Структура и органы управления

Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Республики Калмыкия
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации
работников образования»

Кафедра методики преподавания родного языка и литературы

Методические рекомендации по составлению
рабочей программы по калмыцкому языку и литературе
в условиях реализации ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе

Август, 2015г.

Утверждено
на заседании кафедры
методики преподавания
родного языка и литературы
Подготовили
старшие преподаватели
Куберлинова А. Д.,
Валетова Э. Г.

Методические рекомендации по составлению
рабочей программы по калмыцкому языку и литературе
в условиях реализации ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе

Рабочая программа — документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 7 рабочая программа входит в компетенцию образовательной организации и является локальным документом. Именно рабочая программа определяет содержание деятельности общеобразовательной организации в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательной организации (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского смысла педагога.

Рабочая программа определяет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить информацию о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы обучающимися данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Рабочая программа по калмыцкому языку и литературе отражает особенности преподавания, специфику содержания учебной программы, учитывающую сложившуюся языковую ситуацию в республике. Это необходимо учесть при составлении рабочей программы.

В целях более результативной реализации учебной программы по калмыцкому языку и литературе рекомендуются следующие элементы рабочей программы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • основное содержание;
  • требования к уровню подготовки обучающихся (в соответствии с новыми ФГОС ООО и Государственными образовательными стандартами по калмыцкому языку и литературе);
  • календарно-тематическое планирование;
  • перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  • наименование общеобразовательной организации;
  • название курса, для изучения которого написана программа;
  • уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);
  • указание параллели, класса, в котором изучается курс;
  • фамилию, имя, отчество учителя — составителя рабочей программы;
  • гриф утверждения программы.

Пояснительная записка отражает:

  • адресность программы: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
  • обоснованность (актуальность, новизна, значимость) данной рабочей программы;
  • формулирование целей и задач изучения калмыцкого языка и литературы в данном классе с учётом современной языковой ситуации;
  • перечисление основных принципов отбора учебного материала;
  • краткое описание методической системы достижения результатов обучения (технологии, приемы, методы), отражающее своеобразие конкретного контингента обучающихся и целевые ориентиры региона и образовательной организации.
  • описание предполагаемых результатов обучения;
  • описание системы оценки достижений обучающихся и инструментария для оценивания результатов;
  • указание сроков реализации программы.

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке он должен указать сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретной общеобразовательной организации.

Основное содержание программы

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса. По каждому разделу указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определить новый порядок изучения материала, вносить изменения в содержание изучаемой темы. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Требования к уровню подготовки обучающихся (требования к планируемым результатам изучения программы)

Требования к результатам подготовки обучающихся проектируются с учетом и на основе федеральных и региональных государственных образовательных стандартов. Они формулируются по трем основным составляющим: «Обучающиеся должны знать...», «уметь...», и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательной организации.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Обращаем внимание на то, что рабочая программа в соответствии с новыми стандартами в структуре календарно-тематического планирования должна содержать информацию о характеристике основных видов деятельности обучающегося.

Примерная форма календарно-тематического плана

п/п

Тема

Часы/

дата

Форма урока

Учебно-познавательная деятельность (исследоват., проект., самост.)

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Оценка учебных достижений обучающихся (формы, инструментарий)

Домашнее задание (объем, дифференциация)

Примечание

Предм.

Метапредм.

Личностн.

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Учебно-методическое обеспечение является компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских рабочих программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном оборудовании.

Экспертиза рабочей программы
- рассматривается на заседании методического объединения учителей калмыцкого языка и литературы на предмет ее соответствия требованиям федерального и регионального государственных образовательных стандартов, а также целям и задачам общеобразовательной организации, зафиксированным в образовательной программе данной организации. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.00. № 00.
- рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательной организации и требованиям федеральных и региональных государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования.
- на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись), расшифровка подписи. Дата.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo