Итоги Межрегионального форума «Лучшие практики дошкольных образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования в условиях внедрения ФАОП ДО», приуроченного к Году семьи-2024.
29-30 октября состоялся Межрегиональный форум «Лучшие практики дошкольных образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования в условиях внедрения ФАОП ДО», приуроченного к Году семьи-2024.
Организаторами форума стали: старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» Бавадыкова Н.Н., заведующий МКДОУ «Детский сад №33 «Радуга» г.Элиста Китидова О.В., методист МКДОУ «Детский сад №33 «Радуга» г.Элиста Чимидова У.С.
Цель форума: совершенствование профессиональных компетенций педагогов, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях внедрения ФАОП ДО. С сентября этого года МКДОУ «Детский сад №33» г.Элиста является республиканской стажировочной площадкой Института направленной на профессиональное развитие педагогических кадров. Детский сад имеет достаточный практический опыт по работе с разными категориями детей в условиях инклюзии. Пленарную часть открыла Мунчинова Л.Д., ректор Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, во вступительном слове отметила, что один из ключевых аспектов успешной инклюзии – это адаптация образовательной среды под каждого ученика. Это может включать в себя создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальных образовательных программ и поддержку педагогов в их работе. Также важно помнить о том, что успешная инклюзия не только помогает учащимся с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и взаимопонимания. С приветственным словом к участникам форума выступили Авдулова А. Е., заместитель начальника управления образования по муниципальным образованиям городского округа города Красный Луч и Антрацитовского муниципального округа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики и Басангова С. У., начальник отдела дошкольного дополнительного образования и воспитания Управление образования Администрации г.Элисты.
В пленарной части выступили родительские и общественные организации:
Эрднеева Булгун Дмитриевна, исполнительный директор родительской общественной организации помощи и поддержки семьям с детьми с аутистами по республики Калмыкия «Тенгрин эдста» («Отмеченные небом») более подробно поделиться о популярных подходах, которые являются отличным коррекционным методом для детей с ОВЗ, а особенно – для детей с аутизмом. Терапия проводимая специалистами организации направлена на обучение жизненно необходимых отсутствующих навыков для улучшения качества жизни ребёнка и его семьи.
О взаимодействии семьи и образовательной организации при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования, а также об опыте успешной абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ расскажет Халгаева Долорес Дорджиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Калмыцкого государственного университета имени Басана Бадьминович Городовикова, председатель Правления «Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей –инвалидов» (РО ВОРДИ) Республики Калмыкия.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Яманова Намджил Ильинична, председатель «Центральной психолого-медико-педагогической комиссии» Республики Калмыкия (ЦПМПК), педагог -психолог БУ РК «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ЦППМС-помощи), сотрудник «Институт комплексных исследований аридных территорий» БНУ РК «ИКИАТ». С введения ФГОС для детей данной категории основным направлением Намджил Ильиничны стало психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, нормативно-правовое просвещение специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, а также оказание методической и консультативной помощи педагогам республики в разработке индивидуальных образовательных и адаптированных программ, а также комплексной диагностики и направавления коррекционно-развивающей среды.
Цекирова Алла Андреевна, заведующая отделением психолого-педагогической помощи КУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Элиста поделиться о деятельности центра, целью которой является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество.
Мучкаева Елена Ивановна, заместитель директора по УМР БУ ДО РК «Республиканская спортивно-адаптивная школа» подробно поделиться о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин, а также и расскажет об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О ранней коррекции детей младшего и дошкольного возраста и о деятельности своего центра расскажет Цакугинова Любовь Георгиевна, ведущий специалист, психолог, сенсорный терапевт Центра сенсорной интеграции и раннего развития «ЭВА» г.Элиста.
О преемственности детского сада и начальной школы в части определения и реализации индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом структуры, степени тяжести и клинической обусловленности нарушения выступит Пачаева Валентина Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель математики КОУ РК «ЭКШИ» г.Элиста.
Стоит отметить, что форум проходил в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Через взаимодействие с родителями дошкольных образовательных организаций можно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, семьи.
Сотрудничество дошкольных образовательных организаций и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Именно родители, являются выразителями интересов и инициаторами, продвигают законодательные и практические решения по улучшению жизни своих детей.
Через взаимодействие с родителями дошкольных образовательных организаций можно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, семьи.
Со словами благодарности и пожеланиями выступили:
Шамова Эльза Петровна, Президент калмыцкого общественного благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям БФ «Дари добро». Фонд был создан в 2014 году по инициативе Эльзы Петровны, для сотни нуждающихся в лечении и реабилитации детей.О принципах работы и в целом о деятельности фонда.
Спасибо Эльза Петровна, в свою очередь, желаю фонду процветания и больше меценатов, которые благодаря сборам за более 10 лет помогают детям восстановиться, получить образование, обрести профессию и просто найти себя в жизни.
Шарбаева Кермен Владимировна, член родительского комитета МКДОУ «Детский сад №33 «Радуга» г.Элиста.
«Инклюзия-это наша общая ответственность!» так звучала основная мысль практической части форума, которая стала площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также для обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений. На четырёх заявленных секциях в очно-заочном формате приняли участие педагоги МАДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад «Солнышко» Городского округа посёлок Агинское, Забайкальский край, ГБДОУ «Детский сад №2 г.Санкт-Петербург, Петроградский район, МБДОУ «Детский сад «Веселая планета» п.Орловский, Ростовская область, Луганской Народной республики города Антрацита и Антрацитовского района, а также коллеги из Республики Калмыкия. Общее количество участников форума-227.
В программе форума проведена работа секций по следующим направлениям:
Секция № 1. «Эффективные формы и методы работы учителя-логопеда и дефектолога с семьёй, имеющего ребёнка с особыми образовательными потребностями»
Категория участников: дефектологи, логопеды
Модератор: Богданова Ирина Эвальдована, учитель-логопед, МКДОУ Детский сад №5 «Берёзка» г.Элиста, руководитель методического объединения учителей-логопедов ДОУ
В работе секции приняли участие педагоги ДОО:
«Взаимодействие учителя-логопеда с семьей для обеспечения результативного коррекционно- образовательного процесса в ДОО».
«Оптимизация двигательной активности в рамках коррекционно-развивающей работы у воспитанников ДОО»
«Электронная газета как одна из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника с особыми образовательными потребностями»
«Коррекционная работа над простым предложением с ребёнком ОВЗ»
«Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы»
«Мини-центр тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей инвалидов, как альтернативная форма предоставления образовательных услуг семьям, воспитывающих детей с особенностями развития»
«Профилактика речевых нарушений у детей, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
«Эффективные формы работы учителя-логопеда с семьями воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями»
«Система работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта»
«Приёмы обогащения словарного запаса с ТНР. Словообразование»
«Взаимодействие учителя-дефектолога с родительской общественностью по проведению коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»
Резолюция по итогам секции:
Участники секции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и перспектив дальнейшей реализации ФГОС и выработали следующие рекомендации:
Министерству образования и науки РК:
Муниципальным органам управления образованием и ОО:
Секция №2. «Вместе к успеху: инклюзивные практики в дошкольном образовании глазами семьи и психолога»
Категория участников: педагоги-психологи
Модератор: Корнеева Татьяна Альбертовна, педагог-психолог МКДОУ ЦРР - Детский сад №30 г. Элиста.
В работе секции приняли участие педагоги ДОО:
«Содержание коррекционно- развивающей работы в детском саду с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в условиях сельской местности»
«Модель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОО»
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
«Инклюзивное образование в условиях дошкольной образовательной организации»
«Современные формы работы с родителями детей с ОВЗ»
«Равные возможности: Инклюзивные практики в ДОУ - взгляд семьи и психолога»
«Эмоциональная психологическая поддержка мамы в развитии особенного ребенка»
Резолюция по итогам секции:
Участники секции согласовали общую позицию в понимании по коррекционной работе и выстраивании сотрудничество с семьей ребенка и считают, что именно такой формат позволит максимально скомпенсировать нарушение ребенка и нормализовать жизнь всей семьи. Таким образом, в дальнейшей работе при установлении контакта с семьей ребенка с ОВЗ специалисту следует придерживаться следующих принципов:
Секция №3. «Вместе к успеху: инклюзивные практики в дошкольном образовании глазами семьи и психолога»
Категория участников: воспитатели, тьюторы, учителя-логопеды, инструкторы физической культуры
Модератор: Головатенко Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №12 «Булг» г. Элиста.
Резолюция по итогам секции:
В работе секции приняли участие педагоги ДОО:
«Мяч для голбола как инструмент инклюзии: развитие навыков и укрепление социальных связей для людей с нарушением зрения»
«Смарт-тренинг для дошкольников с ОВЗ «Мир головоломок»
«Взаимодействие с родителями по воспитанию самостоятельности у детей с ОВЗ в условиях инклюзивной группы в ДОУ»
«Вместе к успеху: инклюзивные практики в дошкольном образовании глазами семьи и тьютора»
«Учимся проводить диагностику»
«Воспитатель как связующее звено между родителями и детьми с ОВЗ»
«Интерактивные формы работы с родителями»
«Логопедическая помощь как обязательный аспект инклюзии»
«Взаимодействие семьи и воспитателя как базис успешного развития ребёнка с особенностями развития»
«Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей ОВЗ»
Резолюция по итогам секции:
Взаимодействие родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, с воспитателями и тьюторами в детском саду направлено на построение продуктивного сотрудничества между семьёй и дошкольной образовательной организацией. Такое взаимодействие включает следующие основные направления работы:
Традиционные формы взаимодействия включают коллективные мероприятия (родительские собрания, конференции, мастер-классы, открытые показы режимных моментов учебно-воспитательного процесса), индивидуальные беседы и консультации, а также наглядные и информационно-аналитические мероприятия (доски объявлений, дни открытых дверей, выставки, опросы, анкеты).
Инновационные формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей детей с ОВЗ:
Электронное общение через интернет. - С помощью электронной почты, мессенджеров педагог может консультировать родителей, отвечать на вопросы, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий.
Интернет-конференции. Через различные конференц-платформы, где с родителями в онлайн-режиме могут обсуждаться вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка.
Мультимедийные презентации. - Их оформляют для ознакомления родителей с различными развивающими и обучающими программами.
Совместные досуговые мероприятия. Это могут быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п..
Тематические консультации. Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общегрупповое занятие. Могут проводиться с использованием ИКТ, а так же в режиме онлайн с использованием различных конференц-платформ.
Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Вывод: Продолжать работу по взаимодействию с семьей, с использованием традиционных форм и внедрять инновационные формы, с использованием современных технологий, распространять практический опыт работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Секция №4. «Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в ДОО»
Категория участников: заведующие, старшие воспитатели, методисты.
Модератор: Убушаева Гилян Николаевна, заведующий МКДОУ ЦРР - Детский сад №30 г.Элиста
В работе секции приняли участие педагоги ДОО:
1.Ковалёва Ольга Евгеньевна, заведующий ГБДОУ «Детский сад №2 г.Санкт-Петербург, Петроградский район
«Роль руководителя ДОО при организации психолого-педагогического сопровождения как составляющей образовательного процесса»
«Инклюзивное образование в детском саду: роль семьи и педагогов в создании эффективной образовательной среды»
«Создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОО»
«Система работы с детьми с ОВЗ (слабослышащие) в МКДОУ «Детский сад №10 «Жаворонок»
«Создание специальных условий в детском саду для детей с нарушением зрения»
«Формы и направления взаимодействия с семьей в процессе инклюзивного образования в условиях образовательной организации».
Резолюция по итогам секции:
Руководителям ДОУ города Элисты:
Участники секции рассматривают форум как еще один шаг профессионального сообщества навстречу решению проблем инклюзивного образования. Отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы секции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования.
Мероприятие было освещено спецкорреспондентом ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия».
По итогам конференции будет издан электронный сборник материалов форума, который будет размещён на страницах сайта БУ ДПО РК «КРИПКРО» в разделе «Издательская деятельность»
Форум объединил педагогов, специалистов, общественные и родительские организации, родителей и детей, чтобы обсудить наиболее проблемные вопросы инклюзии и поделиться лучшими практиками. День был насыщен интересными и полезными докладами, мастер-классами и, конечно же, радостными детскими улыбками. Мы уверены, что вместе мы сможем создать более доступное и справедливое образование для всех детей!
Бавадыкова Н.Н, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО
По результатам выходной анкеты дана положительная оценка эффективности проведенных курсов и только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.
Бавадыкова Наталья Николаевна, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО»
11 октября 2024 года завершились курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме «Совершенствование профессиональных компетенций учителя в области формирования читательской грамотности обучающихся». В рамках курсов выступили проректор по НМР Мушаева Б.Н. о Государственной политике РФ в области образования, проректор Антонова А.Г по теме «Проект «Школа минпросвещени России: механизм реализации базового принципа системы российского образования», старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, литературы Ашкинова Л.П. с лекциями на темы: «Технология развития критического мышления», «Формирование функциональной грамотности обучающихся как приоритетное направление государственной политики в сфере образования», старший преподаватель БУ ДПО КРИПКРО Краснокутская О.А. с лекцией по теме «Воспитательный потенциал урока»; Кикеева А.Х, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, литературы, по теме «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности школьника. Стратегии работы с текстом. Требования к тексту, предназначенному для формирования и оценки читательской грамотности», Бовикова В.О. с лекцией «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде».
В рамках курсов прошел вебинар с представителем АО «Издательство «Просвещение» Громовик Ириной Геннадьевной, руководителем отдела по созданию и продвижению методических конструкций «Детская и юношеская книга», по теме «Методическая система «Умное чтение». На данном вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
Слушатели курсов посетили открытые уроки учителей городских школ: урок учителя Очировой Т.А. в МБОУ ЭТЛ «Помни, кто ..» ( по рассказу Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»), внеклассное занятие в РНГ имени Сергия Радонежского учителя Пантина Б.В., уроки Гладковой Е.Ф., Харитоновой Е.Н., Моллаева А.М.
Преподавателем института Ашкиновой Л.П., учителями Очировой Т.А.( МБОУ ЭТЛ), Гладковой Е.Ф. (МБОУ РНГ ) были даны мастер-классы по моделированию фрагмента урока русского языка и литературы, предполагающего реализацию стратегий смыслового чтения, основные подходы к их реализации в образовательном пространстве уроков. Преподавателями КРИПКРО Немичевым А.А., Квачевым Н.О. проведено практическое занятие «Это не игра», лекция «Информационная безопасность детей в сети Интернет».
Проведен республиканский семинар на базе МБОУ РНГ «Совершенствование профессиональных компетенций учителя в области формирования читательской грамотности обучающихся». В рамках семинара были проведены внеклассное занятие в РНГ имени Сергия Радонежского учителя Пантина Б.В., уроки Гладковой Е.Ф., Харитоновой Е.Н., Моллаева А.М. Урок литературы Гладковой Е.Ф. по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы «О, мать моя, подвигнут я тобою» - гимн матери. Прославление образа Матери, неиссякаемого источника всё побеждающей Жизни! Урок Харитоновой Е.Н «Нравственные проблемы в повести А.С. «Станционный смотритель» посвящен теме греха и покаяния. В процессе изучения текста Елена Николаевна подвела учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставила проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций. Очирова Т.А дала урок по рассказу Е.В.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Татьяна Александровна рассмотрела несколько важных проблем: проблему бездушия, черствости подростков, проблему душевного одиночества. Учитель доносит до учащихся мысль о том, что мечта может столкнуться с жестокой обыденностью, но, если в нее поверить и отдать ей силы, становится могучей творящей силой. Очирова Т.А. на данном уроке продемонстрировала все приемы работы с текстом.
В рамках курсов в Национальной библиотеке им. Амур-Санана слушатели посетили Литературную гостиную «Современное прочтение классики». Лермонтов в калмыцкой литературе. Состоялась встреча с народным поэтом Калмыкии, публицистом, переводчиком, Заслуженным работником культуры РК Г.Г.Кукарекой.
Курсы завершены итоговой аттестацией по теме «Анализ заданий из открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности. Составление собственного задания».
Республиканский семинар «Цифровые технологии в работе учителя родного (калмыцкого) языка: польза и особенности применения» прошел 27 сентября 2024г на базе МКОУ «Большецарынской СОШ №1» Октябрьского района.
Цель семинара: способствовать внедрению в образовательный процесс цифровых технологий и создание условий для профессионального роста педагогов родного языка и литературы.
Задачи семинара:
1.Повышение мотивации педагогов по использованию цифровых технологий
в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара.
Республиканский семинар открыл Манджариков В.С., заведующий Отделом образования Администрации Октябрьского РМО РК, с приветственным словом к участникам семинара обратились Цаганова В.У., директор «Большецарынской СОШ № 1». Валентина Улюмджиевна подчеркнула важность и своевременность темы семинара, так как от уровня сформированности системы оценки достижений планируемых результатов напрямую зависит успешность решения задач современного образования,
Бадмаева Л.И., старший преподаватель кафедры методики преподавания родного языка и литературы КРИПКРО отметила, что применение цифровых современных образовательных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем, каждому учителю необходимо продумать пути повышения познавательного интереса к изучению родного (калмыцкого) языка и литературы, внести корректировку в методику преподавания с использованием цифровых современных образовательных технологий, направленных на реализацию ФГОС и повышение мотивации к учению. Использование цифровых технологий расширяет возможности при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным и интересным изучаемый материал. Подготовка и проведение урока с использованием цифровых современных образовательных технологий требуют от учителя не очень много времени, но терпения. Современные ученики уже с младшего возраста умеют пользоваться электронными устройствами, их родители привыкли общаться через интернет, а у педагогов появились новые условия и новые возможности. Виртуальная реальность, геймификация и искусственный интеллект — ещё вчера это казалось невероятным, а сегодня успешно внедряется в образовательный процесс.
В рамках семинара были даны 9 открытых уроков и 5 мастер-классов учителями родного (калмыцкого) языка и литературы республики. Открытые уроки были даны учителями: Сохуровой Е.У. МКОУ «Большецарынская СОШ №1» по теме "Ямаран хальмг хотд дуртавч? Хотан цаглань эдлий" в 3б классе и Канюшевой А. Б. МБОУ «Цаган - Нурская СОШ им.Н.М. Санджирова» Октябрьского района «Мини Төрскн» в 4б классе, Яндоновой Н. Б. «Хальмг улсин хувцн» в 4а классе и Басаевой Б. С. «Тоолгч нерн әмтнә җирһлд?» в 6б классе МКОУ «Шарнутовская СОШ им. Б.С. Санджарыкова» Сарпинского района, Конаевой Н. С. МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ им.П.М.Эрдниева» Малодербетовского района «Намр» в 5а классе, Кошаевой С. Б. МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О.Инджиева» Кетченеровского района «Җаӊһр-мана зөөр» в 7а классе, Коворовой Э. В. МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия» «Намрин йиртмҗ» в 7б классе и Армановой Н. А. МБОУ «Элистинский лицей» «Нуура Владимирин «Дәәнә цагин өдмг шүлг шалһлһн» в 8а классе г. Элисты, Оконовой А. У. МКОУ «Малодербетовская гимназия им. Б.Б.Бадмаева» Малодербетовского района «Тууҗан медсн-цецн» («Моӊһлын нуувц товч») в 10 классе.
Показали педагогические мастер-классы учителя родного (калмыцкого) языка и литературы по следующим темам: «Создание интерактивных игр» Манджиева Д. К. МКОУ «Зургановская СОШ» Малодербетовского района,
«Закрепление знаний по биографиям калмыцких писателей на уроках родной литературы с использованием цифровых технологий» Сагаева Е. В. МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия» Приютненского района, «Дидактические игры для речевого развития обучающихся начальных классов» Батырова Л. С. МКОУ «Кировская СОШ» Сарпинского района, «Тодо бичиг-национальное достояние калмыков» Сангаджиев М. В. МКОУ «Цаган Нурская СОШ им. Н.М. Санджирова», «Создание электронных образовательных ресурсов на бесплатных сервисах» Бадмаева Е.Т. МКОУ «Большецарынская СОШ №1» Октябрьского района.
Провела литературную гостиную «Школын цагт бичгдсн шүлгүд» и презентовала книгу «Җирһлин гүүдл» Манджиева И.С., ветеран педагогического труда, поэт п. Ики – Бухус.
Дорджиев Д.Б., учитель изобразительного искусства МКОУ «Ики–Бухусовская СОШ им. П.М. Эрдниева» Малодербетовского района представил выставку картин по теме «Буддизм в традиционной культуре калмыков». Азыдова Э.Б., педагог дополнительного образования МКОУ «Большецарынская СОШ №1» Октябрьского района провела экскурсию-презентацию по музею «Большой Царын - моя малая Родина».
На представленных открытых уроках и мастер-классах учителями показаны возможности использования интерактивной доски для активизации обучающихся на уроках, использования современных технологий для повышения мотивации учащихся, развития их творческих способностей и эффективности образовательного процесса, использования сети интернет обучающимися. Учителя подтвердили, что без использования цифровых технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества и роль цифровых технологий в обеспечении современного качества образования, рассматривается, как ключевой элемент современной школы. Учителя должны уметь пользоваться новыми технологиями и применять их в учебном процессе. При анализе урока отмечено, что цифровые технологии помогают развивать творческие способности учащихся, стимулировать их познавательный интерес и повышать эффективность обучения, использование современных технологий улучшает качество образования, облегчает доступ к информации и позволяет строить новые образовательные системы. Среди популярных цифровых технологий можно выделить автоматическую проверку, мультимедийность, интерактивность и совместную работу над проектами, применение современных технологий позволяет развивать творческие и исследовательские способности учащихся, интенсифицировать учебный процесс и превращать систематические знания в систему.
Просмотрев литературную гостиную, учителя считают её эффективной формой работы, которая способствует свободному общению на литературном материале, привлекает обучающихся, творческих людей и обеспечивает живой диалог между участниками. Литературная гостиная развивает творческие способности учащихся, повышает их культуру и способствует формированию личностных качеств.
По результатам посещения выставки учителя положительно оценили выставку картин, отметив её образовательную и культурную ценность. Они подчеркнули важность знакомства школьников с различными видами искусства и культурными особенностями калмыцкого народа.
Завершением работы республиканского семинара стал Круглый стол, диалог участников и подведение итогов. Семинар вызвал живой интерес у всех участников, выразивших благодарность организаторам за содержательность, практическую направленность мероприятия.
После завершения работы семинара в качестве рефлексии было проведено анкетирование по удовлетворенности слушателей качеством работы семинара. В ходе рефлексии участники отметили высокий уровень организации, актуальность полученной информации для совершенствования работы в своей школе, его практическую направленность.
В рамках мероприятий, посвященных Году семьи, 17 сентября 2024 года состоялся региональный форум «Семья: счастье быть вместе».
Организаторами выступили Республиканский институт повышения квалификации работников образования и Союз женщин Калмыкии.
В работе форума приняли участие представители 7 районов и города Элисты. Своим опытом семейного воспитания поделились:
- семья Нимгировых (Городовиковский р-н);
- семья Менкемеджановых (Лаганский район);
- семья Бембеевых (Октябрьский р-н);
- семья Дедеевых (г.Элиста).
В работе форума классные руководители представили опыт работы взаимодействия школы и семьи в воспитании обучащихся:
- Бембиева Виктория Владимировна (МБОУ «Русская национальная гимназия им. Преподобного С. Радонежского»);
- Ичкеева Маргарита Александровна (МКОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева» Черноземельского р-на);
- Манджиева Дельгер Константиновна (МКОУ «Зургановская СОШ» Малодербетовского р-на);
- Мукабенова Ирина Александровна (МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева» Ики-Бурульского района);
- Немжанова Диана Бидуллаевна (МКОУ «Цаганаманская гимназия», Юстинского района);
- Никеева Ирина Николаевна (МКОУ «Кануковская СОШ им. С.Б. Тазаева», Сарпинского р-на).
Гость форума, Владимир Данзанович Бурлыков, папа выпускницы МБОУ «СОШ №12» Бурлыковой Баины, набравшей 300 баллов на ЕГЭ-2024, рассказал о роли родителей в достижении высоких результатов дочери.
Участники форума обсудили вопросы формирования традиционных семейных ценностей, ответственного родительства – роли матери и отца в воспитании детей, как гармоничной личности.
Валентина Батаевна Давгаева, член Союза женщин Калмыкии: «Я очень рада, что побывала на таком мероприятии. Познакомилась с интересными, замечательными семьями ведь то, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их – только через родителей».
Подводя итоги работы форума, Лилия Демьяновна Мунчинова, ректор Института, заместитель председателя Союза женщин Калмыкии, сказала, что встреча состоялась. Мы увидели прекрасные образцовые семьи, в которых осуществляется передача опыта старших поколений младшим. Мы, педагоги, должны быть требовательными и любить ребенка. Наш гнев должен быть солнечным теплом. Ребенок должен чувствовать это тепло. А Эсклянова Данара Босхомджиевна, председатель Союза женщин Калмыкии, отметила, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Данара Босхомджиевна поблагодарила участников форума за плодотворную работу.
Заявочная кампания длилась 6 месяцев и было подано более 250 заявок от управленцев и педагогов республики. Отборочный тур проходил со 2 по 9 августа и в итоге определились 11 участников.
В октябре конкурсантам предстоит выполнить командные и индивидуальные испытания. В финале педагоги также обсудят вопросы образования на круглых столах и дискуссионных площадках, а также примут участие в семинарах и мастер-классах.
Конкурс является ресурсом для профессионального и карьерного роста управленцев в сфере образования, талантливых педагогов и перспективных молодых специалистов, а также для отраслевой системы управления в целом. Проект реализуется при поддержке Правительства Российской Федерации и Минпросвещения России.
Проект включен в План основных мероприятий Года семьи в России. Конкурс «Флагманы образования» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и проводится при поддержке Минпросвещения России.
В региональном полуфинале участники конкурса «Флагманы образования» пройдут 4 конкурсных испытания, по итогам которых будут сформированы рейтинговые списки, определены победители и призеры. Три победителя представят нашу республику в финале конкурса.