2018 год

«Учителя Калмыкии – проводники в большую жизнь.
Задачи их великие – учи и сам учись»
(А. Манджиев)

Наступил решающий день Республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2018». По итогам предыдущих конкурсных состязаний были определены 5 участников, которые продолжат борьбу за право стать победителем конкурса. На сегодняшний день они уже стали лауреатами конкурса в номинации «Учитель». Назовем их имена:

  • Сангаджиев Чингис Геннадьевич, учитель истории МБОУ «СОШ №10» им. Бембетова В.А. г. Элисты;
  • Тарасов Игорь Анатольевич, учитель информатики МКОУ «Лаганская СОШ №4 им. З.Э. Джамбинова» г. Лагани;
  • Канкаев Эрдни Потаевич, учитель калмыцкого языка и литературы МКОУ «Большецарынская СОШ №2 им. М.В. Хонинова» Октябрьского района;
  • Романская Елена Владимировна, учитель информатики МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова» Целинного района;
  • Хворост Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Яшалтинская СОШ им. В.А. Панченко» Яшалтинского района.

Сегодня конкурсанты примут участие в четырех конкурсных мероприятиях: «Мастер-класс», «Образовательный проект», «Педагогический совет» и «Круглый стол образовательных политиков».

Конкурсное задание «Мастер-класс»

Цель – демонстрация конкурсантом педагогического мастерства в передаче инновационного опыта, раскрытие им перспективы использования данного ресурса в системе повышения квалификации учителей.

Формат выполнения конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.)

На выступление каждому конкурсанту отводилось 25 минут, на ответы по вопросам жюри – 5 минут. Конкурс оценивался по критериям: актуальность и методическое обоснование, профессиональная компетентность, информационная и языковая культура, метапредметность и универсальность подходов, коммуникативная культура.

Очередность выступления участников была определена жеребьевкой.

Канкаев Эрдни Потаевич, тема мастер-класса – «Картина мира в калмыцком фольклоре». Конкурсант актуализировал рассматриваемую тему через описание проблемной ситуации, с которой столкнулся на уроках калмыцкой литературы в старших классах. Учащимися был задан вопрос: «Почему в школе калмыцкий фольклор изучается дозированно? Из-за этого у нас не складывается целостная картина мира, отраженная в калмыцком фольклоре». Благодаря этому вопросу, возникла идея конкурсного мастер-класса: показать, как можно раскрыть обучающимся основные идеи мироощущения и миропредставления калмыцкого народа, сохраненные в эпическом фольклоре. Конкурсант показал, как можно раскрывать обучающимся такие сложные понятия как «картина мира», «хаос», «создание мира», «эсхатологические мотивы» и т.д. Обучение по этой теме, по словам конкурсанта, лучше организовывать модульно.

Конкурсанту были заданы вопросы членами Главного жюри:

Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО: «Какие подходы Вы используете при подаче материала школьникам? Как Вы связываете это с научной картиной мира?»

Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки РК: «Организовывали ли Вы с учащимися исследования по определению картины мира?»

Коокуева Антонина Ивановна, председатель Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ: «Как отражаются межпредметные связи при обучении детей по этой теме?»

По словам конкурсанта, основным подходом в обучении по этой теме должна стать интеграция материала и представление ее в определенных тематических модулях, использование ассоциативного подхода при рассмотрении и анализе учебного материала. Основным связующим элементом «картины мира калмыцкого фольклора» и «научной картины мира» можно рассматривать воду как первоисточник жизни, есть и другие точки соприкосновения двух картин мира, которые лучше выявлять с детьми на занятиях. Завершенных исследований пока нет, конкурсанта и его учеников на данный момент интересует вопрос «Почему в «Одиссее» есть образ циклопа, а в калмыцком фольклоре он не отражен?». В поисках ответа на этот вопрос они занимаются исследованием более раннего фольклора калмыков. При обучении детей по этой теме прослеживаются межпредметные связи с историей, географией, математикой, изобразительным искусством, технологией и т.д.

Сангаджиев Чингис Геннадьевич, тема мастер-класса – «Четвертая промышленная революция наступает, или как воспитать технопредпринимателя в школе».

Идея мастер-класса – раскрытие понятия «искусственный интеллект» и описание способа развития технопредпринимательского мышления у обучающихся в школе. Технопредприниматель – это тот, кто создает новый продукт. Технопредпринимательское мышление необходимо развивать со школьной скамьи и учить детей использовать его на практике, учить связывать со знаниями, развивать у них креативное мышление. Обучение необходимо организовывать с использованием бизнес-кейсов, что позволит обучающимся не только продумывать маркетинговые стратегии своих проектов, но и формировать у них основы предпринимательской грамотности, развивать предметную, метапредметную и коммуникативную компетенции, креативное мышление в соответствии с ФГОС.

Романская Елена Владимировна, тема мастер-класса – «Магия двоичного кодирования, или как не закодировать нашу жизнь».

Идея мастер-класса – знакомство с понятием «двоичная система», объяснение ее места и роли в процессе программирования, раскрытие влияния технологического прогресса на жизнь людей. Конкурсантом был показан способ по развитию интереса к изучению двоичной системы, в частности прием кодирования с использованием таблицы (пример – кодирование названий животных). Аудитория в зале загадывала животное и называла столбцы, в которых встречалось название этого животного.

Тарасов Игорь Анатольевич, тема мастер-класса – «Искусство побеждать в споре, или практика химеростроения».

Идея мастер-класса заключалась в раскрытии искусства ведения споров и демонстрации часто допускаемых логических нарушений в споре. В начале занятия конкурсант раскрыл значения слов «логика» и «диалектика», затем пригласил на сцену фокус-группу. Основой взаимодействия конкурсанта с фокус-группой стал древнегреческий миф о яблоке, подброшенном богиней Эридой на свадьбе Пелея. Учащиеся, исполнявшие роли пастуха Париса, богинь Геры, Афины и Афродиты, проработали на сцене логические нарушения в споре: «переход к личности с целью создать химеру, чтобы победить в споре», аргументы к публике, невежеству, тщеславию, жалости, авторитету, силе и т.д. К участию в мастер-классе также были привлечены члены жюри, которые, используя аргументы к тщеславию или жалости, должны были «выпросить» у соседа карандаш. Конкурсант завершил мастер-класс словами о том, что современный учитель должен быть психологом, должен чувствовать души детей и при спорах никогда не переходить на личности. Мунчинова Л.Д. поблагодарила конкурсанта за интересный, увлекательный мастер-класс.

Хворост Евгения Владимировна, тема мастер-класс – «Невидимые нити».

Основная идея мастер-класса заключалась в раскрытии ответа на вопрос «Как научить детей учиться?» Конкурсант продемонстрировала алгоритм образовательного перехода детей начальных классов от действий «увидеть» и «услышать» к «размышлять»: 1) демонстрация предмета, описание предмета и его свойств, 2) поиск предметов по внешним признакам (дается белый квадрат, назовите предметы, имеющие такую форму и цвет и т.д.), 3) выполнение заданий с инструкциями. Конкурсант продемонстрировала присутствовавшим свой школьный сайт и интерактивную игру, которую можно использовать на уроках по теме мастер-класса.

Отзывы о конкурсных выступлениях:

Цебекова Ольга Михайловна, учитель МБОУ «Городовиковская СОШ №3» г. Городовиковска: «Впечатление о мастер-классах хорошее. Для себя узнала много нового, кое-что из идей, продемонстрированных конкурсантами, планирую применить в своей работе».

Эрендженова Эвелина Аркадьевна, заместитель директор по воспитательной работе МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова» Целинного района, победитель номинации «Учитель-предметник» республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2018»: «Мастер-классы показали, что в этом году уровень подготовки педагогов к участию в конкурсе возрос. Каждый конкурсант со своей изюминкой, со своими идеями и наработками. Видно, что учителя опытные и это не зависит от стажа. Мне понравился мастер-класс Чингиса Геннадьевича. Считаю, в его лице приходит в нашу школу новое поколение педагогов. Думаю, что он интересен своим ученикам».

Конкурсное задание «Образовательный проект»

Цель задания – демонстрация инновационного потенциала и проектной культуры лауреатов конкурса.

Формат задания: представление образовательного проекта с использованием мультимедийной презентации (до 20 слайдов). Тема образовательного проекта определяется лауреатом самостоятельно.

Регламент: на выступление конкурсанта – 10 минут, на ответы по вопросам жюри – 5 минут. Критерии оценивания конкурса: инновационность (новизна, оригинальность идей и содержания), исследовательская деятельность, реалистичность (возможность распространения и внедрения проекта, реалистичность ресурсного обеспечения, тиражированность), результативность (прогнозируемость результатов, продукты и эффекты проекта), презентационность (наглядность, культура представления проекта).

Конкурсантами были представлены следующие темы образовательных проектов:

  • Канкаев Эрдни Потаевич – «Басня как средство формирования устной связной речи»;
  • Романская Елена Владимировна – «Создание ЭОР а гимназии»;
  • Сангаджиев Чингис Геннадьевич – «Школьная STA-студия (S – science, T – technology, A – art)»
  • Тарасов Игорь Анатольевич – «Учимся программировать на Scratch»;
  • Хворост Евгения Владимировна – «Нестандартные задачи как средство развития мыслительных операций у младших школьников».

Отзывы о конкурсных выступлениях:

Бадмаев Арслан Сергеевич, директор МБОУ «СОШ №10» им. Бембетова В.А. г. Элисты: «Конкурс «Педагог года» – это, прежде всего, конкурс педагогического мастерства, когда учителя-новаторы показывают свои передовые технологии педагогической общественности. На мой взгляд, все участники к конкурсу были готовы. Группы поддержки днями и ночами не спали, активно помогали готовиться своим участникам к конкурсным заданиям. Пользуясь случаем, хотел поздравить всех конкурсантов: они уже являются победителями муниципальных этапов. Негласный девиз конкурса – «Пусть победит сильнейший» и сегодня, 19 апреля, определится достойный и сильнейший педагог республики. Хотелось бы поблагодарить Министерство образования и науки РК в лице министра Николая Гаряевича Манцаева за организацию и проведение конкурса, данное образовательное учреждение в лице Ареева Мингияна Тагировича за теплую встречу, атмосферу уюта и комфорта, Калмыцкий РИПКРО в лице Лилии Демьяновны Мунчиновой за методическую поддержку конкурса, педагогов республики за интерес конкурсу и конкурсантам. Прекрасный конкурс! Всем удачи и мирного неба над головой!»

Романская Елена Владимировна, конкурсант: «Вчера был решающий день для всех конкурсантов. Было очень волнительно. Все конкурсанты по максимуму проявили свои возможности. Сегодня день оказался очень насыщенным, нам, оставшимся, необходимо приложить много усилий. Хочу отметить, что конкурсанты как педагоги очень хорошие, показали много своих наработок, поделились методиками. Сейчас мы прослушали образовательные проекты, в которых мои коллеги высказали много идей, которые можно взять для себя. Вот мой коллега, учитель информатики, рассказывал о программе Скретч. У меня, кстати, тоже была задумка обратиться к ней. Побеседую с ним в дальнейшем, возьму советы и буду использовать их в своей работе. Еще неожиданно, что в лауреаты вышло столько мужчин-педагогов, которые создают ситуацию жесткой конкуренции для всех нас. Но мы, девушки, тоже будем стремиться показать себя с хорошей стороны (Елена Владимировна, договаривая фразу, улыбается)».

Конкурсное задание «Педагогический совет»

Цель – демонстрация участниками конкурса авторской, гражданской, профессиональной позиции по наиболее актуальным образовательным проблемам.

Регламент: 10 минуты – на выступление конкурсанта, 5 минут – ответы на вопросы жюри.

Критерии оценки конкурсного задания: глубина понимания проблемы, убедительность и доказательность предлагаемых способов ее решения, общая культура и эрудиция, наличие собственной позиции, творческий подход и оригинальность суждения.

Накануне конкурсантами была выбрана тема «Педагогического совета» – «Современный урок как основа качественного образования». Ведущим «Педагогического совета» являлась Очирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №21» г. Элисты, призер республиканского конкурса «Учитель года Калмыкии – 2016». Основные вопросы, которые обсуждались в рамках конкурсного задания:

  • «Ключевые отличия современного урока от традиционного»;
  • «Педагогические методы и технологии, применяемые на современном уроке»;
  • «Что понимается под "новым видом методической продукции", которая должна помогать современному учителю»;
  • «Технологическая карта»;
  • «Что входит в понятие «профессионализм» учителя»;
  • ««Лестница» успешного урока».

Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков»

Цель задания – демонстрация позиции лидера педагогической общественности.

Регламент – 60 минут.

Участниками круглого стола являлись конкурсанты, члены Главного жюри, представители родительского и ученического коллективов МБОУ «СОШ №21» г. Элисты. Тема круглого стола – «Качество образования – отвечаем вместе». В рамках этой темы обсуждались такие актуальные вопросы, как «Качество образования», «Какой учитель нужен современной школе?», «Особенности нового поколения», «Сотрудничество», «Семья и школа». В ходе круглого стола участники продемонстрировали информативность и понимание тенденций развития образования по данной теме, показали глубину и оригинальность своих суждений, умение представить свою позиции и найти общие точки в дискуссии.

Своими впечатлениями о заключительных конкурсах и его участниках поделились члены Главного жюри конкурса:

Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки РК: «Дорогие конкурсанты, уважаемые коллеги, я увидела позитивную динамику уровня подготовки и участия педагогов в конкурсе этого года».

Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО: «Уважаемые конкурсанты, на конкурсе «Учитель года России» оцениваются мысль, идеи, заложенные в педагоге. Вы все свободно выражаете свои мысли, что является неотъемлемым элементом педагогической культуры и качества современного образования. Ну, и дорогие наши родители, Вы мыслите, как профессиональные педагоги. Не зря говорят, что родители – это первые педагоги. И хотелось, чтобы Ваш опыт, отношение к школе, детям распространялись и на других родителей. Важно обобщать Ваш опыт семейного воспитания. Всем спасибо! Молодцы!»

Коокуева Антонина Ивановна, председатель Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ: «Испытала радость от интеллектуального общения с детьми, родителями и учителями. Спасибо всем за участие!».

Результаты финального тура будут объявлены на торжественном закрытии республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2018», которое состоится в 17.00 в Национальном драматическом театре им. Б. Басангова.

В заключении отметим, что в составе пресс-центра номинации «Учитель» работали:

  • Дженгурова Татьяна Николаевна, учитель английского языка МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия им. Зая-Пандиты» г. Элисты (руководитель школьного пресс-центра);
  • Журавлева Светлана Валерьевна, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» г. Элисты;
  • Мангашова Ирина Александровна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» г. Элисты;
  • Муева Саглара Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Хошеутовская СОШ» Октябрьского района;
  • Музраев Аркадий Борисович, старший преподаватель БУ ДПО РК «КРИПКРО»;
  • Мукебенова Татьяна Михайловна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №8 им. Номто Очирова» г. Элисты;
  • Наминова Ирина Александровна, старший преподаватель БУ ДПО РК «КРИПКРО».

 

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo