Структура и органы управления

Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Калмыкия
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»

Кафедра методики преподавания родного языка и литературы

Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе

Август, 2015г.

«Утверждено»
на заседании кафедры
методики преподавания родного языка
и литературы от 29 мая 2015г.

Подготовили ст. преподаватели:
Куберлинова А. Д.,
Агуляева Б. С.

Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС

С 1 сентября 2011-2012 учебного года первые классы ОО РК функционируют в условиях реализации ФГОС НОО. В 2015-2016 учебном году эти обучающиеся будут обучаться в основной школе по программам, составленным на основе ФГОС «второго поколения».

В настоящее время в регионе сложилась ситуация понижения степени функционирования калмыцкого языка, что является основной причиной реальной угрозы утраты государственного калмыцкого языка. В действующих УМК для начальной школы по калмыцкому языку большое внимание уделяется устно-речевой деятельности обучающихся, но тем не менее замечено, что это обучение не имеет ощутимых результатов.

Деятельность учителя калмыцкого языка и литературы существенно переориентирована с языка на речь. В качестве основной цели обучения рассматривается формирование умений и навыков практического владения языком в форме восприятия речи на слух (аудирование), говорения, чтения и письма. Данная методическая концепция предполагает большую активность обучающихся и загрузку максимального количества каналов приема информации как предпосылку успешного запоминания и дальнейшего использования языковой информации.

Осуществлению этой деятельности способствуют основные идеи ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе по внедрению деятельностного подхода, усилению практической направленности в обучении калмыцкому языку и литературе в 5 классе.

В процессе освоения основной общеобразовательной программы особые требования предъявляются к результатам обучения. Компетенции – основной результат обучения. А универсальные учебные действия, формируемые в процессе обучения, обеспечивают способность обучающего к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Содержание учебно-методического комплекса для 5 класса основано на развитии коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала калмыцкого языка.

Цели
изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература»

Общая цель преподавания калмыцкого языка и литературы в 5 классе как учебного предмета рассматривается в контексте нового Федерального государственного стандарта общего образования.

«Целью преподавания калмыцкого языка является – овладение речевыми навыками и умениями во всех видах речевой деятельности, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, общественной сферах деятельности, в сфере игр, развлечений. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, письме, аудировании, чтении», - так она формулируется в тексте Государственного образовательного стандарта по калмыцкому языку и литературе.

Содержание курсов «калмыцкий язык» и «калмыцкая литература» в 5 классе обусловлены общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода. Для достижения этой цели главным является формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.

При реализации этой цели необходимо учитывать результаты обучения в начальной школе.

Согласно Приказу МОиН РК от 20. 06. 2012г. № 657 г. Элиста «Об утверждении Государственных образовательных стандартов по предметам региональной компетенции», выпускник начальной школы в результате изучения калмыцкого языка должен:

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;

уметь

  • понимать на слух калмыцкую речь;
  • различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков калмыцкого языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
  • различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
  • соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
  • обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
  • соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
  • владения нормами калмыцкого речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

В результате изучения калмыцкого литературного чтения ученик должен:

знать/понимать

  •  названия, основное содержание изученных калмыцких литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 0,5 страницы);
  • составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, и том числе на электронных носителях.

Требования
к результатам обучения калмыцкому языку и литературы в 5 классе

Государственные образовательные стандарты по калмыцкому языку и литературе, внедряя идеи ФГОС ООО, предъявляют требования к результатам обучения калмыцкому языку и литературе, они представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, определяющей роли калмыцкого языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности калмыцкого языка; формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим и др., развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков культуры речи, и т.д.; к метапредметным результатам относятся развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, развитие навыков работы с разными текстами, умения анализировать языковые и литературные явления и др.; к предметным результатам относятся закрепление знаний о фонетических явлениях языка, особенности словосочетаний и предложений, закрепление навыков фонетического, морфологического, синтаксического разборов, умений составления текстов и др.

Рекомендуемые
современные образовательные педагогические технологии

  • технология организации самостоятельной деятельности школьников;
  • технология организации исследовательской деятельности школьников;
  • технология организации проектной деятельности школьников;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технология диалогового взаимодействия;
  • технология «Педагогическая мастерская»;
  • технология кейсов.

Количество часов
отводимых на изучение калмыцкого языка и литературы в 5 классе

Согласно базисному региональному плану основного общего образования (Приказ МОиН РК от 17. 07. 2015г. № 967 г. Элиста «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2015-2016 учебный год») общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебных предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю). Из них 2 часа отводятся для изучения предмета «калмыцкий язык», 1 час для изучения предмета «калмыцкая литература».

Уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.

Краткая характеристика УМК
по калмыцкому языку и литературе для 5 класса

Основные цели изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» представлены в «Программе по калмыцкому языку. V – XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).

Перечень действующих УМК

Автор

Наименование

Класс

Год издания

Учебники:

1.

Манджиева Е.И.

Онтаева З.Х.

Калмыцкий язык

5

2008

2.

ШараповаН.Н.

БадмаеваР.Я.  

Убушиева Б.Э.

Родная литература

5

2012

Программы:

3.

Харчевникова Р.П.

Джинцанова Е.А.

Манджиева Е.И.

Джимбиева С.Б.

Убушиева З.П.

Онтаева З.Х.

Программа по калмыцкому языку. V - XI классы

5-11

2008

4.

Шарапова Н.Н.

Дорджеева Д.Б.

Манджиева Е.И.

Онтаева З.Х.

Программа по калмыцкой литературе в 5-11 классах

5-11

2008

Рекомендуемые учебно-методические пособия:

5.

Хейчиева Э.Г.

Рабочая тетрадь по калм. языку 5 кл

5

2008

6.

Хейчиева Э.Г.

Рабочая тетрадь по калм. языку. 5-7 кл

5-7

2008

7.

Манджиева Е. И.,

Онтаева З. Х.

Рабочая тетрадь по калм. языку

5

2012

8.

Харчевникова Р.П.

Хейчиева Э.Г.

Таблица по калм. языку 5-11 кл.

5-11

2008

9.

Куберлинова А.Д.

Тазаева Д.В.

КИМы по калм. языку 5-11 кл.

5-11

2011

10

КуберлиноваА.Д.

Тазаева Д.В.

УДЕ – формула успеха (из опыта работы учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №23» г. Элиста Айтаевой Н.Л.)

 

2013

11.

КуберлиноваА.Д.

Тазаева Д.В.

Агуляева Б.С.

Электронный образовательный ресурс

5-11

2013

12.

КуберлиноваА.Д.

Тазаева Д.В.

Сборник диктантов для 1-4 кл.

 

2013

13.

Куберлинова А.Д.

Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей» Даваева Г.Л. «Алтн булг»

 

2012

14.

Куберлинова А.Д.

Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №15» г. Элиста Басхаевой А. Х. «Использование интерактивных технологий на уроках калмыцкого языка и литературы»

 

2013

Содержание учебников по калмыцкому языку и литературе для 5 класса (авт. Онтаева З.Х., Манджиева Е.И. 2008 г.) построено на основе коммуникативно-деятельностного подхода в овладении калмыцким языком и составлено с учетом возрастных особенностей обучающихся. Оно включает разнообразные задания, стимулирующие речемыслительную деятельность обучающихся на калмыцком языке.

Содержание учебного материала имеет основной (учебник), дополнительный (рабочая тетрадь) и вспомогательный материалы (словарь грамматических терминов), материал подается поурочно. Здесь соблюден принцип текстового подбора и их информативности (небольшие по объему тексты, позволяющие быстро прочитать и обсудить их содержание с помощью заданий, вопросов). Данный материал доступен обучающимся для развитии коммуникативной компетенции.

В рабочей тетради большое внимание уделяется рефлексии обучающихся на каждое упражнение.

Предлагаемый к учебнику словарь позволяет закреплять грамматические термины и активно использовать их в анализе языковых явлений.

Развитию коммуникативной компетенции обучающихся способствует выполнение норм письменных работ, указанных в программе.

Таким образом, языковой материал и интерактивные приемы работы к ним способствуют реализации компетентностного подхода к преподаванию калмыцкого языка.

При анализе учебника по калмыцкой литературе для 5 класса (авт. Шарапова Н.Н., Бадмаева Р.Я., Убушиева Б.Э., 2012 г.), необходимо отметить хрестоматийный характер этого издания, сопровождаемого вопросником и словарем. В учебник включены произведения и теоретические статьи о жанрах УНТ калмыцкого народа.

Наряду с этим предлагаются тексты о народных праздниках (Зул, Цаган Сар, Үрс Сар), способствующие формированию ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, являющиеся средством передачи традиций и обычаев калмыцкого народа.

Произведения калмыцкой литературы, представленные в учебнике, отличаются доступностью, краткостью содержания, особенно поэтические произведения.

Рассказы Нимгира Манджиева и Баатра Басангова знакомят обучающихся с традиционной жизнью, бытом, укладом калмыков. Произведения Каляева С., Дорджиева Б., Джимбиева А., Тачиева А., Инджиева Л., Сангаджиевой Б., Балакаева А., Буджалова Е., Шуграевой В. показывают красоту и своеобразие калмыцкой степи, трудовой и боевой героизм жителей республики.

Тексты литературных произведений учебника способствуют, прежде всего, развитию навыков чтения.

Подготовка докладов и проектных работ по изучаемым произведениям позволяют формировать исследовательскую компетенцию обучающихся.

Предложенные тесты и задания практической направленности позволят обучающимся овладеть навыками сравнения, сопоставления, что способствует активизации аналитической деятельности. Это придаст обучению деятельностный характер.

Программа обучения калмыцкому языку и литературе в 5 классе основывается на «Программе по калмыцкому языку. V - XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).

Учителю калмыцкого языка и литературы необходимо составить рабочую программу для работы с конкретным контингентом обучающихся (прилагается примерная рабочая программа учителя калмыцкого языка и литературы МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» Тауновой Л. А.).

Используемые документы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009г. №373;
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Приказ МО и Н РК №1060 от 31.08.2010г. «Об использовании учебных планов, программ для преподавания предметов региональной компетенции»;
  • Приказ МО и Н РК №657 от 20.06.2012г. «Об утверждении Государственных
  • образовательных стандартов по предметам региональной компетенции»;
  • Приказ МО и Н РК №967 от 17.07.2015г. «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия», на 2015-2016 учебный год.

Приложение

Пояснительная записка
(Калмыцкий язык, 5 «б» класс
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»).

Учебно-тематическое планирование для работы в 5б классе составлено на основе «Программы по калмыцкому языку. 5-11 классы» (авторы Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева, Е. А. Джинцанова, Е. И. Манджиева, З. Х.Онтаева, З. П.Убушаева, год издания - 2008). Согласно этому методическому пособию уроки калмыцкого языка в 5 классе проводятся по двум направлениям: 1.Хальмг келн; 2.Келлһ өргҗүллһн (развитие речи).

Однако следует отметить, что «Программа по калмыцкому языку.5-11 классы» (далее «Программа...) рассчитана, главным образом, на учебники «Хальмг келн. 5 класс» последнего издания (авторы Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева). В МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» по таким учебникам обучаются учащиеся с 4-х часовой программой обучения калмыцкому языку и литературе (2+2).

Обучающиеся 5б класса обучаются по 3-х часовой программе (2+1) по учебнику «Хальмг келн. 5класс» раннего издания (авторы - Б. Бадмаев, С. Кензеев, Р. Харчевникова), что послужило причиной внесения изменений в порядок представления тем уроков, в количество отведенных часов по отдельным темам (указано в графе «Примечание»), но при обязательном сохранении общего количества часов. Так, например, тема урока по развитию речи «Футбол наадлһн», рекомендуемая авторами «Программы...», заменена на тему «Дегтр мана зөөр» по причине отсутствия в учебнике раннего образца соответствующего рисунка. По этой же причине тема по развитию речи «Итклтә иньг» будет представлена ни как работа по рисунку, а как работа с текстом. Кроме того, на наш взгляд, для оказания помощи учащимся в целостном восприятии учебного материала, целесообразно такие темы, как «Признаки простого предложения», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» не разделять, а представлять комплексно, не раздробляя на отдельные темы, что также нашло отражение в настоящем учебно-методическом планировании. Тема развития речи «Җолач-сән эрдм» заменена на «Нанд таасгдҗах эрдм» для предоставления обучающимся возможности выбора.

Учебно-тематическое планирование согласно 3-х часовой программе и «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» (2008) рассчитано на 68 часов калмыцкого языка.

Учебно-тематическое планирование уроков калмыцкого языка в 5 классе
в соответствии с учебником «Хальмг келн. 5класс» авторов Б. Бадмаева, С. Кензеева, Р. Харчевниковой

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельности

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. умения

Личностные рез-ты

 

1 дөрвнә (1 четверть)

1.Хальмг келн-хальмг улсин зөөр

(1 ч)

2.Дассан давтлһн (1ч)

3.»Килмҗтә эгч» (1ч)

 

4.Шүүвр көдлмш (1ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

5.«Элст-Хальмг Таңһчин хотл балһсн» (1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой

Повторение тем «Эгшгин таарлт», «Алңтрулгч эгшгүд», «Җөөлн темдг бичлһн»

Развитие речи, беседа

Представление контрольной работы в форме словарного диктанта с заданием

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой

Знать: особенности составления   текста, сам текст, отражающий значение сохранения и изучения калм.языка

Знать: особенности применения правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные», «Написание «ь»»

Знать:

особенности составления связанного текста по заданной теме

 

 

Знать:

применение правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные» и др.

Знать: особенности составления   текста, сам текст, отражающий значение г.Элиста как столицы РК

Уметь:

составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Уметь: объяснять написание гласных и «Ь» в словах, приводить примеры

Уметь:

составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Уметь:

грамотно использовать навыки самостоятельной работы

 

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Формирование ценностного отношения к родному языку

Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим

Развитие навыков самостоятельной работы

Развитие чувства патриотизма

Целесообразно обращение к поэтическим произведениям (например, стих-е «Хальмг келн» Т.Бембеева)

Целесообразно повторение лексики по теме «Семья»

Задания: составьте предложения с заданными словами; приведите примеры других слов по изученным правилам

В качестве вспомогат. лит-ры может выступить текст песни «Моя маленькая Элиста» (запись на телефонах, планшетах и т.д.)

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. умения

Личностные рез-ты

 

6.Үгин ниицлһн.Һол болн үлмә үг

(1ч)

Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы по теме

Знать:

из чего состоит словосочетание, отличие главных слов от зависимых

Уметь:

составлять словосочетания, распознавать их в тексте

   

7.«Мини өрк-бүл» (1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности составления текста, сам текст, описывающий семью

Уметь:

составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, заботы о младших

Расширение лексики по теме «Семья» (например, «Нахцнр» и «Авһнр»)

8.Амр зәңг. Һол болн нөкцл мөчмүд. Делгрңгү болн делгрңгу биш зәңгс (2ч)

Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы

Знать:

из чего состоит предложение; отличие главных чл. и второстеп-х, отличие распростр. от нераспростран.

Уметь:

составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных.

Отличать распростр.предл. от нераспростран.

   

9.Нөкцл мөчмүд.Немлт.Уршг.Цәәлһлт. Нег зүсн мөчмүдтә зәңгс.Дуудвр. (4 ч)

Работа по учебнику. Составление и использование тематической таблицы. Повторение падежей.

Знать: отличие главных чл. от второстеп-х, своеобразие дополнения, обстоятельства, определения.

Определение предложений со однородными членами, с обращением

Уметь:

составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных.

Распознавать предложения с однород.чл., с обращением, с однородными членами

Развитие навыков культуры речи

(главным образом через тему «Обращение»

Целесообразно одновременное представление и обучение навыкам распознавания всех второстепенных членов. (таблица).

Рекомендуется темы «Однородные члены», «Обращение», «Второстепенные чл.предложения» не «разрывать» с предыдущими темами (см.в Пояснительную)

10. Амр зәңгин синтаксическ йилһлт (1 ч)

Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме: «Простое предложение»

Знать:

порядок синтаксическ.

разбора

Уметь:

анализировать предложение с точки зрения правил синт.разбора

 

Несмотря на то, что данная тема дается в начале 3 чет.целесообразно ее представление сразу после всех тем, связанных общей темой «Простое предложение» (см.в Пояснительную)

   

 

 

   

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. умения

Личностные рез-ты

 

11. «Оратсн сурһульч» (2ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа по картине

Знать:

особенности составления текста по картине

Уметь:

составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; составлять план работы по картине

Формирование ответственного отношения к учебе

Целесообразно обучение обучающихся составлению плана (зура) работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-самостоятельная работа по составлению письм.текста

 

12.Альк йовдл чик, альк йовдл хаҗһр? (1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту

Формирование ценностного отношения к своей жизни, здоровью через изучение (повторение) ПДД

Использование картинок, слайдов по ППД

2 дөрвнә (2 четверть)

 

1. Амрзәңг. Дассан давтлһн. «Байрта өдр» (1ч).

Повторение пройденного по теме «Простое предложение», через составление текста «Счастливый день»; развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

пройденное по теме»; простое предложение»;

особенности составления текста, сам текст, описывающий самый радостный день

Уметь:

составлять краткий текст; отвечать на вопросы по тексту; анализировать предложения в тексте с точки зрения правил синт.разбора

Развитие эмоциональной памяти, актуализация положительных эмоций

 

 

2.Давхр зәңгс.Терүнә йилһлт. Түдлһнә темдгүд (2ч)

Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы

Знать: отличие сложных предложений от простых

Уметь:

составлять сложные предложения, распознавать их в тексте

Развитие навыков культуры речи

 

 

3. Шуд келлһн

(1ч)

Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы

Знать: особенности предложений с прямой речью.

 

Уметь:

составлять предложения с прямой речью, распознавать их в тексте

   

 

4.«Намрин асхн» (1ч)

Развитие речи, работа по картине.

Развитие умений составления плана для описания картины.

Знать:

особенности составления текста по картине

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;

Развитие эстетического восприятия мира

Согласно «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» - тема «Асхни амрлһн» (см.в Пояснительную)

 

5.«Дегтр –мана зөөр» (Көглтин Д. шүлгәр)

(1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности работы с текстом

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту

Развитие бережного отношения к книге

Согласно «Программе..»

- «Футбол наадлһн»

(см.в Пояснительную)

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. Умения

Личностные рез-ты

 

6. Фонетик (эвән-зү). Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд (1ч)

Работа по учебнику. Представление таблицы «Признаки гласных и согласных звуков»

Знать: различия между гласными и согласными звуками; их признаки

Уметь: анализировать звуки согласно их признакам

   

7.«Итклтә иньг» (по тексту в учебнике) (1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности работы с текстом

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту

Развитие ценностного отношения к друзьям, к верности в дружбе

Согласно «Программе..» - работа по картине

(см.в Пояснительную)

8.Ахр болн удан эгшгүд. Тодрха биш эгшгүд.Эгшгин таарлт (1ч)

Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице. Повторение темы «Согласование гласных»

Знать: признаки гласных звуков

Уметь: анализировать гласные звуки согласно их признакам

   

9.«Дегтрин саңд» (1ч)

Экскурсия в школьную библиотеку. Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности составления рассказа по полученным впечатлениям

Уметь: составлять текст с прямой речью

Развитие бережного отношения к книге, уважительного отношения к труду библиотекаря

 

10.Хадвр әс. Җөөлн болн хату хадврмуд.Дуута болн дүлә хадврмуд.

(2ч)

Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице.

Знать: признаки согласных звуков

Уметь: анализировать согласные звуки согласно их признакам

 

По «Программе..» тема «Дуута болн дүлә хадврмуд» представлена после темы «Дурта герин адусн»

(см.в Пояснительную)

11. «Дурта герин адусн» (1ч)

Развитие речи, беседа по тексту в учебнике и картине

Знать:

особенности составления текста по картине

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;

Развитие бережного отношения к окружающему миру

 

12.Фонетическ

Йилһлт (1ч)

Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме «Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд»

Знать:

порядок фонетического

разбора

Уметь:

анализировать гласные и согласные звуки согласно их признакам

 

По «Программе..» данная тема должна быть представлена в 3 четверти (см.в Пояснительную)

13.«Зерлг аңгуд»

(1ч)

Развитие речи, беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;

Развитие бережного отношения к окружающему миру

 

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. умения

Личностные рез-ты

 

3 дөрвнә (3 четверть)

1.Цаһан толһа

(1ч)

Работа по учебнику.

Знать:

калмыцкий алфавит

Уметь:

распределять слова в соответствии с алфавитом

   

2. «Үвл байр белглнә» (по картине) (2ч)

Развитие речи, работа по картине.

Развитие умений составления плана для описания картины.

Знать:

особенности составления   текста по картине

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;

Развитие эстетического восприятия мира;

актуализация положительных эмоций

 

3.Лексик (Үглл). Үгин чинр. Нег болн олн чинртә үгмүд (1ч)

Работа по учебнику.

Знать:

Определение поняти1 «Лексическое значение слова»,«Однозначные и многозначные слова»

Уметь:

Определять лексическое знач-е слов; распознавать однознач.и многознач.слова

Расширение лингвистического кругозора

Дается задание: «Вспомните слова по теме…» (темы из уроков по развитию речи)

4.Шуд болн теҗг чинртә үгмүд (1ч)

Работа по учебнику.

Знать:

определение понятия «Слова с прямым и переносным значением»

Уметь: распознавать прямое и переносное значение слов

Расширение лингвистического кругозора

 

5.Герин хамг юмна тускар тодрхаһар бичдг даслһн (2ч)

Развитие речи, развитие умений описания предметов

Знать:

особенности составления   текста-описания

Уметь:

составлять   текст-описание, отвечать на вопросы по тексту

Расширение лингвистического кругозора;

Развитие наблюдательности, памяти

Целесообразна работа по составленному совместно плану работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-домашняя работа по составлению письм.текста

6.Синоним.Антоним.Омоним (2ч)

Работа по учебнику. Составление тематической таблицы.

Знать:

определение понятий «Синонимы.Антонимы.Омонимы»

Уметь: находить примеры синонимов, антонимов, омонимов, распознавать их в речи, в тексте

Расширение лингвистического кругозора

 

7.Шүүвр көдлмш (1ч)

Представление контрольной работы по теме «Лексика. Лексическое значение слов» в форме теста

Знать:

определение всех понятий по заданной теме

Уметь: находить

все понятия по заданной теме согласно их признакам

Развивать навыки самостоятельной работы

 

8.Үгин тогтац.Нег уңгта үгмүд (1ч)

Работа по учебнику.

Знать:

опред-е корня и однокор.слов.

Уметь: находить корень, однокорен.слова

 

   

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. Умения

Личностные рез-ты

 

9. «Күүнә кишг» (по сказке) (1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности работы с   текстом

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту

Развитие нравственных качеств

 

10.Үгин тогтац: уңг, суффикс,чилгч. Үгинсүүр (1ч)

Работа по учебнику.

Знать:

определ.корня, суф-са и оконч., основы слова

Уметь: находить корень, суфф. и оконч-е в словах, основу слова

 

   

11. «Цаһан сар –хальмг улсин байр» (2ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Развитие чувства уважения к традициям

Использование йорялов

12.Бәәлһнә нерн, терүнә темдгүд.

(1ч)

Работа по учебнику, представление тематической таблицы

Знать:

определение имени сущ-го, его признаки

Уметь: находить имя существительное в тексте

 

   

14.«Нанд таасгдҗах эрдм»

(1ч)

Развитие речи, проблемно-ценностная беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Развитие чувства уважения к трудовой деятельности

Согласно «Программе…» - тема «Җолач-сән эрдм»(см.в Пояснительную)

13. Бәәлһнә нернә то,киисклһн, киисквр (2ч)

Работа по учебнику, актуализация тематической таблицы

Знать:

признаки числа, склонений, падежи им. Существ.

Уметь: определять число, склонение, падеж сущ-го

 

 

Согласно «Программе..» темы «Склонение сущ-х» и «Ед.мн. число сущ-х» представляются отдельно (см.в Пояснительную)

7.Бәәлһнә нернә морфологическ йилһлт (1ч)

Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице.

Знать:

порядок морф.разбора сущ-го

Уметь: анализировать сущ-е согласно его признакам

 

 

Тема должна быть представлена в 4 чет.

(см.в Пояснительную)

4 дөрвнә (4 четверть)

1.Бәәлһнә нернә туск дассан давтлһн. «Мана хальмг һазрин шовуд» (2ч)

Экскурсия на природу (дендрапарк).Повторение темы «Имя сущест-ое», развитие речи (р/р)

Знать:

изученное по теме «Имя   сущ-ое». Особенности составления текста

Уметь: находить в тексте и использовать их в правильной форме в тексте

 

Расширение лингвистического кругозора;

Развитие наблюдательности, памяти, бережного отношения к природе

 

2.Чинрлгч нерн, терүнә темдгүд. Оньдин болн тогтагч.Бәәлһнә нернд тохрсн ч.н. (3ч)

Работа по учебнику. Представление тематической таблицы

Знать:

определение им.прилагательного, его разрядов

Уметь: находить прилаг.тексте, определять разряды

 

Расширение лингвистического кругозора

Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную)

3«Мана садт» (1ч)

Актуализация наблюдений на экскурсии в дендрапарке, р/р

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Развитие чувства уважения к трудовой деятельности

 
   

 

 

   

Раздел, кол-во часов, тема

Тип урока. Форма представления

Требования к результатам деятельностити

Примечания

Предметные умения

Метапредмет. Умения

Личностные рез-ты

 

4. «Мана класс»

(1ч)

Развитие речи, беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Развитие уважительного отношения к школе, однокласс-м

 

5.Үүлдәгч, терүнә темдгүд. Цагмудар, тооһар хүврлт. Морфологическ йилһлт

(5ч).

Работа по учебнику. Представление тематической таблицы

Знать:

определение глагола, его признаков;

порядок морфолог.разбора глагола

Уметь: находить глаголы в тексте, составлять предложения; анализировать глагол согласно его признакам

 

Расширение лингвистического кругозора

Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную)

6.Космост нерәдсн күүндвр. Нертә Әрәсән комоновтнр (2ч).

Развитие речи, беседа

Знать:

особенности составления текста

Уметь:

отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту

Развитие чувства патриотизма, стремление изучать историю страны.

 

7. «Ээҗ болн ач» Г.Рокчинскийин зургар көдлмш. (1ч)

Развитие речи, работа по картине.

Развитие умений составления плана для описания картины.

Знать:

особенности составления текста по картине

Уметь:

составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту;

Развитие эстетического восприятия мира;

Расширение культурологич.знаний

 

7.Шүүвр көдлмш (1ч)

Представление контрольной работы в форме небольшого диктанта с заданиями по темам «Морфология», «Синтаксис»

Знать:

определение всех понятий по заданной теме

Уметь: находить

все понятия по заданной теме согласно их признакам

Развивать навыки самостоятельной работы

 

Графу «Требования к результатам деятельности» можно заполнять по разделам; графа «Примечания» заполняется по необходимости (в зависимости от темы урока, формы представления и т.д.).

Требования к уровню подготовки обучающихся содержат требования по блокам: «Знать/понимать», «Уметь».

Результаты изучения учебного предмета

 

1.Общие учебные умения

Обучающийся должен знать и понимать:

В результате изучения калмыцкой литературы обучающийся 11 класса должен:

   знать-понимать:

- виды литературных жанров

- содержание изученных литературных произведений

- этапы развития калмыцкой литературы и ее место в системе развития российской и мировой культуры

- уметь выразительно читать произведения

…..

2.Специальные предметные умения (предметные результаты)

Обучающийся должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять авторство и принадлежность художественного произведения к одному из жанров
  • кратко пересказать фрагмент из произведения, отвечать на вопросы
  • .

3. Метапредметные результаты

 
  • умение самостоятельно работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, сравнивать
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

4.Личностные результаты

 
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к родной литературе и литературе других народов
  • умение использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

 Список литературы должен быть представлен:

• перечнем рекомендуемой и обязательной учебной, научно-популярной, справочной, методической и специальной литературы
• перечнем рекомендуемой литературы, используемой педагогом при составлении образовательной программы.

Составитель: Таунова Л.А.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo