В 1975 году на работу в Калмыцкий (республиканский) институт усовершенствования учителей на должность заведующей кабинетом руководящих кадров была приглашена Михайлова Людмила Алексеевна. О значимости этой должности и того направления в деятельности института, который должна была обеспечивать Людмила Алексеевна, говорит тот факт, что назначение на эту должность согласовывалось с Министром, Михаилом Манджиевичем Чиряевым.
Людмила Алексеевна с Екатериной Канафеевной Гайфутдиновой, уже работавшей в институте, активно взялась за повышение квалификации руководителей школ, районных(городского) отделов образования, методистов института и инспекторов.
Главной формой работы с руководителями образования были двухмесячные курсы повышения квалификации ( 352 и 312 часов). Кабинетом руководящих кадров также проводились семинары, «круглые столы» с участием представителей министерства просвещения республики, других министерств, ведомств, преподавателей КГУ. Частыми гостями курсов были Поваляева А.Ф., представлявшая обком КПСС, и Гаряева Г.Н, председатель рескома профсоюза работников народного просвещения, высшей школы и науки и, конечно, Тепикина Ю.П., заместитель Министра.
Кабинетом руководящих кадров тщательно подбирался лекторский состав курсов. Калмыкию в те годы посетили такие известные ученые педагоги, как Бимбат, М.М. Поташник, В. Караковский. М. Щетинин, Махмутов и др. Из числа местных лекторов чаще других на курсах повышения квалификации руководителей выступали ученые Калмгосуниверситета Букина Екатерина Егоровна, Мукаева Очир Джогаевна, Эрдниев Пюрвя Мучкаевич, директора школ – практики Домашенко Дмитрий Федорович, Мухлаев Улюмджи Кекеевич, Шивлянова М.З.
Фото с научно – практической конференции, участниками которой были слушатели курсов КИУУ и методисты. На снимке слева направо: Ефремова В.Ф, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии КГУ, Букина Е.Е. д.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии КГУ, Михайлова Л.А., директор КИУУ.
Эффективными формами работы с руководителями образования были постоянно действующие семинары - «Школа директоров школ», «Школа инспекторов», «Школа заведующих рай(гор) ОНО». Занятия в этих школах проводились по два раза в год и были обязательны для всех, кто занимал эти должности.
Актуальными проблемами тех лет были переход к среднему всеобучу, оптимизация учебно-воспитательного процесса по Ю.К. Бабанскому, продвижение методики УДЕ академика П.М. Эрдниева.
Уникальная методика укрупнения дидактических единиц привлекла интерес коллег из разных регионов страны, которые принимали активное участие в конференциях, не только республиканских, но и межрегиональных.
У кабинета руководящих кадров, института сложились заинтересованные отношения с коллегами из Украины, Бурятии, Казахстана, Воркуты, соседних областей. Учителя школ республики и методисты института - Горбанева Людмила Константиновна (СШ № 17 г. Элиста), Харнаева Раиса Басанговна (СШ №4 г.Элиста), Ольховская Нина Алексеевна (СШ № 23 г.Элиста), Церенова Александра Борисовна и Шведова Тамара Няминовна (Элистинской педагогическое училище), Эрдниев Баатр Пюрвеевич, выезжали в регионы страны, активно пропагандируя метод УДЕ академика П.М.Эрдниева.
Педагогические коллективы работали над претворением задач, поставленных перед образованием страны в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению трудового обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ». Лучшим опытом работы по реализации данного постановления был признан опыт Яшалтинского района, материалы по обобщению данного опыта кабинетом руководящих кадров был представлен на заседание Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР.
80-90е годы прошлого столетия отличались большим подъемом активности работников образования, лучшие инициативы находили поддержку всего учительства страны. Так, учителя школ республики поддержали почин московских и волгоградских учителей «Каждому уроку – отличную подготовку, современные методы и высокое качество!». Другой девиз «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу!» стал очень популярным практически в каждой школе.
Людмила Алексеевна Михайлова в 1982 году была назначена директором Калмыцкого института усовершенствования учителей, на должность заведующего кабинетом руководящих кадров Михайлова Л.А. пригласила Белозерову Таисию Сергеевну.
Белозерова Т.С. имела к тому времени большой опыт управления системой образования, понимала важность работы по повышению квалификации руководителей школ. Таисия Сергеевна проработала почти 10 лет в этой должности, вкладывая свои знания и опыт в подготовку руководителей школ и их заместителей.
Большое внимание в работе кабинета руководящих кадров уделялось подготовке резерва руководителей образования из числа молодых, начинающих педагогов. Так, многие прошедшие курсы резерва руководителей школ, были назначены на должности заместителей директоров, директоров школ, инспекторов рай (гор) отделов образования, стали известными в республике управленцами, отмечены высокими государственными званиями и наградами. Среди них Горяйнова Л.Н., зам. директора Партизанской, затем Троицкой СШ Целинного района, Заслуженный учитель школы РСФСР, Секенов Б.К., заведующий Черноземельским РОНО, директор Элистинской классической гимназии, Заслуженный учитель РФ, Коокуева А.И., председатель райисполкома Каспийского района, председатель рескома профсоюза работников народного образования и науки, Заслуженный учитель РК, Студинский Н.П., директор Городовиковского детского дома, Заслуженный учитель школы РФ, Ворожбитова В.П., заместитель директора Приютненской СШ, Заслуженный учитель РФ, Марфин В.А.– директор Каспийской СШ №3, позже – директор Астраханского ИУУ, Попов Ю.М., директор Первомайской СШ Приютненского района, Заслуженный учитель РФ, и многие другие, известные в республике педагоги.
На фото: Курсы резерва руководителей образования во главе с директором ИУУ Громовой Ниной Бамбаевной (слева вторая в первом ряду). Многие впоследствии стали руководителями школ – Коокуев Михаил Годжаевич, директор Элистинской специальной (коррекционной) школы - интернат (справа первый в первом ряду), Нуркаев В.Н.,(директор Улан-Эргинской средней школы Яшкульского района (справа первый во втором ряду), Пресняков В.В., директор Яшалтинской средней школы(справа первый в третьем ряду ) Оконов Н.М., начальник отдела образования мэрии города Элисты (справа первый в четвертом ряду), Джинцанова Е.А., заместитель директора средней школы № 3 г. Элиста, Заслуженный учитель РФ (слева третья во втором ряду) Настаева Г Д , старший преподаватель КРИПКРО (справа вторая в первом ряду) и другие.
1982 год был объявлен Годом Учителя, что значительно повысило активность всех, занятых в сфере образования. Многочисленные мероприятия, разнообразные по форме и богатые по содержанию, которыми были охвачены все категории работников сферы образования, надолго остались в памяти.
Участники научно – практической конференции в г. Волгоград. Делегацию республики возглавляет Тепикина Ю.П., заместитель Министра просвещения КАССР ( но фото справа). Среди делегатов Белозерова Т.С. (слева вторая), Михайлова Л.А. (слева третья), Насунов К.Э. (слева четвертый) в разные годы работавшие в кабинете руководящих кадров КИУУ
Доброй традицией стали совместные с КГУ конференции «Университет и школа», которые проводились 1 раз в два года. Участники конференции – работники университета и руководители школ, лучшие педагоги республики обсуждали актуальные вопросы совершенствования подготовки молодого учителя, направлений сотрудничества университета и школы, совместной работы над содержанием учебников и методических пособий по предметам региональной компетенции.
Руководители образовательных учреждений также участвовали в межрегиональных и всероссийских конференциях, обогащая свои знания и опыт управления школой.
При активном участии кабинета руководящих кадров был подготовлен V-й съезд учителей Калмыкии с участием Министра просвещения РСФСР Веселова Георгия Петровича в 1984 году.
Кабинет руководящих кадров привлекался к фронтальным проверкам, по итогам которых анализировалась управленческая деятельность руководителей школ. Выявленный в ходе проверок лучший управленческий опыт обобщался кабинетом руководящих кадров с целью внедрения его в массовую практику.
Так, в 80е годы кабинетом руководящих кадров был обобщен опыт руководителей средней школы № 10 по реализации в практику работы коллектива школы почина московских и волгоградских учителей «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу!» По итогам работы, представленного опыта многие учителя школы и руководители были представлены к высоким ведомственным и правительственным наградам. Организатор внеклассной и внешкольной работы Худжинова Инна Тавгировна признана как лучший организатор клубной, кружковой работы и работы с учащимися по месту жительства, представлена к почетному званию «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». На базе данной школы кабинетом руководящих кадров организовывались открытые уроки и внеурочные мероприятия для слушателей курсов директоров, заместителей директоров школ, резерва руководителей школ.
Также кабинетом руководящих кадров обобщен опыт работы заведующего Яшкульским отделом народного образования Елизаветы Кюкеновны Хаглышевой по внедрению в практику работы школ района почина «Каждому уроку – отличную подготовку, современные методы и высокое качество!» , опыт работы заведующей Приютненским отделом народного образования Погореловой М.Н. по теме « О научно-педагогической организации труда зав. Приютненским РОНО Погорелова М.Н.»
90е годы прошлого столетия и начало нового века поставили перед институтами повышения квалификации работников образования новые задачи, продиктованные новыми требования к школе.
В жизнь образования ворвались новые понятия – менеджмент, личностно-ориентированное обучение, профильная школа и другие. Школьная управленческая практика обогатилась рядом подходов, объективно подготавливающих школы к освоению стратегического управления, основами системного, программно – целевого подхода, концепциями управления развитием, идеями государственно – общественного управления, управления качеством образования, проектного управления и т.д.
Созданная в эти годы кафедра управления КРИПКРО направила свою деятельность повышение научно-методической культуры руководителей школ и педагогических работников, повышение квалификации, переподготовку руководителей школ для работы в разных типах общеобразовательных учреждений с учетом современных направлений педагогической науки и практики. Координатором этой работы в институте стала Эрендженова Наталья Эрдниевна (1996 – 2005 г.г.)
В эти годы кафедра активно взаимодействует с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва), кафедрами управления региональных учреждений дополнительного образования, ведущими учеными Российской Федерации в области педагогической науки.
В рамках договора о научно-педагогическом сотрудничестве между Калмыцким РИПКРО и Академией ПК и ПРО РФ проведены интересные методические мероприятия, которыми были охвачены руководители общеобразовательных учреждений республики и педагоги – резерв руководителей школ.
В 1997 году с помощью коллег из Ростовского областного ИПК организованы курсы по теме: «Программно – целевое управление развитием школы» . Пять ведущих ученых и практиков в области программного управления прочитали цикл лекций и провели практико-ориентированные семинарские занятия по составлению программы развития школы на основе стратегии системных изменений.
Актуальной проблеме создания демократического уклада жизни школы посвящен семинар с участием Тубельского Александра Наумовича к.п.н. директора Школы самоопределения г. Москва.
Опытом работы по проблеме адаптивной школы с коллегами из Калмыкии поделился Ямбург Е.А., директор Центра образования N 109 г.
Москва.
Большую помощь в обучении слушателей оказал доктор педагогических наук, профессор Симонов Валентин Петрович (г. Москва). При его непосредственном участии кафедрой управления были подготовлены курсы для руководителей образовательных учреждений по теме «Менеджмент в образовании. Управление изменениями в образовании».
Симонов Валентин Петрович – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук и международной академии информатизации
Симонов Валентин Петрович (слева третий) со слушателями курсов из Калмыкии. Справа первая – ректор КРИПКРО Мунчинова Л.Д., к.п.н.
Заслуженный учитель РФ В.П.Симонов является родоначальником педагогического менеджмента, научной теории управления в сфере образования.
Из уст самого автора руководители школ республики ознакомились с идеями менеджмента, а именно: необходимости перехода в управление образовательными системами от авторитаризма к творческому самовыражению; от подавления к самоограничению; от ущемления одних другими к консенсусу, к объединительным идеям.
Слушатели убедились в том, что, если раньше для лидера было достаточно опоры на большинство, то сегодня общественное мнение педагогов все более склоняется к тому, чтобы руководитель общеобразовательного учреждения выражал интересы всего сообщества, а не какой-то его части, был не разделителем, а объединителем объекта управления.
Руководители школ имели возможность изучить проблемы общественной координации как определения границы полномочий между субъектами управленческих отношений.
Вопросам менеджмента в образовании также посвящены авторские курсы Поташника Марка Максимовича, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора по теме «Менеджмент в образовании. Управление развитием ОУ».
В курсе лекций «Менеджмент в образовании. Управление развитием ОУ» Поташник М.М. изложил теоретические основы и методы построения организационных структур управления школой, планирования учебно-воспитательного процесса, формирования социально – психологической структуры педагогического коллектива, мотивации продуктивной работы педагогов, оценки их деятельности, внутришкольного контроля, выбора стратегии инновационного поведения школы.
Освоение теоретических основ менеджмента и органичное внедрение их в педагогическую практику позволит каждому действующему и будущему руководителю школы сформировать собственную управленческую концепцию, базирующуюся на передовых достижениях современной управленческой науки.
Поташник М.М., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор перед слушателями курсов – директорами школ Республики Калмыкия
Новое время поставило ряд новых управленческих задач перед руководителями школ, в области организации на первый план выходит задача управления финансовыми и материальными ресурсами школы, защита интересов школы как юридического лица.
Подготовке руководителей школ республике по этой проблеме были посвящены курсы с участием доктора педагогических наук, академика РАО, декана экономического факультета МГПУ Левицкого М.Л. и профессора, кандидата педагогических наук Шевченко Т.Н.
Руководители школ получили исчерпывающую информацию о нормативной базе финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, познакомились с особенностями применения Налогового Кодекса РФ в деятельности школ, освоили навыки разработки бизнес-плана финансово-экономической деятельности ОУ.
Слушатели курсов отметили высокую практическую значимость занятий, интерактивный подход в подаче учебного материала, поддержание постоянной мотивации к усвоению знаний.
Новой нетрадиционной формой сотрудничества между региональными институтами повышения квалификации работников образования стали ДНИ региональных институтов. Так, 2 декабря 2004 года в Волгоградском ИПК был объявлен «День Калмыцкого РИПКРО». 15 руководителей кафедр и отделов института совместно со своими коллегами определили перспективы деятельности по повышению профессионального роста и педагогического мастерства работников образования на основе объединения научно-методических ресурсов.
Частыми гостями курсов повышения квалификации руководителей школ в этот период стали научные сотрудники и методисты Ставропольского краевого ИПК, Ростовского областного ИПК и ПРО, Астраханского института усовершенствования учителей, Волгоградского областного ИПК и др.
Приоритетными направления в деятельности кафедры управления сегодня являются управленческий аспект обеспечения Федерального государственного образовательного стандарта, организация управления образовательным учреждением в условиях Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
В конце 2013 года кафедрой управления БОУ ДПОПКС «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования» были проведены 8 зональных семинаров для директоров образовательных учреждений общего образования и их заместителей по вопросам организации работы образовательных организаций в условиях действия вновь принятого ФЗ. Всего семинарами были охвачены 224 слушателя.
Специалистами кафедры были даны подробные разъяснения положений по организации и осуществлению образовательной деятельности в связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и отменой отдельных типовых положений, разъяснению механизмов реализации норм, устанавливаемых Федеральным Законом от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Вопросы управления образовательной организацией на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности отрабатывались на конкретных примерах, участники семинара живо обсуждали структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, которые уже скоро на практике каждым руководителем образовательной организации будут внесены в уставы школ.
ФГОС должен обеспечить образование, отвечающее требованиям современной инновационной экономики, а образовательная система - вобрать в себя самые современные знания и технологии. Большим спросом у слушателей пользуются курсы и семинары, Для оказания помощи руководителям образовательных учреждений кафедра управления КРИПКРО организовала стажировку слушателей курсов на базе ИПК г.г. Иваново, Астрахань. В работе курсов повышения квалификации руководителей школ также приняли участие Томилина Наталья Владимировна, зав. кафедрой управления Ставропольского
КИПК, Скрипова Надежда Евгеньевна, зав. кафедрой управления Челябинского ИПК.
Заместители директоров по УВР – слушатели курсов «Организация внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС» и куратор курсов Доржди-Гаряева И.В. (в первом ряду четвертая слева) во время стажировки в Астраханском ИПК
Кафедра управления оказывает помощь руководителям образовательных учреждений в организации профильного обучения и его инновационной модели – обучения по образовательной программе агротехнического профиля. При кафедре управления КРИПКРО создана Ассоциация агрошкол Республики Калмыкия, проведены ряд семинаров по данной тематике, в том числе с выездом с. Казинка Ставропольского края. В текущем году обобщен опыт работы по реализации агротехнологического профиля Адыковской средней школы Черноземельского района и Кировской средней школы Городовиковского района
На фото: Руководители агрошкол РК и Дорджи-Гаряева И.В.(слева вторая) в Казинской школе Ставропольского края.
Кафедра призвана выполнять учебно-методические, научно-методические функции и методическое сопровождение курсов повышения квалификации.
Тема кафедры: Управление процессом развития руководителя образовательных учреждений новой формации в контексте современной образовательной парадигмы.
Цель: Обеспечение научно-методического сопровождения профессионального развития руководителя образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования.
Задачи:
Направления деятельности кафедры:
О дополнительных профессиональных программах
повышения квалификации руководящих кадров.
Образовательные программы дополнительного профессионального образования предлагаются к освоению в различных формах (с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом от основной работы), в том числе с использованием элементов дистанционного обучения.
К обучению по программам дополнительного профессионального образования приглашаются работники сферы общего, дошкольного образования, дополнительного образования детей, а также среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе:
Центр Непрерывного Повышения Педагогического Мастерства
Кафедра методики преподавания естественно-математических дисциплин
Кафедра методики преподавания родного языка и литературы
Кафедра русского и иностранных языков, литературы
Кафедра дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики, психологии и инклюзивного образования
Кафедра воспитания и дополнительного образования
Кафедра общественных и художественно эстетических дисциплин
Кафедра управления и профессионального образования
Отдел аттестации педагогических работников
Учебно-методический и Информационно-издательский отдел