Обеспечение высокого качества образования для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики в РФ.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах о реализации государственной политики в области образования и науки», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р), а также План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р), предусматривают мероприятия по разработке и реализации региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей.
В Перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России поручено «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами».
Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с неродным русским языком и девиантным поведением.
К группе школ с низкими образовательными результатами чаще всего относятся и школы, функционирующие в неблагополучных внешних условиях: в отдаленных территориях, в сельской местности и т. д.
Все перечисленные школы должны иметь возможность пользоваться целевыми мерами государственной поддержки, динамика их результатов должна стать объектом постоянного мониторинга со стороны федеральных органов управления образованием на всех уровнях.
Исходя из того опыта и условий, которые имеются в Республике Калмыкия для реализации мероприятий по повышению качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и в школах с низкими результатами обучения, необходимо определить следующую цель:
Формирование и развитие механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне и создание условий, обеспечивающих повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: