Идея прозвучала во время учредительного съезда творческого Союза учителей. В стране, где так много талантливых педагогов — и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, - просто необходимо чествовать «героев духа». В том же году увидело свет первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений. Изучили умные люди заморский опыт, но придумали собственные правила, бросили клич по огромной стране и в 1990 году провели первый конкурс «Учитель года». Желающих продемонстрировать свои умения оказалось предостаточно. 99 учителей откликнулись на зов и лишь 19 добрались до финала. Они должны были провести открытый урок в незнакомом классе столичной школы по теме, которую им сообщали за два часа до начала действа. Первому победителю «Учителя года» - преподавателю русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александру Сутормину — со всеми полагающимися почестями Хрустального пеликана вручал первый и единственный Президент СССР М.С.Горбачев.
А следующий конкурс вообще стал историческим — ведь это был последний конкурс советских учителей. В его финале оказались представители многих союзных республик — Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, России. Хрустальный пеликан уехал в Белоруссию, а через пару месяцев оказался он в другой, независимой стране. Кстати, вручал его победителю Михаил Горбачев, вернувшийся из заточения в Форосе, после августовской революции 1991 года. В 1992-м на первый этап теперь уже всероссийского конкурса можно было прислать любую творческую работу: хочешь — модель модной одежды, а хочешь — авторскую программу по любимому предмету. Появляется «пятнашка» - пятнадцать финалистов, из которых будет выбран победитель. «Учитель года — 1992» Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области, сочиняет гимн конкурса.
1993-й принес новинку, которая теперь стала традицией. Впервые учителя должны были провести урок для взрослой аудитории (правда, сначала они не получали за него конкурсных баллов). Впервые суперфинал проходил в концертной студии «Останкино» и транслировался по телевидению.
С 1994 года молодые журналисты «Учительской газеты» начинают издавать «ПеликанЪ-дейли». Газета выходит ежедневно, и за завтраком участники и болельщики могут прочитать отчет о предыдущем дне работы конкурса. Газета «ПеликанЪ-дейли» просуществовала целых 7 лет. 1995 год — председателем попечительского совета конкурса становится Президент России Борис Ельцин. Он учреждает премии «Учителям года» и вручает их пятнадцати прошлогодним лауреатам.
Конкурсанты защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Малые дисциплинарные жюри определяют победителей в отдельных номинациях, а Большое жюри выбирает Учителя года. В этом же году появляется бессменный Председатель Большого жюри — ректор МГУ Виктор Садовничий, сейчас воспринимающийся как своеобразный талисман конкурса.
В 1996 году придумали урок-импровизацию, тема которого объявляется лишь за сутки, на котором в качестве учеников выступают пятнадцать лауреатов конкурса. Количество заданий растет, их качество усложняется. Написать эссе «Моя педагогическая философия» - дело для учителей более привычное, чем выдержать натиск журналистов и членов Большого жюри во время публичной пресс-конференции. Однако, и того, и другого конкурсанты не избежали.
В 21 веке информационные технологии зашагали по планете, заглянув по пути и на конкурс «Учитель года России». Участникам пришлось общаться не только с детьми, коллегами и прессой, но и с компьютером. Привычные не только учить других, но и постоянно учиться чему-то новому, участники освоили Windows, научились пользоваться Интернетом и даже создали презентацию и собственный web-сайт.
2001 год. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования, редакция «Учительской газеты», ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российский Союз Молодежи, Московский городской педагогический университет, Гуманитарный издательский центр «Владос» учредили некоммерческую организацию «Фонд поддержки российского учительства». Президентом избран ректор Московского городского педагогического университета Виктор Васильевич Рябов. Отныне именно фонд организует Всероссийский конкурс «Учитель года России». А в 2002-м педагоги решили объединиться в клуб: «Межрегиональный клуб «Учитель года» позволяет делиться опытом, дружить и общаться не только раз в год. В 2005 году министр образования и науки Андрей Фурсенко объявляет, что отныне конкурс будет проходить на родине победителя. Теперь наблюдать за сражением лучших учителей России смогут не только москвичи. Славу родному городу уже принесли 3 победителя-провинциала: финал конкурсов проходил в Калининграде, Челябинске и Череповце. «Учитель года России 2007» принес организаторам сюрприз: абсолютных победителей оказалось сразу два — из Москвы и Санкт-Петербурга. Как быть, если победителя два? Какой город заслужил право проведения конкурса? Что делать, если количество талантливых педагогов растет не по дням, а по часам? В 2008 было решено проводить конкурс в два этапа. Из нововведений 2008 года — конкурсанты представляли собственный инновационный проект, а оценивали конкурсантов непривычные междисциплинарные жюри.
История конкурсного движения «Педагог года» в Калмыкии
История конкурсного движения «Учитель года Калмыкии» берет свое начало в 1990 году. С 1995 года, после некоторого перерыва, проводится ежегодно и имеет уже 19-летнюю историю его организации и проведения.
В разные годы условия проведения, содержание этапов конкурса менялись, подвергалась постоянному совершенствованию и модель конкурса. Менялись программы конкурса, формы и методы его проведения. В первые годы конкурсного движения его участниками наравне с учителями школ были преподаватели Элистинского педагогического колледжа, чьи представители становились победителями. Состав республиканских финалистов первых конкурсов отличался высокой педагогической зрелостью, профессионализмом и стремлением к преобразованиям. Наряду с учительским конкурсом с 1996 года с небольшим перерывом стали проводиться конкурсы среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
С годами значимость и популярность профессиональных конкурсов возрастают. С 2001 года проводятся конкурсы педагогов дополнительного образования, учреждений начального профессионального образования. В последние годы апробировалась модель объединения профессиональных конкурсов. С развитием конкурсного движения, ростом авторитета конкурса все большее число педагогов изъявляли желание участвовать в конкурсе. Начиная с 2005 года конкурс «Учитель года Калмыкии» расширил свои границы, получил новое название «ПЕДАГОГ ГОДА КАЛМЫКИИ» и стал проводиться по 13 номинациям:
«Учитель общеобразовательного учреждения»;
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»;
«Педагог дополнительного образования»;
«Мастер производственного обучения УНПО»;
«Воспитатель интернатных учреждений и детских домов»;
«Преподаватель спецдисциплин учреждений начального профессионального образования»;
«Самый классный классный»;
«Методист»;
«Специалист органа управления образованием»;
«Руководитель образовательного учреждения»;
«Учитель начальных классов»;
«Преподаватель учреждений среднего профессионального образования»
«Педагогический дебют».
В 2010 году введены номинации: «Педагог — психолог» и «Социальный педагог».
За всю историю конкурсного движения в республиканском конкурсе «Учитель года», «Педагог года» на различных его уровнях участвовали более 1500 педагогов. За эти годы он открыл новые имена, подарил удивительные встречи с блестящими педагогами. В настоящее время конкурс перерос в общественно-педагогическое движение.
Победители и призеры республиканского конкурса, объединившись в педагогический клуб «Пеликан», в целях повышения престижа учительской профессии проводят работу по активизации конкурсного движения, оказанию методической помощи педагогам республики, распространению передового педагогического опыта.
В соответствии с Положением победители и призеры профессионального конкурса муниципального уровня в номинации «Учитель-предметник» с 2008 года, «Учитель начальных классов» с 2010 года проходят отборочный тур, который дает возможность участвовать в финале республиканского конкурса. По итогам отборочного тура 14 учителей различных учебных дисциплин, учителя начальных классов получают право состязаться между собой на республиканском уровне. Победителям и призерам республиканского конкурса присваивается высшая квалификационная категория. Победители республиканских конкурсов различных годов в номинации «Учитель общеобразовательного учреждения» представляют Калмыкию на Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Победители республиканских конкурсов награждаются знаками Правительства Российской Федерации «Учитель года». Ежегодно на суперфинале республиканского конкурса из числа победителей различных номинаций выявляется Абсолютный победитель - «Педагог года Калмыкии». В их рядах: учителя — предметники, воспитатель ДОУ, классный руководитель, преподаватель СПО. Абсолютному победителю вручается «Хрустальный пеликан».