С 01 по 16 марта 2024 г. состоялись курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов республики по теме «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы». Цель курсов - повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области организации образовательного процесса в ДОО с учетом индивидуализации образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Одним из основных принципов дошкольного образования, провозглашенных в федеральном стандарте является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
Эта тема стала главным направлением курсовой подготовки дошкольников республики в течение двух прошедших недель. Начавшись на дистанционной площадке института, повышение квалификации продолжилось в очном формате. В теоретической части курсов рассматривались вопросы изменений в сфере дошкольного образования, психолого-педагогической подготовки, реализации дошкольного образования в свете обновленных требований, индивидуализации образовательного процесса и другие. Практическая часть курсов прошла на базах дошкольных образовательных организаций «Детский сад №14 «Герел», «Детский сад №22» и «Детский сад №25 «Дельфинчик» г. Элисты. Педагогами этих детских садов были проведены открытые занятия с воспитанниками разных возрастных групп по основным направлениям развития дошкольников. Также воспитатели детских садов города представили коллегам выступления и мастер-классы. Слушатели курсов высоко оценили опыт работы педагогов г. Элисты.
Организация, познавательное, интересное содержание и практическая направленность курсовой подготовки была положительно отмечена слушателями курсов.
4 марта 2024 года на базе Кетченеровской гимназии совместно с Кетченеровским отделом образования провели республиканский методический семинар по теме «Современный урок — основная учебно-дидактическая единица эффективного и качественного образования в условиях реализации обновлённого ФГОС».
Цель семинара — организация и проведение методической помощи школьным управленческим командам Кетченеровского района, способствование повышению качества преподавания, обобщению и распространение передового педагогического опыта.
В семинаре приняли участие педагоги, реализующие обновлённые ФГОС, руководители методических объединений, директора образовательных организаций Кетченеровского района, Мушаева Б.Н, проректор по УМР, Антонова А.Г., проректор -руководитель ЦНППМ, Дорджи-Гаряева И.В., старший преподаватель кафедры управления и СПО, Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин, Краснокутская О.А., старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО», Дорджиева А.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №18 им.Б.Б.Городовикова» г.Элисты (по согласованию).
С приветственным словом к участникам семинара обратились Домничева К.В., заведующая отделом образования и культуры Администрации Кетченеровского районного муниципального образования, Шурганов А.Ш., директор МКОУ «Кетченеровская гимназия им.Х.Косиева» Программа семинара включала открытые уроки и педагогические мастерские (мастер-классы).
Уроки учителей: Санджиевой В.Т, учителя начальных классов Алцынхутинской школы (Деление с остатком. Закрепление) Басанговой Р.А., учителя английского языка (Учимся читать и говорить по английски), Обшиевой О.С., учителя музыки (Певческое дыхание. Работа над дикцией и артикуляцией) Кетченеровской гимназии отличались рациональной организацией учебного процесса, использованием деятельностных методов и приемов обучения, практической направленностью, применением современных развивающих образовательных технологий и информационных средств обучения.
В ходе работы педагогических мастерских педагоги обменялись мнениями, способами повышения учебно-познавательной мотивации учащихся.
Мастер-классы педагогов: Королевой Н.Г., учителя географии Кегультинская СОШ ( «Применение оборудования «Точка Роста» на уроках географии в теме «Почва»), Санджиевой М,И., учителя русского языка и литературы Алцынхутинская СОШ . ( «Эссе-как жанр ученического сочинения и не только…», Учителей Кетченеровская гимнази: Обшиевой Г.М. («Организация образовательного пространства для воспитания и развития школьников старшей школы»), Шевелевой В.Б., учителя химии («Подготовка и выполнение практической части ОГЭ по химии») были высоко оценены участниками семинара.
В рамках мастер-класса, проведенного учителем родного языка Кетченеровской многопрофильная гимназии Т.Н. Китаевой, была презентована авторская программа по внеурочной деятельности в 5-11 классах в направлении «Духовно-нравственное воспитание». Основой программы послужили элементы нематериального наследия калмыков: пословицы и поговорки, загадки, песни, традиции и обряды, изучение элементов быта народа. В процессе внеурочных занятий, тематика которых выстроена с учетом возрастных особенностей развития подростков, ученики овладевают основами культуры народа, что является важной составляющей частью воспитательного процесса. Авторская программа Т.Н. Китаевой, может быть предложена для широкого использования в школах нашей республики.
Завершилась работа семинара круглым столом «Современный урок - основная учебно-дидактическая единица эффективного и качественного образования в условиях реализации обновлённого ФГОС», где преподавателями КРИПКРО были даны разъяснения по основным концептуальным нормативно-правовым документам предметных областей и тенденций современного образования.
Большой интерес вызвала у участников семинара выступление детской студии «Ингилян» под руководством Мацакова А.И., Заслуженного работника культуры, руководителя студии, педагога дополнительного образования МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х. Косиева» .
4 марта 2024 года на базе нашего института состоялась межрегиональная конференция "Воспитательный потенциал уроков литературы». Мероприятие организовано кафедрой русского и иностранного языков и литературы БУ ДПО КРИПКРО. В работе конференции приняли участие 65 человек.
Открывая конференцию, ректор республиканского института Мунчинова Лилия Демьяновна, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения РФ, рассказала о важности уроков литературы. «Литература – это вид искусства, который способствует всестороннему развитию, учит читать, анализировать тексты».
В работе конференции принял участие Ратке Игорь Рудольфович, заведующий кафедрой общественно-гуманитарного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области "Институт развития образования", кандидат филологических наук с докладом «Уроки золотого века»: воспитательный потенциал русской литературы первой половины 19 столетия». «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Литература» предполагает решение целого ряда проблем методологического и методического характера, среди которых наиболее значительными представляются следующие:
- мотивационный аспект преподавания литературы;
- необходимость раскрытия аксиологической направленности учебного предмета «Литература»;
- сложности, возникающие в процессе преподавания литературы как искусства слова и как предмета с глубоким духовно-нравственным содержанием.
Путями решения перечисленных затруднений представляются:
На примере отдельных произведений русского «золотого века» демонстрируются возможные подходы к раскрытию их воспитательного потенциала на основе принципа текстоцентризма.
Ашкинова Любовь Петровна, старший преподаватель БУ ДПО КРИПКРО, Заслуженный учитель РК, почетный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, рассказала об основных изменениях обновленных ФГОС, связанных с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Они должны обеспечить формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения. «Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Базовые ценности, выработанные нашим обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания. И именно эти ценности должны быть положены в основу наших уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье».
Очирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23 и Ванькаева Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, призеры республиканского .этапа «Педагог года Калмыкии» провели мастер-класс «Литература – учебник жизни».
По мнению докладчиков, основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства. В рамках выступления будет представлен обзор произведений русских писателей, у которых можно учиться нравственному сознанию и поведению. Преподаватель на уроке играет роль помощника. Жить, как предлагает русская или советская литература, трудно, но, безусловно, достойно….
Манджиева Елена Куприяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Элистинский лицей, Заслуженный учитель РК, Отличник просвещения РФ, выступила с докладом «Роль литературы в выборе профессии». «Для большинства из нас чтение — это возможность отвлечься от повседневной суеты и приятно провести время, погрузившись в увлекательный сюжет. Но есть и те, кто не представляет своей жизни без книг, и мечтает выбрать профессию, связанную с литературой». Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения. От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное здоровье и будущее нации.»
Абильхаирова Светлана Искаковна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, Балашова Акыз Уразбековна, библиотекарь МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, показали мастер-класс «Приемы критического мышления при изучении текста». Мастер-класс осветил важные моменты в преподавании литературы:
2." Провокационные " элементы в ткани урока: стадия вызова, определение характеров, отношений, сюжетных линий.
3.Сопоставительный анализ лирики Пушкина и Бродского.
5.Типы вопросов при изучении текста.
Андриянова Майя Андреевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская СОШ им. Д. Маковкина Сарпинского района провела мастер-класс по теме «Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы». «Современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализо Кочумарова Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Обильненская СОШ Сарпинского района, выступила с докладом «Воспитательный потенциал уроков литературы» ( из опыта работы.) «Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение представляет информационную составляющую образования, то воспитание гарантирует использование полученной информации не во вред обучающемуся, а во благо. Воспитание предполагает обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, которые помогают ему стать нравственным».
Кикеева Надежда Боевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ», Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, провела мастер-класс «Формирование семейных ценностей на уроках литературы». «Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством».
В решении данных проблем литература как предмет играет важную роль. Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к родному человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов.
Гаряева Байрта Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ КНГ, «Воспитание духовно-нравственной культуры школьников на уроках литературы ( по драме А.Н.Островского «Гроза»). Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим. С целью повышения духовно-нравственной культуры школьников наиболее действенно использовать новые формы и методы организации учёбы – проблемное обучение.
Нимгирова Антонида Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Сарпинская СОШ» Кетченеровского района, Почетный работник образования РФ. Cемья и семейные отношения являются предметом изучения психологии, философии, социологии, демографии, истории и других гуманитарных дисциплин. Но именно языком художественной литературы можно доступно и интересно рассказать о семье. Великий русский писатель Л.Н. Толстой отмечал: «В "Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” – мысль семейную».
Лиджиева Галина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, Почетный работник образования, рассказала об опыте работы клуба «Школа чтения», направленного на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать
Слушатели отметили высокую методическую ценность представленных материалов, их применимость в практике преподавания, актуальность.
По итогам конференции будет опубликован сборник материалов, где можно будет увидеть как статьи докладчиков, так и статьи заочных участников конференции.
Благодарим всех участников конференции! Выражаем признательность докладчикам за прекрасно подготовленные выступления!
19 февраля 2024 г. в нашем институте состоялся Межрегиональный дистанционный форум «Роль современного образования в трансляции культурного наследия и родных языков».
Форум состоялся в рамках Года Семьи, Международного десятилетия коренных народов мира, в преддверии Международного дня родного языка, в целях создания условий для межрегионального сотрудничества систем образования по актуальным вопросам преподавания родных языков в условиях поликультурного образовательного пространства, популяризации народных культур, традиций и поддержки языкового многообразия всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Данное мероприятие объединило учителей родных языков и родной литературы общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования детей, педагогов дошкольных образовательных организаций, преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования из Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия-Алания, Забайкальского края, Чеченской Республики, Республики Башкортостан, Пензенской области.
В рамках форума были рассмотрены следующие вопросы:
- Актуальные вопросы преподавания родных языков и родной литературы в образовательных организациях;
- Роль семьи и образовательной организации в сохранении и развитии языков народов Российской Федерации.
В ходе форума педагоги из разных регионов обменялись опытом преподавания родных языков в современных условиях.
Модератором мероприятия выступила Мунчинова Л. Д. ректор республиканского института повышения квалификации работников образования, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук.
С приветственным словом Министра образования и науки Республики Калмыкия Б. Б. Ангировой к участникам форума обратилась Убушиева З. П., начальник отдела среднего профессионального, регионального образования и науки Министерства образования и науки Республики Калмыкия. Зоя Петровна отметила актуальность проведения подобных мероприятий, способствующих диссеминации передового педагогического опыта.
Заведующая отделом учебно-методической работы Центра развития осетинского языка Республики Северная Осетия-Алания Майрамукаева Ф. А. в своем выступлении говорила о формировании мотивации на уроках родного языка и литературы как залоге успешного обучения.
Лазарева Т. П., учитель начальных классов МКОУ «Шарнутовская средняя общеобразовательная школа им. Б. С. Санджарыкова» Сарпинского района, Оруслаева Б. И., учитель родного языка МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа им. А. Дурнева» Яшалтинского района, Бадмаева М. А., учитель родного языка и литературы МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Лазарева» Городовиковского района, Мельтинова Э. В., учитель начальных классов МБОУ «Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э. Чоноскаева» Ики-Бурульского района говорили о роли семьи в деле сохранения и развития родных языков.
Педагоги отметили, что именно в семье закладываются основы владения родным языком. Без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущие гражданины – наши сегодняшние дети. Ребенок – зеркало семьи.
О роли летописей в актуализации традиционных культурных ценностей бурят говорила Намжилова Е. С., проректор по научно-методической работе Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края. Елена Садоевна отметила важность изучения летописей в образовательной организации. У обучающихся формируется историзм мышления, обогащается культурно-историческая память.
Исакова Б.Н., учитель чеченского языка МБОУ «Гимназия №5» г. Грозного Чеченской Республики выступила с темой «Современные методы и технологии, как средства обучения родному чеченскому языку в школе».
Майрамукаева Ф. А., совместно со студенткой 4 курса факультета осетинской филологии ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» Республики Северная Осетия-Алания Гусовой К. Г. выступили перед участниками форума с темами «Буктрейлер как средство развития мотивации к чтению произведений осетинских писателей» и «Приемы использования мнемотехники на уроках родного языка и литературного чтения».
Танделова Р. Б., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Республиканский дворец детского творчества имени Б. Е. Кабалоева» Республики Северная Осетия-Алания, в своем выступлении говорила о семье как основе формирования традиционных ценностей личности ребенка.
Цебекова Н. Д., учитель родного языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. Бембетова В. А.» г. Элисты говорила о родном языке как главной ценности человеческой культуры. Нюдля Даваевна поделилась с участниками форума опытом свой работы.
Коллеги из ГБОУ «Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 им. Р. Гарипова» Республики Башкортостан, Аминева Л. И. и Искандарова З. З. познакомили педагогов с эпосом «Урал батыр», говорили о роли эпоса в воспитании подрастающего поколения.
Форум прошёл на высоком организационном уровне, участники увидели опыт других регионов в деле сохранения и развития родных языков, узнали много интересного и полезного для себя. Наметили ряд межрегиональных взаимодействий в деле сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации.