Кафедра методики преподавания родного языка и литературы: история, современность, перспективы
Дополнительное педагогическое образование в области этноязыкового образования в Калмыкии имеет давние традиции и богатый опыт. Её становление корнями уходит в 50-е годы прошлого столетия. В 1957 г. в штат ИУУ были введены должности заведующего кабинетом калмыцкого языка и литературы и методиста калмыцкого языка. Первым заведующим кабинетом калмыцкого языка и литературы был Очиров Уташ Улазганович.
Очиров Уташ Улазганович - первый заведующий кабинетом калмыцкого языка ИУУ, Дельденова Б. К.(вторая справа), Бурулова С. Б. (верхний ряд, вторая слева), Менкенова М. Г.(верхний ряд, вторая справа) - методисты кабинета калмыцкого языка ИУУ
В школах области требовались учителя калмыцкого языка. В связи с этим в целях обеспечения школ области учителями из восточных районов страны вызывались учителя — калмыки. В целях повышения общей методической подготовки учителей и знаний по грамматике родного языка, в соответствии с народно-хозяйственным планом повышения квалификации учительских кадров для них организовывались месячные, 2-хмесячные курсы переподготовки. Таким образом, в 1957-1958 у.г. коренизированные 1-ые калмыцкие классы были обеспечены учителями - калмыками.
В 50 - 60 годы в качестве лекторов привлекались такие ученые как к.ф.н. Илишкин И. К., Жигжанова Л. Г., преподаватели кафедры калмыцкого языка и литературы Ставропольского пединститута доцент Бадмаев Б. Б. и Очиров У.У., сотрудники научно - исследовательского института языка, истории и литры Каляев С. К., Ташнинов Н. Ш., Сандушев Б. С., работники Областного института усовершенствования учителей Павлов Д. А., Азыдова Р. П., Муниев Б. Д., Орлов П. Д. и т. д. На занятиях курсанты обменивались опытом своей практической работы, давали пробные уроки.
В центре Павлов Д. А. (директор ИУУ в 1957 - 58 у. г.), Онтаева З.Х., Челбанова Е. И.(методисты кабинета калмыцкого языка ИУУ)
На курсах в ИУУ кроме практических занятий читались лекции о международном положении, о направляющей и руководящей силе коммунистической партии, становлении калмыцкой художественной литры (лектор член Совета писателей Кугультинов Д. Н.), уроке как основной форме учебно-воспитательной работы школ, о педагогическом наследстве Макаренко и т. д. Ежедневно проводились политинформации.
Все курсанты были обеспечены общежитием. Библиотека ИУУ снабжала газетами, журналами, настольными играми. Организованно посещали кинотеатры, проводили заключительные вечера с привлечением артистов профсоюзного ансамбля.
В середине 60-х годов работа кабинета со школьными кадрами была направлена на повышение их деловой методической квалификации. Эта работа проводилась посредством семинаров – практикумов. ИУУ обращает пристальное внимание на повышение научно-теоретического и методического уровня учителей. Оказывают методическую помощь, проводя консультации, семинары, разрабатывая методические указания. Деятельность кабинета своевременно отвечала на все запросы учителей: об изучении калмыцкого фольклора в смешанных классах, о постановке чистописания в 1-х калмыцких классах, об изучении долгих гласных в 1 кл. и т. д.
Методист кабинета калмыцкого языка ИУУ Менкенова М. Г. (2 ряд, 1-ая слева) и курсанты с лекторами
Кабинет калмыцкого языка принимает участие в работе терминологической комиссии, разрабатывает термины, которые лягут в основу краткого предметного калмыцко-русского словаря, организовывает сбор терминов по всем учебным предметам.
Работники кабинета оказывают непосредственную помощь калмыцкому издательству в составлении перечня детской литературы по внеклассному чтению, в организации перевода на калмыцком языке. Переведено около 20 названий детской литературы, которые были напечатаны в Ставрополе. Подготовлен материал для сборника «В помощь учителям начальной калмыцкой школы по преподаванию калмыцкого языка».
В разные годы кабинет калмыцкого языка и литературы возглавляли и внесли значительный вклад в развитие национального образования в республике авторы учебников и учебно - методических пособий Очиров У. У, Муниев Б. Д., Цебеков Ш., Дельденова Б. К., Дармаева Д. С., Бурулова С.Б., Корнякова Н. Б., Бадмаева Г. Э., методисты - Менкенова М. Г., Архакова Л. Г., Онтаева З. Х., Челбанова Е. И., Асирова Н. Д. С их именами связано создание основ, становление и развитие современной системы дополнительного педагогического образования в области преподавания калмыцкого языка и литературы.
Методист кабинета калмыцкого языка ИУУ Бурулова С. Б. (3-я слева)
В 70 - е г. ИУУ обращает пристальное внимание на повышение научно-теоретического и методического уровня учителей.
В 80-90 годы во главу угла стали вопросы возрождения, сохранения языка. Так, в 1986 г. вводится обучение калмыцкому языку в ДОУ. В связи с этим разрабатываются первые программы для обучения калмыцкому языку в ДОУ, авторами которых были Павлов Д. А., Бурулова С.Б., Убушаев Н.Н., Челбанова Е.И., Дарваев П. А., Асирова Н.Д.
На протяжении всей истории кабинета калмыцкого языка и литературы его приоритетными направлениями деятельности являлись повышение квалификации педагогов в области преподавания родного языка и литературы, разработка учебно-методический пособий, обобщение и распространение передовых педагогических практик.
Зав. кабинетом калмыцкого языка ИУУ Бадмаева Г. Э. с курсантами
Впервые кафедра калмыцкого языка и литературы была открыта 27 сентября 1991 г. при Республиканском центре развития образования. Возглавил её кандидат филологических наук Оконов Б. Б. В разные годы кафедрой заведовали к.п.н Мандик Б. Э., к.п.н. Бадмаева Г. Э., в настоящее время - Куберлинова А. Д. С 1991 года кафедра, функционируя в постоянно меняющихся условиях и отвечая вызовам времени, носила разные названия (кафедра калмыцкого языка и литературы, кафедра методики преподавания калмыцкого языка и литературы, сектор калмыцкого языка и литературы, в настоящее время – кафедра методики преподавания родного языка и литературы).
В 90-е годы одним из приоритетных направлений деятельности кафедры становится формирование национальной системы образования. В эти же годы подъема калмыцкого языка открываются национальные классы и национальные группы в ДОУ с родным языком обучения, вводится преподавание калмыцкого языка для детей нетитульной национальности и в ССУЗах.
Сотрудники кафедры калмыцкого языка и литературы РИПКРО Бадмаева Г. Э., Бадмаева Л. И. с курсантами и лектором Аристаевой Н. Д.
Следующий этап в истории развития кафедры приходится на 2008 - 2011 г. г. В этот период в Институте функционировал сектор калмыцкого языка и литературы в составе кафедры филологического образования. На кафедре работали преподаватели - Бадмаева Л. И., Куберлинова А. Д., Тазаева Д. В. Для данного периода характерен поиск форм и возможностей интеграции различных языковых дисциплин: родного языка, русского языка, иностранного языка.
На рубеже веков в целях обеспечения преемственности и качества национального образования на кафедре сосредотачивается содержание национального образования, начиная с дошкольного и завершая довузовским профессиональным образованием. Для педагогов организуются курсы повышения квалификации, семинары как стационарные, так и выездные на базе школ республики.
Наряду с учебной работой сотрудниками кафедры создаются программы, учебники, учебные и учебно-методические пособия для учащихся и педагогов, разрабатываются задания для республиканской, открытой, муниципальной олимпиад по калмыцкому языку и литературе для разных категорий участников, осуществляется экспертиза педагогической деятельности учителей родных языков ДОУ и ОУ. Преподаватели и методисты с целью распространения опыта работы в области этноязыкового образования принимают участие в работе региональных и российских конференций.
Научное направление кафедры реализуется через экспериментальную деятельность в области преподавания калмыцкого языка и литературы. Преподаватели и методисты кафедры скрупулезно изучают опыт педагогов и проводят выездные республиканские семинары с целью обобщения и распространения их передового опыта. В 1990 – 2000 годы на кафедре работают Менкенова М.Г., Мандик Б. Э., Минаев С. А., Канкаев Э. П., Намджавийн С., Бадмаева Г. Э., Бадмаева Р. Я., Бадмаева Л. И., Эрднеева А. Д., Зулаев Ю. А. Институт и кафедра в эти годы становятся научно-методическим центром, способствующим развитию национального образования в республике и методики преподавания калмыцкого языка и литературы, национальной системы воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Также в целях оказания методической помощи на местах в конце 90-х годов РИПКРО выделил единицы методистов по НСО для работы в районах.
Преподаватель кафедры калмыцкого языка и литературы РИПКРО Бадмаева Р. Я. с курсантами и лектором Кичиковым А. Ш.
Преподавателями кафедры проводится разнообразная и содержательная работа в совершенствовании практик развития этнокультурной, этноязыковой компетенций педагогов. В системе повышения квалификации педагогов ДОУ с этнокультурным компонентом, учителей начальных классов школ с этнокультурным компонентом, учителей калмыцкого языка и литературы практикуются следующие формы учебных мероприятий: курсы повышения квалификации (144 ч.), учебный модуль (48 ч.), семинар (8–16 ч.), в т. ч. по накопительной системе. Кафедра предлагает образовательные услуги по совершенствованию преподавания предмета. Разнообразие форм профессионального развития позволяет педагогическому работнику моделировать свою индивидуальную образовательную траекторию с точки зрения временных, мотивационных и других аспектов, обеспечивает её гибкость. В соответствии со стандартами нового поколения в условиях реализации компетентностной модели образования актуализируются интерактивные формы взаимодействия в группе. В этой связи новые знания, новую информацию слушатели получают не только традиционным путём – через лекционный формат занятия, но и посредством конструирования в процессе совместной деятельности в микрогруппах. В этом случае задания, предлагаемые преподавателем в течение курса обучения, носят креативный характер и практическую направленность.
Ресурсом инновационного развития этнокультурного образования в регионе является экспериментальная деятельность образовательных учреждений. В настоящее время сотрудники кафедры реализуют такие экспериментальные программы, как «Формирование УУД и метапредметных компетенций учащихся в процессе обучения родному языку посредством информационно-коммуникативных технологий» (МБОУ «СОШ № 15») и «Формирование ключевых компетенций учащихся в преподавании родного языка и литературы в тесной взаимосвязи с традиционной культурой народа» (МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. А.Ш. Кичикова»). Научным руководителем является Харчевникова Р.П., д.ф.н., старший преподаватель кафедры методики преподавания родного языка и литературы.
Научная и методическая деятельность преподавателей кафедры находит отражение и в публикациях и изданиях учебно-методических и методических пособий.
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» особое внимание кафедра уделяет работе с одарёнными детьми. С момента создания кафедры её сотрудники оказывают научно-методическое сопровождение олимпиады по калмыцкому языку и литературе, разрабатывают олимпиадные задания, проводят экспертизу работ.
Важную роль в обеспечении качества этнокультурных образовательных и методических услуг играет привлечение на мероприятия участников профессиональных конкурсов (Приоритетный национальный проект «Образование», «Педагог года», Всероссийский мастер - класс учителей родных языков») с целью диссеминации и освоения их инновационного опыта. Презентацию инновационного педагогического опыта систематически проводят известные в республике и за её пределами учителя калмыцкого языка: Даваева Г. Л, Босхаева А. Х., Болтикова И. Ю., Коксунова Н. Б. и т. д. Диссеминация идёт на разных образовательных ступенях: детский сад, школа, система довузовского профессионального образования, распространяется опыт отдельных педагогов.
Кафедра вновь возобновила свою деятельность в 2011 г. В настоящее время заведует кафедрой Куберлинова А. Д., работают старшие преподаватели - Эрднеева А. Д. - Почетный работник Общего Образования РФ, Бакланова Г.Б. – к.п.н., Заслуженный учитель РФ, Тазаева Д. В., Агуляева Б. С., Валетова Э. Г.
Сотрудники кафедры сегодня: старшие преподаватели Куберлинова А. Д., Бакланова Г. Б., Эрднеева А. Д., Агуляева Б. С., Валетова Э. Г.
С целью достижения высоких результатов в учебной, научной и методической деятельности кафедра активно развивает практику социального партнёрства. Внешними партнёрами кафедры являются Министерство образования и науки РК, муниципальные управления образованием, КГУ, КИГИ РАН, Национальная библиотека им. А. Амур-Санана и т. д.
В условиях изменяющегося и глобализирующегося мира расширяются образовательные услуги системы повышения квалификации, направленные на развитие этнокультурной, этноязыковой компетентности педагогов и отвечающие требованиям государства и потребителям услуг. Разрабатываются методические рекомендации, пособия по реализации ФГОС ДО и требований ФГОС ООО в части учёта региональных и этнокультурных особенностей.
В планах кафедры развитие новых форм повышения квалификации, имеющих повышенный спрос на рынке образовательных услуг, в частности, семинаров по накопительной системе, дистанционного обучения, стажировки в образовательных учреждениях, а также внедрение инновационных технологий и интерактивных методов обучения в систему аудиторных занятий.
Индивидуальные особенности педагогов, наличие разных условий и возможностей их профессионального развития, разнообразие потребностей сегодня требуют индивидуализации образовательного маршрута. В этой связи актуальной становится персонифицированная модель повышения квалификации, обеспечивающая возможность выбора образовательных программ, форм их реализации (очная и дистанционная, курсы, модули и семинары по накопительной системе, стажировки).
Образовательное поле, траектория непрерывного образования педагога – это открытая система, поэтому с целью удовлетворения образовательных этнокультурных потребностей педагогических работников необходима организация образовательной стажировок в образовательных учреждениях.
Таким образом, сложившаяся система дополнительного профессионального образования, являясь важным стратегическим ресурсом удовлетворения образовательных этнокультурных потребностей и развития этнокультурной, этноязыковой компетентности педагога, постоянно совершенствуется, отвечая вызовам времени и гибко функционируя в условиях постоянно меняющегося мира.