На основании приказа от 1 февраля 2024 г. N 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ в федеральных учебных планах ОБЖ заменили на ОБЗР (Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины). ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне основного и среднего общего образования. Федеральные рабочие программы по предмету включили 11 модулей .Изменили предметные результаты, в том числе добавили новые формулировки для модулей, которых раньше не было. Основы военной подготовки стали отдельным модулем, что должно снять вопросы о том, в рамках чего реализовывать учебные сборы учащихся по военной подготовке и являются ли они обязательными. Наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей. Также можно менять последовательность освоения модулей Количество часов оставили прежним.
Кафедрой методики преподавания естественно-математических дисциплин БУ ДПО РК «КРИПКРО» с 3 по 12 апреля 2024года были проведены курсы повышения квалификации преподавателей- организаторов ОБЖ по теме «Преподавание «Основы безопасности и защита Родины». Курсовую подготовку прошли 21 педагог из г.Элисты и районов республики: Октябрьского, Ики-Бурульского, Кетченеровского, Целинного, Юстинского,Яшалтинского Яшкульского.
Цель курсов: оказание методической помощи педагогам в области преподавания нового предмета «Основы безопасности и защита Родины с 1 сентября 2024 года.
В программе курсов были рассмотрены следующие вопросы: законодательство Российской Федерации; основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (бытовых, природных, техногенных);формирование здорового образа жизни среди учащихся образовательных организаций; основы противодействия экстремизму и терроризму; требования к современному уроку; анализ конкурсного(Педагог года) урока (видеофрагмента) по предмету «Основы безопасности и защита Родины»;
Участник всероссийского форума преподавателей-организаторов ОБЖ в г.Москва, Айдарлиев Э.Т.,преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №21 г.Элисты поделился материалами по организационным вопросам подготовки и проведению олимпиады по предмету «Основы безопасности и защита Родины».
Особый интерес вызвало у слушателей курсов лекции: Квачева Н.О.,преподавателя ЦНППМ КРИПКРО (Актуальные проблемы информационной безопасности школьников), Музраевой Г.А., психолога КРИПКРО (Профилактика агрессивного поведения обучающихся) и практические занятия по основам военной подготовки и оказанию первой помощи пострадавшим, которые прошли на базе стажировочной площадки МБОУ «Элистинская классическая гимназия», в рамках полевых сборов 5 школ г.Элисты. Ребята показали навыки тактико-огневой подготовки (автомат Калашникова), практические действия в области тактической медицины, навыки по управлению дронами под руководством инструкторов регионального филиала Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН» по Республике Калмыкия и преподавателей-организаторов ОБЗР
С 01 по 13 апреля 2024 г. состоялись курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов республики по теме «Организация инновационной деятельности педагога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы».
Начавшись на дистанционной площадке института, повышение квалификации продолжилось в очном формате. В теоретической части курсов рассматривались вопросы изменений в сфере дошкольного образования, психолого-педагогической подготовки, реализации дошкольного образования в свете обновленных требований, применения инновационных образовательных технологий в деятельности педагогов детских садов и другие. Практическая часть курсов прошла на базах дошкольных образовательных организаций «Детский сад №18», «Детский сад №23» г. Элисты. Педагоги этих дошкольных организаций провели открытые занятия с воспитанниками разных возрастных групп по основным направлениям развития дошкольников. Также воспитатели детских садов города представили коллегам свой опыт работы по реализации основ финансовой грамотности, организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста. Тематика мастер-классов отличалась разнообразием: это детская анимация как современный вид творчества, развитие речи младших дошкольников посредством сказок - шумелок, коммуникативные танцы и игры для дошкольников, использование «Умной матрицы» в формировании логического мышления дошкольников (технология УДЕ), формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста. Слушатели курсов положительно оценили опыт работы педагогов г. Элисты.
Особый интерес вызвал у воспитателей опыт работы детского сада «Айс» из поселка Большой Царын Октябрьского района, представленный на онлайн – семинаре по теме «Цифровая образовательная среда в ДОО». Педагоги детского сада познакомили слушателей курсов со своей интерактивной детской цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии», представляющей собой уникальную разработку по познанию окружающего мира через экспериментальную деятельность в детском саду, программированными роботами, интерактивными играми на интерактивной панели, развивающим комплексом «Умный ребенок» и образовательным модулем «Дидактическая система Фридриха Фребеля». Продемонстрировали видеозанятие с использованием цифровых технологий. Организация деятельности воспитанников с использованием цифровой лаборатории вызвал у курсантов всплеск положительных эмоций и неподдельный интерес. Ведь применение данного оборудования отвечает современным вызовам - цифровизации образования.
По завершению курсов слушателями была положительно отмечена организация, интересное содержание и практикоориентированность курсовой подготовки.
С 1 апреля по 9 апреля 2024 года прошли курсы для учителей родного языка и литературы республики по теме «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя. В рамках курсов слушатели изучили нормативно и методические обеспечение внедрения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО, внедрение обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в предметном обучении. Перед слушателями выступила Мушаева Б.Н. проректор по УМР КРИПКРО по теме «Особенности ФГОС ООО, ФГОС СОО», Бугаева Ж. Б., заведующая отделом аттестации КРИПКРО по теме «Аттестации педагогических работников» и ответила на вопросы слушателей, Босхомджиев М.В., доцент кафедры калмыцкой литературы и журналистики Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ прочитал лекцию по теме «Идея «Джангара» - единство народа». Показали мастер-классы: учитель родного (калмыцкого) языка и литературы МОКУ «Хар - Булукская средняя общеобразовательная школа» Целинного района Лиджиева Т. В., МБОУ «ЭМГ» Уланова С. П. Татьяна Владимировна рассказала, как использует на уроках игры: «Найди слова (по темам «Сурһулин кергслмүд», «Зер-земш», «Күүнә цогц»), «Илвтә авдр», кроссворды, лото - наглядное пособие помогает в обогащении лексики. Светлана Пюрвеевна рассказала о проектной работе на уроках родного языка, работая над проектом по теме «Джангар», в процессе создания мультфильма учащиеся знакомятся с топонимикой, ономастикой, географией, с родословной богатырей страны Бумба, с мастью богатырских коней, с оружием богатыря. Слушатели курсов посетили национальный музей Республики Калмыкия им Н.Н.Пальмова такие залы, как «Степь, как жизненное пространство», «100-летие Р.О. Рокчинского», «История буддизма». Они отметили, что посещение музея было очень образовательным процессом, получили удовлетворение. Бадмаевой Л.И., старшим преподавателем кафедры методики преподавания родного языка и литературы прочитана лекция по теме «Современный урок родного (калмыцкого) языка в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО» и проведен практикум по разработке уроков родного языка и литературы для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Повышение квалификации способствует профессиональному росту и личностному развитию учителей. Образование — это непрерывный процесс, и педагоги, стремящиеся быть лучше в своих профессиональных усилиях, получают обновленные знании.
Бадмаева Л.И.
С 1 по 9 апреля 2024 г., в институте повышения квалификации проведены курсы для учителей начальных классов образовательных организаций Республики Калмыкия по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО в работе учителя». Свою квалификацию повысили более 20 учителей из г. Элисты, Яшкульского, Кетченеровского, Сарпинского, Лаганского, Черноземельского и Юстинского районов.
Цель курсовой подготовки – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области подготовки учителей начального общего, основного общего образования к реализации требований обновленных ФГОС НОО.
Представленный курс повышения квалификации позволяет слушателям рассмотреть все законодательные и нормативно-правовые изменения, которые затрагивает переход на новые ФГОС, провести сравнительный анализ изменений требований ФГОС второго поколения и ФГОС 2021, освоить процедуру перехода и организации образовательного процесса в новых условиях. Материалы курса содержат методические рекомендации, образцы локальных документов, презентации, литературу, памятки, которые позволят слушателям ориентироваться в процессе перехода и подготовки к новому учебному году.
Был представлен интересный опыт учителей начальных классов школы № 3 г. Элисты. В рамках курсов в школе прошли открытые уроки, на которых опытные учителя-наставники поделились своим мастерством и профессионализмом, представили различные формы проведения уроков.
Аучаева А.А. провела урок во 2 «Б» классе по теме «Имя прилагательное. Обощение»; Мутулова Л.В. представила урок в 4 «Б» классе по теме «Правописание глаголов»; Еремеева Г.П. показала урок в 1 «Г» классе по теме «Русский алфавит, или азбука»; Миронова Н.В.представила урок в 1 «В» классе по теме «Что узнали? Чему научились?»; Надбитова Е.П. показала урок во 2 «Г» классе по теме «Единственное и множественное число имен прилагательных»; Гучинова Ю.С. провела урок в 1 «А» классе по теме «Повторение и закрепление пройденного».
Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоёмка. В труде преподавателя нет просто повторяющихся элементов: постоянно
развивается область знаний, основы которой преподаёт педагог; меняется контингент учащихся; обогащается педагогическая наука. Всё это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения и свои мастер-классы по проектированию учебных занятий показали опытные педагоги Миронова Н.В. и Манджиева В.М.
Уроки проходили в атмосфере дружеского взаимодействия и эмоционального позитива. Каждый урок отличался оригинальными методическими находками. Наибольшее удовольствие от такого мероприятия получили дети. Они обрадовались гостям и с удовольствием воспользовались случаем блеснуть своими знаниями. Ученики очень ответственно отнеслись к решению сложных примеров и задач на уроках математики, продемонстрировали слаженную работу в группах и парах на уроках русского языка и литературы, финансовой грамотности. За той лёгкостью и непринуждённостью, с которой проходили открытые уроки, кроется большой труд педагогов. Хорошо, что учителя получили возможность обменяться опытом!
Слушатели курсов с удовольствием перенимали опыт педагогов, чтобы уроки стали ещё более продуктивными и интересными для школьников.
Также учителя посетили Национальную библиотеку имени А.М. Амур Санана Республики Калмыкия. В читальном зале по гуманитарным наукам педагоги ознакомились с учебно-методической литературой, также литературой, посвященной Году Семьи, встретились с калмыцкими поэтами и писателями Кукарека Г.Г., Бадаковой Т.И.
Произошедшие в свете вызовов времени «сдвиги» в системе образования РФ диктуют учителям начальных классов необходимость усиления работы по формированию базовых духовно-нравственных ценностей (личностных результатов) и отбора инновационных педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Участники курсов отметили, что повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует систематическое использование интерактивных форм и методов обучения, проведение разнообразных типов занятий и уроков (межпредметных, интегрированных и т. д.). При этом педагогу важно способствовать развитию умения у детей младшего школьного возраста работать с информацией: получать ее из различных источников (из художественной литературы, словарно-справочных изданий, энциклопедий, Интернета), перерабатывать, анализировать, находить главное, систематизировать.
В современных условиях необходимо совершенствование образовательной деятельности педагога, формирование у него внутренней
мотивации к освоению инновационных технологий полилингвального и
поликультурного образования, направленных на развитие универсальных
учебных действий обучающихся.
05 апреля на базе республиканского института повышения квалификации состоялся установочный семинар для участников регионального этапа профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2024 году в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста». В этом году в нашей номинации участвует 7 педагогов. С приветственным словом к педагогам обратилась начальник отдела среднего профессионального, регионального образования Министерства образования и науки республики Убушиева З. П. Она отметила важность этого конкурса, поблагодарила участников за поддержку конкурсного движения, пожелала им удачи в конкурсных испытаниях. Проведя интересный тренинг, психологическую помощь при подготовке к профессиональному конкурсу педагогам оказала Музраева Г. А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования. Каруева С. В., старший воспитатель «Национального детского сада №16 «Бадм цецг» г. Элиста, победитель регионального этапа профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2023 году в номинации «Лучший учитель, обучающий детей родному языку» поделилась своими впечатлениями об участии в конкурсе, проходившем в г. Владикавказе. О структуре, формате проведения и критериях оценки конкурсных испытаний проинформировала Эрднеева А. Д., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования института. На требованиях к конкурсному испытанию «Педагогическое мероприятие с воспитанниками. Самоанализ», акцентировала внимание Тактинова А. В., старший воспитатель детского сада «Золотой ключик» с. Троицкое Целинного района, председатель Ассоциации «Воспитатели Калмыкии». Участники установочного семинара приняли участие в мастер-классе Каруевой С. В. «Интегративные возможности шаваша – жанра калмыцкого фольклора в работе с детьми старшего дощкольного возраста». В завершении семинара была проведена в интересной форме жеребьевка. Педагоги выбирали себе красивый тюльпан, который таил в себе заветный номер с возрастной группой для проведения занятия. А последовательность выступлений узнавали из «чудесного кисета». В целом, установочный семинар для дошкольников прошел организованно и содержательно.