Структура и органы управления

 

Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования РК
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации
работников образования»

 

Кафедра методики преподавания родного языка и литературы

Методические рекомендации по подготовке и проведению
августовской конференции
(секция учителей калмыцкого языка и литературы)

Август, 2015г.

«Утверждено»

на заседании кафедры
методики преподавания
родного языка и литературы

Подготовили ст. преподаватели:
Куберлинова А. Д.,
Эрднеева А. Д.,
Агуляева Б. С.

«Сохранение и развитие родного языка и культуры как совместная задача школы, общества, государства»

Проблемы, рекомендуемые для обсуждения на секциях августовской конференции по предметам «калмыцкий язык» и «калмыцкая литература»:

  1. конструирование образовательного и воспитательного процесса по калмыцкому языку и литературе в условиях ФГОС 2 поколения;
  2. развитие коммуникативной компетенции обучающихся посредством деятельностных технологий;
  3. интерактивные методы обучения калмыцкому языку и литературе как средство достижения нового качества обучения;
  4. взаимодействие родительской и педагогической общественности в деле реализации новых подходов к преподаванию калмыцкого языка и литературы.

1. Конструирование образовательного и воспитательного процесса по калмыцкому языку и литературе в условиях ФГОС 2 поколения.

Современные социально-экономические условия РК требуют качественного обновления системы образования, отвечающей современным требованиям информационного и коммуникационного пространства. В последние годы интенсивно разрабатываются авторские программы воспитания и обучения подрастающего поколения, создаются новые образовательные технологии, которые успешно внедряются в региональные системы образования.

В сложившейся языковой ситуации в ОО РК востребованы новые подходы к обучению калмыцкому языку с применением эффективных образовательных технологий. В реализации этих подходов ведущую роль выполняет учитель калмыцкого языка и литературы, от которого зависит достижение высоких результатов в обучении и воспитании.

В целях повышения уровня профессиональной компетентности, современного учителя калмыцкого языка и литературы система повышения квалификации, самостоятельная работа, консультативная помощь направлены на овладение им современными образовательными технологиями.

Современный этап развития методики преподавания родного языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция».

Основной дидактической единицей учебного процесса является урок. Современный урок калмыцкого языка и литературы должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке калмыцкого языка и литературы должны формироваться коммуникативная компетенция, навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться и работать в коллективе.

Ведущими ориентирами для современного урока калмыцкого языка и литературы могут стать следующие положения:

  1. от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
  2. от традиционного «линейного» урока изучение нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
  3. от традиционной отметки – к современной оценке.

Вопросы для обсуждения:

  1. Современные технологии организации самостоятельной деятельности школьников (из опыта работы).
  2. Современные технологии организации исследовательской деятельности школьников (из опыта работы).
  3. Современные технологии организации проектной деятельности школьников (из опыта работы).
  4. Деятельность учителя на уроке калмыцкого языка и литературы в условия ФГОС второго поколения (из опыта работы).
  5. Внеурочная деятельность по калмыцкому языку и литературе в контексте ФГОС второго поколения (из опыта работы).
  6. Интегрированные занятия как средство развития ребенка (из опыта работы).

Литература:

  1. Антонова Л. В., Казачкова Т. Б. Урок вчера и сегодня // Опыт научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений. Выпуск 3. – СПб: Научно-методический центр Красногвардейского района СПб., 2006. – С. 126-128.
  2. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерс, 1995.
  3. Даутова О. Б., Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2013.
  4. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск: ККЦРО, 1998.
  5. Жукова Н. А., Казачкова Т. Б. Вариативность организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012.
  6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. СПб.: КАРО, 2013.
  8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сб. статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», Серия «Сборники и монографии». – М., 2006.
  9. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Рос. Пед. Агенство.

2. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся посредством деятельностных технологий.

Согласно Государственному стандарту по калмыцкому языку и литературе основной целью обучения калмыцкому языку является усиление его коммуникативной направленности.

Коммуникативно-ориентированные, деятельностные технологии в обучении калмыцкому языку способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся, позволяющей участвовать в межкультурной коммуникации на родном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими речевой деятельности.

Учителю калмыцкого языка и литературы необходимо выбрать из большого разнообразия технологий, те которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Назовем некоторые из этих технологий:

  • технология организации самостоятельной деятельности обучающихся;
  • технология организации исследовательской деятельности обучающихся;
  • технология организации проектной деятельности обучающихся;
  • технологии развития критического мышления;
  • технологии диалогового взаимодействия;
  • технология кейсов.

В процессе обучения дети должны учиться технике общения, овладевать речевым этикетом, умением диалогического и монологического общения, решать различные осознанные коммуникативные задачи. Коммуникативно-ориентированный метод выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение, оно способствует установлению и поддержанию необходимых контактов с другими обучающимися.

Вопросы для обсуждения:

  1. Приемы деятельностных технологий в формировании коммуникативной компетенции обучающихся на уроках калмыцкого языка и литературы (из опыта работы).
  2. Формы и методы организации работы с текстом на уроке калмыцкого языка и литературы (из опыта работы).
  3. Использование деятельностных технологий в достижении метапредметных результатов (из опыта работы).
  4. Коммуникативно-деятельностные технологии обучения калмыцкому языку детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Литература:

  1. Государственный стандарт по предметам региональной компетенции. Приказ Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия № 657 от «20» 06. 2012г.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
  3. Корнусова Б.Э. Методическая система коммуникативно-ориентированного обучения калмыцкому языку: концепция учебно-методического комплекса. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. – 264 с.
  4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., Еврошкола, 2004.
  5. Бакланова Г.Б., Сангаджи-Гаряева Н.Х., Корнусова Б.Э., Мучиряев С.Г. Учебно-методический комплекс «Үйнр». Элиста, «Сфера», 1997.

3. Интерактивные методы обучения калмыцкому языку и литературе как средство достижения нового качества обучения.

Преподавание и обучение калмыцкому языку будет интерактивным, если во время занятия между обучающимися, а также между обучающимися и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие обучающимся навыков самостоятельного нахождения ответов. Считается, что школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время обсуждения. Это происходит по следующим причинам:

  • обучающиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
  • обучающиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
  • обучающиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
  • учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Их эффективно можно использовать на уроках калмыцкого языка и литературы:

  1. Сходства/различия
  2. Ранжирование
  3. Поиск соответствий
  4. Рейтинг
  5. Классификация
  6. Обобщение
  7. Верно/неверно
  8. Правильно или требует изменений
  9. Преимущества и недостатки
  10. Выявление последствий
  11. Как вы думаете?
  12. Исследование и отчет
  13. Ролевая игра
  14. Мозговой штурм
  15. Дебаты

Рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:

  1. Основные преимущества ИКТ в интерактивном обучении калмыцкому языку и литературе (из опыта работы);
  2. Интерактивная методика как средство привития обучающимся навыков самостоятельного нахождения ответов (из опыта работы).
  3. Интерактивные методы обучения на уроках калмыцкого языка (из опыта работы)
  4. Интерактивные методы обучения на уроках калмыцкой литературы (из опыта работы).

Литература:

  1. Даутова О. Б., Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2013.
  2. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск: ККЦРО, 1998.
  3. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытания», М., изд-во «Просвещение», 1990 г.
  4. Взаимодействие родительской и педагогической общественности в деле реализации новых подходов к преподаванию калмыцкого языка и литературы.

Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.

В деле реализации новых подходов к преподаванию калмыцкого языка и литературы немаловажную роль играет взаимодействие родительской и педагогической общественности. Необходимо отметить их единую цель – использовать деятельность по изучению и сохранению калмыцкого языка в личностном становлении обучающихся. В реализации этой цели немаловажную роль играет создание языковой среды в семье, привлечение к воспитанию представителей старшего поколения.

Рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:

  1. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС (из опыта работы).
  2. Участие родителей во внеклассной работе по калмыцкому языку и литературе как средство формирования ценностных ориентиров современных школьников (из опыта работы).
  3. Использование семейных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся (из опыта работы).
  4. Создание комфортных условий в семье и в школе – залог успешного развития личности обучающегося.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20.11.1989г.);
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990г.).
  3. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223 ФЗ., (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, действующая редакция от 20.04.2015).
  5. Земски М. Семья и личность. М., 1986.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
  7. Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3-х частях. Э., 1999 г., 2003г.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. - Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo