Завершены очередные курсы (01.04.-13.04.2024г.) для педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование РК «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
9 апреля в рамках курсов «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» на базе КОУ РК «ЭКШИ» проведен региональный семинар-практикум по теме: «Направления, приёмы и методы работы по социализации детей школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной воспитательной среды», приуроченный к Году семьи-2024
Цель проведения семинара: создание условий для профессионального роста педагогов школы, трансляция опыта методической работы школы в условиях развития современного образования.
В работе семинара приняли участие 25 человек (педагоги общеобразовательных, коррекционных школ региона).
С приветственным словом обратился к участникам семинара директор школы – интерната Очалаев М. Н., ознакомила с планом работы участников семинара – практикума Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО.
С докладом по теме «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность» выступила заместитель директора по УВР Пачаева В. В., в котором акцентировала внимание присутствующих на основных направлениях деятельности общеобразовательного учреждения.
В рамках семинара были показаны следующие открытые мероприятия:
Урок по предмету «Русский язык» в 9 классе по теме «Наречия, которые обозначают время, место и способ действия»проведен учителем высшей квалификационной категории Лиджиевой А. А. На уроке продемонстрированы элементы технологии проектно -исследовательской деятельности. Основной целью урока было научить классифицировать наречия по группам в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, расширить словарный запас обучающихся за счет употребления наречий.
Урок ИЗО в 5классе по теме «Подводный мир» проведен учителем Менкеевой Э. К. Через постановку проблемы ученики сформировали задачи урока, тему занятия. Урок был построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО ОВЗ. Овладение выразительными средствами изобразительного искусства – композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно – творческого замысла – главная задача занятия. Особый интерес у обучающихся вызвала работа на песочных столах, где дети создавали рисунки, работая пальчиками и кулачком.
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Дикие животные» проведено в 7 классе , учителем –дефектологом МБОУ «СОШ №23» г.Элисты. Цель занятия – закреплять знания детей о диких животных, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года; развивать зрительное и слуховое внимание, память.Применяемые разнообразные методы и приёмы, такие как: словесные (беседа, прослушивание сообщения, загадка), наглядные (демонстрация слайдов и картинок диких животных), практические (рисование по образцу), игровые позволили удерживать интерес детей, привлечь их внимание, активизировать самостоятельное мышление ребёнка.
Внеклассное занятие – инсценировка сказки «Репка» в 6 классе, проведено воспитателем Савалдановой С. Н. В соответствии с ФГОС ООО ОВЗ занятие было выстроено на интеграции областей: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Которая просматривалась в таких моментах как: рациональное размещение материала, смена деятельности, применение художественного слова, музыкального сопровождения, правильное освещение. Ролевая игра заинтересовала детей, вызвала у них эмоциональный отклик.
Открытое внеклассное мероприятие «Корзина отличного настроения»» для обучающихся с ТМНР 3 класса было проведено воспитателем Санджураевой Н. Д. Данное мероприятие актуально для детей с ТМНР. В ходе проведения мероприятия решались задачи: развитие навыков коллективизма, уважения, толерантности; формировались умения и навыки связной речи, выразительности, эмоциональности и артистизма. Выбор заданий тщательно продуман, логично взаимосвязан, разнообразен.
Проведенное тренинговое занятие педагогом – психологом Ямановой К. Х. «Меняемся сами, меняем окружающий мир» вызвал массу положительных эмоций и отзывов у присутствующих.
Опытом работы по развитию познавательной деятельности у обучающихся с умственной недостаточностью поделилась учитель начальных классов Н. У. Бартунова. Участникам круглого стола были продемонстрированы наглядные материалы, мастер – класс по применению сюжетно – ролевых игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теме «Социально-бытовая адаптация выпускников в условиях коррекционной школы-интерната» посвящено выступление воспитателя КОУ РК «СКШИ» Хулхачиевой Н. О.
Стоит отметить, что семинар проходил, в рамках Года семьи-2024 и родительская общественность школы не осталась без внимания. Дорджиева И. С., мама ученика 3 класса провела мастер – класс «Красота своими руками». Участники семинара имели уникальную возможность познакомиться с технологией и изготовить гипсовые фигуры – подсвечники в форме лотоса (себе в подарок!). В заключении Ирина Сергеевна выразила слова благодарности и пожелания администрации школы.
Важным аспектом семинара стало обсуждение практических примеров успешного внедрения инклюзивного образования на базе различных образовательных организаций. Участники семинара имели возможность ознакомиться с опытом работы школ, где применяются инклюзивные формы обучения.
В ходе круглого стола были рассмотрены актуальные проблемные вопросы: дефицит специалистов (логопед, психолог, дефектолог, тьютор, методист, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог), трудоустройство выпускников, материально-техническая база и др. А также было отмечено о недостаточной системной работы на всех уровнях и сетевого взаимодействия в условиях инклюзивного образования в республике.
Спикеры и участники отметили актуальность, полезность и значимость семинара-практикума, т. к он носил практико-ориентированный характер.
Подводя итоги, они определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. В частности, обозначена необходимость адаптации содержания цикла занятий к инклюзивным методам обучения учащихся с ОВЗ, включение в штатное расписание узких специалистов, совместная организация с муниципальными методическими службами по изучению профессиональных затруднений педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ.
Основной проблемой, с которой сталкивается подавляющее большинство педагогогов школ, была отмечена всеми интервьюируемыми учителями, является острая нехватка квалифицированных специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов. Коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Для адресной методической помощи педагогам на курсы были приглашены специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Джальчинова Г.В., учитель-логопед провела интерактивную лекцию «Особенности формирования фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях». Бадмаева Г.Б., педагог-психолог провела тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». Багнинова В.Ю., инструктор АФК «Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ». Эрендженова П.Н., АВА-терапист, тьютор «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации»).
10 апреля слушатели курсов посетили Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, комплексной медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, создание условий для их интеграции и адаптации в общество. Специалисты Центра провели для слушателей курса практические занятия (Улюмджиева Елена Викторовна, учитель –логопед, индивидуальное логопедическое занятие «Мое тело», Демиденко Галина Александровна, педагог дополнительного образования индивидуальное занятие по лепке из соленого теста «Символ года – Дракон»). На занятиях педагоги использовали разнообразные приемы и методы.
Команда специалистов-сотрудников Центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно. По окончании занятий Цекирова А.А., заведующая отделением психолого-педагогической помощи провела обзорную экскурсию по Центру, показала и рассказала о комплексной реабилитации и организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях реабилитационного центра и ответила слушателям курса на волнующие вопросы о деятельности учреждения.
Не менее значимым было посещение Республиканской спортивно-адаптивной школы, которая образована в 2017 году с целью создания условий для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством развития адаптивной культуры и адаптивного спорта. Мучкаева Е.И., заместитель директора по УМР «РСАШ» подробно поделилась о реализуемых дополнительных программах спортивной подготовки по 3 видам адаптивного спорта, включающим 13 дисциплин и рассказала об организации и проведении спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Тренеры –преподаватели школы провели мастер-классы по адаптивной физкультуре и параолимпийским видам спорта «Методика применения комплекса упражнений для детей с ОВЗ в домашних условиях» (Лиджиев Б.Н., тренер-преподаватель, Манджиев С.). Показали упражнения для укрепления физического здоровья обучающихся, а педагоги получили знания и овладели практическими умениями в выполнении лечебных физических упражнений.
В ходе курсовой подготовки слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ и др. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.
Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»
На основании приказа от 1 февраля 2024 г. N 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ в федеральных учебных планах ОБЖ заменили на ОБЗР (Основы безопасности жизнедеятельности и защита Родины). ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне основного и среднего общего образования. Федеральные рабочие программы по предмету включили 11 модулей .Изменили предметные результаты, в том числе добавили новые формулировки для модулей, которых раньше не было. Основы военной подготовки стали отдельным модулем, что должно снять вопросы о том, в рамках чего реализовывать учебные сборы учащихся по военной подготовке и являются ли они обязательными. Наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей. Также можно менять последовательность освоения модулей Количество часов оставили прежним.
Кафедрой методики преподавания естественно-математических дисциплин БУ ДПО РК «КРИПКРО» с 3 по 12 апреля 2024года были проведены курсы повышения квалификации преподавателей- организаторов ОБЖ по теме «Преподавание «Основы безопасности и защита Родины». Курсовую подготовку прошли 21 педагог из г.Элисты и районов республики: Октябрьского, Ики-Бурульского, Кетченеровского, Целинного, Юстинского,Яшалтинского Яшкульского.
Цель курсов: оказание методической помощи педагогам в области преподавания нового предмета «Основы безопасности и защита Родины с 1 сентября 2024 года.
В программе курсов были рассмотрены следующие вопросы: законодательство Российской Федерации; основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (бытовых, природных, техногенных);формирование здорового образа жизни среди учащихся образовательных организаций; основы противодействия экстремизму и терроризму; требования к современному уроку; анализ конкурсного(Педагог года) урока (видеофрагмента) по предмету «Основы безопасности и защита Родины»;
Участник всероссийского форума преподавателей-организаторов ОБЖ в г.Москва, Айдарлиев Э.Т.,преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №21 г.Элисты поделился материалами по организационным вопросам подготовки и проведению олимпиады по предмету «Основы безопасности и защита Родины».
Особый интерес вызвало у слушателей курсов лекции: Квачева Н.О.,преподавателя ЦНППМ КРИПКРО (Актуальные проблемы информационной безопасности школьников), Музраевой Г.А., психолога КРИПКРО (Профилактика агрессивного поведения обучающихся) и практические занятия по основам военной подготовки и оказанию первой помощи пострадавшим, которые прошли на базе стажировочной площадки МБОУ «Элистинская классическая гимназия», в рамках полевых сборов 5 школ г.Элисты. Ребята показали навыки тактико-огневой подготовки (автомат Калашникова), практические действия в области тактической медицины, навыки по управлению дронами под руководством инструкторов регионального филиала Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН» по Республике Калмыкия и преподавателей-организаторов ОБЗР
С 01 по 13 апреля 2024 г. состоялись курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов республики по теме «Организация инновационной деятельности педагога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы».
Начавшись на дистанционной площадке института, повышение квалификации продолжилось в очном формате. В теоретической части курсов рассматривались вопросы изменений в сфере дошкольного образования, психолого-педагогической подготовки, реализации дошкольного образования в свете обновленных требований, применения инновационных образовательных технологий в деятельности педагогов детских садов и другие. Практическая часть курсов прошла на базах дошкольных образовательных организаций «Детский сад №18», «Детский сад №23» г. Элисты. Педагоги этих дошкольных организаций провели открытые занятия с воспитанниками разных возрастных групп по основным направлениям развития дошкольников. Также воспитатели детских садов города представили коллегам свой опыт работы по реализации основ финансовой грамотности, организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста. Тематика мастер-классов отличалась разнообразием: это детская анимация как современный вид творчества, развитие речи младших дошкольников посредством сказок - шумелок, коммуникативные танцы и игры для дошкольников, использование «Умной матрицы» в формировании логического мышления дошкольников (технология УДЕ), формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста. Слушатели курсов положительно оценили опыт работы педагогов г. Элисты.
Особый интерес вызвал у воспитателей опыт работы детского сада «Айс» из поселка Большой Царын Октябрьского района, представленный на онлайн – семинаре по теме «Цифровая образовательная среда в ДОО». Педагоги детского сада познакомили слушателей курсов со своей интерактивной детской цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии», представляющей собой уникальную разработку по познанию окружающего мира через экспериментальную деятельность в детском саду, программированными роботами, интерактивными играми на интерактивной панели, развивающим комплексом «Умный ребенок» и образовательным модулем «Дидактическая система Фридриха Фребеля». Продемонстрировали видеозанятие с использованием цифровых технологий. Организация деятельности воспитанников с использованием цифровой лаборатории вызвал у курсантов всплеск положительных эмоций и неподдельный интерес. Ведь применение данного оборудования отвечает современным вызовам - цифровизации образования.
По завершению курсов слушателями была положительно отмечена организация, интересное содержание и практикоориентированность курсовой подготовки.
С 1 апреля по 9 апреля 2024 года прошли курсы для учителей родного языка и литературы республики по теме «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя. В рамках курсов слушатели изучили нормативно и методические обеспечение внедрения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО, внедрение обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в предметном обучении. Перед слушателями выступила Мушаева Б.Н. проректор по УМР КРИПКРО по теме «Особенности ФГОС ООО, ФГОС СОО», Бугаева Ж. Б., заведующая отделом аттестации КРИПКРО по теме «Аттестации педагогических работников» и ответила на вопросы слушателей, Босхомджиев М.В., доцент кафедры калмыцкой литературы и журналистики Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ прочитал лекцию по теме «Идея «Джангара» - единство народа». Показали мастер-классы: учитель родного (калмыцкого) языка и литературы МОКУ «Хар - Булукская средняя общеобразовательная школа» Целинного района Лиджиева Т. В., МБОУ «ЭМГ» Уланова С. П. Татьяна Владимировна рассказала, как использует на уроках игры: «Найди слова (по темам «Сурһулин кергслмүд», «Зер-земш», «Күүнә цогц»), «Илвтә авдр», кроссворды, лото - наглядное пособие помогает в обогащении лексики. Светлана Пюрвеевна рассказала о проектной работе на уроках родного языка, работая над проектом по теме «Джангар», в процессе создания мультфильма учащиеся знакомятся с топонимикой, ономастикой, географией, с родословной богатырей страны Бумба, с мастью богатырских коней, с оружием богатыря. Слушатели курсов посетили национальный музей Республики Калмыкия им Н.Н.Пальмова такие залы, как «Степь, как жизненное пространство», «100-летие Р.О. Рокчинского», «История буддизма». Они отметили, что посещение музея было очень образовательным процессом, получили удовлетворение. Бадмаевой Л.И., старшим преподавателем кафедры методики преподавания родного языка и литературы прочитана лекция по теме «Современный урок родного (калмыцкого) языка в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО» и проведен практикум по разработке уроков родного языка и литературы для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Повышение квалификации способствует профессиональному росту и личностному развитию учителей. Образование — это непрерывный процесс, и педагоги, стремящиеся быть лучше в своих профессиональных усилиях, получают обновленные знании.
Бадмаева Л.И.
С 1 по 9 апреля 2024 г., в институте повышения квалификации проведены курсы для учителей начальных классов образовательных организаций Республики Калмыкия по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО в работе учителя». Свою квалификацию повысили более 20 учителей из г. Элисты, Яшкульского, Кетченеровского, Сарпинского, Лаганского, Черноземельского и Юстинского районов.
Цель курсовой подготовки – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области подготовки учителей начального общего, основного общего образования к реализации требований обновленных ФГОС НОО.
Представленный курс повышения квалификации позволяет слушателям рассмотреть все законодательные и нормативно-правовые изменения, которые затрагивает переход на новые ФГОС, провести сравнительный анализ изменений требований ФГОС второго поколения и ФГОС 2021, освоить процедуру перехода и организации образовательного процесса в новых условиях. Материалы курса содержат методические рекомендации, образцы локальных документов, презентации, литературу, памятки, которые позволят слушателям ориентироваться в процессе перехода и подготовки к новому учебному году.
Был представлен интересный опыт учителей начальных классов школы № 3 г. Элисты. В рамках курсов в школе прошли открытые уроки, на которых опытные учителя-наставники поделились своим мастерством и профессионализмом, представили различные формы проведения уроков.
Аучаева А.А. провела урок во 2 «Б» классе по теме «Имя прилагательное. Обощение»; Мутулова Л.В. представила урок в 4 «Б» классе по теме «Правописание глаголов»; Еремеева Г.П. показала урок в 1 «Г» классе по теме «Русский алфавит, или азбука»; Миронова Н.В.представила урок в 1 «В» классе по теме «Что узнали? Чему научились?»; Надбитова Е.П. показала урок во 2 «Г» классе по теме «Единственное и множественное число имен прилагательных»; Гучинова Ю.С. провела урок в 1 «А» классе по теме «Повторение и закрепление пройденного».
Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоёмка. В труде преподавателя нет просто повторяющихся элементов: постоянно
развивается область знаний, основы которой преподаёт педагог; меняется контингент учащихся; обогащается педагогическая наука. Всё это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения и свои мастер-классы по проектированию учебных занятий показали опытные педагоги Миронова Н.В. и Манджиева В.М.
Уроки проходили в атмосфере дружеского взаимодействия и эмоционального позитива. Каждый урок отличался оригинальными методическими находками. Наибольшее удовольствие от такого мероприятия получили дети. Они обрадовались гостям и с удовольствием воспользовались случаем блеснуть своими знаниями. Ученики очень ответственно отнеслись к решению сложных примеров и задач на уроках математики, продемонстрировали слаженную работу в группах и парах на уроках русского языка и литературы, финансовой грамотности. За той лёгкостью и непринуждённостью, с которой проходили открытые уроки, кроется большой труд педагогов. Хорошо, что учителя получили возможность обменяться опытом!
Слушатели курсов с удовольствием перенимали опыт педагогов, чтобы уроки стали ещё более продуктивными и интересными для школьников.
Также учителя посетили Национальную библиотеку имени А.М. Амур Санана Республики Калмыкия. В читальном зале по гуманитарным наукам педагоги ознакомились с учебно-методической литературой, также литературой, посвященной Году Семьи, встретились с калмыцкими поэтами и писателями Кукарека Г.Г., Бадаковой Т.И.
Произошедшие в свете вызовов времени «сдвиги» в системе образования РФ диктуют учителям начальных классов необходимость усиления работы по формированию базовых духовно-нравственных ценностей (личностных результатов) и отбора инновационных педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Участники курсов отметили, что повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует систематическое использование интерактивных форм и методов обучения, проведение разнообразных типов занятий и уроков (межпредметных, интегрированных и т. д.). При этом педагогу важно способствовать развитию умения у детей младшего школьного возраста работать с информацией: получать ее из различных источников (из художественной литературы, словарно-справочных изданий, энциклопедий, Интернета), перерабатывать, анализировать, находить главное, систематизировать.
В современных условиях необходимо совершенствование образовательной деятельности педагога, формирование у него внутренней
мотивации к освоению инновационных технологий полилингвального и
поликультурного образования, направленных на развитие универсальных
учебных действий обучающихся.