Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Калмыкия
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Кафедра методики преподавания родного языка и литературы
Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе
Август, 2015г.
«Утверждено»
на заседании кафедры
методики преподавания родного языка
и литературы от 29 мая 2015г.
Подготовили ст. преподаватели:
Куберлинова А. Д.,
Агуляева Б. С.
Методические рекомендации по преподаванию калмыцкого языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС
С 1 сентября 2011-2012 учебного года первые классы ОО РК функционируют в условиях реализации ФГОС НОО. В 2015-2016 учебном году эти обучающиеся будут обучаться в основной школе по программам, составленным на основе ФГОС «второго поколения».
В настоящее время в регионе сложилась ситуация понижения степени функционирования калмыцкого языка, что является основной причиной реальной угрозы утраты государственного калмыцкого языка. В действующих УМК для начальной школы по калмыцкому языку большое внимание уделяется устно-речевой деятельности обучающихся, но тем не менее замечено, что это обучение не имеет ощутимых результатов.
Деятельность учителя калмыцкого языка и литературы существенно переориентирована с языка на речь. В качестве основной цели обучения рассматривается формирование умений и навыков практического владения языком в форме восприятия речи на слух (аудирование), говорения, чтения и письма. Данная методическая концепция предполагает большую активность обучающихся и загрузку максимального количества каналов приема информации как предпосылку успешного запоминания и дальнейшего использования языковой информации.
Осуществлению этой деятельности способствуют основные идеи ФГОС ООО и Государственных образовательных стандартов по калмыцкому языку и литературе по внедрению деятельностного подхода, усилению практической направленности в обучении калмыцкому языку и литературе в 5 классе.
В процессе освоения основной общеобразовательной программы особые требования предъявляются к результатам обучения. Компетенции – основной результат обучения. А универсальные учебные действия, формируемые в процессе обучения, обеспечивают способность обучающего к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Содержание учебно-методического комплекса для 5 класса основано на развитии коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала калмыцкого языка.
Цели
изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература»
Общая цель преподавания калмыцкого языка и литературы в 5 классе как учебного предмета рассматривается в контексте нового Федерального государственного стандарта общего образования.
«Целью преподавания калмыцкого языка является – овладение речевыми навыками и умениями во всех видах речевой деятельности, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, общественной сферах деятельности, в сфере игр, развлечений. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, письме, аудировании, чтении», - так она формулируется в тексте Государственного образовательного стандарта по калмыцкому языку и литературе.
Содержание курсов «калмыцкий язык» и «калмыцкая литература» в 5 классе обусловлены общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода. Для достижения этой цели главным является формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.
При реализации этой цели необходимо учитывать результаты обучения в начальной школе.
Согласно Приказу МОиН РК от 20. 06. 2012г. № 657 г. Элиста «Об утверждении Государственных образовательных стандартов по предметам региональной компетенции», выпускник начальной школы в результате изучения калмыцкого языка должен:
знать/понимать
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
уметь
- понимать на слух калмыцкую речь;
- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков калмыцкого языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
- различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
- соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
- владения нормами калмыцкого речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
В результате изучения калмыцкого литературного чтения ученик должен:
знать/понимать
-  названия, основное содержание изученных калмыцких литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 0,5 страницы);
- составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, и том числе на электронных носителях.
Требования
к результатам обучения калмыцкому языку и литературы в 5 классе
Государственные образовательные стандарты по калмыцкому языку и литературе, внедряя идеи ФГОС ООО, предъявляют требования к результатам обучения калмыцкому языку и литературе, они представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, определяющей роли калмыцкого языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности калмыцкого языка; формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим и др., развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков культуры речи, и т.д.; к метапредметным результатам относятся развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, развитие навыков работы с разными текстами, умения анализировать языковые и литературные явления и др.; к предметным результатам относятся закрепление знаний о фонетических явлениях языка, особенности словосочетаний и предложений, закрепление навыков фонетического, морфологического, синтаксического разборов, умений составления текстов и др.
Рекомендуемые
современные образовательные педагогические технологии
- технология организации самостоятельной деятельности школьников;
- технология организации исследовательской деятельности школьников;
- технология организации проектной деятельности школьников;
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология диалогового взаимодействия;
- технология «Педагогическая мастерская»;
- технология кейсов.
Количество часов
отводимых на изучение калмыцкого языка и литературы в 5 классе
Согласно базисному региональному плану основного общего образования (Приказ МОиН РК от 17. 07. 2015г. № 967 г. Элиста «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2015-2016 учебный год») общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебных предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю). Из них 2 часа отводятся для изучения предмета «калмыцкий язык», 1 час для изучения предмета «калмыцкая литература».
Уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).
Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.
Краткая характеристика УМК
по калмыцкому языку и литературе для 5 класса
Основные цели изучения предметов «калмыцкий язык», «калмыцкая литература» представлены в «Программе по калмыцкому языку. V – XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).
Перечень действующих УМК
| № | Автор | Наименование | Класс | Год издания | 
| Учебники: | 
| 1. | Манджиева Е.И. Онтаева З.Х. | Калмыцкий язык | 5 | 2008 | 
| 2. | ШараповаН.Н.  БадмаеваР.Я.    Убушиева Б.Э. | Родная литература | 5 | 2012 | 
| Программы: | 
| 3. | Харчевникова Р.П. Джинцанова Е.А. Манджиева Е.И.  Джимбиева С.Б. Убушиева З.П. Онтаева З.Х. | Программа по калмыцкому языку. V - XI классы | 5-11 | 2008 | 
| 4. | Шарапова Н.Н. Дорджеева Д.Б. Манджиева Е.И. Онтаева З.Х. | Программа по калмыцкой литературе в 5-11 классах | 5-11 | 2008 | 
| Рекомендуемые учебно-методические пособия: | 
| 5. | Хейчиева Э.Г. | Рабочая тетрадь по калм. языку 5 кл | 5 | 2008 | 
| 6. | Хейчиева Э.Г. | Рабочая тетрадь по калм. языку. 5-7 кл | 5-7 | 2008 | 
| 7. | Манджиева Е. И.,  Онтаева З. Х. | Рабочая тетрадь по калм. языку | 5 | 2012 | 
| 8. | Харчевникова Р.П. Хейчиева Э.Г. | Таблица по калм. языку 5-11 кл. | 5-11 | 2008 | 
| 9. | Куберлинова А.Д. Тазаева Д.В. | КИМы по калм. языку 5-11 кл. | 5-11 | 2011 | 
| 10 | КуберлиноваА.Д. Тазаева Д.В. | УДЕ – формула успеха (из опыта работы учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №23» г. Элиста Айтаевой Н.Л.) |  | 2013 | 
| 11. | КуберлиноваА.Д. Тазаева Д.В. Агуляева Б.С. | Электронный образовательный ресурс | 5-11 | 2013 | 
| 12. | КуберлиноваА.Д. Тазаева Д.В. | Сборник диктантов для 1-4 кл. |  | 2013 | 
| 13. | Куберлинова А.Д. | Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей» Даваева Г.Л. «Алтн булг» |  | 2012 | 
| 14. | Куберлинова А.Д. | Обобщение опыта учителя калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ №15» г. Элиста Басхаевой А. Х. «Использование интерактивных технологий на уроках калмыцкого языка и литературы» |  | 2013 | 
Содержание учебников по калмыцкому языку и литературе для 5 класса (авт. Онтаева З.Х., Манджиева Е.И. 2008 г.) построено на основе коммуникативно-деятельностного подхода в овладении калмыцким языком и составлено с учетом возрастных особенностей обучающихся. Оно включает разнообразные задания, стимулирующие речемыслительную деятельность обучающихся на калмыцком языке.
Содержание учебного материала имеет основной (учебник), дополнительный (рабочая тетрадь) и вспомогательный материалы (словарь грамматических терминов), материал подается поурочно. Здесь соблюден принцип текстового подбора и их информативности (небольшие по объему тексты, позволяющие быстро прочитать и обсудить их содержание с помощью заданий, вопросов). Данный материал доступен обучающимся для развитии коммуникативной компетенции.
В рабочей тетради большое внимание уделяется рефлексии обучающихся на каждое упражнение.
Предлагаемый к учебнику словарь позволяет закреплять грамматические термины и активно использовать их в анализе языковых явлений.
Развитию коммуникативной компетенции обучающихся способствует выполнение норм письменных работ, указанных в программе.
Таким образом, языковой материал и интерактивные приемы работы к ним способствуют реализации компетентностного подхода к преподаванию калмыцкого языка.
При анализе учебника по калмыцкой литературе для 5 класса (авт. Шарапова Н.Н., Бадмаева Р.Я., Убушиева Б.Э., 2012 г.), необходимо отметить хрестоматийный характер этого издания, сопровождаемого вопросником и словарем. В учебник включены произведения и теоретические статьи о жанрах УНТ калмыцкого народа.
Наряду с этим предлагаются тексты о народных праздниках (Зул, Цаган Сар, Үрс Сар), способствующие формированию ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, являющиеся средством передачи традиций и обычаев калмыцкого народа.
Произведения калмыцкой литературы, представленные в учебнике, отличаются доступностью, краткостью содержания, особенно поэтические произведения.
Рассказы Нимгира Манджиева и Баатра Басангова знакомят обучающихся с традиционной жизнью, бытом, укладом калмыков. Произведения Каляева С., Дорджиева Б., Джимбиева А., Тачиева А., Инджиева Л., Сангаджиевой Б., Балакаева А., Буджалова Е., Шуграевой В. показывают красоту и своеобразие калмыцкой степи, трудовой и боевой героизм жителей республики.
Тексты литературных произведений учебника способствуют, прежде всего, развитию навыков чтения.
Подготовка докладов и проектных работ по изучаемым произведениям позволяют формировать исследовательскую компетенцию обучающихся.
Предложенные тесты и задания практической направленности позволят обучающимся овладеть навыками сравнения, сопоставления, что способствует активизации аналитической деятельности. Это придаст обучению деятельностный характер.
Программа обучения калмыцкому языку и литературе в 5 классе основывается на «Программе по калмыцкому языку. V - XI классы» - (авторы: Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева – Элиста, 2008 г.), «Программе по калмыцкой литературе в 5 – 11 классах» (авторы: Н. Н. Шарапова, Д. Б. Дорджиева, Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева – Элиста, 2008 г.).
Учителю калмыцкого языка и литературы необходимо составить рабочую программу для работы с конкретным контингентом обучающихся (прилагается примерная рабочая программа учителя калмыцкого языка и литературы МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» Тауновой Л. А.).
Используемые документы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009г. №373;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ МО и Н РК №1060 от 31.08.2010г. «Об использовании учебных планов, программ для преподавания предметов региональной компетенции»;
- Приказ МО и Н РК №657 от 20.06.2012г. «Об утверждении Государственных
- образовательных стандартов по предметам региональной компетенции»;
- Приказ МО и Н РК №967 от 17.07.2015г. «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия», на 2015-2016 учебный год.
Приложение
Пояснительная записка
(Калмыцкий язык, 5 «б» класс
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»).
Учебно-тематическое планирование для работы в 5б классе составлено на основе «Программы по калмыцкому языку. 5-11 классы» (авторы Р. П. Харчевникова, С. Б. Джимбиева, Е. А. Джинцанова, Е. И. Манджиева, З. Х.Онтаева, З. П.Убушаева, год издания - 2008). Согласно этому методическому пособию уроки калмыцкого языка в 5 классе проводятся по двум направлениям: 1.Хальмг келн; 2.Келлһ өргҗүллһн (развитие речи).
Однако следует отметить, что «Программа по калмыцкому языку.5-11 классы» (далее «Программа...) рассчитана, главным образом, на учебники «Хальмг келн. 5 класс» последнего издания (авторы Е. И. Манджиева, З. Х. Онтаева). В МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова» по таким учебникам обучаются учащиеся с 4-х часовой программой обучения калмыцкому языку и литературе (2+2).
Обучающиеся 5б класса обучаются по 3-х часовой программе (2+1) по учебнику «Хальмг келн. 5класс» раннего издания (авторы - Б. Бадмаев, С. Кензеев, Р. Харчевникова), что послужило причиной внесения изменений в порядок представления тем уроков, в количество отведенных часов по отдельным темам (указано в графе «Примечание»), но при обязательном сохранении общего количества часов. Так, например, тема урока по развитию речи «Футбол наадлһн», рекомендуемая авторами «Программы...», заменена на тему «Дегтр мана зөөр» по причине отсутствия в учебнике раннего образца соответствующего рисунка. По этой же причине тема по развитию речи «Итклтә иньг» будет представлена ни как работа по рисунку, а как работа с текстом. Кроме того, на наш взгляд, для оказания помощи учащимся в целостном восприятии учебного материала, целесообразно такие темы, как «Признаки простого предложения», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» не разделять, а представлять комплексно, не раздробляя на отдельные темы, что также нашло отражение в настоящем учебно-методическом планировании. Тема развития речи «Җолач-сән эрдм» заменена на «Нанд таасгдҗах эрдм» для предоставления обучающимся возможности выбора.
Учебно-тематическое планирование согласно 3-х часовой программе и «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» (2008) рассчитано на 68 часов калмыцкого языка.
Учебно-тематическое планирование уроков калмыцкого языка в 5 классе
в соответствии с учебником «Хальмг келн. 5класс» авторов Б. Бадмаева, С. Кензеева, Р. Харчевниковой
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельности | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. умения | Личностные рез-ты |  | 
| 1 дөрвнә (1 четверть) | 
| 1.Хальмг келн-хальмг улсин зөөр (1 ч) 2.Дассан давтлһн (1ч) 3.»Килмҗтә эгч» (1ч)   4.Шүүвр көдлмш (1ч)                 5.«Элст-Хальмг Таңһчин хотл балһсн» (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой Повторение тем «Эгшгин таарлт», «Алңтрулгч эгшгүд», «Җөөлн темдг бичлһн» Развитие речи, беседа Представление контрольной работы в форме словарного диктанта с заданием Развитие речи, проблемно-ценностная беседа, работа со вспомогательной литературой | Знать: особенности составления   текста, сам текст, отражающий значение сохранения и изучения калм.языка Знать: особенности применения правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные», «Написание «ь»» Знать: особенности составления связанного текста по заданной теме     Знать: применение правил «Согласование гласных», «Сомнительные гласные» и др. Знать: особенности составления   текста, сам текст, отражающий значение г.Элиста как столицы РК | Уметь: составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту Уметь: объяснять написание гласных и «Ь» в словах, приводить примеры Уметь: составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту Уметь: грамотно использовать навыки самостоятельной работы   Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Формирование ценностного отношения к родному языку Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим Развитие навыков самостоятельной работы Развитие чувства патриотизма | Целесообразно обращение к поэтическим произведениям (например, стих-е «Хальмг келн» Т.Бембеева) Целесообразно повторение лексики по теме «Семья» Задания: составьте предложения с заданными словами; приведите примеры других слов по изученным правилам В качестве вспомогат. лит-ры может выступить текст песни «Моя маленькая Элиста» (запись на телефонах, планшетах и т.д.) | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. умения | Личностные рез-ты |  | 
| 6.Үгин ниицлһн.Һол болн үлмә үг (1ч) | Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы по теме | Знать: из чего состоит словосочетание, отличие главных слов от зависимых | Уметь: составлять словосочетания, распознавать их в тексте |  |  | 
| 7.«Мини өрк-бүл» (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности составления текста, сам текст, описывающий семью | Уметь: составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Формирование ценностного отношения к семье, уважительного отношения к старшим, заботы о младших | Расширение лексики по теме «Семья» (например, «Нахцнр» и «Авһнр») | 
| 8.Амр зәңг. Һол болн нөкцл мөчмүд. Делгрңгү болн делгрңгу биш зәңгс (2ч) | Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы | Знать: из чего состоит предложение; отличие главных чл. и второстеп-х, отличие распростр. от нераспростран. | Уметь: составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных. Отличать распростр.предл. от нераспростран. |  |  | 
| 9.Нөкцл мөчмүд.Немлт.Уршг.Цәәлһлт. Нег зүсн мөчмүдтә зәңгс.Дуудвр. (4 ч) | Работа по учебнику. Составление и использование тематической таблицы. Повторение падежей. | Знать: отличие главных чл. от второстеп-х, своеобразие дополнения, обстоятельства, определения. Определение предложений со однородными членами, с обращением | Уметь: составлять предложения, определять и объяснять наличие главных чл.и второстепенных. Распознавать предложения с однород.чл., с обращением, с однородными членами | Развитие навыков культуры речи (главным образом через тему «Обращение» | Целесообразно одновременное представление и обучение навыкам распознавания всех второстепенных членов. (таблица). Рекомендуется темы «Однородные члены», «Обращение», «Второстепенные чл.предложения» не «разрывать» с предыдущими темами (см.в Пояснительную) | 
| 10. Амр зәңгин синтаксическ йилһлт (1 ч) | Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме: «Простое предложение» | Знать: порядок синтаксическ. разбора | Уметь: анализировать предложение с точки зрения правил синт.разбора |  | Несмотря на то, что данная тема дается в начале 3 чет.целесообразно ее представление сразу после всех тем, связанных общей темой «Простое предложение» (см.в Пояснительную) | 
|  |  |   |   |  |  | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. умения | Личностные рез-ты |  | 
| 11. «Оратсн сурһульч» (2ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа по картине | Знать: особенности составления текста по картине | Уметь: составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; составлять план работы по картине | Формирование ответственного отношения к учебе | Целесообразно обучение обучающихся составлению плана (зура) работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-самостоятельная работа по составлению письм.текста | 
|   12.Альк йовдл чик, альк йовдл хаҗһр? (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: составлять краткий текст, отвечать на вопросы по тексту | Формирование ценностного отношения к своей жизни, здоровью через изучение (повторение) ПДД | Использование картинок, слайдов по ППД | 
| 2 дөрвнә (2 четверть) | 
|   1. Амрзәңг. Дассан давтлһн. «Байрта өдр» (1ч).  | Повторение пройденного по теме «Простое предложение», через составление текста «Счастливый день»; развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: пройденное по теме»; простое предложение»; особенности составления текста, сам текст, описывающий самый радостный день | Уметь: составлять краткий текст; отвечать на вопросы по тексту; анализировать предложения в тексте с точки зрения правил синт.разбора | Развитие эмоциональной памяти, актуализация положительных эмоций |  | 
|   2.Давхр зәңгс.Терүнә йилһлт. Түдлһнә темдгүд (2ч) | Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы | Знать: отличие сложных предложений от простых | Уметь: составлять сложные предложения, распознавать их в тексте | Развитие навыков культуры речи |  | 
|   3. Шуд келлһн (1ч) | Работа по учебнику. Составление и использование тематической схемы | Знать: особенности предложений с прямой речью.   | Уметь: составлять предложения с прямой речью, распознавать их в тексте |  |  | 
|   4.«Намрин асхн» (1ч) | Развитие речи, работа по картине. Развитие умений составления плана для описания картины. | Знать: особенности составления текста по картине | Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; | Развитие эстетического восприятия мира | Согласно «Программе по калмыцкому языку. 5-11 классы» - тема «Асхни амрлһн» (см.в Пояснительную) | 
|   5.«Дегтр –мана зөөр» (Көглтин Д. шүлгәр) (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности работы с текстом | Уметь: отвечать на вопросы по тексту | Развитие бережного отношения к книге | Согласно «Программе..» - «Футбол наадлһн» (см.в Пояснительную) | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. Умения | Личностные рез-ты |  | 
| 6. Фонетик (эвән-зү). Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд (1ч) | Работа по учебнику. Представление таблицы «Признаки гласных и согласных звуков» | Знать: различия между гласными и согласными звуками; их признаки | Уметь: анализировать звуки согласно их признакам |  |  | 
| 7.«Итклтә иньг» (по тексту в учебнике) (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности работы с текстом | Уметь: отвечать на вопросы по тексту | Развитие ценностного отношения к друзьям, к верности в дружбе | Согласно «Программе..» - работа по картине (см.в Пояснительную) | 
| 8.Ахр болн удан эгшгүд. Тодрха биш эгшгүд.Эгшгин таарлт (1ч) | Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице. Повторение темы «Согласование гласных» | Знать: признаки гласных звуков | Уметь: анализировать гласные звуки согласно их признакам |  |  | 
| 9.«Дегтрин саңд» (1ч) | Экскурсия в школьную библиотеку. Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности составления рассказа по полученным впечатлениям | Уметь: составлять текст с прямой речью | Развитие бережного отношения к книге, уважительного отношения к труду библиотекаря |  | 
| 10.Хадвр әс. Җөөлн болн хату хадврмуд.Дуута болн дүлә хадврмуд. (2ч) | Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице. | Знать: признаки согласных звуков | Уметь: анализировать согласные звуки согласно их признакам |  | По «Программе..» тема «Дуута болн дүлә хадврмуд» представлена после темы «Дурта герин адусн» (см.в Пояснительную) | 
| 11. «Дурта герин адусн» (1ч) | Развитие речи, беседа по тексту в учебнике и картине | Знать: особенности составления текста по картине | Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; | Развитие бережного отношения к окружающему миру |  | 
| 12.Фонетическ Йилһлт (1ч) | Работа по учебнику. Повторение пройденного по теме «Эгшг болн хадвр әәсин темдгүд» | Знать: порядок фонетического разбора | Уметь: анализировать гласные и согласные звуки согласно их признакам |  | По «Программе..» данная тема должна быть представлена в 3 четверти (см.в Пояснительную) | 
| 13.«Зерлг аңгуд» (1ч) | Развитие речи, беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; | Развитие бережного отношения к окружающему миру |  | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. умения | Личностные рез-ты |  | 
| 3 дөрвнә (3 четверть) | 
| 1.Цаһан толһа (1ч) | Работа по учебнику. | Знать: калмыцкий алфавит | Уметь: распределять слова в соответствии с алфавитом |  |  | 
| 2. «Үвл байр белглнә» (по картине) (2ч) | Развитие речи, работа по картине. Развитие умений составления плана для описания картины. | Знать: особенности составления   текста по картине | Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; | Развитие эстетического восприятия мира; актуализация положительных эмоций |  | 
| 3.Лексик (Үглл). Үгин чинр. Нег болн олн чинртә үгмүд (1ч) | Работа по учебнику. | Знать: Определение поняти1 «Лексическое значение слова»,«Однозначные и многозначные слова» | Уметь: Определять лексическое знач-е слов; распознавать однознач.и многознач.слова | Расширение лингвистического кругозора | Дается задание: «Вспомните слова по теме…» (темы из уроков по развитию речи) | 
| 4.Шуд болн теҗг чинртә үгмүд (1ч) | Работа по учебнику. | Знать: определение понятия «Слова с прямым и переносным значением» | Уметь: распознавать прямое и переносное значение слов | Расширение лингвистического кругозора |  | 
| 5.Герин хамг юмна тускар тодрхаһар бичдг даслһн (2ч) | Развитие речи, развитие умений описания предметов | Знать: особенности составления   текста-описания | Уметь: составлять   текст-описание, отвечать на вопросы по тексту | Расширение лингвистического кругозора; Развитие наблюдательности, памяти | Целесообразна работа по составленному совместно плану работы, поэтому желательно отвести 2 часа на работу: 1ч- устная работа, составление плана; 1ч-домашняя работа по составлению письм.текста | 
| 6.Синоним.Антоним.Омоним (2ч) | Работа по учебнику. Составление тематической таблицы. | Знать: определение понятий «Синонимы.Антонимы.Омонимы» | Уметь: находить примеры синонимов, антонимов, омонимов, распознавать их в речи, в тексте | Расширение лингвистического кругозора |  | 
| 7.Шүүвр көдлмш (1ч) | Представление контрольной работы по теме «Лексика. Лексическое значение слов» в форме теста | Знать: определение всех понятий по заданной теме | Уметь: находить все понятия по заданной теме согласно их признакам | Развивать навыки самостоятельной работы |  | 
| 8.Үгин тогтац.Нег уңгта үгмүд (1ч) | Работа по учебнику. | Знать: опред-е корня и однокор.слов. | Уметь: находить корень, однокорен.слова   |  |  | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. Умения | Личностные рез-ты |  | 
| 9. «Күүнә кишг» (по сказке) (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности работы с   текстом | Уметь: отвечать на вопросы по тексту | Развитие нравственных качеств |  | 
| 10.Үгин тогтац: уңг, суффикс,чилгч. Үгинсүүр (1ч) | Работа по учебнику. | Знать: определ.корня, суф-са и оконч., основы слова | Уметь: находить корень, суфф. и оконч-е в словах, основу слова   |  |  | 
| 11. «Цаһан сар –хальмг улсин байр» (2ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Развитие чувства уважения к традициям | Использование йорялов | 
| 12.Бәәлһнә нерн, терүнә темдгүд. (1ч) | Работа по учебнику, представление тематической таблицы | Знать: определение имени сущ-го, его признаки | Уметь: находить имя существительное в тексте   |  |  | 
| 14.«Нанд таасгдҗах эрдм» (1ч) | Развитие речи, проблемно-ценностная беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Развитие чувства уважения к трудовой деятельности | Согласно «Программе…» - тема «Җолач-сән эрдм»(см.в Пояснительную) | 
| 13. Бәәлһнә нернә то,киисклһн, киисквр (2ч) | Работа по учебнику, актуализация тематической таблицы | Знать: признаки числа, склонений, падежи им. Существ. | Уметь: определять число, склонение, падеж сущ-го   |  | Согласно «Программе..» темы «Склонение сущ-х» и «Ед.мн. число сущ-х» представляются отдельно (см.в Пояснительную) | 
| 7.Бәәлһнә нернә морфологическ йилһлт (1ч) | Работа по учебнику. Обращение к тематической таблице. | Знать: порядок морф.разбора сущ-го | Уметь: анализировать сущ-е согласно его признакам   |  | Тема должна быть представлена в 4 чет. (см.в Пояснительную) | 
| 4 дөрвнә (4 четверть) | 
| 1.Бәәлһнә нернә туск дассан давтлһн. «Мана хальмг һазрин шовуд» (2ч) | Экскурсия на природу (дендрапарк).Повторение темы «Имя сущест-ое», развитие речи (р/р) | Знать: изученное по теме «Имя   сущ-ое». Особенности составления текста | Уметь: находить в тексте и использовать их в правильной форме в тексте   | Расширение лингвистического кругозора; Развитие наблюдательности, памяти, бережного отношения к природе |  | 
| 2.Чинрлгч нерн, терүнә темдгүд. Оньдин болн тогтагч.Бәәлһнә нернд тохрсн ч.н. (3ч) | Работа по учебнику. Представление тематической таблицы | Знать: определение им.прилагательного, его разрядов | Уметь: находить прилаг.тексте, определять разряды   | Расширение лингвистического кругозора | Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную) | 
| 3«Мана садт» (1ч) | Актуализация наблюдений на экскурсии в дендрапарке, р/р | Знать: особенности составления текста | Уметь: отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Развитие чувства уважения к трудовой деятельности |  | 
|  |  |   |   |  |  | 
| Раздел, кол-во часов, тема | Тип урока. Форма представления | Требования к результатам деятельностити | Примечания | 
| Предметные умения | Метапредмет. Умения | Личностные рез-ты |  | 
| 4. «Мана класс» (1ч) | Развитие речи, беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Развитие уважительного отношения к школе, однокласс-м |  | 
| 5.Үүлдәгч, терүнә темдгүд. Цагмудар, тооһар хүврлт. Морфологическ йилһлт (5ч). | Работа по учебнику. Представление тематической таблицы | Знать: определение глагола, его признаков; порядок морфолог.разбора глагола | Уметь: находить глаголы в тексте, составлять предложения; анализировать глагол согласно его признакам   | Расширение лингвистического кругозора | Согласно «Программе..» темы разделены(см.в Пояснительную) | 
| 6.Космост нерәдсн күүндвр. Нертә Әрәсән комоновтнр (2ч). | Развитие речи, беседа | Знать: особенности составления текста | Уметь: отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту | Развитие чувства патриотизма, стремление изучать историю страны. |  | 
| 7. «Ээҗ болн ач» Г.Рокчинскийин зургар көдлмш. (1ч) | Развитие речи, работа по картине. Развитие умений составления плана для описания картины. | Знать: особенности составления текста по картине | Уметь: составлять текст, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы к тексту; | Развитие эстетического восприятия мира; Расширение культурологич.знаний |  | 
| 7.Шүүвр көдлмш (1ч) | Представление контрольной работы в форме небольшого диктанта с заданиями по темам «Морфология», «Синтаксис» | Знать: определение всех понятий по заданной теме | Уметь: находить все понятия по заданной теме согласно их признакам | Развивать навыки самостоятельной работы |  | 
Графу «Требования к результатам деятельности» можно заполнять по разделам; графа «Примечания» заполняется по необходимости (в зависимости от темы урока, формы представления и т.д.).
Требования к уровню подготовки обучающихся содержат требования по блокам: «Знать/понимать», «Уметь».
| Результаты изучения учебного предмета   | 
| 1.Общие учебные умения | Обучающийся должен знать и понимать: В результате изучения калмыцкой литературы обучающийся 11 класса должен:    знать-понимать: - виды литературных жанров - содержание изученных литературных произведений - этапы развития калмыцкой литературы и ее место в системе развития российской и мировой культуры - уметь выразительно читать произведения ….. | 
| 2.Специальные предметные умения (предметные результаты) | Обучающийся должен уметь: 
работать с книгойопределять авторство и принадлежность художественного произведения к одному из жанров кратко пересказать фрагмент из произведения, отвечать на вопросы…. | 
| 3. Метапредметные результаты | 
умение самостоятельно работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, сравниватьумение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее | 
| 4.Личностные результаты | 
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к родной литературе и литературе других народовумение использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)  | 
 Список литературы должен быть представлен:
• перечнем рекомендуемой и обязательной учебной, научно-популярной, справочной, методической и специальной литературы
• перечнем рекомендуемой литературы, используемой педагогом при составлении образовательной программы.
Составитель: Таунова Л.А.