Подробнее
Открывая конференцию, ректор республиканского института Мунчинова Лилия Демьяновна, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения РФ, рассказала о важности уроков литературы. «Литература – это вид искусства, который способствует всестороннему развитию, учит читать, анализировать тексты».


В работе конференции принял участие Ратке Игорь Рудольфович, заведующий кафедрой общественно-гуманитарного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области "Институт развития образования", кандидат филологических наук с докладом «Уроки золотого века»: воспитательный потенциал русской литературы первой половины 19 столетия». «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Литература» предполагает решение целого ряда проблем методологического и методического характера, среди которых наиболее значительными представляются следующие:
- мотивационный аспект преподавания литературы;
- необходимость раскрытия аксиологической направленности учебного предмета «Литература»;
- сложности, возникающие в процессе преподавания литературы как искусства слова и как предмета с глубоким духовно-нравственным содержанием.
Путями решения перечисленных затруднений представляются:
- Обращение к ключевым произведениям первой половины 19 столетия как к основополагающим для русской культуры текстам;
- Рассмотрение отдельных элементов изучаемого текста как структурных компонентов художественного мира произведения и писателя в целом;
- Пристальное прочтение классического текста как путь к постижению его аксиологической основы.
На примере отдельных произведений русского «золотого века» демонстрируются возможные подходы к раскрытию их воспитательного потенциала на основе принципа текстоцентризма.


Ашкинова Любовь Петровна, старший преподаватель БУ ДПО КРИПКРО, Заслуженный учитель РК, почетный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, рассказала об основных изменениях обновленных ФГОС, связанных с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Они должны обеспечить формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения. «Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Базовые ценности, выработанные нашим обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания. И именно эти ценности должны быть положены в основу наших уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье».
Очирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23 и Ванькаева Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, призеры республиканского .этапа «Педагог года Калмыкии» провели мастер-класс «Литература – учебник жизни».
По мнению докладчиков, основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства. В рамках выступления будет представлен обзор произведений русских писателей, у которых можно учиться нравственному сознанию и поведению. Преподаватель на уроке играет роль помощника. Жить, как предлагает русская или советская литература, трудно, но, безусловно, достойно….
Манджиева Елена Куприяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Элистинский лицей, Заслуженный учитель РК, Отличник просвещения РФ, выступила с докладом «Роль литературы в выборе профессии». «Для большинства из нас чтение — это возможность отвлечься от повседневной суеты и приятно провести время, погрузившись в увлекательный сюжет. Но есть и те, кто не представляет своей жизни без книг, и мечтает выбрать профессию, связанную с литературой». Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения. От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное здоровье и будущее нации.»
Абильхаирова Светлана Искаковна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, Балашова Акыз Уразбековна, библиотекарь МКОУ «Уттинская сош Яшкульского района, показали мастер-класс «Приемы критического мышления при изучении текста». Мастер-класс осветил важные моменты в преподавании литературы:
- Приёмы критического мышления на уроках литературы предназначены для расшифровки смысловых кодов текста.
2." Провокационные " элементы в ткани урока: стадия вызова, определение характеров, отношений, сюжетных линий.
3.Сопоставительный анализ лирики Пушкина и Бродского.
- Феномен короткого рассказа. Современная проза. Работа с угадыванием финала.
5.Типы вопросов при изучении текста.
- Вдумчивое чтение - расшифровка кодов текста.
Андриянова Майя Андреевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская СОШ им. Д. Маковкина Сарпинского района провела мастер-класс по теме «Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы». «Современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализо Кочумарова Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Обильненская СОШ Сарпинского района, выступила с докладом «Воспитательный потенциал уроков литературы» ( из опыта работы.) «Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. И если обучение представляет информационную составляющую образования, то воспитание гарантирует использование полученной информации не во вред обучающемуся, а во благо. Воспитание предполагает обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, которые помогают ему стать нравственным».
Кикеева Надежда Боевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ», Заслуженный учитель РК, Почетный работник образования РФ, провела мастер-класс «Формирование семейных ценностей на уроках литературы». «Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством».
В решении данных проблем литература как предмет играет важную роль. Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к родному человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов.
Гаряева Байрта Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ КНГ, «Воспитание духовно-нравственной культуры школьников на уроках литературы ( по драме А.Н.Островского «Гроза»). Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим. С целью повышения духовно-нравственной культуры школьников наиболее действенно использовать новые формы и методы организации учёбы – проблемное обучение.
Нимгирова Антонида Сангаджиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Сарпинская СОШ» Кетченеровского района, Почетный работник образования РФ. Cемья и семейные отношения являются предметом изучения психологии, философии, социологии, демографии, истории и других гуманитарных дисциплин. Но именно языком художественной литературы можно доступно и интересно рассказать о семье. Великий русский писатель Л.Н. Толстой отмечал: «В "Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” – мысль семейную».
Лиджиева Галина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23, Почетный работник образования, рассказала об опыте работы клуба «Школа чтения», направленного на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать
- Уроки литературы - кладезь богатого фактического материала, направленного на развитие духовно-нравственной личности ребенка.
- Грамотно построенные современные уроки литературы могут способствовать тому, чтобы жизнь школьника была полной и цельной в нравственном отношении.
Слушатели отметили высокую методическую ценность представленных материалов, их применимость в практике преподавания, актуальность.
По итогам конференции будет опубликован сборник материалов, где можно будет увидеть как статьи докладчиков, так и статьи заочных участников конференции.
Благодарим всех участников конференции! Выражаем признательность докладчикам за прекрасно подготовленные выступления!
