05 апреля на базе республиканского института повышения квалификации состоялся установочный семинар для участников регионального этапа профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2024 году в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста». В этом году в нашей номинации участвует 7 педагогов. С приветственным словом к педагогам обратилась начальник отдела среднего профессионального, регионального образования Министерства образования и науки республики Убушиева З. П. Она отметила важность этого конкурса, поблагодарила участников за поддержку конкурсного движения, пожелала им удачи в конкурсных испытаниях. Проведя интересный тренинг, психологическую помощь при подготовке к профессиональному конкурсу педагогам оказала Музраева Г. А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования. Каруева С. В., старший воспитатель «Национального детского сада №16 «Бадм цецг» г. Элиста, победитель регионального этапа профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2023 году в номинации «Лучший учитель, обучающий детей родному языку» поделилась своими впечатлениями об участии в конкурсе, проходившем в г. Владикавказе. О структуре, формате проведения и критериях оценки конкурсных испытаний проинформировала Эрднеева А. Д., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования института. На требованиях к конкурсному испытанию «Педагогическое мероприятие с воспитанниками. Самоанализ», акцентировала внимание Тактинова А. В., старший воспитатель детского сада «Золотой ключик» с. Троицкое Целинного района, председатель Ассоциации «Воспитатели Калмыкии». Участники установочного семинара приняли участие в мастер-классе Каруевой С. В. «Интегративные возможности шаваша – жанра калмыцкого фольклора в работе с детьми старшего дощкольного возраста». В завершении семинара была проведена в интересной форме жеребьевка. Педагоги выбирали себе красивый тюльпан, который таил в себе заветный номер с возрастной группой для проведения занятия. А последовательность выступлений узнавали из «чудесного кисета». В целом, установочный семинар для дошкольников прошел организованно и содержательно.
05 апреля 2024 года на базе СОШ №12 состоялся Межрегиональный форум «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС» в рамках Года семьи-2024, приуроченный Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который установлен 18 декабря 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН, в резолюции которой первостепенное внимание уделено детскому аутизму и его ранней диагностике.
Заявленная тема на сегодня актуальна, т.к наша главная задача – предоставить всем детям доступ к качественному образованию в равных условиях в рамках обновленного ФГОС. Кафедра педагогики, психологии инклюзивного образования обобщает и распространяет передовой и инновационный педагогический опыт в сфере обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью среди школ республики.
МБОУ «СОШ №12» с 18 марта 2024 г. является республиканской стажировочной площадкой Института по теме «Сопровождение педагогических работников, специалистов служб сопровождения, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью». Школа имеет достаточный практический опыт по работе с разными категориями детей в условиях инклюзии. Форум стал площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также для обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.
По статистическим данным за 2023 год ЦПМПК РК обследовано 886 детей, в том числе, 19 детей по вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Цель форума - совершенствование профессиональных компетенций педагогов, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта).
Категории участников: педагогические работники, специалисты служб сопровождения, работающие с обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, общественные организации.
На секциях в очном формате приняли участие педагоги ГКОУ РО Орловской школы–интернат, Орловского района, Ростовской области. В онлайне коллеги из ЛНР города Антрацита и Антрацитовского района ЛНР, ГКОУ «СОШ «3» Костромской области, МАОУ «СОШ №40 им.Видова М.К.» г.Новороссийск и др. МАОУ «СОШ №40 им. Видова М.К.» г.Новороссийск и др. Общее количество участников форума-108.
Пленарную часть открыл Б.Н. Бембеев, директор МБОУ СОШ№12, во вступительном слове отметил, что один из ключевых аспектов успешной инклюзии – это адаптация образовательной среды под каждого ученика. Это может включать в себя создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальных образовательных программ и поддержку педагогов в их работе. Также важно помнить о том, что успешная инклюзия не только помогает учащимся с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и взаимопонимания.
Борис Наранович представил почётных гостей форума:
-Лиджиева И., специалист отдела общего образования МОиН РК;
-Антонова А.Г., руководитель –проректор ЦНППМ БУ ДПО РК «КРИПКРО»;
-Мушаева Б.Н., проректор по УМР БУ ДПО РК «КРИПКРО»
-Цыдырова М.В., заместитель начальника Управления образования Администрации г.Элисты.
Теме «Сверстнико – опосредованные вмешательства (СОВА)» было посвящено выступление Халгаевой Д.Д., к.ф.н., доцента кафедры германской филологии ФГБОУ ВО «КГУ им. Б.Б.Городовикова», председателю регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей – инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Сверстнико-опосредванные вмешательства при аутизме (СОВА) относятся к практикам, в рамках которых сверстники способствуют обучению социальным навыкам и поддерживают разные программы вмешательства для своих товарищей с РАС. Ресурсный класс-это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушения развития учиться в школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» - создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он мог включиться в жизнь образовательного учреждения в своём индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
Целью выступления Сердюковой О.В., руководителя региональной родительской общественной организации помощи и поддержки семьям с детьми с аутистами по РК «Тенгин эдста» («Отмеченные небом») было донести о роли общественного объединения, помощи и поддержки семей имеющих детей с аутизмом «Тенгрин эдста» в инклюзивном образовании, а также о популярном подходе, который на сегодня является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей с аутизмом. Терапия направлена на обучение жизненно необходимых отсутствующих навыков для улучшения качества жизни ребёнка и его семьи.
Бадма-Халгаева О.Ю., постоянный представитель Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации обратилась с приветственным словом «Уважаемые участники Межрегионального форума, сердечно приветствую Вас на этом важном мероприятии. Каждый из вас принимает участие в совместных усилиях по повышению осведомленности и поддержке детей с аутизмом и их семей. Вы собрались здесь чтобы обменяться опытом, научиться от лучших практик и совместно разработать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. В рамках года семьи-2024, который оказывает специальное внимание семьям и их значимой роли в развитии и поддержке детейс особыми потребностями , наше сотрудничество становится еще более ценным. Мы стремимся создать общество, где каждый член семьи имеет равные возможности и поддержку для полноценной жизни. Вместе мы можем добиться большего. Наше сопредельное понимание, знания и опыт помогут нам разработать Эффективные стратегии и подходы, которые позволят детям с аутизмом раскрыть свой потенциал и достичь наивысших результатов. Желаем Вам продуктивных дискуссий, плодотворного обмена идей, а также вдохновляющих встреч с экспертами и практиками. Ваше участие и содействие в решении проблемы аутизма являются неоценимым вкладом в наше общее дело. Желаем Вам успешного форума».
к участникам форума и пожелала плодотворной работы на секциях.
Убушаева А.В, руководитель общественной организации помощи глухим и слабослышащим детям «Я слышу!» в своем выступлении отметила, что инклюзия и инклюзивное образование сейчас является неотъемлемой частью жизни общества. Детей с ОВЗ в нашей республике не мало и тем самым инклюзия важна и просто необходимо. Дети с нарушенным слухом так же имеют коморбидные состояния, в том числе и РАС. У детей с нарушенным слухом, развитие РАС является вторичным нарушением, то бишь следствием . Ценность и важность инклюзии возрастает, соответственно профессионализм, квалифицированность и подход к работе с детьми с РАС, является одним из главных аспектов в инклюзии.
Оживление и повышенный интерес у участников форума вызвало выступление Ямановой Н.И., председателя ЦМПК РК, педагога-психолога «ЦППМС-помощи»по одной из актуальных тем «Создание специальных условий для обучающихся с РАС. Комплексная диагностика и направления коррекционно-развивающей среды», где она проинформировала участников о статистических данных по ЦПМПК РК за 2023 год по детям данной нозологии.
Стоит отметить, что форум проходит в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Со словами благодарности и пожеланиями выступили: Саряева Э. П., родительница 5«в» класса, Кадацкая А. С., родительницы 5«в» класса и Хохлова Е. В., родительница 2 «г» класса.
Мероприятие было освещено спецкорреспондентом ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия».
В программе форума проведена работа секций по следующим направлениям:
Секция №1 «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»
Модератор: Немкеева Инга Николаевна, тьютор МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
«Визуальная поддержка детей с РАС»
«Визуальная поддержка детей с РАС" затрагивает важные аспекты использования визуальных методов и материалов в обучении и социальной поддержке детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В связи с тем, что дети с РАС могут испытывать сложности в общении, восприятии и адаптации к окружающей среде, эффективное использование визуальных подходов может способствовать их обучению, общению и повседневной жизни. В данной теме можно рассмотреть различные методики визуальной поддержки, включая использование пиктограмм, визуальных графиков, карт и других визуальных средств, а также принципы создания и применения визуальных материалов для лучшей адаптации детей с РАС к образовательным и социальным ситуациям».
«Развитие речи с помощью карточек у ребенка с аутистическими нарушениям. «Определение сходства и различия»
«Тема "Развитие речи с помощью карточек у ребёнка с РАС" представляет собой изучение способов использования визуальных карточек для стимуляции развития устной речи у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В данной теме будут рассмотрены методики использования визуальных материалов, игр и упражнений для обучения детей с РАС различать сходство и различие между предметами, числами, формами, цветами и другими объектами, что дает им возможность развивать логику, внимание и абстрактное мышление».
Немкеева Инга Николаевна, тьютор МБОУ «СОШ № 12» г. Элисты
«Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в начальной школе»
«Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе" охватывает важные аспекты обучения и социальной адаптации детей с РАС на начальной ступени образования при активном участии тьютора. В связи с уникальными потребностями, способностями и трудностями учащихся с РАС, тьюторское сопровождение играет ключевую роль в их образовательном и социальном развитии. В данной теме рассматриваются особенности взаимодействия тьютора и детей с РАС, методики адаптации учебных программ, использование визуальных методов и другие специальные подходы к обучению и поддержке в контексте начальной школы. Кроме того, освещаются вопросы развития навыков социального взаимодействия, коммуникации и саморегуляции у учащихся с РАС при тьюторском сопровождении. В целом, данная тема позволяет рассмотреть особенности и методики тьюторского сопровождения, способствующие успешной адаптации и обучению детей с РАС на начальном этапе их образовательного пути».
«Роль классного руководителя в адаптации ребенка с РАС в образовательном пространстве»
«Роль классного руководителя в адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) в образовательном пространстве" освещает важные аспекты влияния классного руководителя на успешную адаптацию и обучение детей с РАС в рамках образовательного процесса. В контексте данной темы рассматриваются специфические потребности и особенности учащихся с РАС, а также роль классного руководителя в обеспечении специализированной поддержки, создании оптимальной образовательной среды и содействии социальной адаптации детей с РАС».
Резолюция по итогам секции:
1.Педагогическая миссия тьютора заключается в обеспечении индивидуальной поддержки и развития обучающихся, включая детей с РАС. Тьютор должен стремиться к созданию благоприятной образовательной среды, способствующей успешному развитию каждого ребенка.
Секция №2 «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с РАС»
Модератор: Лузганова Байрта Николаевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
«Формирование навыков коммуникации у детей с РАС»
«В докладе рассматривается вопрос формирования коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Раскрыты направления работы, методы и условия формирования коммуникативных навыков».
«Применение песочной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС»
«У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильнокинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Выступление с опорой на теоретические знания. Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов».
«Особенности работы учителя-логопеда с обучающимися с РАС в школе»
«В статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психоречевого развития данной группы детей, даны рекомендации по построению работы».
«Альтернативная коммуникация в логопедической работе с детьми с РАС»
«Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
В данном выступлении представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические основы АДК; общий обзор форм и средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК); описывается, в каких случаях и как подбираются техники коммуникации в отношении лиц с особенностями развития, у которых в силу разных причин наблюдаются трудности в вербальной коммуникации; а также подобран материал (дидактические пособия и др.) из опыта работы специалистов в области АДК. Цель создания данного пособия — дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей».
«Логопедическая работа с ребёнком с РАС от диагностики к коррекции. Проблемы и перспективы»
«Когда и как начинать работу с таким ребёнком, чего лучше начать. Как была построена индивидуальная коррекционно-речевая работа, из каких этапов состояла. Перечень использованных методических и дидактических пособий. Трудно, но возможно».
Резолюция по итогам секции:
Учитывая всё более высокую распространенность детей с расстройством аутистического спектра, мы, участники форума, решили следующее:
Секция №3 «Особенности психологической, дефектологической коррекции детей с аутизмом»
Модераторы: Молоткова Байр Даваевна, педагог-психолог, Нармаева Альман Владимировна, учитель-дефектолог МБОУ СОШ №12 г. Элисты
«Применение методов сенсорной интеграции у детей с РАС»
«В докладе рассматривается понятие сенсорной интеграции, дисфункции, которые испытывает ребенок с аутизмом в каждой из сенсорных систем, а также методы коррекции нарушений сенсорной интеграции у детей с РАС».
«Психологическое сопровождение ребенка с аутизмом в школе»
«В докладе рассматриваются основные проблемы, возникающие при обучении и адаптации в среде сверстников детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Обосновывается необходимость длительного психолого-педагогического сопровождения аутичного ребенка в образовательной организации».
«Методические приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС»
«Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с расстройством аутистического спектра является психологическая коррекция. Психокоррекционная работа – это комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития ребенка».
«Синдром Каннера»
«Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов».
«Особенности процесса адаптации детей с РАС в условиях инклюзивного обучения»
«В выступлении анализируются теоретические основы образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы, раскрываются особенности психического и социального развития при расстройствах аутистического спектра их особые образовательные потребности. Рассматриваются трудности, с которыми сталкивается учитель при обучении детей с РАС в общеобразовательной школе»
«Основные направления помощи и организации коррекционно- развивающего пространства детям с расстройством»
«В выступлении представлены основные направления помощи и особенности организации коррекционно-развивающего пространства детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), необходимые для формирования навыков адекватного социального взаимодействия, коррекции эмоционально-волевой сферы, нормализации жизнедеятельности ребенка с РАС».
«Особенности работы учителя–дефектолога с детьми с РАС»
«Приоритетом в работе дефектолога выступает необходимость увидеть, понять проблемы ребёнка. Исходя, из этого разрабатывается индивидуальная программа дефектологической помощи ребёнку и родителям (опекунам). В связи широким спектром проблем и уникальностью большинства случаев обоснуется необходимость неординарные подходы к ребёнку на индивидуальных занятиях, с учётом его потребностей, направленные на результат коррекции и компенсации недостатков. В данном материале предоставлены некоторые моменты моей дефектологической работы с детьми РАС, которые помогут учащимся успешно интегрироваться в учебный процесс массовой школы»
Резолюция по итогам секции:
Заслушав и обсудив доклады и сообщения, участники отметили своевременность и важность обсуждения особенностей организации коррекционной работы с детьми с РАС. Актуальность темы определена важностью вопросов обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра. На площадке были рассмотрены содержание и организация коррекционно – развивающих занятий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), их благотворное влияние на познавательную, эмоционально – волевую сферы и личность детей.
При построении занятий и обучении детей с РАС существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: нарушения познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия. Участники площадки пришли к единому выводу, что знание психолого-педагогических характеристик детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) позволит педагогам-психологам, учителям-дефектологам разработать индивидуально ориентированные стратегии коррекционно-педагогической работы.
По итогам работы участники площадки считают необходимым рекомендовать следующее:
Секция №4 «Особенности обучения детей с РАС в инклюзивных классах»
Модератор: Манжиева Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
«Развитие моторики у детей с РАС»
«В докладе представлен опыт работы с ребенком с РАС по применению важнейшего раздела коррекционно-педагогической работы, развитие крупной и мелкой моторики. У детей с нарушением аутистического спектра наблюдаются особенности в развитии общей и мелкой моторики: слабый контроль равновесия, нарушение точности и силы движений, а также недостатки в формировании навыков зрительно-двигательной координации. Предлагаю вашему вниманию упражнения, игры на развитие моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки»
«Работа с детьми с РАС. С чего начать?»
«Расстройства аутистического спектра (далее РАС) являются серьезными нарушениями развития, которые влияют на поведение, коммуникацию и социальную адаптацию детей. Психолого-педагогическая коррекция детей с РАС должна быть комплексной и индивидуальной, учитывая особенности каждого ребенка. В своем выступлении рассказываю о методических рекомендациях при работе с детьми РАС, о применении методики «Личного букваря» Лаврентьевой Н.Б. для обучения чтению».
«В классе особенный ребёнок-аутист»
«В выступлении я делюсь своим опытом по обучению ребенка с РАС. Обучать «особых» детей— непростая задача, но она даст свои плоды, если мы будем чуткими и терпеливыми, что важно для обучения детей с особыми образовательными потребностями…».
«Обучение устной и письменной речи детей с РАС»
«Главная задача в обучении детей с РАС – научить их жить в обществе самостоятельно, насколько это возможно для каждого ученика. Каждый ребёнок с РАС индивидуален, поэтому для данной категории детей требуется дифференциация обучения, разработка индивидуальных маршрутов, соответствующих их способностям и потребностям. От педагога требуется использование не только традиционных методик, технологий в обучении, а также использование новых подходов или видоизменения уже имеющихся».
«Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом»
«Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов.
Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:
Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма».
Резолюция по итогам секции:
Секция №5 «Особенности организации урока с обучающимся с РАС в средней школе»
Модератор: Берикова Байрта Владимировна, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ№12» г. Элисты
«Доклад-презентация "Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с РАС»
«Формирование математических представлений у детей с РАС является важной задачей для нормальной повседневной жизни ребенка. Математические знания необходимы как на бытовом уровне, так и на академическом. Умения и навыки, которые ребенок приобретает через освоение данной дисциплины, необходимы для ориентировки в окружающей действительности. Овладеть элементарными математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Именно поэтому, на решение данной задачи должны быть использованы различные педагогические подходы. В докладе представлен опыт работы с обучающимся с РАС по предмету " Математические представления", рассматриваются игровые формы и методы»
«Использование современных образовательных технологий и подходов к организации работы с обучающимися с РАС»
«Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ.
«Учителя, работающие с такими детьми, сталкиваются с различными трудностями. Наличие в классе ребенка с РАС не позволяет педагогу не только создать для него самого оптимальные условия обучения, но и делает эту задачу невыполнимой по отношению к остальным ученикам как имеющим особые образовательные потребности, так и не имеющим таких ограничений.
Что же делать в такой ситуации? Для обучения детей с РАС используется множество различных методов и приёмов, технологий. Мы рассмотрим основные и наиболее известные из них».
«Использование межпредметных связей в развитии способностей детей с РАС»
«Данная работа посвящена анализу и оценке использования межпредметных связей в контексте развития способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Интердисциплинарный подход в образовании является ключевым элементом для улучшения учебного процесса и социальной адаптации детей с РАС. В работе рассматриваются примеры успешной практики по организации учебного процесса с учетом межпредметных связей в контексте специальных образовательных потребностей этих детей. Также проводится анализ педагогических методик, направленных на развитие когнитивных и социальных способностей детей с РАС через интердисциплинарное взаимодействие различных учебных предметов. Результаты исследования представляют практическую ценность для специалистов в области специального образования, педагогов и родителей, помогая оптимизировать образовательную среду и обеспечить более эффективное развитие детей с РАС».
«Как работать с особенными детьми»
«В данном эссе я рассказываю из опыта работы с аутистами об их проблемах, об отношении к ним окружающих людей, также общие правила коррекционной работы, что необходимо делать учителю. «Так чем же я могу помочь этим детям в качестве учителя ? И какова моя миссия?» Ответы на эти вопросы я и хочу представить на форуме.
Сложности работы учителя русского языка и литературы заключаются в уроках развития речи – темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации. В пример привожу книгу Шэрона Дрейпера «Привет, давай поговорим»
Далее в эссе говорится о человеческих качествах: доброте, милосердии, отзывчивости, смирении и любви. Именно на этих качествах должны строиться отношения между людьми. Всем известная фраза Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир…» имеет логическое продолжение: «…если найдёт отклик в сердце каждого». Именно эти слова можно поставить в основу педагога. И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке».
«Приемы преподавания биологии у детей с синдромом Аспергера»
«Данное исследование посвящено изучению эффективных приемов преподавания биологии детям с синдромом Аспергера. Синдром Аспергера относится к спектру аутизма и характеризуется нарушениями социальной коммуникации и ограниченными интересами. В работе рассматриваются особенности восприятия и учебного процесса у детей с синдромом Аспергера, исследуется влияние адаптированных учебных материалов, визуальных пособий и интерактивных методик на их обучаемость. Также анализируются различные педагогические методики, которые могут быть использованы для создания благоприятной образовательной среды и эффективного усвоения знаний в области биологии у детей с синдромом Аспергера. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, специалистам и родителям для разработки индивидуальных образовательных программ для этой категории детей».
Резолюция по итогам секции:
Данные работы, посвященные использованию межпредметных связей в развитии способностей детей с расстройствами аутистического спектра и методам работы с особыми детьмив образовании, представляют собой важные аспекты современной педагогики. Анализ эффективных педагогических методик, направленных на создание благоприятной образовательной среды и обеспечение эффективного усвоения знаний в области биологии у детей с синдромом Аспергера, имеет важное значение для обеспечения доступности образования для всех учащихся. Результаты данных работ могут стать основой для разработки персонализированных подходов к обучению особых детей, а также дополнить практические методики и рекомендации для педагогов и специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в особой поддержке и адаптированных образовательных методик.
Содержание форума было насыщенным, разносторонним, носило практико-ориентированный характер. По мнению форума, они были проведены и представлены на хорошем методическом уровне. Участники форума смогли познакомиться с различными педагогическими технологиями, практическим опытом работы, коррекционно-развивающими технологиями обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Подводя итоги, участники секций определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. С целью обратной связи модераторами секций была проведена анкета, где участники ответили на следующие вопросы:
Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство участников форума являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты итоговой анкеты педагогов.
По итогам форума будет издан электронный сборник материалов форума, который будет размещён на страницах сайта БУ ДПО РК «КРИПКРО».
Степень адаптации к миру у детей с РАС гораздо ниже, чем у типичных людей. Но если у детей с этим расстройством нет нарушений интеллекта (а некоторые из них являются и одаренными в той или иной сфере), то, попав в благоприятную среду, они могут реализоваться в жизни. Например, есть данные о том, что некоторые специалисты Силиконовой долины – люди с РАС. Есть известные художники, музыканты, программисты с этим расстройством. При этом нужно понимать, что успешная социальная адаптация людей с РАС – это результат удачного совпадения многих факторов - от поддержки семьи и попадании в благоприятную среду до специфики и уровня выраженности этого расстройства.
Оптимизация процесса обучения на основе практико – ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.
Кафедра педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО КРИПКРО
Практико-ориентированный семинар «Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках химии и биологии» |
📢 Формирование естественнонаучной грамотности школьников.
📌 Естественнонаучная грамотность наряду с читательской и математической грамотностью является одним из ведущих направлений исследования PISA. Какими умениями должен обладать человек, владеющий естественнонаучной грамотностью? Согласно материалам PISA, естественнонаучно грамотный человек умеет научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для понимания окружающего мира и объяснения тех изменений, которые вносит в него человек.
📌Сегодня в России существует проблема повышения качества естественнонаучного образования, приступать к решению которой следует, начиная уже с начальной школы.
📌 Школьники испытывают затруднения при выполнении заданий, в которых необходимо использовать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, схемах или рисунках, анализировать или сравнивать результаты естественнонаучных исследований, обосновывать свою точку зрения, используя научную аргументацию, требуется дать ответ в свободной форме. Российские учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний
в простых учебных ситуациях, но затрудняются применить их в незнакомых ситуациях, близких к реальной жизни.
📌 27 марта 2024 г. состоялся практико-ориентированный семинар "Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках химии и биологии».
📌 В работе семинара приняли участие более 80 чел.- представители из Элисты, районов Республики Калмыкия, Республики Марий Эл: учителя, биологии, химии общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования и школьные команды Центров «Точка роста».
📌 На семинаре состоялась трансляция лучших педагогических практик по формированию естественнонаучной грамотности школьников, обмен компетенциями, знакомства с новыми идеями, подходами, результатами в преподавании химии и биологии.
📌В работе семинара приняли участие: Антонова А.Г., проректор-руководитель ЦНППМ, учителя химии и биологии Республики Марий Эл- Малькова Н.В., Богомолова А. Д., Мацак О.В.учитель химии МБОУ «Элистинский лицей», учителя химии и биологии МКОУ «ЯМГ им. Хаглышевой Е.К.» Гапотченко И.В., Самтанова Е. А., учитель химии МКОУ «Виноградненский лицей им. Дедова Ф.И.» Харгелюнова И.Г., учителя биологии и химии МБОУ «РНГ им. преп. С.Радонежского» Иванова Б.К., Джамбышева Б.А., учитель биологии МБОУ «ЭКГ» Бербенцева М.Б., учитель биологии МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б. Дорджиева» Лиджиева Л.Б., учитель биологии МКОУ «Хар-Толгинская СОШ» АраеваТ.Н.,учитель биологии МКОУ «Гашунская СОШ им. А.В. Очирова» Мацакова Н.Н., учитель биологии МКОУ «Кегультинская СОШ им. М.А. Сельгикова» Королева Н.Г., ст. преподаватель КРИПКРО Церенова З.С.
28 марта состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Финансовая грамотность в начальной школе: проблемы, практики и перспективы развития».28 марта состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Финансовая грамотность в начальной школе: проблемы, практики и перспективы развития». Целью конференции является выявление и распространение продуктивного педагогического опыта формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы; выявление и распространение инновационного педагогического опыта, направленного на повышение качества образования и совершенствование профессиональных компетенций педагогов.В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры дошкольного и начального образования БУ ДПО РК «КРИПКРО», проректор по учебно-методической работе Марийской Республики, заместители руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, методисты, учителя начальных классов из Республики Марий-Эл, Луганской народной республики, Ростовской области и Республики Калмыкия.Также в пленарном заседании приняли участие сотрудники ПАО «Сбербанк» (Сенгляева Н.И.), НацБанк Республики Калмыкия (Петрушкина Е.Д.), психолог ЦВСНП МВД по РК (Очир-Гаряева Ю.И.) и преподаватель педагогики и психологии БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» (Хаминова А.А.).Всего в работе конференции приняли участие более 200 педагогов.На трех дискуссионных площадках обсуждались вопросы повышения финансовой грамотности обучающихся в системе начального общего образования. В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены следующие вопросы: 1) Формирование финансовой грамотности обучающихся в образовательном процессе начальной школы. 2) Первые шаги младших школьников по пути к финансовой грамотности. 3) Формула финансовой грамотности младшего школьника: инвестиции в успех. 4) Уроки финансовой грамотности в начальной школе «Первые шаги в финансовую грамотность. Буратино и карманные деньги». 5) Обучение младших школьников основам финансовой грамотности. 6) Формирование финансовой грамотности обучающихся начальной школы средствами учебных предметов. 7) Методы, приёмы, технологии формирования финансовой грамотности у младших школьников. 8) Проектная деятельность младших школьников в условиях интеграции курсов окружающего мира и финансовой грамотности. 9) Методы и приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по финансовой грамотности. Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участникамиконференции в контексте основных положений обновленного Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования. Участники конференции констатировали, что тематика конференции раскрывает актуальные проблемы педагогического образования в свете требований обновленных ФГОС НОО.
Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Адьянова Д.А.
27 марта состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Педагогика любви – основа отношений семьи и школы».
Цель конференции: обсуждение и обобщение имеющейся практики взаимодействия семьи и школы, повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий для совместной деятельности родителей и педагогов.
В конференции приняли участие 74 человека из г. Элисты, районов Республики Калмыкия, г. Невинномысска, г. Москвы.
В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей, таких как любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все эти ценности, безусловно, формируются у подрастающего поколения в семье, но также и в образовательном поле, в отношениях между всеми субъектами образовательной деятельности, поэтому очень важно понимание основы взаимодействия семьи и школы, что нашло выражение в теме конференции «Педагогика любви – основа отношений семьи и школы».
Как консолидировать усилия школы и родителей в воспитании детей? Как обеспечить единые подходы в действиях педагогов и родителей? Эти вопросы стоят перед педагогической наукой и практикой не один год.
На Конференции состоялся обмен мнениями и обсуждение широкого круга вопросов, связанных с взаимодействием семьи и школы. Были рассмотрены следующие вопросы:
- педагогическое и психологическое просвещение родителей;
- содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей;
- организация деятельности классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьей;
- организация работы коллектива родителей;
- воспитательные практики совместных мероприятий образовательных организаций и семей.
В работе конференции приняли участие Белова С.В., д.п.н., профессор КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, когнитивный психолог (г. Москва), Панченко О.Г., к.филос.н., доцент, старший методист отдела организационно методического сопровождения регионов Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации (г. Москва), Нурова Г.В., директор музея КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, Заслуженный художник Республики Калмыкия (г. Элиста), Арманова Е. А., Манжеева Б.Н., педагоги-психологи, тренеры по эмоциональному интеллекту, сооснователи проекта «Чайка», АНО «Студия личностного роста «Чайка» (г. Элиста), Саранкаева Е.Э., главный эксперт отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Республики Калмыкия (г. Элиста), учителя школ г. Элисты и СПО.
Участники Конференции отметили, что проведение подобных конференций необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту педагогов, актуализирует ответственное родительство, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным опытом выстраивания отношений между семьей и образовательной организацией.
В результате заслушанных в ходе конференции выступлений, предложений и их обсуждений, участники конференции, отметив актуальность обсуждаемой проблемы в современных условиях, исходя из приоритета общих гуманистических и семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения, осознавая необходимость совместных усилий семьи и образовательной организации, понимая, что выстраивание эффективного взаимодействия между всеми субъектами образовательных отношений возможны лишь в контексте педагогики любви (Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Волков, Ю.П. Азаров и др.) обращаются с предложениями:
- проводить конференцию по проблемам взаимодействия семьи и школы на регулярной основе с привлечением родительской общественности;
- проводить подобные конференции на уровне образовательных организаций и муниципальных образований;
- информировать родительское и педагогическое сообщество о новациях, достижениях в области взаимодействия семьи и школы через средства массовой информации, научно-практические конференции, семинары и другие формы;
- оказывать методическую помощь родителям в вопросах воспитания детей в семье,
- вовлекать родителей в различные виды совместной общественно полезной деятельности.
- материалы конференции оформить в электронный сборник и разместить на официальном сайте института.
Участники конференции отметили положительный эффект обсуждения вопросов Программы конференции, рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на педагогических советах, профессиональных методических объединениях.
Ст. преп. кафедры воспитания и дополнительного образования О.А.Краснокутская