Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Калмыкия
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Кафедра методики преподавания родного языка и литературы
Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе
Август, 2015г.
«Утверждено»
на заседании кафедры
методики преподавания родного языка
и литературы от 29 мая 2015г.
Подготовили ст. преподаватели:
Куберлинова А. Д.,
Агуляева Б. С.
Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС
С 1 сентября 2011-2012 учебного года первые классы ОО РК функционируют в условиях реализации ФГОС НОО. В 2015-2016 учебном году эти обучающиеся будут обучаться в основной школе по программам, составленным на основе ФГОС «второго поколения».
В настоящее время в регионе сложилась ситуация понижения степени функционирования калмыцкого языка, что является основной причиной реальной угрозы утраты государственного калмыцкого языка. В действующих УМК для начальной школы по калмыцкому языку большое внимание уделяется устно-речевой деятельности обучающихся, но тем не менее замечено, что это обучение не имеет ощутимых результатов.
Деятельность учителя калмыцкого языка и литературы существенно переориентирована с языка на речь. В качестве основной цели обучения рассматривается формирование умений и навыков практического владения языком в форме восприятия речи на слух (аудирование), говорения, чтения и письма. Данная методическая концепция предполагает большую активность обучающихся и загрузку максимального количества каналов приема информации как предпосылку успешного запоминания и дальнейшего использования языковой информации.
Осуществлению этой деятельности способствуют основные идеи ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе по внедрению деятельностного подхода, усилению практической направленности в обучении калмыцкому языку и литературе в 5 классе.
В процессе освоения основной общеобразовательной программы особые требования предъявляются к результатам обучения. Компетенции – основной результат обучения. А универсальные учебные действия, формируемые в процессе обучения, обеспечивают способность обучающего к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Содержание учебно-методического комплекса для 5 класса основано на развитии коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала калмыцкого языка.
Цели
изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература»
Общая цель преподавания калмыцкого языка и литературы в 5 классе как учебного предмета рассматривается в контексте нового Федерального государственного стандарта общего образования.
«Целью преподавания калмыцкого языка является – овладение речевыми навыками и умениями во всех видах речевой деятельности, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, общественной сферах деятельности, в сфере игр, развлечений. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, письме, аудировании, чтении», - так она формулируется в тексте Государственного образовательного стандарта по калмыцкому языку и литературе.
Содержание курсов «калмыцкий язык» и «калмыцкая литература» в 5 классе обусловлены общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода. Для достижения этой цели главным является формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.
При реализации этой цели необходимо учитывать результаты обучения в начальной школе.
Согласно Приказу МОиН РК от 20. 06. 2012г. № 657 г. Элиста «Об утверждении Государственных образовательных стандартов по предметам региональной компетенции», выпускник начальной школы в результате изучения калмыцкого языка должен:
знать/понимать
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
уметь
- понимать на слух калмыцкую речь;
- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков калмыцкого языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
- различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
- соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
- владения нормами калмыцкого речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
В результате изучения калмыцкого литературного чтения ученик должен:
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных калмыцких литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 0,5 страницы);
- составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, и том числе на электронных носителях.
Требования
к результатам обучения калмыцкому языку и литературы в 5 классе
Государственные образовательные стандарты по калмыцкому языку и литературе, внедряя идеи ФГОС ООО, предъявляют требования к результатам обучения калмыцкому языку и литературе, они представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, определяющей роли калмыцкого языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности калмыцкого языка; формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим и др., развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков культуры речи, и т.д.; к метапредметным результатам относятся развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, развитие навыков работы с разными текстами, умения анализировать языковые и литературные явления и др.; к предметным результатам относятся закрепление знаний о фонетических явлениях языка, особенности словосочетаний и предложений, закрепление навыков фонетического, морфологического, синтаксического разборов, умений составления текстов и др.
Рекомендуемые
современные образовательные педагогические технологии
- технология организации самостоятельной деятельности школьников;
- технология организации исследовательской деятельности школьников;
- технология организации проектной деятельности школьников;
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология диалогового взаимодействия;
- технология «Педагогическая мастерская»;
- технология кейсов.
Количество часов
отводимых на изучение калмыцкого языка и литературы в 5 классе
Согласно базисному региональному плану основного общего образования (Приказ МОиН РК от 17. 07. 2015г. № 967 г. Элиста «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2015-2016 учебный год») общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебных предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю). Из них 2 часа отводятся для изучения предмета «калмыцкий язык», 1 час для изучения предмета «калмыцкая литература».
Уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).
Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.
Краткая характеристика УМК
по калмыцкому языку и литературе для 5 класса
Основные цели изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» представлены в «Программе по калмыцкому языку. V – XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).
Перечень действующих УМК
№
|
Автор
|
Наименование
|
Класс
|
Год издания
|
Учебники:
|
1.
|
Манджиева Е.И.
Онтаева З.Х.
|
Калмыцкий язык
|
5
|
2008
|
2.
|
ШараповаН.Н.
БадмаеваР.Я.
Убушиева Б.Э.
|
Родная литература
|
5
|
2012
|
Программы:
|
3.
|
Харчевникова Р.П.
Джинцанова Е.А.
Манджиева Е.И.
Джимбиева С.Б.
Убушиева З.П.
Онтаева З.Х.
|
Программа по калмыцкому языку. V - XI классы
|
5-11
|
2008
|
4.
|
Шарапова Н.Н.
Дорджеева Д.Б.
Манджиева Е.И.
Онтаева З.Х.
|
Программа по калмыцкой литературе в 5-11 классах
|
5-11
|
2008
|
Рекомендуемые учебно-методические пособия:
|
5.
|
Хейчиева Э.Г.
|
Рабочая тетрадь по калм. языку 5 кл
|
5
|
2008
|
6.
|
Хейчиева Э.Г.
|
Рабочая тетрадь по калм. языку. 5-7 кл
|
5-7
|
2008
|
7.
|
Манджиева Е. И.,
Онтаева З. Х.
|
Рабочая тетрадь по калм. языку
|
5
|
2012
|
8.
|
Харчевникова Р.П.
Хейчиева Э.Г.
|
Таблица по калм. языку 5-11 кл.
|
5-11
|
2008
|
9.
|
Куберлинова А.Д.
Тазаева Д.В.
|
КИМы по калм. языку 5-11 кл.
|
5-11
|
2011
|
10
|
КуберлиноваА.Д.
Тазаева Д.В.
|
УДЕ – формула успеха (из опыта работы учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №23» г. Элиста Айтаевой Н.Л.)
|
|
2013
|
11.
|
КуберлиноваА.Д.
Тазаева Д.В.
Агуляева Б.С.
|
Электронный образовательный ресурс
|
5-11
|
2013
|
12.
|
КуберлиноваА.Д.
Тазаева Д.В.
|
Сборник диктантов для 1-4 кл.
|
|
2013
|
13.
|
Куберлинова А.Д.
|
Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей» Даваева Г.Л. «Алтн булг»
|
|
2012
|
14.
|
Куберлинова А.Д.
|
Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №15» г. Элиста Басхаевой А. Х. «Использование интерактивных технологий на уроках калмыцкого языка и литературы»
|
|
2013
|
Содержание учебников по калмыцкому языку и литературе для 5 класса (авт. Онтаева З.Х., Манджиева Е.И. 2008 г.) построено на основе коммуникативно-деятельностного подхода в овладении калмыцким языком и составлено с учетом возрастных особенностей обучающихся. Оно включает разнообразные задания, стимулирующие речемыслительную деятельность обучающихся на калмыцком языке.
Содержание учебного материала имеет основной (учебник), дополнительный (рабочая тетрадь) и вспомогательный материалы (словарь грамматических терминов), материал подается поурочно. Здесь соблюден принцип текстового подбора и их информативности (небольшие по объему тексты, позволяющие быстро прочитать и обсудить их содержание с помощью заданий, вопросов). Данный материал доступен обучающимся для развитии коммуникативной компетенции.
В рабочей тетради большое внимание уделяется рефлексии обучающихся на каждое упражнение.
Предлагаемый к учебнику словарь позволяет закреплять грамматические термины и активно использовать их в анализе языковых явлений.
Развитию коммуникативной компетенции обучающихся способствует выполнение норм письменных работ, указанных в программе.
Таким образом, языковой материал и интерактивные приемы работы к ним способствуют реализации компетентностного подхода к преподаванию калмыцкого языка.
При анализе учебника по калмыцкой литературе для 5 класса (авт. Шарапова Н.Н., Бадмаева Р.Я., Убушиева Б.Э., 2012 г.), необходимо отметить хрестоматийный характер этого издания, сопровождаемого вопросником и словарем. В учебник включены произведения и теоретические статьи о жанрах УНТ калмыцкого народа.
Наряду с этим предлагаются тексты о народных праздниках (Зул, Цаган Сар, Үрс Сар), способствующие формированию ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, являющиеся средством передачи традиций и обычаев калмыцкого народа.
Произведения калмыцкой литературы, представленные в учебнике, отличаются доступностью, краткостью содержания, особенно поэтические произведения.
Рассказы Нимгира Манджиева и Баатра Басангова знакомят обучающихся с традиционной жизнью, бытом, укладом калмыков. Произведения Каляева С., Дорджиева Б., Джимбиева А., Тачиева А., Инджиева Л., Сангаджиевой Б., Балакаева А., Буджалова Е., Шуграевой В. показывают красоту и своеобразие калмыцкой степи, трудовой и боевой героизм жителей республики.
Тексты литературных произведений учебника способствуют, прежде всего, развитию навыков чтения.
Подготовка докладов и проектных работ по изучаемым произведениям позволяют формировать исследовательскую компетенцию обучающихся.
Предложенные тесты и задания практической направленности позволят обучающимся овладеть навыками сравнения, сопоставления, что способствует активизации аналитической деятельности. Это придаст обучению деятельностный характер.
Программа обучения калмыцкому языку и литературе в 5 классе основывается на «Программе по калмыцкому языку. V - XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).
Учителю калмыцкого языка и литературы необходимо составить рабочую программу для работы с конкретным контингентом обучающихся (прилагается примерная рабочая программа учителя калмыцкого языка и литературы МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» Тауновой Л. А.).
Используемые документы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009г. №373;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ МО и Н РК №1060 от 31.08.2010г. «Об использовании учебных планов, программ для преподавания предметов региональной компетенции»;
- Приказ МО и Н РК №657 от 20.06.2012г. «Об утверждении Государственных
- образовательных стандартов по предметам региональной компетенции»;
- Приказ МО и Н РК №967 от 17.07.2015г. «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия», на 2015-2016 учебный год.
Приложение
Пояснительная записка
(Калмыцкий язык, 5 «б» класс
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»).
Учебно-тематическое планирование для работы в 5б классе составлено на основе «Программы по калмыцкому языку. 5-11 классы» (авторы Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева, Е. А. Джинцанова, Е. И. Манджиева, З. Х.Онтаева, З. П.Убушаева, год издания - 2008). Согласно этому методическому пособию уроки калмыцкого языка в 5 классе проводятся по двум направлениям: 1.Хальмг келн; 2.Келлһ өргҗүллһн (развитие речи).
Однако следует отметить, что «Программа по калмыцкому языку.5-11 классы» (далее «Программа...) рассчитана, главным образом, на учебники «Хальмг келн. 5 класс» последнего издания (авторы Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева). В МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» по таким учебникам обучаются учащиеся с 4-х часовой программой обучения калмыцкому языку и литературе (2+2).
Обучающиеся 5б класса обучаются по 3-х часовой программе (2+1) по учебнику «Хальмг келн. 5класс» раннего издания (авторы - Б. Бадмаев, С. Кензеев, Р. Харчевникова), что послужило причиной внесения изменений в порядок представления тем уроков, в количество отведенных часов по отдельным темам (указано в графе «Примечание»), но при обязательном сохранении общего количества часов. Так, например, тема урока по развитию речи «Футбол наадлһн», рекомендуемая авторами «Программы...», заменена на тему «Дегтр мана зөөр» по причине отсутствия в учебнике раннего образца соответствующего рисунка. По этой же причине тема по развитию речи «Итклтә иньг» будет представлена ни как работа по рисунку, а как работа с текстом. Кроме того, на наш взгляд, для оказания помощи учащимся в целостном восприятии учебного материала, целесообразно такие темы, как «Признаки простого предложения», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» не разделять, а представлять комплексно, не раздробляя на отдельные темы, что также нашло отражение в настоящем учебно-методическом планировании. Тема развития речи «Җолач-сән эрдм» заменена на «Нанд таасгдҗах эрдм» для предоставления обучающимся возможности выбора.
Учебно-тематическое планирование согласно 3-х часовой программе и «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» (2008) рассчитано на 68 часов калмыцкого языка.
Учебно-тематическое планирование уроков калмыцкого языка в 5 классе
в соответствии с учебником «Хальмг келн. 5класс» авторов Б. Бадмаева, С. Кензеева, Р. Харчевниковой
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельности
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. умения
|
Личностные рез-ты
|
|
1 дөрвнә (1 четверть)
|
1.Хальмг келн-хальмг улсин зөөр
(1 ч)
2.Дассан давтлһн (1ч)
3.»Килмҗтә эгч» (1ч)
4.Шүүвр көдлмш (1ч)
5.«Элст-Хальмг Таңһчин хотл балһсн» (1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой
Повторение тем «Эгшгин таарлт», «Алңтрулгч эгшгүд», «Җөөлн темдг бичлһн»
Развитие речи, беседа
Представление контрольной работы в форме словарного диктанта с заданием
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой
|
Знать: особенности составления текста, сам текст, отражающий значение сохранения и изучения калм.языка
Знать: особенности применения правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные», «Написание «ь»»
Знать:
особенности составления связанного текста по заданной теме
Знать:
применение правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные» и др.
Знать: особенности составления текста, сам текст, отражающий значение г.Элиста как столицы РК
|
Уметь:
составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
Уметь: объяснять написание гласных и «Ь» в словах, приводить примеры
Уметь:
составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
Уметь:
грамотно использовать навыки самостоятельной работы
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Формирование ценностного отношения к родному языку
Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим
Развитие навыков самостоятельной работы
Развитие чувства патриотизма
|
Целесообразно обращение к поэтическим произведениям (например, стих-е «Хальмг келн» Т.Бембеева)
Целесообразно повторение лексики по теме «Семья»
Задания: составьте предложения с заданными словами; приведите примеры других слов по изученным правилам
В качестве вспомогат. лит-ры может выступить текст песни «Моя маленькая Элиста» (запись на телефонах, планшетах и т.д.)
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. умения
|
Личностные рез-ты
|
|
6.Үгин ниицлһн.Һол болн үлмә үг
(1ч)
|
Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы по теме
|
Знать:
из чего состоит словосочетание, отличие главных слов от зависимых
|
Уметь:
составлять словосочетания, распознавать их в тексте
|
|
|
7.«Мини өрк-бүл» (1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности составления текста, сам текст, описывающий семью
|
Уметь:
составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, заботы о младших
|
Расширение лексики по теме «Семья» (например, «Нахцнр» и «Авһнр»)
|
8.Амр зәңг. Һол болн нөкцл мөчмүд. Делгрңгү болн делгрңгу биш зәңгс (2ч)
|
Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы
|
Знать:
из чего состоит предложение; отличие главных чл. и второстеп-х, отличие распростр. от нераспростран.
|
Уметь:
составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных.
Отличать распростр.предл. от нераспростран.
|
|
|
9.Нөкцл мөчмүд.Немлт.Уршг.Цәәлһлт. Нег зүсн мөчмүдтә зәңгс.Дуудвр. (4 ч)
|
Работа по учебнику. Составление и использование тематической таблицы. Повторение падежей.
|
Знать: отличие главных чл. от второстеп-х, своеобразие дополнения, обстоятельства, определения.
Определение предложений со однородными членами, с обращением
|
Уметь:
составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных.
Распознавать предложения с однород.чл., с обращением, с однородными членами
|
Развитие навыков культуры речи
(главным образом через тему «Обращение»
|
Целесообразно одновременное представление и обучение навыкам распознавания всех второстепенных членов. (таблица).
Рекомендуется темы «Однородные члены», «Обращение», «Второстепенные чл.предложения» не «разрывать» с предыдущими темами (см.в Пояснительную)
|
10. Амр зәңгин синтаксическ йилһлт (1 ч)
|
Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме: «Простое предложение»
|
Знать:
порядок синтаксическ.
разбора
|
Уметь:
анализировать предложение с точки зрения правил синт.разбора
|
|
Несмотря на то, что данная тема дается в начале 3 чет.целесообразно ее представление сразу после всех тем, связанных общей темой «Простое предложение» (см.в Пояснительную)
|
|
|
|
|
|
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. умения
|
Личностные рез-ты
|
|
11. «Оратсн сурһульч» (2ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа по картине
|
Знать:
особенности составления текста по картине
|
Уметь:
составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; составлять план работы по картине
|
Формирование ответственного отношения к учебе
|
Целесообразно обучение обучающихся составлению плана (зура) работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-самостоятельная работа по составлению письм.текста
|
12.Альк йовдл чик, альк йовдл хаҗһр? (1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту
|
Формирование ценностного отношения к своей жизни, здоровью через изучение (повторение) ПДД
|
Использование картинок, слайдов по ППД
|
2 дөрвнә (2 четверть)
|
1. Амрзәңг. Дассан давтлһн. «Байрта өдр» (1ч).
|
Повторение пройденного по теме «Простое предложение», через составление текста «Счастливый день»; развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
пройденное по теме»; простое предложение»;
особенности составления текста, сам текст, описывающий самый радостный день
|
Уметь:
составлять краткий текст; отвечать на вопросы по тексту; анализировать предложения в тексте с точки зрения правил синт.разбора
|
Развитие эмоциональной памяти, актуализация положительных эмоций
|
|
2.Давхр зәңгс.Терүнә йилһлт. Түдлһнә темдгүд (2ч)
|
Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы
|
Знать: отличие сложных предложений от простых
|
Уметь:
составлять сложные предложения, распознавать их в тексте
|
Развитие навыков культуры речи
|
|
3. Шуд келлһн
(1ч)
|
Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы
|
Знать: особенности предложений с прямой речью.
|
Уметь:
составлять предложения с прямой речью, распознавать их в тексте
|
|
|
4.«Намрин асхн» (1ч)
|
Развитие речи, работа по картине.
Развитие умений составления плана для описания картины.
|
Знать:
особенности составления текста по картине
|
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;
|
Развитие эстетического восприятия мира
|
Согласно «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» - тема «Асхни амрлһн» (см.в Пояснительную)
|
5.«Дегтр –мана зөөр» (Көглтин Д. шүлгәр)
(1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности работы с текстом
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту
|
Развитие бережного отношения к книге
|
Согласно «Программе..»
- «Футбол наадлһн»
(см.в Пояснительную)
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. Умения
|
Личностные рез-ты
|
|
6. Фонетик (эвән-зү). Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд (1ч)
|
Работа по учебнику. Представление таблицы «Признаки гласных и согласных звуков»
|
Знать: различия между гласными и согласными звуками; их признаки
|
Уметь: анализировать звуки согласно их признакам
|
|
|
7.«Итклтә иньг» (по тексту в учебнике) (1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности работы с текстом
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту
|
Развитие ценностного отношения к друзьям, к верности в дружбе
|
Согласно «Программе..» - работа по картине
(см.в Пояснительную)
|
8.Ахр болн удан эгшгүд. Тодрха биш эгшгүд.Эгшгин таарлт (1ч)
|
Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице. Повторение темы «Согласование гласных»
|
Знать: признаки гласных звуков
|
Уметь: анализировать гласные звуки согласно их признакам
|
|
|
9.«Дегтрин саңд» (1ч)
|
Экскурсия в школьную библиотеку. Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности составления рассказа по полученным впечатлениям
|
Уметь: составлять текст с прямой речью
|
Развитие бережного отношения к книге, уважительного отношения к труду библиотекаря
|
|
10.Хадвр әс. Җөөлн болн хату хадврмуд.Дуута болн дүлә хадврмуд.
(2ч)
|
Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице.
|
Знать: признаки согласных звуков
|
Уметь: анализировать согласные звуки согласно их признакам
|
|
По «Программе..» тема «Дуута болн дүлә хадврмуд» представлена после темы «Дурта герин адусн»
(см.в Пояснительную)
|
11. «Дурта герин адусн» (1ч)
|
Развитие речи, беседа по тексту в учебнике и картине
|
Знать:
особенности составления текста по картине
|
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;
|
Развитие бережного отношения к окружающему миру
|
|
12.Фонетическ
Йилһлт (1ч)
|
Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме «Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд»
|
Знать:
порядок фонетического
разбора
|
Уметь:
анализировать гласные и согласные звуки согласно их признакам
|
|
По «Программе..» данная тема должна быть представлена в 3 четверти (см.в Пояснительную)
|
13.«Зерлг аңгуд»
(1ч)
|
Развитие речи, беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;
|
Развитие бережного отношения к окружающему миру
|
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. умения
|
Личностные рез-ты
|
|
3 дөрвнә (3 четверть)
|
1.Цаһан толһа
(1ч)
|
Работа по учебнику.
|
Знать:
калмыцкий алфавит
|
Уметь:
распределять слова в соответствии с алфавитом
|
|
|
2. «Үвл байр белглнә» (по картине) (2ч)
|
Развитие речи, работа по картине.
Развитие умений составления плана для описания картины.
|
Знать:
особенности составления текста по картине
|
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;
|
Развитие эстетического восприятия мира;
актуализация положительных эмоций
|
|
3.Лексик (Үглл). Үгин чинр. Нег болн олн чинртә үгмүд (1ч)
|
Работа по учебнику.
|
Знать:
Определение поняти1 «Лексическое значение слова»,«Однозначные и многозначные слова»
|
Уметь:
Определять лексическое знач-е слов; распознавать однознач.и многознач.слова
|
Расширение лингвистического кругозора
|
Дается задание: «Вспомните слова по теме…» (темы из уроков по развитию речи)
|
4.Шуд болн теҗг чинртә үгмүд (1ч)
|
Работа по учебнику.
|
Знать:
определение понятия «Слова с прямым и переносным значением»
|
Уметь: распознавать прямое и переносное значение слов
|
Расширение лингвистического кругозора
|
|
5.Герин хамг юмна тускар тодрхаһар бичдг даслһн (2ч)
|
Развитие речи, развитие умений описания предметов
|
Знать:
особенности составления текста-описания
|
Уметь:
составлять текст-описание, отвечать на вопросы по тексту
|
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие наблюдательности, памяти
|
Целесообразна работа по составленному совместно плану работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-домашняя работа по составлению письм.текста
|
6.Синоним.Антоним.Омоним (2ч)
|
Работа по учебнику. Составление тематической таблицы.
|
Знать:
определение понятий «Синонимы.Антонимы.Омонимы»
|
Уметь: находить примеры синонимов, антонимов, омонимов, распознавать их в речи, в тексте
|
Расширение лингвистического кругозора
|
|
7.Шүүвр көдлмш (1ч)
|
Представление контрольной работы по теме «Лексика. Лексическое значение слов» в форме теста
|
Знать:
определение всех понятий по заданной теме
|
Уметь: находить
все понятия по заданной теме согласно их признакам
|
Развивать навыки самостоятельной работы
|
|
8.Үгин тогтац.Нег уңгта үгмүд (1ч)
|
Работа по учебнику.
|
Знать:
опред-е корня и однокор.слов.
|
Уметь: находить корень, однокорен.слова
|
|
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. Умения
|
Личностные рез-ты
|
|
9. «Күүнә кишг» (по сказке) (1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности работы с текстом
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту
|
Развитие нравственных качеств
|
|
10.Үгин тогтац: уңг, суффикс,чилгч. Үгинсүүр (1ч)
|
Работа по учебнику.
|
Знать:
определ.корня, суф-са и оконч., основы слова
|
Уметь: находить корень, суфф. и оконч-е в словах, основу слова
|
|
|
11. «Цаһан сар –хальмг улсин байр» (2ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Развитие чувства уважения к традициям
|
Использование йорялов
|
12.Бәәлһнә нерн, терүнә темдгүд.
(1ч)
|
Работа по учебнику, представление тематической таблицы
|
Знать:
определение имени сущ-го, его признаки
|
Уметь: находить имя существительное в тексте
|
|
|
14.«Нанд таасгдҗах эрдм»
(1ч)
|
Развитие речи, проблемно-ценностная беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Развитие чувства уважения к трудовой деятельности
|
Согласно «Программе…» - тема «Җолач-сән эрдм»(см.в Пояснительную)
|
13. Бәәлһнә нернә то,киисклһн, киисквр (2ч)
|
Работа по учебнику, актуализация тематической таблицы
|
Знать:
признаки числа, склонений, падежи им. Существ.
|
Уметь: определять число, склонение, падеж сущ-го
|
|
Согласно «Программе..» темы «Склонение сущ-х» и «Ед.мн. число сущ-х» представляются отдельно (см.в Пояснительную)
|
7.Бәәлһнә нернә морфологическ йилһлт (1ч)
|
Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице.
|
Знать:
порядок морф.разбора сущ-го
|
Уметь: анализировать сущ-е согласно его признакам
|
|
Тема должна быть представлена в 4 чет.
(см.в Пояснительную)
|
4 дөрвнә (4 четверть)
|
1.Бәәлһнә нернә туск дассан давтлһн. «Мана хальмг һазрин шовуд» (2ч)
|
Экскурсия на природу (дендрапарк).Повторение темы «Имя сущест-ое», развитие речи (р/р)
|
Знать:
изученное по теме «Имя сущ-ое». Особенности составления текста
|
Уметь: находить в тексте и использовать их в правильной форме в тексте
|
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие наблюдательности, памяти, бережного отношения к природе
|
|
2.Чинрлгч нерн, терүнә темдгүд. Оньдин болн тогтагч.Бәәлһнә нернд тохрсн ч.н. (3ч)
|
Работа по учебнику. Представление тематической таблицы
|
Знать:
определение им.прилагательного, его разрядов
|
Уметь: находить прилаг.тексте, определять разряды
|
Расширение лингвистического кругозора
|
Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную)
|
3«Мана садт» (1ч)
|
Актуализация наблюдений на экскурсии в дендрапарке, р/р
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Развитие чувства уважения к трудовой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел, кол-во часов, тема
|
Тип урока. Форма представления
|
Требования к результатам деятельностити
|
Примечания
|
Предметные умения
|
Метапредмет. Умения
|
Личностные рез-ты
|
|
4. «Мана класс»
(1ч)
|
Развитие речи, беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Развитие уважительного отношения к школе, однокласс-м
|
|
5.Үүлдәгч, терүнә темдгүд. Цагмудар, тооһар хүврлт. Морфологическ йилһлт
(5ч).
|
Работа по учебнику. Представление тематической таблицы
|
Знать:
определение глагола, его признаков;
порядок морфолог.разбора глагола
|
Уметь: находить глаголы в тексте, составлять предложения; анализировать глагол согласно его признакам
|
Расширение лингвистического кругозора
|
Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную)
|
6.Космост нерәдсн күүндвр. Нертә Әрәсән комоновтнр (2ч).
|
Развитие речи, беседа
|
Знать:
особенности составления текста
|
Уметь:
отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту
|
Развитие чувства патриотизма, стремление изучать историю страны.
|
|
7. «Ээҗ болн ач» Г.Рокчинскийин зургар көдлмш. (1ч)
|
Развитие речи, работа по картине.
Развитие умений составления плана для описания картины.
|
Знать:
особенности составления текста по картине
|
Уметь:
составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;
|
Развитие эстетического восприятия мира;
Расширение культурологич.знаний
|
|
7.Шүүвр көдлмш (1ч)
|
Представление контрольной работы в форме небольшого диктанта с заданиями по темам «Морфология», «Синтаксис»
|
Знать:
определение всех понятий по заданной теме
|
Уметь: находить
все понятия по заданной теме согласно их признакам
|
Развивать навыки самостоятельной работы
|
|
Графу «Требования к результатам деятельности» можно заполнять по разделам; графа «Примечания» заполняется по необходимости (в зависимости от темы урока, формы представления и т.д.).
Требования к уровню подготовки обучающихся содержат требования по блокам: «Знать/понимать», «Уметь».
Результаты изучения учебного предмета
|
1.Общие учебные умения
|
Обучающийся должен знать и понимать:
В результате изучения калмыцкой литературы обучающийся 11 класса должен:
знать-понимать:
- виды литературных жанров
- содержание изученных литературных произведений
- этапы развития калмыцкой литературы и ее место в системе развития российской и мировой культуры
- уметь выразительно читать произведения
…..
|
2.Специальные предметные умения (предметные результаты)
|
Обучающийся должен уметь:
- работать с книгой
- определять авторство и принадлежность художественного произведения к одному из жанров
- кратко пересказать фрагмент из произведения, отвечать на вопросы
- ….
|
3. Метапредметные результаты
|
- умение самостоятельно работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, сравнивать
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее
|
4.Личностные результаты
|
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к родной литературе и литературе других народов
- умение использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)
|
Список литературы должен быть представлен:
• перечнем рекомендуемой и обязательной учебной, научно-популярной, справочной, методической и специальной литературы
• перечнем рекомендуемой литературы, используемой педагогом при составлении образовательной программы.
Составитель: Таунова Л.А.