Историческая справка кафедры информационно - коммуникационных технологий
ФОРМИРУЕМ ИКТ...
Начало 2000 годов - компьютер включен в зону внимания педагогов, но еще не стал частью образовательных ресурсов школы, не вошел в практику учителя-предметника на постоянной основе. Система ресурсного обеспечения школ только ИКТ кабинетом пока не предусматривала встраивание ИКТ в работу учителя – предметника.
2001 - 05 года - Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы». Принят Государственный образовательный стандарт (в апреле 2004 года). Важной особенностью стандарта является то, что во всех школьных предметах рекомендовано использование ИКТ. Обновлено содержание предмета Информатика и ИКТ - школьный курс информатики стал непрерывным с учетом его включения во все ступени обучения в школе.
14 ноября 2005 г в Республиканском институте повышения квалификации работников образования состоялось торжественное открытие регионального центра дистанционного обучения (РЦДО). В церемонии открытия центра приняли участие министр образования и культуры РК Салаев Бадма Котинович, ректор РИПКРО Мунчинова Лилия Демьяновна, начальник отдела Министерства образования и науки РК Бочкаев Владимир Хедчиевич, а также представители педагогической общественности.
Директором центра стала Саранова Елена Владимировна, которая работала в РИПКРО с 1993 по 2009 год и в разные годы занимала должности методиста, старшего преподавателя, заведующей отделом, центром, проректора по информатизации. Технически осуществил создание и обеспечил функционирование центра Борисов И.В.
ПРИМЕНЯЕМ ИКТ...
2005 – 09 года - в связи с поставкой во все школы Калмыкии компьютеров возникла потребность формирования в школах команд ИКТ – активных педагогов. В РЦДО началось обучение по программе «Повышение квалификации педагога-тьютора в области ИКТ» (216 часов), кроме того, центр активно включился в участие в различных конкурсах и проектах, проводимыми Министерством образования и науки Российской Федерации, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО), Федерацией Интернет Образования и другими учреждениями, организациями.
- «Подготовка кадров для информационного сообщества» (декабрь 2005 г.),
- «Подготовка тьюторов по сопровождению процесса повышения квалификации педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя» (декабрь 2006 г),
- «Мониторинг состояния системы образования РФ в части информатизации» (январь 2007 г.),
- «Фестиваль идей и инноваций в области образования по Южному федеральному округу» (сентябрь 2007 г.),
- «Апробация сетевой школы управленческих кадров» (ноябрь 2007),
С 2006 г. Калмыцкого РЦДО принял участие в конкурсе по реализации совместного с корпорацией Microsoft и АПК и ППРО проекта «Microsoft - Академия учителей» и получил право на своей базе открыть учебный центр Microsoft. Обучение по учебным модулям проекта осуществлялось до 2011 года и было направленно на внедрение инновационных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектная деятельность.
В рамках проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» («Первая ПОмощь 1.0») Корпорация Microsoft и Федеральное агентство по образованию заключили 12 декабря 2007 года Соглашение на использование пакета программного обеспечения Майкрософт на компьютерах всех общеобразовательных учреждений РФ, а также на домашних компьютерах учителей.
ИНТЕГРИРУЕМ ИКТ...
2009 - 10 годы - второй этап Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). Дооснащение новыми компьютерными классами сельских школ, компьютерными рабочими местами для администраторов и учителей; наполнение Интернет - коллекции по всем предметам государственного образовательного стандарта; развитие информационных систем управления школой, документооборота, информационной поддержки школ (сеть региональных образовательных порталов); новые механизмы экономического развития школьного дела, усиление социальной роли профессии учителя – таковы ведущие направления развития школьного дела в России по этой программе.
Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ повлекло пристальное внимание, и потребность фиксации единых общих для всех учителей ИКТ требований как неотъемлемой части профессиональных компетенций современного педагога.
2009 год - РЦДО был переименован в центр информатизации и дистанционного образования (ЦИ и ДО)
Значительная часть педагогических работников региона имели на тот момент высокий уровень ИКТ – подготовки, образовательные запросы педагогов изменились и с 2009-2010 учебного года сотрудники центра активно включились в разработку и реализацию очно-дистанционных программ.
- Сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов (в рамках федерального проекта «Организация дистанционного образования детей-инвалидов»)
- Применение пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) (в рамках федерального проекта «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободногопрограммного обеспечения в общеобразовательные учреждения РФ»)
- ИКТ сопровождение воспитательного процесса в школе
- Использование ЭОР в образовательной деятельности (в рамках федерального проекта «Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения»)
МОДЕРНИЗИРУЕМ ШКОЛУ...
2011 год - внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, повышение уровня квалификации, непрерывность профессионального развития. В школы республики активно ведется поставка нового оборудования – интегрированных интерактивных комплексов (АРМ учителя). В связи с этим информационно-методическая поддержка внедрения современных средств обучения в образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности ЦИиДО. Все учителя начальных классов Калмыкии при установке на их рабочем месте комплекта оборудования проходят обучение по образовательному модулю «Проектирование учебного процесса на основе интегрированного интерактивного комплекса (АРМ)», разработанному специально для данной категории слушателей.
2013 год - информационные технологии стремительно развиваются, и сегодня на первое место выходит умение учителя «встраиваться» в информационно-образовательную среду учреждения. В современных условиях при формировании ИОС школы, для работы в сетевых педагогических сообществах, на он-лайн форумах и конференциях, базовой ИКТ - подготовки учителю недостаточно. Понятие ИКТ-компетентности расширяется и в новом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая компетентность.
Для работы в условиях «новой» школы была разработана и реализуется программа повышения квалификации «Системные ИКТ - компетентности педагога в условиях ИОС школы».
Преподаватели Центра разработали ряд вариативных модулей повышения квалификации, обучение по которым проходит по заявкам образовательных учреждений на базе ЦИиДО, или с выездом преподавателей на места работы слушателей. Наибольшим интересом пользуется модуль «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе», на занятиях по которому педагоги знакомятся с возможностями использования интерактивной доски в профессиональной деятельности и разрабатывают собственный интерактивный контент.