Подробнее










В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах
Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличие системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы. Поэтому для всех сотрудников образовательных организаций является актуальным повышение квалификации в соответствии с требованиями стандарта для обучающихся с ОВЗ.
17 февраля 2024 года завершились очередные курсы педагогов республики по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС » (72 ч.) с 05.02. по 17.02. 2024 г. – педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование образовательных организаций РК в количестве 18 человек.
Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС ОВЗ).
Расписание занятий составлено таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания в работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Курсы проводились в дистанционно-очной форме. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность в дистанционном формате, который построен по модульному принципу. Общая часть содержания программы представляет освоение и анализ современной постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы РФ. В программу были включены лекции, практические задания и кейс-задачи, круглые стола слушателей по обозначенной проблеме.
С целью выявления характерных педагогических затруднений педагогов в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения, определения направлений совершенствования дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых в БУ ДПО РК «КРИПКРО», слушатели ответили на представленные в анкете вопросы. Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство слушателей являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты промежуточной аттестации педагогов. Коллеги отметили в анкете о том, в какой помощи они нуждаются, в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в образовании. В начале очной части слушателям курсов повышения квалификации было предложено пройти входной контроль, средний общий балл группы - 17%; промежуточный контроль -19%.
Мунчинова Л.Д., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, ректор БУ ДПО КРИПКРО провела в лекцию-диалог «Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации». В частности, были рассмотрены вопросы Конституции: основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования -статья 43, 67, 71; Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Бовикова В.О., старший преподаватель кафедры МПЕМД выступила по одной из актуальных на сегодня тем «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде». В интерактивной лекции были рассмотрены следующие вопросы: формы экстремизма, профилактические меры, причины и условия, способствующие вовлечение обучающихся в экстремистскую и террористическую деятельность ОО.
13 февраля 2024 года на базе СОШ №12 состоялся межрегиональный семинар-практикум «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования», приуроченный к Году семьи-2024. С 2024 года школа является региональной стажировочной площадкой, направленной на профессиональное развитие педагогических кадров. Межрегиональный семинар-практикум стал площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также для обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.
Целью семинара-практикума было изучение и распространение успешных практик инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в вопросах инклюзивного образования.
В начале мероприятия Н.Н. Бавадыкова, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО, ознакомила с планом работы, отметив, что заявленная тема актуальна, ведь главная задача предоставить всем детям доступ к качественному образованию в равных условиях в рамках обновленного ФГОС.
Б.Н. Бембеев, директор МБОУ СОШ№12, во вступительном слове отметил, что один из ключевых аспектов успешной инклюзии – это адаптация образовательной среды под каждого ученика. Это может включать в себя создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальных образовательных программ и поддержку педагогов в их работе.
Также важно помнить о том, что успешная инклюзия не только помогает учащимся с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и взаимопонимания. в обществе.
В рамках мероприятия были проведены уроки, коррекционные занятия и мастер-классы педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, также в пленарной части представлены презентации и доклады участников семинара. Были рассмотрены такие темы, как методы и технологии инклюзивного воспитания и обучения, организация индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми потребностями и другие актуальные вопросы. На семинаре выступили родители учащихся с ОВЗ. Они рассказали о своем опыте успешного сотрудничества с учебным заведением в вопросах воспитания и обучения детей.
Отмечен ценный опыт работы тьютора МБОУ «СОШ №12» Немкеевой И. Н., которая поделилась со слушателями курсов по теме «Тьюторское сопровождение как условие реализации инклюзивного образования» (из опыта работы»). Инга Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в школе, о роли и востребованности тьютора как наставника по индивидуализации образовательного маршрута ребёнка, организации образовательной среды и о взаимодействии между тьютором и учителем.
Важным аспектом семинара стало обсуждение практических примеров успешного внедрения инклюзивного образования на базе различных образовательных организаций. Слушатели курсов КРИПКРО имели возможность ознакомиться с опытом работы школ, где применяются инклюзивные формы обучения.
14 февраля 2024 года посетили КУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Элиста
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество.
Работа в Центре ведется по следующим направлениям:
- медико-социальная реабилитация и восстановительное лечение;
- психолого-педагогическая помощь;
- социальная работа.
Предоставляются услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные услуги. В год обслуживается более 500 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Функционируют швейная, керамическая и столярная мастерские, где предоставляются социально-трудовые услуги. Ежегодно в летнее время на базе мастерских совместно с Комитетом по делам молодежи и спорта Администрации г. Элисты занятости населения создается ученическая трудовая бригада, в которой трудоустраиваются подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 18 лет из малообеспеченных семей. За свой труд они получают заработную плату.
Проводятся культурно-развлекательные и спортивно-оздоровительные мероприятия, разыгрываются кукольные спектакли, ставятся концерты. Цель всех мероприятий: интеграция детей-инвалидов в общественную среду, развитие творческой и физической личности, познавательной активности, формирование культуры сотрудничества, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, знания и уважения к истории своей страны, любви к родному краю, своей малой Родине и т.д. Мероприятия осуществляются при поддержке заинтересованных министерств и ведомств.
Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно.
По окончании занятий Алла Андреевна провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Бавадыкова Наталья Николаевна поблагодарила заместителя руководителя Мухленову Лидию Чудеевну и заведующую отделением психолого – педагогической помощи Цекирову Аллу Андреевну за предоставленную возможность ознакомиться с работой Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, за помощь в организации занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.
14 февраля слушатели курсов посетили БПОУ РК «Медицинский колледж им.Т.Хахлыновой» г.Элиста. Важная задача колледжа – доступность для всех студентов вне зависимости от особенностей здоровья. Приоритетные физиологические проблемы и основные клинические синдромы, наблюдаемые у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Этому был посвящено выступление Хулхачиевой К. У., преподавателя клинических дисциплин по теме «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью: информация, помощь и рекомендации» и проведена экскурсия по программе «Доступная среда».
Калмыцкий медицинский колледж одно из старейших учебных заведений Калмыкии, за почти 70-летнюю историю из стен колледжа вышли десятки тысяч фельдшеров, медицинских сестер, акушерок. К медицинским работникам люди всегда относятся особо, они их ценят и уважают. Ежедневный подвиг совершают выпускники колледжа, работающие в больницах и поликлиниках республики и за ее пределами.
Важная задача колледжа – доступность для всех студентов вне зависимости от особенностей здоровья. Студенты колледжа участвуют в соревнованиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в дистанционно-очном формате. Движение обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Хулхачиева Кермен Убушиевна, преподаватель клинических дисциплин выступила перед слушателями курса по теме «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью: информация, помощь и рекомендации», где было рассказано об основных клинических синдромах, наблюдаемых у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подробно остановилась на причинах, видах нарушений и об особенностях детей с ОВЗ и инвалидностью.
По окончании занятий Кермен Убушиевна провела обзорную экскурсию по кабинетам (медицинское оборудование, лечебная деятельность и др) и рассказала о медицинском сопровождении несовершеннолетних студентов с ОВЗ и с инвалидностью в условиях колледжа, а также ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
По окончании занятий Кермен Убушиевна провела обзорную экскурсию по кабинетам (медицинское оборудование, лечебная деятельность и др) и рассказала о медицинском сопровождении несовершеннолетних студентов с ОВЗ и с инвалидностью в условиях колледжа, а также ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Бавадыкова Наталья Николаевна поблагодарила преподавателя клинических дисциплин Хулхачиеву Кермен Убушиевну за предоставленную возможность ознакомиться в сфере обучения, воспитания и социализации студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья колледжа, за помощь в организации посещения слушателей курса практических занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.
Формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности на сегодня актуально. В связи с этим для слушателей курсов были проведены практические занятия по следующим темам:
«Информационная безопасность детей в сети интернета» (Немичев А.А.,старший преподаватель ЦНППМ) и «Настольная игра «Это не игра» (Квачёв Н.О., Мунчинов И.Л., Манжиева А.А старшие преподаватели ЦНППМ, которая призвана в живом интерактивном формате познакомить учителей с маркерами экстремизма и опасного поведения в молодежной среде, определять степень угрозы и выбирать адекватные формы профилактики.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Музраева Г. А., старший преподаватель кафедрв\ы ППиИО, провела тренинг со слушателями курса по теме «Профилактика конфликтов и буллинга в образовательной организации» (Решение ситуационных задач (кейсы).
Оживление среди педагогов вызвало выступление специалистов БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)-это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие фонетико- фонематических процессов на логопедических занятиях. С актуальной на сегодня интерактивной лекцией «Особенности формирования фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях» выступила Джальчинова Г.В., учитель-логопед БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи».
Эрендженова П.Н., АВА-терапист, тьютор БУ ДО РК «Центр ЦППМС»-помощи» провела интерактивную лекцию по проблеме «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации» Полина Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в школе, о роли и востребованности тьютора как наставника по индивидуализации образовательного маршрута ребёнка, организации образовательной среды и о взаимодействии между тьютором и учителем.
Отмечен ценный опыт работы Бораевой Д.Л., учителя-дефектолога и Нарминовой Ж.Г., учителя -логопеда БУ ДО РК«ЦППМС»-помощи», которые поделились своим практическим опытом работы по теме «Диагностика и формирование первоначальных навыков неговорящего ребёнка при эффективном запуске речи в работе учителя дефектолога. Использование логопедического массажа».
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» провела со слушателями курса Дорджиева С.В., заместитель директора, педагог-психолог БУ ДО РК «ЦППМС»-помощи».
Бугаёва Ж.Б., зав. отделом аттестации выступила по актуальной на сегодня теме «Аттестация педагога как показатель профессионального роста», где было рассказано о модели аттестации на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями ПС педагога и ФГОС ОО и с учетом мнения выпускников. Подробно остановилась на видах аттестации, требованиях к составу аттестационной комиссии, о порядке аттестации и параметрах оценки.
Курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ раскрывают специфику проектирования учебного процесса для школьников с инвалидностью с точки зрения дифференцированного и деятельностного подхода.
Целью выступления Гунзиковой З.И., учителя начальных классов МБОУ «СОШ №18 им.Б.Б.Городовикова» перед слушателями курсов в интерактивной лекции «Методы и приёмы работы с детьми ОВЗ» было донести общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ, о деятельностном подходе, использование активных форм, методов и приёмов обучения которые являются одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами школы обеспечивают решение образовательных задач обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
БУ ДО РК «Республиканская спортивно-адаптивная школа» образована в 2017 году с целью создания условий для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством развития адаптивной культуры и адаптивного спорта. В интерактивной лекции «Адаптивная физическая культура и паралимпийский спорт Мучкаева Е.И., заместитель директора по УМР БУ ДО РК «Республиканский спортивно-адаптивная школа» подробно поделилась о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин и рассказала об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ.
По результатам выходной анкеты дана положительная оценка эффективности проведенных курсов. Предусмотренные учебным планом лекционные и практические материалы подготовлены преподавателями КРИПКРО, работниками МОН РК, ЦПМПК, ЦПНС-помощи, педагоги школ и ДОУ: материалы видео в формате MP 4 (видеофайл) (размещены в папке «Гиперссылка»). На контенте курса для самообразования слушателей создана «Методическая копилка».
Оптимизация процесса обучения на основе практико–ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.
Слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.
Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»


