Подробнее
05 апреля 2024 года на базе СОШ №12 состоялся Межрегиональный форум «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС» в рамках Года семьи-2024, приуроченный Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который установлен 18 декабря 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН, в резолюции которой первостепенное внимание уделено детскому аутизму и его ранней диагностике.
Заявленная тема на сегодня актуальна, т.к наша главная задача – предоставить всем детям доступ к качественному образованию в равных условиях в рамках обновленного ФГОС. Кафедра педагогики, психологии инклюзивного образования обобщает и распространяет передовой и инновационный педагогический опыт в сфере обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью среди школ республики.
МБОУ «СОШ №12» с 18 марта 2024 г. является республиканской стажировочной площадкой Института по теме «Сопровождение педагогических работников, специалистов служб сопровождения, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью». Школа имеет достаточный практический опыт по работе с разными категориями детей в условиях инклюзии. Форум стал площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также для обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.
По статистическим данным за 2023 год ЦПМПК РК обследовано 886 детей, в том числе, 19 детей по вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Цель форума - совершенствование профессиональных компетенций педагогов, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта).
Категории участников: педагогические работники, специалисты служб сопровождения, работающие с обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, общественные организации.
На секциях в очном формате приняли участие педагоги ГКОУ РО Орловской школы–интернат, Орловского района, Ростовской области. В онлайне коллеги из ЛНР города Антрацита и Антрацитовского района ЛНР, ГКОУ «СОШ «3» Костромской области, МАОУ «СОШ №40 им.Видова М.К.» г.Новороссийск и др. МАОУ «СОШ №40 им. Видова М.К.» г.Новороссийск и др. Общее количество участников форума-108.
Пленарную часть открыл Б.Н. Бембеев, директор МБОУ СОШ№12, во вступительном слове отметил, что один из ключевых аспектов успешной инклюзии – это адаптация образовательной среды под каждого ученика. Это может включать в себя создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальных образовательных программ и поддержку педагогов в их работе. Также важно помнить о том, что успешная инклюзия не только помогает учащимся с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и взаимопонимания.
Борис Наранович представил почётных гостей форума:
-Лиджиева И., специалист отдела общего образования МОиН РК;
-Антонова А.Г., руководитель –проректор ЦНППМ БУ ДПО РК «КРИПКРО»;
-Мушаева Б.Н., проректор по УМР БУ ДПО РК «КРИПКРО»
-Цыдырова М.В., заместитель начальника Управления образования Администрации г.Элисты.
Теме «Сверстнико – опосредованные вмешательства (СОВА)» было посвящено выступление Халгаевой Д.Д., к.ф.н., доцента кафедры германской филологии ФГБОУ ВО «КГУ им. Б.Б.Городовикова», председателю регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей – инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Сверстнико-опосредванные вмешательства при аутизме (СОВА) относятся к практикам, в рамках которых сверстники способствуют обучению социальным навыкам и поддерживают разные программы вмешательства для своих товарищей с РАС. Ресурсный класс-это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушения развития учиться в школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» - создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он мог включиться в жизнь образовательного учреждения в своём индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
Целью выступления Сердюковой О.В., руководителя региональной родительской общественной организации помощи и поддержки семьям с детьми с аутистами по РК «Тенгин эдста» («Отмеченные небом») было донести о роли общественного объединения, помощи и поддержки семей имеющих детей с аутизмом «Тенгрин эдста» в инклюзивном образовании, а также о популярном подходе, который на сегодня является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей с аутизмом. Терапия направлена на обучение жизненно необходимых отсутствующих навыков для улучшения качества жизни ребёнка и его семьи.
Бадма-Халгаева О.Ю., постоянный представитель Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации обратилась с приветственным словом «Уважаемые участники Межрегионального форума, сердечно приветствую Вас на этом важном мероприятии. Каждый из вас принимает участие в совместных усилиях по повышению осведомленности и поддержке детей с аутизмом и их семей. Вы собрались здесь чтобы обменяться опытом, научиться от лучших практик и совместно разработать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. В рамках года семьи-2024, который оказывает специальное внимание семьям и их значимой роли в развитии и поддержке детейс особыми потребностями , наше сотрудничество становится еще более ценным. Мы стремимся создать общество, где каждый член семьи имеет равные возможности и поддержку для полноценной жизни. Вместе мы можем добиться большего. Наше сопредельное понимание, знания и опыт помогут нам разработать Эффективные стратегии и подходы, которые позволят детям с аутизмом раскрыть свой потенциал и достичь наивысших результатов. Желаем Вам продуктивных дискуссий, плодотворного обмена идей, а также вдохновляющих встреч с экспертами и практиками. Ваше участие и содействие в решении проблемы аутизма являются неоценимым вкладом в наше общее дело. Желаем Вам успешного форума».
к участникам форума и пожелала плодотворной работы на секциях.
Убушаева А.В, руководитель общественной организации помощи глухим и слабослышащим детям «Я слышу!» в своем выступлении отметила, что инклюзия и инклюзивное образование сейчас является неотъемлемой частью жизни общества. Детей с ОВЗ в нашей республике не мало и тем самым инклюзия важна и просто необходимо. Дети с нарушенным слухом так же имеют коморбидные состояния, в том числе и РАС. У детей с нарушенным слухом, развитие РАС является вторичным нарушением, то бишь следствием . Ценность и важность инклюзии возрастает, соответственно профессионализм, квалифицированность и подход к работе с детьми с РАС, является одним из главных аспектов в инклюзии.
Оживление и повышенный интерес у участников форума вызвало выступление Ямановой Н.И., председателя ЦМПК РК, педагога-психолога «ЦППМС-помощи»по одной из актуальных тем «Создание специальных условий для обучающихся с РАС. Комплексная диагностика и направления коррекционно-развивающей среды», где она проинформировала участников о статистических данных по ЦПМПК РК за 2023 год по детям данной нозологии.
Стоит отметить, что форум проходит в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Со словами благодарности и пожеланиями выступили: Саряева Э. П., родительница 5«в» класса, Кадацкая А. С., родительницы 5«в» класса и Хохлова Е. В., родительница 2 «г» класса.
Мероприятие было освещено спецкорреспондентом ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия».
В программе форума проведена работа секций по следующим направлениям:
Секция №1 «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»
Модератор: Немкеева Инга Николаевна, тьютор МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
- Эльдеева Байирта Викторовна, тьютор МБОУ «СОШ № 12» г. Элисты
«Визуальная поддержка детей с РАС»
«Визуальная поддержка детей с РАС" затрагивает важные аспекты использования визуальных методов и материалов в обучении и социальной поддержке детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В связи с тем, что дети с РАС могут испытывать сложности в общении, восприятии и адаптации к окружающей среде, эффективное использование визуальных подходов может способствовать их обучению, общению и повседневной жизни. В данной теме можно рассмотреть различные методики визуальной поддержки, включая использование пиктограмм, визуальных графиков, карт и других визуальных средств, а также принципы создания и применения визуальных материалов для лучшей адаптации детей с РАС к образовательным и социальным ситуациям».
- Пюрбеева Деляш Владимировна, Мугулдаева Елена Анатольевна, тьюторы МБОУ «СОШ № 12» г. Элисты
«Развитие речи с помощью карточек у ребенка с аутистическими нарушениям. «Определение сходства и различия»
«Тема "Развитие речи с помощью карточек у ребёнка с РАС" представляет собой изучение способов использования визуальных карточек для стимуляции развития устной речи у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В данной теме будут рассмотрены методики использования визуальных материалов, игр и упражнений для обучения детей с РАС различать сходство и различие между предметами, числами, формами, цветами и другими объектами, что дает им возможность развивать логику, внимание и абстрактное мышление».
Немкеева Инга Николаевна, тьютор МБОУ «СОШ № 12» г. Элисты
«Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в начальной школе»
«Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) в начальной школе" охватывает важные аспекты обучения и социальной адаптации детей с РАС на начальной ступени образования при активном участии тьютора. В связи с уникальными потребностями, способностями и трудностями учащихся с РАС, тьюторское сопровождение играет ключевую роль в их образовательном и социальном развитии. В данной теме рассматриваются особенности взаимодействия тьютора и детей с РАС, методики адаптации учебных программ, использование визуальных методов и другие специальные подходы к обучению и поддержке в контексте начальной школы. Кроме того, освещаются вопросы развития навыков социального взаимодействия, коммуникации и саморегуляции у учащихся с РАС при тьюторском сопровождении. В целом, данная тема позволяет рассмотреть особенности и методики тьюторского сопровождения, способствующие успешной адаптации и обучению детей с РАС на начальном этапе их образовательного пути».
- Монхаева Марина Владимировна, тьютор, учитель английского языка МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
«Роль классного руководителя в адаптации ребенка с РАС в образовательном пространстве»
«Роль классного руководителя в адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) в образовательном пространстве" освещает важные аспекты влияния классного руководителя на успешную адаптацию и обучение детей с РАС в рамках образовательного процесса. В контексте данной темы рассматриваются специфические потребности и особенности учащихся с РАС, а также роль классного руководителя в обеспечении специализированной поддержки, создании оптимальной образовательной среды и содействии социальной адаптации детей с РАС».
Резолюция по итогам секции:
1.Педагогическая миссия тьютора заключается в обеспечении индивидуальной поддержки и развития обучающихся, включая детей с РАС. Тьютор должен стремиться к созданию благоприятной образовательной среды, способствующей успешному развитию каждого ребенка.
- Классный руководитель играет важную роль в адаптации ребенка с РАС в образовательном пространстве. Он должен обеспечивать не только учебную, но и социальную поддержку ребенку, помогая ему интегрироваться в коллектив и развивать навыки взаимодействия.
- Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в начальной школе включают индивидуальный подход к каждому ребенку, использование специализированных методик и техник для обучения, а также сотрудничество с родителями и специалистами для создания единой образовательной стратегии.
- Развитие речи с помощью карточек может быть эффективным методом работы с детьми с РАС. Карточки помогут визуально поддерживать процесс обучения и улучшать понимание материала, способствуя развитию речи и коммуникативных навыков.
- Важно определить сходства и различия между детьми с РАС, учитывая их индивидуальные особенности, чтобы обеспечить им эффективную образовательную поддержку. Визуальная поддержка играет важную роль в обучении детей с РАС, поэтому необходимо использовать специализированные методики и средства обучения.
Секция №2 «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с РАС»
Модератор: Лузганова Байрта Николаевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
- Щебетова Лариса Владимировна, учитель-логопед ГКОУ РО Орловская школа–интернат, Орловский район, Ростовская область
«Формирование навыков коммуникации у детей с РАС»
«В докладе рассматривается вопрос формирования коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Раскрыты направления работы, методы и условия формирования коммуникативных навыков».
- Лузганова Байрта Николаевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ№12» г. Элисты
«Применение песочной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС»
«У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильнокинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Выступление с опорой на теоретические знания. Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов».
- Сангаджиева Таисия Манджиевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
«Особенности работы учителя-логопеда с обучающимися с РАС в школе»
«В статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психоречевого развития данной группы детей, даны рекомендации по построению работы».
- Коклаева Лидия Николаевна, учитель-дефектолог МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» г. Элисты
«Альтернативная коммуникация в логопедической работе с детьми с РАС»
«Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
В данном выступлении представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические основы АДК; общий обзор форм и средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК); описывается, в каких случаях и как подбираются техники коммуникации в отношении лиц с особенностями развития, у которых в силу разных причин наблюдаются трудности в вербальной коммуникации; а также подобран материал (дидактические пособия и др.) из опыта работы специалистов в области АДК. Цель создания данного пособия — дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей».
- Убушаева Елена Викторовна, учитель-логопед МБОУ «РНГ им. преподобного С. Радонежского» г. Элисты
«Логопедическая работа с ребёнком с РАС от диагностики к коррекции. Проблемы и перспективы»
«Когда и как начинать работу с таким ребёнком, чего лучше начать. Как была построена индивидуальная коррекционно-речевая работа, из каких этапов состояла. Перечень использованных методических и дидактических пособий. Трудно, но возможно».
Резолюция по итогам секции:
Учитывая всё более высокую распространенность детей с расстройством аутистического спектра, мы, участники форума, решили следующее:
- Призываем к углубленному изучению в формировании навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра, включая разработку специальных программ и методик, а также повышение компетенций педагогов.
- Выступаем за активное применение альтернативных методов коммуникации в логопедической работе с детьми с расстройством аутистического спектра, включая использование альтернативных средств коммуникации и поддержку детей в освоении этих инструментов.<
- Подчеркиваем необходимость специальной подготовки учителей-логопедов для работы с обучающимися с расстройством аутистического спектра, и призываем школьные администрации обеспечить им необходимую поддержку и ресурсы для осуществления эффективной работы.
- Поддерживаем необходимость интеграции диагностики и коррекции в работу учителя-логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра, призывая к совместной деятельности медицинских и образовательных учреждений в решении этой проблемы.
- Поддерживаем исследования и практическое применение песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда со школьниками с расстройством аутистического спектра, и призываем к дальнейшей разработке и распространению этого метода для улучшения образовательной среды детей с Аутизмом.
Секция №3 «Особенности психологической, дефектологической коррекции детей с аутизмом»
Модераторы: Молоткова Байр Даваевна, педагог-психолог, Нармаева Альман Владимировна, учитель-дефектолог МБОУ СОШ №12 г. Элисты
- Саитова Наталья Михайловна, учитель начального общего образования ГКОУ РО Орловская школа-интернат, Орловский район, Ростовская область
«Применение методов сенсорной интеграции у детей с РАС»
«В докладе рассматривается понятие сенсорной интеграции, дисфункции, которые испытывает ребенок с аутизмом в каждой из сенсорных систем, а также методы коррекции нарушений сенсорной интеграции у детей с РАС».
- Шатаева Екатерина Валерьевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» г. Элисты
«Психологическое сопровождение ребенка с аутизмом в школе»
«В докладе рассматриваются основные проблемы, возникающие при обучении и адаптации в среде сверстников детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Обосновывается необходимость длительного психолого-педагогического сопровождения аутичного ребенка в образовательной организации».
- Бадмаева Светлана Станиславовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №17 им. Д.Н. Кугультинова» г. Элисты
«Методические приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС»
«Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с расстройством аутистического спектра является психологическая коррекция. Психокоррекционная работа – это комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития ребенка».
- Очирова Баира Николаевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ№10 им. В.А. Бембетова» г. Элисты
«Синдром Каннера»
«Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов».
- Яшкеева Анна Констатиновна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №8 им. Номто Очирова» г. Элисты
«Особенности процесса адаптации детей с РАС в условиях инклюзивного обучения»
«В выступлении анализируются теоретические основы образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы, раскрываются особенности психического и социального развития при расстройствах аутистического спектра их особые образовательные потребности. Рассматриваются трудности, с которыми сталкивается учитель при обучении детей с РАС в общеобразовательной школе»
- Босханджиева Наталья Борисовна, учитель-дефектолог МБОУ СОШ№12» г. Элисты
«Основные направления помощи и организации коррекционно- развивающего пространства детям с расстройством»
«В выступлении представлены основные направления помощи и особенности организации коррекционно-развивающего пространства детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), необходимые для формирования навыков адекватного социального взаимодействия, коррекции эмоционально-волевой сферы, нормализации жизнедеятельности ребенка с РАС».
- Альчинова Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБОУ «СОШ №23» г.Элисты
«Особенности работы учителя–дефектолога с детьми с РАС»
«Приоритетом в работе дефектолога выступает необходимость увидеть, понять проблемы ребёнка. Исходя, из этого разрабатывается индивидуальная программа дефектологической помощи ребёнку и родителям (опекунам). В связи широким спектром проблем и уникальностью большинства случаев обоснуется необходимость неординарные подходы к ребёнку на индивидуальных занятиях, с учётом его потребностей, направленные на результат коррекции и компенсации недостатков. В данном материале предоставлены некоторые моменты моей дефектологической работы с детьми РАС, которые помогут учащимся успешно интегрироваться в учебный процесс массовой школы»
Резолюция по итогам секции:
Заслушав и обсудив доклады и сообщения, участники отметили своевременность и важность обсуждения особенностей организации коррекционной работы с детьми с РАС. Актуальность темы определена важностью вопросов обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра. На площадке были рассмотрены содержание и организация коррекционно – развивающих занятий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), их благотворное влияние на познавательную, эмоционально – волевую сферы и личность детей.
При построении занятий и обучении детей с РАС существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: нарушения познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия. Участники площадки пришли к единому выводу, что знание психолого-педагогических характеристик детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) позволит педагогам-психологам, учителям-дефектологам разработать индивидуально ориентированные стратегии коррекционно-педагогической работы.
По итогам работы участники площадки считают необходимым рекомендовать следующее:
- Признать целесообразной и продолжить практику научного взаимодействия по проблеме обучения и воспитания детей с РАС;
- Рекомендовать докладчикам распространить информацию о проделанной работе в образовательных учреждениях, в СМИ регионов-участников;
- Выразить благодарность организаторам и участникам форума.
Секция №4 «Особенности обучения детей с РАС в инклюзивных классах»
Модератор: Манжиева Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» г. Элисты
- Шкурина Юлия Сергеевна, учитель ГКОУ РО Орловская школа-интернат, Орловский район, Ростовская область
«Развитие моторики у детей с РАС»
«В докладе представлен опыт работы с ребенком с РАС по применению важнейшего раздела коррекционно-педагогической работы, развитие крупной и мелкой моторики. У детей с нарушением аутистического спектра наблюдаются особенности в развитии общей и мелкой моторики: слабый контроль равновесия, нарушение точности и силы движений, а также недостатки в формировании навыков зрительно-двигательной координации. Предлагаю вашему вниманию упражнения, игры на развитие моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки»
- Манжиева Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12» г. Элисты
«Работа с детьми с РАС. С чего начать?»
«Расстройства аутистического спектра (далее РАС) являются серьезными нарушениями развития, которые влияют на поведение, коммуникацию и социальную адаптацию детей. Психолого-педагогическая коррекция детей с РАС должна быть комплексной и индивидуальной, учитывая особенности каждого ребенка. В своем выступлении рассказываю о методических рекомендациях при работе с детьми РАС, о применении методики «Личного букваря» Лаврентьевой Н.Б. для обучения чтению».
- Бемм Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №23» г. Элисты
«В классе особенный ребёнок-аутист»
«В выступлении я делюсь своим опытом по обучению ребенка с РАС. Обучать «особых» детей— непростая задача, но она даст свои плоды, если мы будем чуткими и терпеливыми, что важно для обучения детей с особыми образовательными потребностями…».
- Эдеева Данара Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №21» г. Элисты
«Обучение устной и письменной речи детей с РАС»
«Главная задача в обучении детей с РАС – научить их жить в обществе самостоятельно, насколько это возможно для каждого ученика. Каждый ребёнок с РАС индивидуален, поэтому для данной категории детей требуется дифференциация обучения, разработка индивидуальных маршрутов, соответствующих их способностям и потребностям. От педагога требуется использование не только традиционных методик, технологий в обучении, а также использование новых подходов или видоизменения уже имеющихся».
- Бембинова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №21» г. Элисты
«Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом»
«Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов.
Задачами адаптивного физического воспитания в школьном возрасте являются:
- Развитие двигательных навыкοв.
- Развитие психических процессов и речи.
- Развитие познавательной деятельности.
- Профессиональная ориентация.
Адаптивное физическое воспитание является основой коррекционной и реабилитационной работы, которая влияет на все физиологические функции и физическое развитие организма. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются жизненно – необходимые навыки и умения; развиваются физические и психические качества; повышаются функциональные возможности организма».
Резолюция по итогам секции:
- Главная задача педагогов в обучении детей с РАС – научить жить их в обществе самостоятельно, учитывая возможности каждого ребенка.
- Для успешного развития ребенка с РАС необходимо построение индивидуального образовательного маршрута в освоении образовательной программы, которое строится на всестороннем изучении учащегося, его личных достижениях и особенностях.
- Обучение детей с РАС требует большого количества ресурсов: междисциплинарной команды грамотных и профессиональных педагогов, дополнительного времени и средств на организацию и адаптацию среды, эмоциональной включенности взрослых, оказывающих помощь и поддержку ребенку.
- Оптимальная организация процесса обучения способствует увеличению самостоятельности и социальной адаптации обучающегося с РАС, с постепенным снижением специализированной помощи. Критично важной для дальнейшего пути школьника с РАС не только в основной и средней школе, но и в получении профессии и его реализации во взрослой жизни является правильная организация на начальном этапе обучения.
- Обучение по индивидуальной программе обучающегося с РАС должно сопровождаться постоянным анализом динамики его достижений не только в целом, но и на каждом этапе урока.
Секция №5 «Особенности организации урока с обучающимся с РАС в средней школе»
Модератор: Берикова Байрта Владимировна, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ№12» г. Элисты
- Пиденко Ольга Владимировна, учитель ГКОУ РО Орловская школа–интернат, Орловский район, Ростовская область
«Доклад-презентация "Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с РАС»
«Формирование математических представлений у детей с РАС является важной задачей для нормальной повседневной жизни ребенка. Математические знания необходимы как на бытовом уровне, так и на академическом. Умения и навыки, которые ребенок приобретает через освоение данной дисциплины, необходимы для ориентировки в окружающей действительности. Овладеть элементарными математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Именно поэтому, на решение данной задачи должны быть использованы различные педагогические подходы. В докладе представлен опыт работы с обучающимся с РАС по предмету " Математические представления", рассматриваются игровые формы и методы»
- Мищенко Ольга Викторовна, учитель ГКОУ РО Орловская школа–интернат, Орловский район, Ростовская область
«Использование современных образовательных технологий и подходов к организации работы с обучающимися с РАС»
«Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ.
«Учителя, работающие с такими детьми, сталкиваются с различными трудностями. Наличие в классе ребенка с РАС не позволяет педагогу не только создать для него самого оптимальные условия обучения, но и делает эту задачу невыполнимой по отношению к остальным ученикам как имеющим особые образовательные потребности, так и не имеющим таких ограничений.
Что же делать в такой ситуации? Для обучения детей с РАС используется множество различных методов и приёмов, технологий. Мы рассмотрим основные и наиболее известные из них».
- Бурбеджалова Татьяна Сергеевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ №12» г. Элисты
«Использование межпредметных связей в развитии способностей детей с РАС»
«Данная работа посвящена анализу и оценке использования межпредметных связей в контексте развития способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Интердисциплинарный подход в образовании является ключевым элементом для улучшения учебного процесса и социальной адаптации детей с РАС. В работе рассматриваются примеры успешной практики по организации учебного процесса с учетом межпредметных связей в контексте специальных образовательных потребностей этих детей. Также проводится анализ педагогических методик, направленных на развитие когнитивных и социальных способностей детей с РАС через интердисциплинарное взаимодействие различных учебных предметов. Результаты исследования представляют практическую ценность для специалистов в области специального образования, педагогов и родителей, помогая оптимизировать образовательную среду и обеспечить более эффективное развитие детей с РАС».
- Чумданова Альбина Нагашевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12» г. Элисты
«Как работать с особенными детьми»
«В данном эссе я рассказываю из опыта работы с аутистами об их проблемах, об отношении к ним окружающих людей, также общие правила коррекционной работы, что необходимо делать учителю. «Так чем же я могу помочь этим детям в качестве учителя ? И какова моя миссия?» Ответы на эти вопросы я и хочу представить на форуме.
Сложности работы учителя русского языка и литературы заключаются в уроках развития речи – темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации. В пример привожу книгу Шэрона Дрейпера «Привет, давай поговорим»
Далее в эссе говорится о человеческих качествах: доброте, милосердии, отзывчивости, смирении и любви. Именно на этих качествах должны строиться отношения между людьми. Всем известная фраза Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир…» имеет логическое продолжение: «…если найдёт отклик в сердце каждого». Именно эти слова можно поставить в основу педагога. И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке».
- Боваева Елена Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ№12» г. Элисты
«Приемы преподавания биологии у детей с синдромом Аспергера»
«Данное исследование посвящено изучению эффективных приемов преподавания биологии детям с синдромом Аспергера. Синдром Аспергера относится к спектру аутизма и характеризуется нарушениями социальной коммуникации и ограниченными интересами. В работе рассматриваются особенности восприятия и учебного процесса у детей с синдромом Аспергера, исследуется влияние адаптированных учебных материалов, визуальных пособий и интерактивных методик на их обучаемость. Также анализируются различные педагогические методики, которые могут быть использованы для создания благоприятной образовательной среды и эффективного усвоения знаний в области биологии у детей с синдромом Аспергера. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, специалистам и родителям для разработки индивидуальных образовательных программ для этой категории детей».
Резолюция по итогам секции:
Данные работы, посвященные использованию межпредметных связей в развитии способностей детей с расстройствами аутистического спектра и методам работы с особыми детьмив образовании, представляют собой важные аспекты современной педагогики. Анализ эффективных педагогических методик, направленных на создание благоприятной образовательной среды и обеспечение эффективного усвоения знаний в области биологии у детей с синдромом Аспергера, имеет важное значение для обеспечения доступности образования для всех учащихся. Результаты данных работ могут стать основой для разработки персонализированных подходов к обучению особых детей, а также дополнить практические методики и рекомендации для педагогов и специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в особой поддержке и адаптированных образовательных методик.
Содержание форума было насыщенным, разносторонним, носило практико-ориентированный характер. По мнению форума, они были проведены и представлены на хорошем методическом уровне. Участники форума смогли познакомиться с различными педагогическими технологиями, практическим опытом работы, коррекционно-развивающими технологиями обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Подводя итоги, участники секций определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. С целью обратной связи модераторами секций была проведена анкета, где участники ответили на следующие вопросы:
- Ваши ожидания от форума?
- Какие освещенные темы секции форума заинтересовали больше всего?
- Кого из конкретных специалистов Вы бы посоветовали пригласить в качестве докладчиков на следующее мероприятие?
- Полученная информация была ли для Вас полезна?
Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство участников форума являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты итоговой анкеты педагогов.
По итогам форума будет издан электронный сборник материалов форума, который будет размещён на страницах сайта БУ ДПО РК «КРИПКРО».
Степень адаптации к миру у детей с РАС гораздо ниже, чем у типичных людей. Но если у детей с этим расстройством нет нарушений интеллекта (а некоторые из них являются и одаренными в той или иной сфере), то, попав в благоприятную среду, они могут реализоваться в жизни. Например, есть данные о том, что некоторые специалисты Силиконовой долины – люди с РАС. Есть известные художники, музыканты, программисты с этим расстройством. При этом нужно понимать, что успешная социальная адаптация людей с РАС – это результат удачного совпадения многих факторов - от поддержки семьи и попадании в благоприятную среду до специфики и уровня выраженности этого расстройства.
Оптимизация процесса обучения на основе практико – ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.
Кафедра педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО КРИПКРО