«Учитель – это плодотворный луч
солнца для молодой души,
которого ничем заменить невозможно»
(К.Д. Ушинский)
Наступил самый важный и долгожданный день Республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии – 2021». В результате предыдущих конкурсных состязаний были определены 5 участников, которые продолжат борьбу за право стать победителем конкурса. На сегодняшний день они уже стали лауреатами конкурса в номинации «Учитель». Назовем их имена:
- Гучинова Елена Борисовна;
- Еремеева Герл Павловна;
- Лиджиева Анна Зулаевна;
- Маштакова Татьяна Анатольевна;
- Мутулов Мангут Михайлович.
Сегодня финалисты пройдут два конкурсных состязания: «Мастер-класс» и «Круглый стол с Министром».
Конкурсное испытание «Мастер-класс»
Цель – демонстрация финалистом профессионального мастерства в области передачи собственного инновационного педагогического опыта в условиях интерактивного профессионального общения.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная презентация применяемых учителем образовательных технологий (методов, эффективных приемов и т.д.) в целях трансляции лучшего педагогического опыта и инновационных практик.
На выступление каждому конкурсанту отводилось 20 минут, на ответы по вопросам жюри – 5 минут. Конкурс оценивался по критериям: «актуальность и методическая обоснованность представленного опыта», «практическая значимость и применимость представленного опыта», «продуктивность и результативность мастер-класса», «информационная, речевая и рефлексивная культура», «творческий подход и организация обратной связи».
Очередность выступления участников была определена жеребьевкой.
Гучинова Елена Борисовна, тема мастер- класса: «Развитие творческого и критического мышления у обучающихся». Елена Борисовна в своем мастер-классе утверждала, что профессия педагога относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности.
Елена Борисовна в своем мастер-классе применила прием шести шляп для изучения сказки «Золушка», каждая из которых имела свое непосредственное значение:
- Красная шляпа –то, что мы чувствуем по отношению к герою;
- Белая шляпа – то, чему следует поучиться у героя;
- Черная шляпа – то, что найдете в поступках героя плохого;
- Желтая шляпа – то, что хорошего можно взять из произведения для себя;
- Зеленая шляпа дает советы герою;
- Синяя шляпа – то, чему научило нас произведение.
В конкурсном испытании приняли участие не только другие конкурсанты, но и члены жюри, определив смысл сказки. Далее, участники с помощью Елены Борисовны составили сами сказку, применяя данный метод. Конкурсанту были заданы вопросы от членов жюри, на которые Елена Борисовна благополучно ответила.
Еремеева Герл Павловна, тема мастер-класса – «Прогресс».
Идея мастер-класса – раскрытие понятия «Прогресс» и определение его роли в нашей жизни. Были затронуты вопросы важности новых технологий в современном обществе и проблемы, с которыми придется столкнуться. Герл Павловна распределила зал на две группы, одна из которых должна была выявить плюсы прогресса, а вторая минусы. Коллеги подытожили, что без инновационных технологий и самого прогресса жизнь в современном обществе невозможна, необходимо решить проблемы с их минусами и дозировано использовать их, для того, чтобы не нанести вред своему здоровью и планете в целом.
Конкурсанту были заданы вопросы Главного жюри, с которыми Герл Павловна отлично справилась.
Лиджиева Анна Зулаевна, тема мастер-класса – «Инновационные технологии».
Идея мастер-класса – применение инновационных технологий в обучении.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Анна Зулаевна определила свои цели развития очень важных в современном обществе навыков:
- умение самому (ученику) разрабатывать план своих действий и следовать ему;
- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
- умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.
В своем мастер- классе Анна Зулаевна применила: очки виртуальной реальности; ноутбуки и даже мобильные телефоны, предложив оставить отзыв о своем уроке по QR-код. Конкурсанту были заданы вопросы по инновационным технологиям, на которые Анна Зулаевна успешно ответила.
Маштакова Татьяна Анатольевна, тема мастер-класса - «Совершенствование умения обучающихся использовать английский язык, как средство общения». Финалистка продемонстрировала формирование у учеников способности к рефлексии, выявление и способ решения проблем при изучении английского языка, в частности, произношения.
Татьяна Анатольевна применила в своем мастер-классе музыкальное воспроизведение в стиле «Рэп», ситуационные сцены для заучивания слов и правильного произношения. Конкурсанту были заданы вопросы от членов Главного жюри, на которые Татьяна Михайловна с успехом ответила.
Мутулов Мангут Михайлович, тема мастер-класса - «Арифметические головоломки». Задачи данного мастер-класса - формировать понимание, что головоломки - это задачи, для решения которых необходимо использовать не только знания, но и смекалку, воображение, логическое мышление; создать условия для умения находить ответ в головоломках, опираясь на закономерности; развивать логическое мышление в процессе поиска решения и ответа на задание.
Мангут Михайлович, с участием коллег по конкурсу, в своем мастер-классе продемонстрировал умение развивать: познавательный интерес к математике и окружающему миру, познавательную сферу учащихся, целеустремленность, любознательность. Развивать логическое мышление, воображение, пространственное мышление, совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитывать коллективизм, доброту и отзывчивость в коллективе. Весь мастер-класс прошел на позитивной ноте, благодаря Мангуту Михайловичу, а точнее, его находчивостью и чувству юмора. На вопросы Главного жюри Мангут Михайлович благополучно ответил.
Конкурсное испытание «Круглый стол с Министром»
Цели конкурсного испытания – демонстрация способности к конструктивному диалогу.
Формат конкурсного испытания: «Круглый стол с Министром», в ходе которой участники Конкурса отвечают на вопросы Министра. Регламент конкурсного испытания: круглый стол продолжительностью до 50 минут.
Оценивание производится по трем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей.
Критерии: «Ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции»; «масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений»; «коммуникативная культура, грамотность речи, конструктивность позиции».
Участниками круглого стола являлись конкурсанты и министр образования и науки республики Калмыкия - Баринов Эрдни Васильевич. Тема круглого стола – «Роль учителя в XXI веке, его цели в преподавании». В рамках этой темы обсуждались такие актуальные вопросы, как «Инновационные технологии», «Какой учитель нужен современной школе?», «Особенности нового поколения», «Сотрудничество», «Семья и школа». В ходе круглого стола участники продемонстрировали информативность и понимание тенденций развития образования по данной теме, показали глубину и оригинальность своих суждений, умение представить свою позиции и найти общие точки в дискуссии.
Своими впечатлениями о заключительных конкурсах и его участниках поделились члены Главного жюри конкурса:
Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки РК: «Дорогие конкурсанты, уважаемые коллеги, я увидела позитивную динамику уровня подготовки и участия педагогов в конкурсе этого года».
Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО: «Уважаемые конкурсанты, на конкурсе «Учитель года России» оцениваются мысль, идеи, заложенные в педагоге. Вы все свободно выражаете свои мысли, что является неотъемлемым элементом педагогической культуры и качества современного образования. Ну, и дорогие наши родители, Вы мыслите, как профессиональные педагоги. Не зря говорят, что родители – это первые педагоги. И хотелось, чтобы Ваш опыт, отношение к школе, детям распространялись и на других родителей. Важно обобщать Ваш опыт семейного воспитания. Всем спасибо! Молодцы!»