Подробнее
Цель: в рамках года Педагога и наставника, оказания информационно-методической помощи, совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
В работе семинара приняли участие 53 педагогов КОУ РК, работающих с детьми ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
С приветственным словом к участникам и выступающим обратилась, старший преподаватель кафедры ППиИО Бавадыкова Н.Н. Она подчеркнула значимость и актуальность Межрегионального семинара-практикума, который посвящён чрезвычайно важной теме подготовки образовательных программ, реализации обновленных стандартов для детей с ОВЗ. Тем изменениям, которые внесены в закон об образовании, соответственно регламентированы в приказы Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 ФАООП УО. Далее она посвятила своё сообщение о порядке магистрального направления «Знание» проекта «Школы Минпросвещения России». Остановилась подробно на основных задачах самодиагностики, выявление дефицитов показателей соответствия уровню модели «Школы Минпросвещения России» и разработка комплексных мероприятий, направленных на ликвидацию этих дефицитов и повышение уровня.
Заместитель директора по УВР Лысенко Е.В. подготовила и представила вниманию присутствующих презентацию о школе-интернате, об учебных программах, по которым работает педагогический коллектив школы, о формах и направлениях работы, о материально-технической базе учреждения, о перспективах развития образовательной организации, ее проблемах.
В ходе экскурсии по школе были показаны оборудованные современными техническими средствами и методическими пособиями кабинеты технологии, производственные мастерские, кабинеты психолого-педагогического сопровождения, кабинеты ЛФК, коррекции и внеурочной деятельности, которые были получены в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»; посетили школьную Комнату Боевой славы и краеведения. А также гости ознакомились с выставкой работ воспитанников школы, изготовленных на занятиях кружков «Волшебный сундучок», «Спектр-ИЗО», «Умелые ручки».
Круглый стол открыла Оляева Н.А., , заведующий сектором защиты прав детей МОН РК. Она обозначила проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания помощи каждому ребенку с ОВЗ, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Проблемы оптимизации обучения учащихся с различными нарушениями развития находятся в центре внимания педагогов школы. В организации работы с детьми с ОВЗ важна комплексность и системность оказания психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи. В школе имеется команда специалистов сопровождения: завуч, педагоги, имеющие логопедическое образование, курсовую подготовку по организации обучения детей с ОВЗ.
В ходе пленарной части Межрегионального семинара - практикума были рассмотрены вопросы применения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при обновлении содержания АООП общеобразовательных организаций, в т. ч.:
- Структура и содержание федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пачаева В. В., зам. директора по УВР КОУ РК «ЭКШИ».
- Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в соответствии с требованиями ФГОС и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Лиджи-Горяева Валентина Андреевна, учитель математики КОУ РК «ЛКШИ»
- Подходы к разработке и реализации СИПР в условиях общеобразовательной организации Подходы к разработке и реализации СИПР в условиях общеобразовательной организации Батырова А.И., учитель русского языка и литературы КОУ РК «МКШИ».
- Рабочая программа воспитания в структуре федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): содержание и задачи реализации. Дудкина С.В., старший воспитатель, педагог-психолог КОУ РК «СКШИ».
- Разработка АООП для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО и ФАОП НОО Соболева Елена Константиновна., учитель начальных классов, ГКОУ «Школа №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г..
- Решение кейсовых ситуаций. Деятельность управленческих команд по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данильченко С.М., специалист ресурсного центра инклюзивного образования на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»,педагог-психолог высшей квалификационной категории, ведущая всероссийских и международных вебинаров на платформе ООО «Издательство «Учитель».
- Практикум «Применение нейрогимнастики в работе с детьми с ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса». Эрдни-Горяева Эльвира Э.Б., педагог-психолог КОУ РК «ЭКШИ».
В результате работы участники Межрегионального семинара выработали данную резолюцию, которая призвана обобщить и скоординировать деятельность ОУ коррекционного типа по проектированию и реализации АООП обучающихся с ОВЗ (ИН) в соответствии с ФГОС и ФАООП обучающихся с ОВЗ (ИН):
- Считаем необходимым проведение межрегиональных, межрайонных семинаров по обмену и обобщению опыта ежегодным, с привлечением большего количества педагогических сообществ РК.
- Участники семинара готовы представить свой опыт педагогической или в сфере проектирования и реализации АООП обучающихся с ОВЗ (ИН) в соответствии с ФГОС и ФАООП обучающихся с ОВЗ (ИН) на курсах повышения квалификации.
- Разместить, на специальных интернет - порталах в СМИ информацию о процессе подготовки и проведении подобных семинаров, подумать о возможности трансляции некоторых выступлений участников семинара, мастер-классов.
- По результатам семинара издать электронный сборник тезисов выступлений участников, который будет представлен на сайте ДПО РК «КРИПКРО».
- Учесть при организации семинара привлечение социальных партнёров образовательных организаций с соседних регионов.
- Создание специального единого оn-line сообщества для педагогов КОУ РК в целях обобщения и распространения педагогического опыта в вопросах образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» Бавадыкова Н.Н.