30 ноября 2023 г. в ЦНППМ КРИПКРО прошла республиканская научно-практическая конференция «Наследие К.Д. Ушинского в контексте развития современного образования».
Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии. Безусловно, одним из самых ярких событий года стало 200-летие со дня рождения основоположника отечественной педагогики, выдающегося педагога- теоретика, педагога-практика, блестящего организатора российского просвещения, популяризатора русского языка, учителя русских учителей Константина Дмитриевича Ушинского.
Цель конференции: актуализация научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, его научных идей, духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
В конференции приняли участие: преподаватели вузов, СПО, ДПО, педагоги образовательных организаций и ДОО, студенты.
Конференция была организована в смешанном формате (очно-заочное). Очное с выступлением в пленарной части и на секционных площадках, доклад с публикацией в сборнике, участие в качестве слушателя. Дистанционно приняли участие педагоги из города Антрацита и Антрацитовского района ЛНР.
В пленарной части республиканской конференции с приветственным словом выступила Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор БУ ДПО РК «КРИПКРО». Далее она посвятила своё выступление теме «К.Д.Ушинский в контексте современного образования».
Работу конференции продолжали тематические секции:
Секция №1 «Условия личностного и профессионального развития преподавателя и студента в образовательном пространстве вуза, СПО»
Модератор: Муева Ангелина Викторовна, к.п.н., доцент и.о. обязанности заведующего кафедрой психологии и педагогики высшей школы КалмГУ.
Научно-практическая конференция проходит в год 200-летия со дня рождения основателя отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, считавшего педагогику не только наукой, но прежде всего искусством, что нашло отражение в его научных трудах, методических разработках, учебниках и, конечно же, афоризмах.
Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций СПО Республики Калмыкия в ходе работы обсудили вопросы, касающиеся становления педагогического образования в России, выступающие отметили прогрессивную и плодотворную в научном отношении мысль К. Д. Ушинского о том, что всестороннее развитие всесторонних возможностей человека – процесс не спонтанный, что это результат воспитания и влияния среды, прежде всего общественной; что человек как специалист не должен останавливаться в развитии, тем самым подтверждая мудрые слова Константина Дмитриевича, что учитель живет до тех пор, пока он учится.; Студенты педагогического колледжа обратили внимание на важное место в педагогической системе К.Д. Ушинского – это вопросы воспитания, в которых он опирался на идею гармоничного развития личности, это саморазвитие и самосовершенствование, это трудолюбие и коллективизм.
В работе секции приняли участие преподаватели и студенты: «ЭПК им Х.Б.Канукова» г Элиста (Адьянова Т. Н., преподаватель, Барсукова И. О., учитель начальных классов Базовой школы, Мукабенова Г. Н., заместитель директора по УМПР, Сангаджиев А. К., студент 2 курса школьного отделения, Орусова Г. Ю., студентка 2 курса школьного отделения); «Торгово-технологического колледжа» г Элиста (Кикеева Татьяна Николаевна, педагог-психолог) и «Многопрофильного колледжа» г. Городовиковска.
По итогам работы секции решили:
БУ ДПО РК «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»:
- обеспечить научно-методическое сопровождение образовательных организациях СПО по вопросам воспитания и обучения, цифровой трансформации в образовании;
- продолжить реализацию программ повышения квалификации педагогов ОО СПО по реализации ФГОС СПО и обновленных ФГОС СОО с целью повышения качества подготовки обучающихся, цифровой трансформации образовательных организаций, воспитания и обучения;
Образовательным организациям СПО:
- обеспечивать взаимодействие с БУ ДПО РК «КРИПКРО» по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов;
- обеспечивать условия для реализации актуализированных ФГОС СПО, обновленных ФГОС, новых проектов по вопросам воспитания и обучения, обеспечить внедрение верифицированных цифровых образовательных контентов в образовательный процесс;
В целях создания широкого общественного движения по сохранению традиций и уважительного отношения к русской педагогической науке, творческого осмысления педагогического наследия К.Д. Ушинского, проводить в ОО СПО конфернции, форумы, педагогические чтения по изучению педагогического наследия великого педагога и писателя К.Д. Ушинского.
Секция №2 «Современная воспитывающая среда. Эффективные технологии организации работы классного руководителя»
Модератор: Краснокутская Ольга Алексеевна, к.п.н., старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования КРИПКРО.
Научное наследие Ушинского привлекает внимание ученых и педагогов-практиков – всех, кто имеет отношение к вопросам теории и практики воспитания гражданина России, кто озабочен поиском путей воспитания настоящего гражданина Отечества. Главное место в теоретическом наследии Ушинского занимает его теория воспитания. Не отделяя обучения от воспитания, К.Д. Ушинский отдавал приоритет воспитанию, в основу которого должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-нравственной традиции народа. Педагог считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке.
В работе секции приняли участие преподаватели ОО РК и ЛНР: Дегтяренко И. А., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГОУ ЛНР «Нижненагольчикская средняя школа им.В.В.Шевченко», Худольчаева И. С., учитель русского языка и литературы МБОУ КЭГ им. Зая Пандиты » г.Элиста, Адьянова З. Л., учитель истории МБОУ «КНГ им. Кичикова А.Ш.» г.Элиста, Шнайдер Т. Д., мастер производственного обучения БПОУ РК «Многопрофильный колледж» г.Элиста, Нармаев Д. Х., учитель английского языка МКОУ "Уланэргинская СОШ" Яшкульский район, Вайнц Л. А., мастер производственного обучения «Многопрофильный колледж» г.Элиста.
В ходе секции были обсуждены важные вопросы воспитания современных детей и молодежи, состоялся обмен опытом классных руководителей. Педагоги современности высоко ценят воспитательные идеи К.Д. Ушинского и претворяют эти идеи в своей профессиональной деятельности.
Секция №3 «Традиционные и инновационные подходы в начальном образовании»
Модератор: Лыскина Людмила Николаевна, член регионального методического актива Республики Калмыкия, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15», Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РК.
Цель секции: представление актуальных педагогических технологий в области начального образования, содействие повышению престижа педагогической профессии и мотивация педагогов к непрерывному профессиональному росту.
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры дошкольного и начального образования, учителя начальных классов: Адьянова Д.А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Лыскина Л.Н., МБОУ «СОШ № 15» г. Элисты, Миронова Н.В., МБОУ «СОШ № 3 им. Сергиенко Н.Г.», Омельченко Ю.В., МОБУ «Троицкая СОШ» Целинного района, Эминова Б.А., Местеева С.Л., учитель начальных классов МКОУ«Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева Ики-Бурульского района.
В ходе работы конференции были определены следующие ключевые проблемные моменты в области начального общего образования:
- ценностно-смысловые аспекты современного начального общего образования;
- компетентностная модель современного педагога начальной школы;
- современные технологии и практики реализации образовательной и воспитательной деятельности в начальном общем образовании;
- технология работы учащихся со знаково-символическими средствами в
условиях современной информационной образовательной среды;
- формирование языковой личности младшего школьника;
- технология активизации исследовательской деятельности как средство развития творческого потенциала младших школьников;
- использование игровых инновационных образовательных технологий в процессе реализации национально-регионального компонента в начальных классах.
Участники конференции отметили, что повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует систематическое использование интерактивных форм и методов обучения, проведение разнообразных типов занятий и уроков (межпредметных, интегрированных и т. д.). При этом педагогу важно способствовать развитию умения у детей младшего школьного возраста работать с информацией: получать ее из различных источников (из художественной литературы, словарно-справочных изданий, энциклопедий, Интернета), перерабатывать, анализировать, находить главное, систематизировать.
Секция №4 «Преемственность идей К. Д. Ушинского в развитии современного дошкольного воспитания»
Модератор: Эрднеева Алла Данзановна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования.
В программе секции дошкольного образования «Преемственность идей К. Д. Ушинского в развитии современного дошкольного воспитания» приняли участие руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций республики и ЛНР.
Важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения, обоснованные К. Д. Ушинским, не утратили своего значения и в наше время. Так, Ушинский К. Д. отмечал роль педагога в формировании и развитии личности ребенка. Могучим воспитателем в педагогической системе воспитания считал труд. Отражающее народную мудрость устное народное творчество признавал основным средством развития родной речи. Придавал огромное воспитательно-образовательное значение игре ребёнка. Семье ребенка отдавал приоритет в воспитании. Рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей к самостоятельной деятельности.
Эти идеи К. Д. Ушинского нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта и федеральной образовательной программы дошкольного образования и были представлены участниками секции руководителей и педагогов дошкольного образования: Дорджи-Горяевой Н. Н., заместителем заведующего МДОКУ «Детский сад «Харада» с. Троицкое Целинного района, Глазевой С. А, заведующей МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Лазаревский Городовиковского района, воспитателями из г. Элисты, Черноземельского, Целинного и Городовиковского районов Батыровой А. Д., Хараевой А. А., Сюкиевой А. В, Малышевой В.П., педагогом дополнительного образования Тегесовой Б. С.
Участники конференции пришли к выводу, что сегодня нашему профессиональному сообществу нужны яркие личности, стремящиеся к высотам профессионализма. Ведь профессиональные качества педагога являются главным фактором, определяющим достижения обучающихся на уровне образовательной организации. Рассматривая требования к учителю, К. Д. Ушинский указывал, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, он должен постоянно совершенствовать свои знания, навыки, непрерывно заниматься самовоспитанием и самообразованием.
Идеи К.Д. Ушинского актуальны по сей день, и их невозможно не учитывать при разработке уроков, при планировании целей урока, при выборе форм взаимодействия и средств обучения.
В заключение мероприятия участники секций подвели итоги работы конференции, воспользовавшись «свободным микрофоном». В рамках обратной связи педагоги составили «Облако слов», в котором преобладающее большинство отметило полезность, значимость, актуальность, информативность, качественность и высокопрофессиональность прошедшего мероприятия.
По итогам конференции будет издан электронный сборник материалов конференции, который будет размещён на страницах сайта БУ ДПО РК «КРИПКРО.
Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»
В период с 27 по 29 ноября 2023 на кафедре воспитания и дополнительного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» проходили курсы повышения квалификации педагогических работников по программе «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма как направление воспитательной работы» (24 ч.). Курсовую подготовку прошли 13 заместителей директоров и классных руководителей г. Элисты и районов республики.
В содержании курса были прочитаны лекции по темам:
28 ноября на базе БУ ДО РК «ЦРОД» слушатели познакомились с опытом работы Регионального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Педагоги дополнительного образования Кульмулдаева Кемя Сапаевна, Мухлаев Дордж Бадмаевич на практическом занятии по теме «Интегративные формы и методы работы с обучающимися по формированию культуры безопасного поведения на дорогах» наглядно показали, как используют оборудование мобильного комплекса лаборатории, продемонстрировали применение детских удерживающих устройств, рассказали как моделировать дорожные ситуации и отрабатывать навыки безопасного поведения на дороге в условиях, приближенных к реальным.
По итогам курсов слушатели отметили, что получили большой объем информации практической направленности по содержанию методического обеспечения воспитательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, много интересного, полезного раздаточного материала для использования. Материалы курсов позволили им систематизировать опыт своей деятельности, дали ответы на вопросы, возникающие в процессе работы.
Наибольший интерес вызвало у слушателей практическое занятие «Создание интерактивного плаката», лектор Немичев Анатолий Анатольевич, старший преподаватель ЦНППМ. Педагоги Санджиева Надия Салаватовна, Санджиев Олег Юрьевич, Будаев Денис Александрович применили полученные знания при защите методического проекта на итоговом контроле и показали коллегам красочно оформленный результат своей работы. Также слушатели отметили профессионализм и компетентность лекторов Велегуриной О.В., Сомьяновой Л.С., Нурнаханбетова Г.Х., Бутаевой И.Б., Тиминовой О.С. и др. Занятия по программе прошли в живой форме диалога лектора со слушателями.
Ст. преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования Инджиева Л.И.
Программа семинара включала открытые уроки и занятия, анализ и самоанализ уроков учителями, преподавателями КРИПКРО, мастер-классы. Педагогами Яшкульского района были даны три ленты уроков по предметам: начальные классы (Наранова В.У, Кичикова Б.Д., Сабирова С.А. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой»), родной калмыцкий язык (Санчирова Л.С. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой») русский язык и литература (Цетденова С.В., МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой» Абильхаирова С.И., Балашова А.У. (Уттинская СОШ им. Ширяева В.А.»), география (Кекшенова А.И. Нуралиева А.Х. МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»), информатика (Кондрашова М.И., Кабдрахманов О.Б. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой»), химии (Гапотченко И.В. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой»), история (Берикова Н.Б. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой»), физической культуры (Бутаев Д.Б. МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»), алгебра (Комбаев С.А., МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой»). Были продемонстрированы мастер-классы учителями начальных классов (Шалбурова О.М. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой», Утешева Р.М. МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»), внеурочное мероприятие (Самтанова Е.А. МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой».
Хореографической студией МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Е.К. Хаглышевой» гостям были показаны калмыцкие танцы,
каждый из которых был по своему оригинальным, неповторимым и уникальным. Яркие, красочные костюмы, мобильность, слаженность коллектива, великолепная манера исполнения номеров –все это приятно удивило гостей и педагогов и, в сочетании с музыкальным оформлением, вылилось в фейерверк танцев: ансамбль калмыцкого народного танца МКОУ «Яшкульской многопрофильной гимназии им. Е.К. Хаглышевой» "Идрис" (руководитель Джиляев О.Н.), "Танец журавлей" исполнили воспитанники хореографического кружка "Вдохновение" (руководитель Тургалиева А.З.)
Также свое выступление показал школьный хор. Были подготовлены яркие номера. Исполнялись классические, народные и современные музыкальные произведения: воспитанники вокальной студии "Айс" (руководитель Джиляев О.Н.), хор "Веселые нотки" (руководитель Романенко Л.В.), Литературная композиция "Учитель" (литературное объединение "Премьера" (руководитель Джиляева Э.М.)
Завершением семинара стал круглый стол «Современный урок – основная учебно-дидактическая единица эффективного и качественного образования в условиях реализации обновленного ФГОС».
В рамках мониторинга реализации обновленных стандартов, КРИПКРО осуществляются выездные адресные методические семинары. 21 ноября 2023 г. был проведен республиканский семинар в Лаганском районе.
Подобные методические семинары осуществляются с целью мониторинга обеспечения единых организационных, методических условий сопровождения деятельности педагогов по внедрению реализации обновленных ФГОС.
Традиционно программа семинара включала открытые уроки и занятия, анализ и самоанализ уроков учителями, преподавателями КРИПКРО, круглый стол по итогам семинара «Современный урок – основная учебно-дидактическая единица эффективного и качественного образования в условиях реализации обновленного ФГОС».
Обновленный стандарт предусматривает обновленную структуру урока. Одним из главных принципов ФГОС является активная ролевая позиция ученика в процессе обучения. Урок становится интерактивным, где обучающиеся погружаются в активную деятельность, что способствует большей мотивации и заинтересованности в получении знаний. Ученик является главным действующим лицом урока, а учитель – наставник, помогающий, направляющий.
21 ноября 2023 г. на семинаре в Лаганском районе учителями были даны открытые уроки по русскому языку (учитель начальных классов МКОУ «Лаганская СОШ № 1 им. Люлякина И.М.» Хасыкова Зинаида Петровна), литературе (учитель русского языка и литературы МКОУ «Лаганская СОШ № 3 им. Очирова Л.-Г.Б.» Павлова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Джалыковская СОШ им. Бембеева Т.О.» Очир-Горяева Оксана Валерьевна), физике (учитель физики МКОУ «Лаганская СОШ № 3 им. Очирова Л.-Г.Б.»), биологии (учитель биологии МКОУ «Лаганская СОШ № 3 им. Очирова Л.-Г.Б.»), геометрии (учитель математики МКОУ «Лаганская СОШ № 1 им. Люлякина И.М.»), а также внеурочное занятие учителя химии МКОУ «Лаганская СОШ № 1 им. Люлякина И.М.» Исатаевой Гульсары Хаджи-Муратовны.
Подводя итоги семинара на круглом столе, педагоги и управленцы приняли пожелания, замечания, предложения, обменялись мнениями.
@club217550399 (Лаганская школа №3 им. Очирова Л-Г. Б.)
@club211367771 (Лаганская школа № 1 им.Люлякина И.М.)
@club218166385 (Джалыковская СОШ имени Бембеева Т.О.)