисование по образцу), игровые позволили удерживать интерес детей, привлечь их внимание, активизировать самостоятельное мышление ребёнка.
Внеклассное занятие – инсценировка сказки «Репка» в 6 классе, проведено воспитателем Савалдановой С. Н. В соответствии с ФГОС ООО ОВЗ занятие было выстроено на интеграции областей: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Которая просматривалась в таких моментах как: рациональное размещение материала, смена деятельности, применение художественного слова, музыкального сопровождения, правильное освещение. Ролевая игра заинтересовала детей, вызвала у них эмоциональный отклик.
Открытое внеклассное мероприятие «Корзина отличного настроения»» для обучающихся с ТМНР 3 класса было проведено воспитателем Санджураевой Н. Д. Данное мероприятие актуально для детей с ТМНР. В ходе проведения мероприятия решались задачи: развитие навыков коллективизма, уважения, толерантности; формировались умения и навыки связной речи, выразительности, эмоциональности и артистизма. Выбор заданий тщательно продуман, логично взаимосвязан, разнообразен.
Проведенное тренинговое занятие педагогом – психологом Ямановой К. Х. «Меняемся сами, меняем окружающий мир» вызвал массу положительных эмоций и отзывов у присутствующих.
Опытом работы по развитию познавательной деятельности у обучающихся с умственной недостаточностью поделилась учитель начальных классов Н. У. Бартунова. Участникам круглого стола были продемонстрированы наглядные материалы, мастер – класс по применению сюжетно – ролевых игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теме «Социально-бытовая адаптация выпускников в условиях коррекционной школы-интерната» посвящено выступление воспитателя КОУ РК «СКШИ» Хулхачиевой Н. О.
Стоит отметить, что семинар проходил, в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Дорджиева И. С., мама ученика 3 класса провела мастер – класс «Красота своими руками». Участники семинара имели уникальную возможность познакомиться с технологией и изготовить гипсовые фигуры – подсвечники в форме лотоса (себе в подарок!). В заключении Ирина Сергеевна выразила слова благодарности и пожелания администрации школы.
Важным аспектом семинара стало обсуждение практических примеров успешного внедрения инклюзивного образования на базе различных образовательных организаций. Участники семинара имели возможность ознакомиться с опытом работы школ, где применяются инклюзивные формы обучения.
В ходе круглого стола были рассмотрены актуальные проблемные вопросы: дефицит специалистов (логопед, психолог, дефектолог, тьютор, методист, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог), трудоустройство выпускников, материально-техническая база и др. А также было отмечено о недостаточной системной работы на всех уровнях и сетевого взаимодействия в условиях инклюзивного образования в республике.
Спикеры и участники отметили актуальность, полезность и значимость семинара-практикума, т. к он носил практико-ориентированный характер.
Подводя итоги, они определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. В частности, обозначена необходимость адаптации содержания цикла занятий к инклюзивным методам обучения учащихся с ОВЗ, включение в штатное расписание узких специалистов, совместная организация с муниципальными методическими службами по изучению профессиональных затруднений педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ.
Основной проблемой, с которой сталкивается подавляющее большинство педагогогов школ, была отмечена всеми интервьюируемыми учителями, является острая нехватка квалифицированных специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов. Коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Для адресной методической помощи педагогам на курсы были приглашены специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Джальчинова Г.В., учитель-логопед провела интерактивную лекцию «Особенности формирования фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях». Бадмаева Г.Б., педагог-психолог провела тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». Багнинова В.Ю., инструктор АФК «Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ». Эрендженова П.Н., АВА-терапист, тьютор «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации»).
10 апреля слушатели курсов посетили Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество. Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно. По окончании занятий Цекирова А.А., заведующая отделением психолого-педагогической помощи провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
Не менее значимым было посещение Республиканской спортивно-адаптивной школы, которая образована в 2017 году с целью создания условий для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством развития адаптивной культуры и адаптивного спорта. Мучкаева Е.И., заместитель директора по УМР «РСАШ» подробно поделилась о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин и рассказала об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Тренеры –преподаватели школы провели мастер-классы по адаптивной физкультуре и параолимпийским видам спорта «Методика применения комплекса упражнений для детей с ОВЗ в домашних условиях» (Лиджиев Б.Н., тренер-преподаватель, Манджиев С.). Показали упражнения для укрепления физического здоровья обучающихся, а педагоги получили знания и овладели практическими умениями в выполнении лечебных физических упражнений.
В ходе курсовой подготовки слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ и др. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.
Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»