Дадинова Вера Борисовна, старший преподаватель
Тепшинова Саната Олеговна, к.п.н., старший преподаватель
Кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин является предметной и основная ее деятельность направлена на работу со специалистами в области преподавания истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки. Кафедра основана в сентябре 2015 года.
План кафедры разработан с учётом Государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г.», ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации", Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС СОО и обновленного ФГОС ООО.
В соответствии с указанными документами очевидна необходимость создания условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма руководящих и педагогических работников системы образования в связи с введением стандартов нового поколения.
Цель работы кафедры:
Формирование и развитие новых компетенций педагогических кадров, необходимых для достижения инновационного качества образования.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой базы и научно-методическое сопровождение ФГОС нового поколения.
- Внедрение образовательных технологий и их научно-методическое сопровождение в процессе курсовой подготовки педкадров.
- Развитие новых компетенций, необходимых для повышения профессионального уровня педагогических кадров.
- Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности стажировочных и пилотных площадок.
- Обобщение (диссеминация) передового педагогического опыта учителей общественных и художественно-эстетических . дисциплин РК.
Основные направления деятельности кафедры:
Образовательная. Повышение квалификации учителей, истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, музыки. руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики в условиях модернизации российского образования.
Методическая. Обеспечение учителей истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, пения, музыки, руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики методической помощью по вопросам их профессиональной педагогической деятельности.
Информационная, консультативная. Обеспечение учителей истории, права, обществознания, МХК, экономики, ИЗО, музыки, руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики актуальной информацией, консультативной помощью по вопросам методики преподавания истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки.
Проведение научно-исследовательской работы по проблемам преподавания истории, права, обществознания, экономики. МХК, ИЗО, музыки внедрения инновационных педагогических технологий.
Экспертная. Экспертиза рабочих и авторских учебных программ и других учебно-методических разработок в области преподавания истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки.. Работа в экспертных группах республиканских конкурсов по заявке МО и Н РК.
Организационно-методическая. Проведение республиканских научно-методических и научно-практических семинаров и конференций по проблемам преподавания истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки и участие в комиссиях по аттестации учителей истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, музыки, а также комплексных проверках общеобразовательных организаций республики по приказу МО и Н РК.
Кафедра осуществляет повышение квалификации учителей истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, музыки руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики через организацию и проведение плановых, проблемных курсов, семинаров, деловых игр, круглых столов, консультаций. Содержание традиционных курсов повышения квалификации адаптируется к образовательным потребностям учителей истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки, изменяющимся социально-экономическим условиям и задачам концепции модернизации российского образования.
Основными задачами кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин являются:
- разработка учебных, учебно-тематических планов и программ курсов повышения квалификации учителей истории, права, обществознания, экономики, МХК, ИЗО, музыки, руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики;
- обеспечение высокого научного и методического уровня учебных занятий со слушателями, их результативности, индивидуализации и активизации учебного процесса;
- проведение научно-исследовательской работы по проблемам непрерывного повышения квалификации учителей истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, экономики, музыки, руководителей школьных, городских и районных методических объединений, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием;
- проведение экспериментальной практической работы по проблемам непрерывного повышения квалификации истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, экономики, музыки.
- изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей и школ республики в области преподавания истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, музыки.
- разработка и издание научно-методического обеспечения образовательного процесса по актуальным проблемам и приоритетным направлениям развития образования в области преподавания истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, экономики, музыки.
- оказание научно-методической помощи ОУ республики и органам управления образованием по проблемам преподавания истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, экономики, музыки.
Кафедра проводит курсы повышения квалификации учителей истории, права, обществознания, МХК, ИЗО, экономики, музыки, республики по следующим программам:
1. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Современные подходы к содержанию и преподаванию истории и обществознания» (144 часа)
Оказание работникам общего и высшего профессионального педагогического образования теоретической и практической помощи в осмыслении тенденций развития российской системы исторического образования школьников в мировом, общекультурном и педагогическом контекстах начала ХХI века, актуальных проблем целеполагания и конструирования содержания учебного предмета «Обществознания», «ИКРК», «История», включая проблему фальсификации отечественной истории и противодействия попыткам фальсификации истории в средней школе, а также в реализации требований ФГОС ООО и овладении современными научно-методическими подходами к преподаванию и изучению истории России, обществознания в условиях концентрической структуры общего образования.
2. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Коррупция как социально-правовое явление: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (72 часа)
Цель программы
Формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, устойчивости личности в коррупционных ситуациях и предупреждение коррупционного поведения граждан.
Основные задачи:
- дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к коррупции;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Программа предназначена для учащихся 5-11 классов ОО, ОО НПО. Она является междисциплинарной, интегративной. Ее содержание раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплинах: истории, обществознания, правоведения, географии и др. Возможно ее использование в качестве курса по выбору, факультатива.
При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т.п.
3. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Теория и методика преподавания музыки, ИЗО, МХК на современном этапе».
Цель реализации программы – совершенствовать теоретические и практические знания учителей музыки, ИЗО и МХК в соответствии с современными требованиями художественно-эстетического образования в школе.
В результате обучения учителя музыки, ИЗО и МХК:
- овладеют нормативно-правовыми знаниями в области осуществления педагогической деятельности;
- преобретут новые и систематизируют имеющиеся педагогические, психологические, культурологические и профессиональные знания и умения;
- овладеют современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями, используемыми в художественно-педагогическом процессе;
- познакомятся с передовым опытом своих коллег;
- получат возможность осмыслить собственную профессиональную деятельность, проанализировать опыт своей педагогической деятельности;
- сформируют целостное представление о системном характере музыкального образования детей в условиях полихудожественного образовательного процесса.