Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
ГОУ ДПО (ПК) С «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Программа
регионального семинара – совещания:
«Промежуточные результаты апробации комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы»
16 июня 2010г.
г. Элиста
Участники семинара – совещания: руководители МОУО, специалисты-кураторы, учителя, участвующие в апробации курса ОРКСЭ, представители традиционных религиозных конфессий, тренеры-преподаватели, руководители ОУ (по списку).
Количество участников: 55 человек.
Место проведения: МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного
Сергия Радонежского» г. Элиста, актовый зал.
Время проведения: 16 июня 2010 г.
Регламент работы: доклады до 30 мин.,
выступления до 7 – 10 мин.
09.00ч. – 10.00ч. |
Регистрация участников. |
10.00ч. – 11.30ч. |
Открытие семинара-совещания Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО, к.п.н. Заслуженный учитель Российской Федерации. - Государственный хор Республики Калмыкия, руководитель Цебеков Анатолий Очир-Горяевич, Заслуженный деятель искусств России. |
Мастер – класс, презентационные уроки по модулям: |
|
(Ведущая: Бадма-Горяева Анжелика Александровна, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования КРИПКРО) |
|
Основы православной культуры - Киевская Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г. Элиста. |
|
Основы буддийской культуры - Басанкиева Валентина Бадмаевна, учитель калмыцкого языка МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г.Элиста. |
|
Основы исламской культуры - Асанова Баян Абуевна, учитель казахского языка МОУ «СОШ №3» г. Лагани. |
|
11.30ч. – 13.20ч. |
Пленарное заседание: |
Приветствия: |
|
- Владыка Зосима - Архиепископ Элистинской и Калмыцкой Епархии Русской православной церкви; |
|
- Геше Джампа - доктор буддийской философии хурула «Золотая обитель Будды Шакъямуни»; |
|
- Калабегов Аслудин Магомедович - заместитель Председателя Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман» РК. |
|
«О работе МОК и Н РК по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Калмыкия». Салаев Бадма Катинович, Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия - Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия, к.п.н., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. |
|
«О подготовке педагогов по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО, к.п.н., Заслуженный учитель Российской Федерации. |
|
«О ходе апробации комплексного учебного курса ОРК и СЭ в субъектах Российской Федерации» Болотина Татьяна Владимировна, к.п.н., заведующая кафедрой АПК и ППРО г. Москва. |
|
«Роль тренеров-преподавателей по методическому сопровождению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Ефремова Ирина Михайловна, тренер-преподаватель, учитель начальных классов МОУ «Троицкая многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова» Целинного района. |
|
«Об организации работы по апробации курса ОРК и СЭ в образовательных учреждениях Республики Калмыкия» Глушко Ирина Алексеевна, директор МОУ «СОШ №2» с. Приютное Приютненского района, депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. |
|
«Об участии родителей в духовно-нравственном воспитании и развитии детей» Костина Наталья Николаевна, председатель родительского комитета 4 «б» класса МОУ «РНГ». |
|
13.20ч. – 14.00ч. |
Перерыв |
14.00ч. – 15.30ч. |
Круглый стол «Апробация курса ОРКСЭ: опыт и проблемы» - Шанкиева Галина Хулхачиевна, директор МОУ «Ачинеровская СОШ» с. Ачинеры Черноземельского района; - Эрендженов Арслан Владимирович, директор МОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г. Элиста; - Ченкураева Екатерина Николаевна, директор МОУ «Калмыцкая национальная гимназия» г. Элиста; - Моисеев Александр Иванович, учитель истории МОУ «Прикумская СОШ» Черноземельского района; - Манцынова Жанна Рудольфовна, учитель музыки и МХК МОУ «СОШ №12» г. Элиста; - Нармаева Ая Борисовна, учитель начальных классов МОУ «Троицкая многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова» Целинного района. |
Свободный микрофон (ведущая Лиджеева Жанна Александровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления образованием КРИПКРО). |
|
Принятие резолюции (Ефремова Ирина Михайловна, тренер-преподаватель, учитель начальных классов МОУ «Троицкая многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова») Целинного района. |
|
Закрытие семинара-совещания Мунчинова Лилия Демьяновна, ректор КРИПКРО, к.п.н., Заслуженный учитель Российской Федерации. |
Министерство образования, культуры и науки
Республики Калмыкия
ГОУ ДПО (ПК) С
«Калмыцкий республиканский институт повышения
квалификации работников образования»
ПРОТОКОЛ
регионального семинара-совещания
«Промежуточные результаты апробации курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Калмыкия:
первые итоги и перспективы»
г. Элиста, МОУ «Русская национальная гимназия
им преподобного Сергия Радонежского»
от 16 июня 2010 г. №1
Присутствовали: по списку
(прилагается)
О работе Министерства образования, культуры и науки
Республики Калмыкия
Заслушав доклад Заместителя Председателя Правительства РК - Министра МОКиН РК, к.п.н. Салаева Б.К. «О работе МОКиН РК по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Калмыкия» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Разработку Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Республики Калмыкия на основе базовых национальных ценностей Российской Федерации.
Издание Указа Главы РК о государственно-конфессиональном партнерстве в области образования РК.
Издание Постановления Правительства РК об обеспечении оплаты труда педагогов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).
Поручить:
Заключение соглашения МОКиН РК с муниципальными органами местного самоуправления по сотрудничеству в сфере преподавания курса «ОРКиСЭ», проблемам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодёжи.
Осуществление систематического мониторинга запросов родителей и учащихся по выбору модуля курса; обеспечение гибкого перехода учащихся с одного модуля на другой по желанию.
Организацию и поддержку «горячей линии» МОК и Н РК по проблемам апробации курса ОРКСЭ, изучение и анализ обращений, освещение их в СМИ.
О работе ГОУДПО(ПК)С «Калмыцкий республиканский институт
повышения квалификации работников образования»
Заслушав доклад ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Мунчиновой Л.Д. «О подготовке педагогов по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Разработку инновационной образовательной программы повышения квалификации «Традиционные религиозные культуры» (в объеме 144 часа).
Поручить:
Создание научно-методического консультационного Центрапроблем преподавания основ мировых религиозных культур;
Осуществление модернизации содержания системы повышения квалификации путем введения обязательного модуля «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России» для всех категорий педагогов.
Введение в действие каскадной модели методической работы с учителями, преподающими курс «ОРКСЭ», и с учителями, работающими по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
РИПКРО организовать постоянное повышение квалификации педагогов и консалтинговое сопровождение работы ОУ по курсу ОРКиСЭ.
О работе тренеров-преподавателей
Республики Калмыкия
Заслушав доклад тренера-преподавателя Ефремовой И.М. «Роль тренеров-преподавателей по методическому сопровождению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Дальнейшее повышение квалификации тренеров-преподавателей по традиционным религиозным культурам и освоению ими интерактивными технологиями;
Привлечение тренеров-преподавателей к руководству методической работой по курсу «ОРКСЭ» на муниципальном и внутришкольном уровне.
Об организации работы по апробации курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Республики Калмыкия
Заслушав выступления участников круглого стола и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать руководителям ОУ:
В рамках новой системы оплаты труда всемерно применять меры морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в апробации курса;
3. Поручить:
Включение школьных советов в деятельность по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
Организацию лекторий для родителей и лиц, их замещающих, по проблемам духовно-нравственного воспитания и развития детей в семье.
Из опыта работы учителей Республики Калмыкия, принимающих участие в апробации курса ОРКСЭ
Заслушав выступления учителей, участников круглого стола и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Рекомендовать:
1.1. Разработку тематического планирования курса на основе внедрения блочной подачи учебного материала;
1.2. Активное внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, деятельностный подход в обучении.
1.3. Использование проектных методов, вовлекающих школьников в исследовательскую деятельность.
Дальнейшее совершенствование учебно-методического комплекса по ОРКиСЭ на основе возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
Ректор ГОУ ДПО (ПК)С
«Калмыцкий республиканский институт
повышения квалификации работников образования»
Л.Д. Мунчинова
Председатель
Секретарь: Т.А. Коксунова
Министерство образования, культуры и науки
Республики Калмыкия
ГОУ ДПО (ПК) С
«Калмыцкий республиканский институт повышения
квалификации работников образования»
РЕЗОЛЮЦИЯ
участников регионального семинара-совещания
«Промежуточные результаты апробации курса
«Основы религиозных культур и светской этики»:
первые итоги и перспективы»
г. Элиста, 16 июня 2010 г.
О работе Министерства образования, культуры и науки
Республики Калмыкия
Заслушав доклад Заместителя Председателя Правительства РК - Министра МОКиН РК, к.п.н. Салаева Б.К. «О работе МОКиН РК по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Калмыкия» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Разработку Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Республики Калмыкия на основе базовых национальных ценностей Российской Федерации.
Издание Указа Главы РК о государственно-конфессиональном партнерстве в области образования РК.
Издание Постановления Правительства РК об обеспечении оплаты труда педагогов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).
Поручить:
Заключение соглашения МОКиН РК с муниципальными органами местного самоуправления по сотрудничеству в сфере преподавания курса «ОРКиСЭ», проблемам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодёжи.
Осуществление систематического мониторинга запросов родителей и учащихся по выбору модуля курса; обеспечение гибкого перехода учащихся с одного модуля на другой по желанию.
Организацию и поддержку «горячей линии» МОК и Н РК по проблемам апробации курса ОРКСЭ, изучение и анализ обращений, освещение их в СМИ.
О работе ГОУДПО(ПК)С «Калмыцкий республиканский институт
повышения квалификации работников образования»
Заслушав доклад ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Мунчиновой Л.Д. «О подготовке педагогов по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Разработку инновационной образовательной программы повышения квалификации «Традиционные религиозные культуры» (в объеме 144 часа).
Поручить:
Создание научно-методического консультационного Центрапроблем преподавания основ мировых религиозных культур;
Осуществление модернизации содержания системы повышения квалификации путем введения обязательного модуля «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России» для всех категорий педагогов.
Введение в действие каскадной модели методической работы с учителями, преподающими курс «ОРКСЭ», и с учителями, работающими по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
РИПКРО организовать постоянное повышение квалификации педагогов и консалтинговое сопровождение работы ОУ по курсу ОРКиСЭ.
О работе тренеров-преподавателей
Республики Калмыкия
Заслушав доклад тренера-преподавателя Ефремовой И.М. «Роль тренеров-преподавателей по методическому сопровождению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать:
Дальнейшее повышение квалификации тренеров-преподавателей по традиционным религиозным культурам и освоению ими интерактивными технологиями;
Привлечение тренеров-преподавателей к руководству методической работой по курсу «ОРКСЭ» на муниципальном и внутришкольном уровне.
Об организации работы по апробации курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Республики Калмыкия
Заслушав выступления участников круглого стола и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Принять к сведению информацию.
Рекомендовать руководителям ОУ:
В рамках новой системы оплаты труда всемерно применять меры морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в апробации курса;
3. Поручить:
Включение школьных советов в деятельность по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
Организацию лекторий для родителей и лиц, их замещающих, по проблемам духовно-нравственного воспитания и развития детей в семье.
Из опыта работы учителей Республики Калмыкия, принимающих участие в апробации курса ОРКСЭ
Заслушав выступления учителей, участников круглого стола и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению:
Рекомендовать:
1.1. Разработку тематического планирования курса на основе внедрения блочной подачи учебного материала;
1.2. Активное внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, деятельностный подход в обучении.
1.3. Использование проектных методов, вовлекающих школьников в исследовательскую деятельность.
Дальнейшее совершенствование учебно-методического комплекса по ОРКиСЭ на основе возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
Резолюция принята единогласно участниками семинара-совещания, в работе которого приняли участие 55 делегатов.
Стенограмма
работы круглого стола
«Апробация курса ОРКиСЭ: опыт и проблемы»,
проведенного в рамках регионального семинара-совещания «Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы»
16 июня 2010 г. г. Элиста
1. Вступительная часть общения с участниками семинара-совещания
Ведущий: Проблемы духовно-нравственного воспитания не новы, достаточно сказать, что практически во всех учебных предметах затрагиваются проблемы духовно-нравственного воспитания и развития, в первую очередь, это учебные предметы: история, обществознание, литература, мировая художественная культура, курс «Основы мировых религий», музыка и др. В предметах гуманитарного цикла - литература, история, обществознание введены целые разделы, раскрывающие духовно-нравственные аспекты, в школах проходит обучение по спецкурсам «Основы православной культуры, «Основы буддизма». Но все мы понимаем, что этого недостаточно. Данные спецкурсы ведутся не повсеместно и процесс не носит системный характер. С 1 апреля 2010 года образовательные учреждения приступили к апробации нового курса. За этот промежуток времени было проведено 17 уроков. Сегодня, на заседании круглого стола мы рассмотрим ключевые, проблемные вопросы, касающиеся первых результатов апробации курса. В работе круглого стола принимает участие инициативная группа:
Шанкиева Г.Х., директор МОУ «Ачинеровская гимназия» Черноземельский район, Эрендженов А.В. директор МОУ «Русская национальная гимназия им Сергия Радонежского», Ченкураева Екатерина Николаевна директор МОУ «Калмыцкая национальная гимназия», Нармаева А.Б. учитель начальных классов, учитель модуля «Основы буддийской религии» МОУ «Троицкая многопрофильная гимназия», Манцынова Жанна Рудольфовна, учитель музыки, учитель модуля «Основы мировых религиозных культур» МОУ СОШ №12 г. Элиста, Моисеев Александр Иванович, учитель истории и обществознания МОУ «Прикумская СОШ» Черноземельского района.
Вопросы:
1. Создание условий для реализации курса ОРКСЭ в условиях ОУ.
2. Основные проблемы, возникшие в ходе апробации.
3. Достижения и успехи в преподавании курса ОРКСЭ.
4. Работа с родителями.
5. Информационное обеспечение курса.
Шанкиева Г.Х.: Пройден первый этап апробации учебного курса ОРКиСЭ. Хочу отметить, что данный процесс – это сложнейший педагогический эксперимент по знакомству учеников с тем пластом культуры человечества, которому школа долгое время уделяла недостаточного внимания. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Небольшая сложившаяся практика показывает, что включение в школьную программу нового курса является актуальным, так как проблема воспитания подрастающего поколения во всем мире и в нашей стране, в частности, требует воспитания толерантности и нравственной идентификации личности. Не секрет, что во многих учебниках истории сохраняются разделительные линии, ограничивающие возможности успешной социализации личности в многообразном, поликультурном, многоконфессиональном мире. В этом смысле, вводимый курс выгодно отличается комплексным, системным характером, знакомит учащихся с основами мировоззрений, опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Нармаева А.Б.: Известие о введении нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» появилось в СМИ в 2009 году и почти сразу это вызвало не только большой интерес нашего общества, но и споры.
В нашей гимназии была создана рабочая группа по организационно-методическому сопровождению эксперимента, был разработан план мероприятий по организации эксперимента, в который вошла и работа с родителями.
Тщательным образом были изучены материала и документы, полученные по новому предмету, и было принято решение ознакомить родителей учеников 4-ых классов с вводимым предметом. На первой встрече чувствовалось напряжение со стороны родителей. Однако, после выступления директора, завуча, родители получили подробное объяснение расписания в учебном плане для 4-ых классов.
Я была представлена как учитель нового предмета. Родители задавали разные вопросы:
1) Как будут оцениваться знания по новому предмету?
2) Будут ли учебники, пособия?
3) Какова стоимость пособий и т.д.?
По всем интересующим родителей вопросам они получали исчерпывающую информацию. Не скрою, мне было легче входить в качестве учителя нового курса, т.к. в этих классах вела «Граждановедение», «Калмыцкое прикладное искусство». Кроме того, как внештатный экскурсовод (стаж 30 лет) вывозила детей для ознакомления и посещения не только достопримечательностей Элисты, но и культовых сооружений (хурул, церковь, ступы, часовни). На заседании очередного родительского собрания родителям были розданы памятки и предложено 6 модулей обучения. Родители высказали инициативу по выбору: класс славянской культуры – модуль «Основы православной культуры», класс калмыцкой культуры – «Основы буддийской культуры». Со стороны администрации гимназии было предложено, что при возникновении сомнений, пожеланий родители могут обратиться к администрации гимназии или в министерство (был дан телефон горячей линии). По инициативе учителей и родителей в гимназии организован консультационный пункт, где родители могут получить помощь и индивидуальные консультации. Родители проявили живой интерес к учебно-методическому комплекту по курсу и, в особенности к впервые изданной книге для родителей. Хочу добавить, что книга для учителя – это целая энциклопедия, где даны и материалы, и глоссарий, и подробный указатель дополнительной литературы.
Эрендженов А.В.: Первостепенную роль в преподавании курса ОРКиСЭ играет качество учебно-методического комплекта. Апробированный на половину курс позволяет заявить, что в целом, УМК, состоящее из учебного пособия и медиа-диска для ученика, пособия для учителя, книги для родителя составлен грамотно и доступно для старшего младшего школьного возраста. Учебник интересен не только ученикам, но и родителям. Его просто приятно держать в руках. Медиадиск – настоящий методический подарок для учителей, хотя он рассчитан для учеников. Очень удобно по нему работать с использованием интерактивной доски. Это формирует дополнительный интерес учащихся к предмету. Особенно при проверке знаний (разделы «тренажер», «контроль»). К сожалению, не у всех учеников имеются дома компьютеры для закрепления знаний с использованием медиа-диска.
Однако, на наш взгляд, имеются и некоторые недостатки в учебном пособии. Первое, учебник перегружен информацией. Например, при изучении темы «Хранители предания в религиях мира» (модуль «Основы мировых религиозных культур») четверокласснику надо запомнить 11 терминов.
Не всегда даются четкие и понятные для данного возраста определения тех или иных понятий. К примеру, в уроке № 1 по теме «Россия – наша Родина» дается расплывчатое определение понятия «культурные традиции». В итоге, ребенок запоминает то, что идет после тире: «это богатство нашей многонациональной страны».
На наш взгляд, в учебнике необходимо больше использовать схем и таблиц, т.к. дети лучше запоминают визуально. В учебнике по основам мировых религиозных культур из 17 уроков только в одном приводится схема («схема внутреннего устройства православного храма», стр. 31).
Ченкураева Е.Н.: Известно, что курс вводится в учебный процесс в конце 4 класса – первой четверти 5 класса. Считаю, что это малый временной отрезок, так как дети с удовольствием изучали материал, буквально уроки проходили на «одном дыхании», этому способствовало многое: хорошо иллюстрированный учебник, полезный диск, доступна изложенная книга для родителей, справочные материалы для учителя. Полагаю, что с введением данного курса в программу 4 класса с первой четверти будет целесообразным, так как в возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. В это время происходит становление основы социального самосознания – пробуждение чувства взрослости, формируется новый уровень самосознания. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Безусловно, что невозможно привить растущему человеку моральные нормы, нравственность, только через несколько уроков. Ребенок должен быть включен в решение нравственных дилемм, в ситуации ценностного выбора.
Родители, учителя положительно восприняли принцип свободы выбора модуля обучения.
Несколько слов об учебно-методическом комплекте «Основы буддийской культуры»: пособие выполнено красочно, с учётом возраста учащихся, содержит большое количество иллюстраций. Электронное сопровождение даёт дополнительные возможности учителю, а, самое важное, ввожит ребёнка в понятный для него сегодня в мир цифровых технологий. Особую ценность имеет «Книга для родителей», которая является путеводителем для них в вопросах выбора и оказания помощи детям при изучении того или иного модуля, предполагает обращение ребенка к опыту близких ему людей – родителей, родственников, а также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. В целом по новому учебному курсу не предусмотрено выполнение объемных домашних заданий, требующих поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Важнее с воспитательной точки зрения оказалось живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных проблем как на уроках, таки в кругу семьи.
Хотелось обратить внимание присутствующих и на особую роль, которая отводится учителю. Его профессионализм, творческое отношение к подготовке и проведению занятий, интеллигентность, эрудиция, нравственные личностные ориентации – залог успешного продвижения ученика в духовно-нравственном развитии.
Манцынова Ж.Р.: В нашей школе в конце 3 четверти совместно с учителями было проведено родительское собрание, в ходе которого были обозначены цели и задачи курса, с родителями были проведены демонстрационные уроки. Были подготовлены и розданы анкеты для родителей, с помощью которых учитель более подробно изучил мнение родительской общественности. Родительское собрание, начавшееся с вопросов и ответов учителя, стихийно переросло в диспут, темой которого стало «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу». На первом уроке «Россия – наша родина» присутствовали родители, старшее поколение семьи. По окончании урока произошел обмен мнениями и предложена помощь со стороны родителей.
Необходимо отметить и такую особенность курса как доверительное общение между родителями и детьми с опорой на учебный материал. Считаю, что в таких беседах крепнут отношения между родителями и детьми. Практически каждый урок заканчивается домашним заданием, которое предусматривает совместное общение ребенка и родителей. Новый курс очень созвучен с внеклассной работой. Многие мероприятия последней четверти прошли, так или иначе, в русле нового курса. Задания на летние каникулы выбрали самостоятельно сами учащиеся: создание мини-проектов по темам «Праздники народов мира», «Мои любимые блюда», «О чём расскажет семейный альбом» и др. Курс дал толчок к новым идеям, в планах на будущий учебный год – провести межшкольный фестиваль. Главное идеей, которого продемонстрировать общечеловеческие нравственные ценности, которые объединяют человечество, независимо от национальности и вероисповедания.
Моисеев А.И.: В настоящий момент складывается методология нового учебного предмета, его технологии, методы и формы обучения. Мы стоим у истоков нового предмета. Поддерживаю предложение Мунчиновой Л.Д, о необходимости продолжения обучения учителей курса ОРКСЭ на курсах повышения квалификации по инновационным образовательным программам, обучение учителей работе с мультимедийным приложением к учебным пособиям курса.
Участники круглого стола высказали сожаление, о том, что на такой объемный курс отведено очень мало времени, занятия проходили 2 раза в неделю, отводилось мало времени для осмысления учебного материала. Конец 4 четверти «неудобное» время для курса.
Участниками круглого стола поднимались вопросы по обеспечению учебных занятий курса ОРКСЭ компьютерной техникой, т.к. компьютерные классы в школах загружены, не всегда имеется возможность воспользоваться техникой.