Показать
6 июня 2010 года в Элистинской классической гимназии прошел региональный семинар-совещание «Промежуточные результаты апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы», организованный Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия и ГОУ ДПО (ПК) С «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования». В нем участвовали руководители муниципальных органов управления образованием, руководители ОУ, тренеры-преподаватели, специалистов-кураторы, учителя, участвующие в апробации ОРКСЭ. В качестве гостей были приглашены представители традиционных религиозных конфессий РК.
Тренерами-преподавателями КРИПКРО была проделана следующая работа: 1) проведено предварительное анкетирование педагогов, участвующих в апробации курса. На основании данных анкет проведено обследование; 2) издан сборник творческих работ учителей; 3) создан банк данных уроков курса ОРКСЭ; 4) создан банк отзывов родителей, учащихся, учителей о ходе апробации курса; 5) создан банк творческих работ учащихся; 6) тренеры-преподаватели посетили уроки и родительские собрания; 7) проведены групповые и индивидуальные консультации для учителей; 8) подготовлен раздаточный материал для участников семинара, состоящий из разработок уроков, внеклассных мероприятий, разработок регионального содержания; 9) материалы, освещающие ход апробации в регионе были оформлены на демонстрационном стенде.
В Республике Калмыкия в эксперимент включены: 14 муниципальных образования, 174 общеобразовательных учреждения, 222 учителя, 2922 ученика начальных классов.
В программе работы семинара-совещания учителями, апробирующими курс были даны демонстрационные уроки и мастер-классы.
Учителя, участвовавшие в круглом столе, единогласны во мнении, что нацеленность на деятельностный подход, на интерактивные технологии позволяют активизировать знания учащихся, побуждая их не только накапливать новые сведения о традиционных религиозных культурах России, но и расширять свои познания о сопутствующих исторических фактах и культурных явлениях.
Опыт апробации курса в общеобразовательных учреждениях республики показал приоритетную роль в оценке промежуточных результатов обучения инновационных форм оценки.
Заслушав доклад ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Мунчиновой Л.Д. «О подготовке педагогов по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» и обсудив информацию, участники пришли к согласованному мнению о необходимости:
- Создания научно-методического консультационного Центра при КРИПКРО «Основы религиозных культур и светской этики»;
- Разработки инновационной образовательной программы повышения квалификации «Традиционные религиозные культуры» (в объеме 144 часа);
- Осуществления модернизации содержания системы повышения квалификации путем введения обязательного модуля «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России» для всех категорий педагогов;
- Введения в действие каскадной модели методической работы с учителями, преподающими курс ОРКСЭ и с учителями, работающими по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
В работе круглого стола ректор КРИПКРО Мунчинова Л.Д. отметила, что опыт преподавания курса показывает - дальнейшее преподавание предмета желательно поручить учителям начальных классов, т.к. именно они владеют психолого-педагогическими основами обучения и воспитания детей данного возраста, имеют педагогический опыт.
Участники семинара-совещания единодушны во мнении, что особенностью данного курса является организация взаимодействия всех заинтересованных сторон – органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, научных, религиозных, общественных организаций, школы, родительской общественности.
В докладах выступающих подчеркивалась мысль, что в современных условиях, с учетом имеющейся практики такого взаимодействия, оно включает, прежде всего, вопросы подготовки и экспертизы учебно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки педагогов, преподающих курс ОРКСЭ. Кроме этого, предметом взаимодействия являются общие вопросы интеграции учащихся в национальную культуру, воспитания, социализации в обществе, профилактики социальных девиаций и др.
Необходимо отметить, что нововведение вызвало огромный интерес у учителей общеобразовательных учреждений. Ранее в Калмыкии практиковался курс «Введение в религиоведение», в учебные планы отдельных ОУ введены предметы «Основы православной культуры», «Основы буддизма», «Введение в буддизм», поэтому, принятие на государственном уровне решения об апробации комплексного учебного курса «ОРК и СЭ», по мнению учителей, обеспечит ориентацию учащихся в области культуры религий и светской этики.
В целом участники семинара-совещания по обсуждению предварительных итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Калмыкия отмечают определенное положительное отношение к новому учебному курсу учащихся и родителей (законных представителей), о чём свидетельствуют позитивные отзывы учащихся и родителей о необходимости дальнейшего введения нового предмета. Родители в своих отзывах отмечают культурологический характер курса, обогащающий содержание обучения духовно-нравственными ценностями.