Обращение зам. Председателя Правительства РК - министра образования, культуры и науки РК Салаева Б.К.
Духовно-нравственное воспитание – миссия школы
В жизни школы Российской Федерации произошел крупный поворот в содержании образования. Впервые после длительного периода господства официального атеизма в общественной жизни нашей страны традиционные для России мировые религии выдвинули свои взгляды на усиление воспитательной функции школы. Не секрет, что за последние годы реформ системы образования воспитательная миссия школы была ослаблена и основывалась на проведении фестивалей, конкурсов и других мероприятий. Разумеется, и эти формы воспитания необходимы и полезны. Однако в их основе должны лежать духовно-нравственные ценности и те морально-этические ориентиры, которые объединяют многонациональные народы России. Благодаря усилиям Главы Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова Калмыкию, без преувеличения, можно назвать центром духовного возрождения многоконфессиональных народов республики.
В настоящее время разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в которой обозначены базовые национальные ценности Российской Федерации. Среди них – традиционные религиозные культуры. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поддержал инициативу лидеров традиционных российских конфессий о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Ведь, чтобы научиться по-настоящему уважать и понимать другую культуру, надо полюбить родную культуру.
Без преувеличения, огромная ответственность лежит на педагоге, которому доверено преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Я уверен, что педагоги Калмыкии проникнутся той особой ответственностью, которую возлагает на них само время, общество и государство.
Обращение религиозных деятелей к учителям Калмыкии.
Уважаемые педагоги!
Как известно, решение о проведении данного образовательного эксперимента принято Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в ответ на совместное обращение глав традиционных религий России. Калмыкия вошла в состав 19 регионов – участников эксперимента. Для всех нас это большая честь и одновременно особая ответственность. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, образовательный эксперимент «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс».
От успешной реализации образовательного проекта во многом зависит будущее нашей страны. В центре задач нового курса – воспитание ребенка, формирование в нем таких необходимейших качеств, как любовь к ближним, к родной земле, уважение к духовным традициям Отечества, утверждение правильного отношения к семейным ценностям, к труду, к защите Родины.
Несмотря на то, что многие из вас еще не имеют опыта преподавания религиозных культур, я убежден в том, что вы справитесь с поставленной задачей, если осознаете значимость этого дела и будете настойчивы в стремлении глубже познать духовную культуру наших народов.
Надеюсь, что с Божьей помощью осуществление образовательного эксперимента в Калмыкии будет успешным.
Дорогие педагоги!
Я всегда говорю, что учителя - это вторые родители, ведь они отвечают за будущее ребенка практически в той же степени, что отец и мать. В жизни подрастающего поколения педагоги играют очень важную роль: очевидно, что зачастую они проводят с детьми гораздо больше времени, чем сами родители.
Думаю, каждый согласится со мной: XXI век несет в себе еще больше трудностей, нежели век предыдущий. В наше время стало довольно проблематично научить подрастающее поколение правильному образу жизни, помочь сделать свою жизнь гармоничной. Однако в своем желании добиться счастья мы должны понимать, что нам необходима дисциплина - дисциплина, основанная не на страхе, а на подлинном сострадании. И такая дисциплина, истоки которой находятся в нравственном поведении и нравственной этике, должна прививаться как родителями, так и учителями. Этот подход не связан напрямую с той или иной религией, и наоборот: это тот путь, которого придерживаются люди, не являющиеся последователями той или иной веры.
В связи с этим на плечах учителей лежит очень большая ответственность: вы должны не только преподавать тот предмет, за который отвечаете, но также учить школьников, как найти путь к счастливой жизни. Становится все более очевидным, что для решения этих задач одной светской этики недостаточно. Именно поэтому на правительственном уровне было принято решение внедрить в систему российского образования предмет под названием "Основы религиозных культур и светской этики".
Я знаю, что педагоги претерпевают множество психологических и эмоциональных проблем в попытках воспитывать нынешнее подрастающее поколение. Но будет замечательно, если вы, посмотрев на конечный результат своей ежедневной работы, станете гордиться собой, ведь ваши усилия по-настоящему оправдываются.
Я выражаю глубочайшее уважение всем учителям и призываю вас прилагать всесторонние усилия в своих трудах на благо наших детей. Я желаю вам терпения, вдохновения, оптимизма в деле воспитания хороших лидеров и ученых в разных областях.
С молитвами о счастье всех живых существ,
Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче
Дорогие учителя!
«Духовное управление мусульман» Республики Калмыкия, а также мусульмане нашего региона хотели бы пожелать вам всяческих успехов в этом нелегком пути учителя. Вы выполняете важную роль в деле воспитания будущих поколений, в немалой степени от вас зависит наше с вами общее будущее. В связи с этим мы, мусульмане Калмыкии, очень рады, что в школах появился новый предмет, посвященный преподаванию основ всех мировых религий. Полагаем, что это, несомненно, даст свои благие плоды, и подрастающее поколение будет обладать базовыми необходимыми знаниями в этой очень важной для сознательного человека области. В нынешнее время мы являемся свидетелями большого количества преступлений, насилия и несправедливости. Это результат духовной слепоты, невежества людей. Мы видим, что важную роль играет здоровое мировоззрение, правильные ценности в жизни, а справедливые законы и их четкое исполнение будут логическим следствием здорового гармоничного общества. Мировоззрение человека формирует всю его жизнь, ее качество, характер, ее влияние распространяется и на экономику и политику. Понимание универсальных духовных и нравственных принципов всех мировых религий должно ясно показать всем школьникам, где лежит точка объединения людей и преодоления конфликтов и проблем общества.
Надеемся также, что вы, учителя учебных заведений, сами глубоко проникнитесь сутью религий и, обнаружив их ядро, сможете донести до школьников смысл, добрую весть, воспользовавшись для этого своим опытом, знаниями и учебной методикой. Желаем вам всего наилучшего, успехов в работе и большой пользы ученикам от вашей преподавательской деятельности.
С уважением, Заместитель Председателя
Централизованной религиозной организации
«Духовное управление мусульман»
Республики Калмыкия Калабегов А. М.
Слово ректор ГОУДПО(ПК)С «КРИПКРО», к.п.н., Заслуженный учитель Российской Федерации Мунчиновой Л.Д.
От школы знаний – к школе духа.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Впервые о модернизации России заговорила церковь. При этом речь шла не о модернизации экономики, управления, других сфер жизни, а о модернизации человеческих отношений, этических, духовных, нравственных, поведенческих сторон человека».
Словом, пока не будет происходить модернизация человека, не будет ни инновационной экономики, ни подлинного патриотизма – Россия не воспрянет!
Все наши беды – от низкого уровня человеческих отношений, человеческих проявлений, того смысла, которое человек вкладывает в своё бытиё.
Ведь и в техногенных катастрофах, свидетелями которых мы всё чаще и чаще являемся, решающую роль играет человеческий фактор.
Если нравственность будет оторвана от политики, экономики, экологических проблем использования природных ресурсов, других аспектов жизни общества, то это и будет означать глубокий кризис человеческой личности, ведущий не к творческому созиданию, а к разрушению человеческой цивилизации в целом.
Смею утверждать, что жизнеспособна та человеческая цивилизация, которая живёт по духовно-нравственным законам, имеет в своей основе истинные ценности, передаваемые и приумножаемые трудом, силой мысли от поколения к поколению в течение тысяч лет.
Эти ценности способны развивать внутренний, творческий потенциал человека, его активную жизненную позицию, стремление человека преобразовывать прежде всего себя и только через это – окружающий его мир.
Школа – фундаментальная основа бытия и развития любого народа. И именно в ней растущий человек может заложить в себе истинную, непреходящую систему духовных ценностей, сформировать способность морального выбора в духовно-нравственной системе координат на протяжении всей своей жизни.
Ведь нравственность человека – это и есть критерий истины.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это ответ системы образования на острые проблемы кризиса человеческой личности, смысла её бытия в человеческом сообществе.
Сейчас в условиях глобализации остро встаёт вопрос – что завоюет сердца юных россиян? Ценности истинные, непреходящие или мнимые в виде современного язычества: идолопоклонства, культа денег, стяжательства, нетерпимости, ксенофобии и других пороков современного общества.
Это один из ответов на вопрос «Что такое наша новая школа?» Будет ли она воспроизводить человекороботов, знающих и умеющих многое, или человека высокого предназначения, способного к прогрессивному изменению себя и мира. От школы знаний – к школе жизни, школе духа – вот путь преображения самой школы.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» заставляет пересмотреть наш взгляд на педагогику школы: она должна превратиться в педагогику веры, веры в растущего человека, веры в самого педагога.
Ведь «Основы религиозных культур и светской этики» - это не просто передача знаний как социально-исторического опыта человечества, а прежде всего то количество и характер знаний, которое должно быть в действенном обороте, в основе мышления и нравственного поведения воспитанников.
Таким образом, введение «ОРКиСЭ» позволяет сделать важный шаг на пути превращения педагогики в прикладную философию, то есть науку, основанную на знании основ бытия.
В Республике Калмыкия, в отличие от других экспериментальных регионов, избравших в основном основы светской этики, родители и ученики выбрали 3 учебных мономодуля:
- основы православной культуры;
- основы буддизма;
- основы исламской культуры.
На наш взгляд, погружение ребёнка в свою исконно родную культуру позволит, вопреки другим ожиданиям и рискам, преодолеть переживаемый сейчас остро кризис национальной идентификации, сформировать на этой основе диалог культур. Как уже показал опыт реализации данных модулей, традиционные религиозные культуры являются одним из ведущих базисов духовно-нравственного развития и воспитания в школе будущего.
Однако в этой школе все цели, а не одни лишь элементы системы должны быть обращены на развитие и становление человека, не только культурного и цивилизованного, но прежде всего, свободного и нравственного. Для учителей и всех других предметов открываются новые возможности педагогического творчества, приобретения нового опыта, совершенствования систем и методик в области духовно-нравственного развития школьников.
Прочность фундамента новой школы в её вневременной, внеидеологической сущности тесно связана с теми духовными ценностями, которые представлены традиционными религиозными культурами.
Таким образом, строить новое здание новой школы нам предстоит сообща не только с педагогами, родителями, другими заинтересованными силами общества, но и с религиозными конфессиями, выразившими своё небезразличие к судьбам наших детей, нашего Отечества, пути собственного образовательного назначения в обществе. При этом лидеры традиционных для России мировых религий солидарны в том, что обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры – не путь к клерикализации общества, но дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, и в конечном счёте – к стабильности государства.
Мы надеемся, что обращение к традиционным религиозным культурам позволит построить здание образования, теперь уже по всем «архитектурным нормам» - прочное, на века, в котором труд будет прежде всего методом – методом педагогического поиска, педагогического строительства веры, духовности, смысла бытия в каждом растущем человеке.
Для нас религиозные конфессии – наши соработники в деле воспитания подрастающего поколения. С их участием мы хотим по–новому построить систему духовно-нравственного воспитания, в которой главной целью станет формирование у детей и учащихся потребности жить осмысленно и одухотворенно, по правде и по совести.
ОРК и СЭ как переходный мост к традиционному воспитанию. Бадма-Горяева Маргарита Борисовна, учитель начальных классов МОУ «ЭГ № 8 имени Н.Очирова» г. Элиста.
Я считаю, что курс ОРК и СЭ, действительно, требование времени, т.к. среди огромного количества возникших в постперестроечное время проблем наиболее актуальной для всего российского общества стала проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищенными членами российского общества, охваченного системным кризисом. Наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали распространенными явлениями в России, где еще сравнительно недавно важнейшим формирующим фактором признавался авторитет государства, общества, законодательства, морально-нравственных установок.
Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов.
Утрата единой общегосударственной идеологии, а вместе с ней и крушение прежней, прочной и за многие годы уже тщательно проработанной по принципу единства формы и содержания системы мировоззренческих, морально-этических и художественно-эстетических ценностей и идеалов, подорвали психолого-адаптационные и воспитательные ресурсы отечественной системы образования и нарушили единство образовательного пространства России.
Пережитая нами замена идеологической системы советского государства идеологией идивидуализма, потребительства, вседозволенности оказала разрушительное воздействие на качество обучения, воспитания, на психологическое и физическое состояние подрастающего поколения.
Курс ОРК и СЭ, по моему мнению, является переходным мостиком к традиционному воспитанию в обществе, которое состоит из трех вершин
Думаю, что введение этого курса сплотит в единое целое школу, семью и общество, которые в данный момент разобщены и существуют автономно друг от друга.
И еще одна причина, по которой необходимо введение этого курса – это использование диалога ученика и учителя на уроке, т.е. педагогики сотрудничества, когда учитель забывает, что он учит, а дети забывают, что их учат, т.к. они заняты одним общим делом. Ведь те знания, которые получают в процессе изучения содержания этого курса, новы не только для учеников, но и в большинстве своем и для учителя.
Закончить свое эссе хочу словами ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Выступая за введение школьного предмета «основы православной культуры», который не устану повторять, является не религиозной, а культурологической дисциплиной, церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации».
И хотя он говорил об «Основах православной культуры», думаю эти слова можно отнести ко всему курсу ОРК и СЭ.
Рассуждение о новом предмете... Боваева Мацак Натыровна, учитель начальных классов МОУ «Целинная СОШ» Целинного района.
Боваева Мацак Натыровна,
Задачи этого курса – остановить послевкусие. Чтобы по его завершении у детей возникло ощущение, что храм – это естественная часть нашей жизни. Не сенсация, не экзотика, а что-то привычное. Чтобы человек знал и помнил, что, кроме того, что он видит в зеркале, ещё у него есть его душа.
Диакон Андрей Кураев
Сегодня наше общество тихо и незаметно для себя наконец решило давний спор, надо ли на школьном уроке говорить о Боге. Надо. О Боге, в которого верит и которому молится наше многонациональное и многоконфессиональное общество. И говорить – аккуратно, вдумчиво, спокойно, без пафоса и пренебрежения.
Видимо, пришло время вместе с правилами умножения многозначных чисел рассказывать и о многообразии религиозных культур. Рассказывать о ценностях, дарованных нам самой жизнью, о праве каждого молиться своему Богу, об уважении к другим.
О новом предмете рассуждать можно много. Польза очевидна, но есть противоречивые моменты. Смущает одно – сроки. На всё про всё отведено только две четверти. Достаточно ли времени мы даём детям осмыслить сложные религиозные знания, понять культурологические термины, которые не пощупаешь руками?... «Осознать, впитать… Понятно, что потом «отмониторят», проверят, сделают выводы. А потом что? Ростки успеют дать всходы? Решат ли две четверти проблему национальной розни, шовинизма и национализма? Если бы бритоголовые имели хотя бы малейшее представление об исламе, стали бы они забивать до смерти таджикскую девочку? Или это уже другая плоскость, другая проблема? Пока вопросов больше, чем ответов.
В моём классе два ученика, мальчик и девочка, оба калмыки. Цельного представления о буддизме не имеют. Думаю, это знание возвысит в их глазах религию предков. Так же они узнают, почему мусульмане молятся в сторону Мекки, а христиане осеняют себя крестом. Смогут приблизиться к духовности, пропустить через себя, через религию, многое понять в жизни и определиться с жизненной позицией. Хочется верить, что новый комплекс духовно-нравственных предметов поможет решить главную задачу – воспитать личность и ответственного гражданина. И пусть это произойдет как можно раньше.
Здоровой может быть только нравственная нация ... Ворожбитова Людмила Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Элиста.
Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что призывать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно.
«Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва, в них его корни; оторвать его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга – В.О. Ключевский («Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства»).
Зададим себе вопрос, что такое история народа, история родной земли?
Это и длительный процесс формирования сознания общественности и перспективных целей народа, в том числе – через взаимоотношения с другими народами. Это – процесс выработки в народе как единой общности особого характера, который проявляется во всем: в способах хозяйствования, в ремеслах, в типе одежды, формах танцев, в манере повседневного и праздничного поведения.
Ратный труд и хлебопашество, молитвенное подвижничество в монастыре и созидательное ежедневное напряжение мирной жизни в городах и селах – все это равноценные слагаемые истории народа. Только в результате осмысленного, целенаправленного, жизнеутверждающего творчества каждого великого и малого сына и дочери народа – создается его, народа, историческое духовное и материальное наследие, которое в свою очередь, становится фундаментом для созидательного исторического труда следующих поколений.
Следовательно, задача учителя состоит не в том, чтобы дети «выучили историю» народа в датах и фактах. А в том, чтобы они поняли ее нравственный смысл.
Все наиболее важное, чем обладает человечество, - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.
Духовность личности – это система ее ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. И задача моя, как учителя:
2. Формировать у ребенка способность анализировать свои поступки, опираясь на духовный эталон.
3. Поддерживать в детях убеждение, что для того, кто стремится к духовности, весьма важно соблюдать «чистоту внутреннего жилища».
4. Воспитание стремления приумножить свои положительные качества и избавляться от плохих.
Преподавание литературы, истории, музыки, ИЗО и других школьных предметов невозможно без знания основ традиционной отечественной культуры. История духовного развития русского народа, становление его нравственности, культуры, семьи, быта, государственности всегда были связаны с православной христианской верой. Жить по заповедям Божьим - это идеал христианского воспитания, это путь к святостям. Моя главная задача – дать представления учащимся, связанных с основными отечественными традициями, и направить внимание ребенка к окружающему миру и к себе. И знание основных православных (и др. конфессий) ценностей поможет и сегодня быть более толерантным и творчески активным человеком.
Посещение детьми храмов, часовни, Животворящего Христа Господня, ступы – нельзя не указать на их могучее влияние как предметов истории и культуры своего народа. Прослушивание духовной музыки, встречи со священниками церкви, проведение национальных праздников – все это и есть приобщение к духовности.
Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его историческому прошлому. На этой основе возникает понимание культурно-исторического единства в развитии человечества. Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические нормы. Искусство и культура каждого народа самобытны и неповторимы.
Знакомство с народным творчеством убеждает, что народ с древнейших времен жил с высокой правдой и красотой в душе.
Беседы о мастерах – художниках помогут детям понимать художественную культуру народа, а также получить знания, которыми они будут руководствоваться своей практической деятельности.
Изучая тему «Заповеди», убедить детей в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить ребятам возможность понять гуманную суть вечных заповедей. Сказать им, что традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью и с другим серьезным опытом предшествующих поколений. Вот некоторые заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, и благ и долголетен будешь на земле». - Тут же вопрос: «Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле? По заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?» И я думаю, что после такого изучения заповедей, дети задумаются о своем поведении. Это и есть духовно – нравственное воспитание младшего школьника.
Именно религия дает нравственные законы, по которым живет общество, формируются обычаи, ориентирует в духовных и творческих поисках.
И нашей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто от нас должен получить вековые ценности народной жизни.
Если мы не справимся с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они будут извращены и задушены безнравственностью, своекорыстным стремлением к наживе любыми средствами.
Здоровой может быть только нравственная нация, а нравственность базируется на религиозных ценностях. Поэтому для здоровья нации нужно развитие воспитания на основе традиционных религий.
С какими душами войдем в будущее мы? Закурнаева Вера Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г.Элиста.
Вот уже два десятилетия Россия живет в условиях беспрерывных реформ. Не утихают споры о путях дальнейшего развития страны. Политики, ученые и публицисты отстаивают и сопоставляют различные модели общественного устройства, всевозможные проекты реорганизации экономики, финансов, государственной системы. Но удручающе мало при этом говорится о самом главном – с какими душами войдем в будущее мы, войдут наши дети, наши внуки.
Между тем исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния.
Это ясно понимали мыслители прошлого. Позволю себе сослаться на мнение одного из наиболее образованных людей своего времени – святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, жившего в IVв. Святой Иоанн говорил, что «если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний».
Великий педагог К.Д. Ушинский писал о том, что религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог.
Забвение нравственных принципов, складывающихся веками, привело к моральной деградации российского общества.
Неотъемлемая часть национального достояния России – заветы подвижников Русской Православной Церкви. Одним из могучих центров духовного просвещения на протяжении нескольких веков была знаменитая Глинская пустынь, основанная на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В Глинскую пустынь, находившуюся в Курской губернии, стекались паломники со всей России. Обитель славилась своими старцами, к которым шли за утешением, советом и поддержкой в трудную минуту. После Октябрьской революции Глинская пустынь подверглась беспощадному разгрому. Восстановление монастыря началось лишь в середине 90 годов прошлого века.
Глинские монахи считали заботу о благе отечества священным долгом христианина. Пустынь вела широкую патриотическую деятельность. В годы русско-турецкой войны (1877 - 1878г.г.) в монастырской больнице размещался лазарет для раненых солдат. В годы Первой мировой войны пустынь отправила на фронт 75 послушников и двух священников для удовлетворения религиозных потребностей воинов. В монастыре был устроен лазарет для раненых, а также приют для детей погибших. Пустынь образовала столярную, сапожную и швейную мастерские для увеченных воинов. Обитель жертвовала большие деньги на содержание госпиталей, на обустройство беженцев, посылала на фронт продукты, одежду, обувь, белье. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на скудные условия жизни, монахи пустыни помогали нашей армии деньгами, продуктами, жертвовали средства на пропитание семей, оставшихся без кормильцев, и сирот.
Дети и в военное, и в мирное время были предметом особой заботы Глинского монастыря. Ярким примером благотворительной деятельности пустыни, проявлением деятельной любви к ближним было создание Дома трудолюбия для обучения ремёслам и грамоте крестьянских мальчиков-сирот. Дети обучались сапожной, портняжной, токарной, столярной, иконописной и др. специальностям. Забота о детях выражалась и в том, что монастырь неоднократно жертвовал крупные суммы денег на развитие народного образования в Курской губернии, книги, издаваемые обителью, пополняли фонды школьных библиотек.
Сегодняшние школьники воспитываются родителями, чье становление как личностей происходило в условиях атеизма, поэтому необходима серьезная работа со взрослыми, предваряющая обучение детей основам православной культуры. Поэтому очень актуально введение в наших классах курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Обществу необходим духовно воспитанный человек. Каратаева Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Оватинская СОШ» Целинного района.
Одной из приоритетных задач нашего образования на современном этапе является воспитание высоконравственного гражданина. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. И поэтому эксперимент по введению в образовательную систему курса «ОРК и СЭ» сейчас, на мой взгляд, очень своевременен.
Эксперимент начинается в русле новых образовательных стандартов, и, конечно же, как и все новое вызывает много политических, научных и религиозных споров о возможности соприкосновения с образованием в том виде, какое оно сейчас у нас есть, с религией. Несколько лет назад мы даже не допускали мысли о том, что воспитывать патриотизм, гражданственность, толерантность мы можем под воздействием религиозных культур. В этой связи мне хочется вспомнить слова В.И. Вернадского: «То, что вчера казалось научно невозможным, завтра может оказаться научно необходимым». Ведь именно сейчас, когда происходит смена ценностных ориентиров, после «духовной дыры» 90-х годов необходимо формировать у детей уважение к культурам и религиозным традициям народов многонациональной России, потому что сейчас мы часто встречаем столкновения носителей разных культурных традиций, хотя, при всем различии религий, в проповедуемых ими ценностях очень много общего, и необходимо, чтобы наши дети это знали, ведь всякому обществу необходим человек духовно воспитанный, для которого главной ценностью является человеческая жизнь.
Конечно, новый курс не может сразу, как волшебная палочка, изменить нравственный облик ребенка, но он дает нам более широкие возможности способствовать этому. Школьник не только получает новые знания, он их анализирует «пропускает через себя», сравнивает, что есть добро и зло. И уровень этого понимания зависит от нас. Наша задача – показать ребенку всю широту Мира. И что, несмотря ни на что в мире, есть Свет и Любовь.
Обращаясь к национальным, этническим истокам ... Лиджи-Горяева Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Бага-Бурульская СОШ» Ики-Бурульского района.
Духовно-нравственное воспитание учащихся давно стало одной из составляющих всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Освободившись от оков идеологии, навязанной образованию советской эпохой, школа оказалась в тупике: какой быть ей, когда утрачены былые ценностные ориентиры, а новых пока нет?
Выход был найден: обратиться к национальным, этническим истокам, т.е. всему тому, что определяет основы духовной жизни нации, духовного её опыта. И такая направленность образования поставила учителя перед рядом организационных задач: как воспитать у школьников интерес, уважение к родным корням, как побудить их к поиску смыслов ценностей, способу самореализации; решить, как методически подготовить себя учителю, какие средства необходимы для реализации педагогических проектов. И учитель стал не только соавтором, но и автором программ, учебников, дидактических и раздаточных материалов по внедрению национально-регионального компонента, понимая, что не может быть общероссийского без своего, национального.
Сегодня, когда интернациональное, гражданское становление личности как представителя Российской Федерации приобретает особое, актуальнейшее значение, важно показать школьникам истоки культур народов, раскрыть всю полноту тематических, идейных, эстетических связей этих культур.
Введение курса ОРК и СЭ в школе – это веление времени, это, на мой взгляд, новый виток в педагогике, являющийся логическим продолжением существующей в республике системы воспитания.
Какой бы из этих модулей ни был выбран родителями и ОУ, все они имеют общие цели и задачи: привить учащимся понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции и т.д.; познакомить их с основными нормами светской этики и религиозной морали; раскрыть значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; воспитывать в детях любовь и уважение к Отечеству, чувство патриотизма.
Несомненно, что новый курс ОРК и СЭ отвечает требованиям не только времени, но и настроениям нашего учительства.
Среди важнейших задач на первое место выдвигаются воспитательные и развивающие задачи:
- обогащение духовного мира школьника;
- воспитание его чувственной сферы, чтобы не допустить деформации детских душ, уберечь их от обрастания «моральным жирком» равнодушия и цинизма.
Радует то, что курс в достаточной мере оснащен программами, учебниками, наглядным материалом, методическими рекомендациями для учителя.
Свои уроки мы будем создавать с помощью живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтических и прозаических текстов, наглядности, игровых ситуаций. Курс ОРК и СЭ возлагает на учителя огромную ответственность за результаты его деятельности.
Семья не должна остаться в стороне от данного курса, ибо роль семьи в нравственном воспитании детей первостепенна. В семье формируются определенные моральные устои и первые нравственные понятия.
Вместе с родителями мы будем раскрывать лучшее в детских душах, пробуждать в них любовь, сострадание, совесть, трудолюбие, воспитывать чувство долга и чести, ответственность, то есть все то, что представляет шкалу общечеловеческих ценностей. То, каким будет новый человек третьего тысячелетия, зависит от нас, учителей, «сеятелей разумного, доброго, вечного».
Гражданское становление и духовно-нравственное воспитание. Макарцова Елена Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» г. Элиста.
В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины
были не просто понятны, но и стали бы
целью жизни каждого человека, предметом
собственных стремлений и личного счастья.
Свадковский И.Ф.
На мой взгляд, это замечательно, что дети будут в школе изучать основы религиозных культур и светской этики. Будем надеяться, что такое поколение вырастет толерантным и не будет презирать друг друга из-за цвета кожи и формы глаз.
Во многих странах Европы и мира ведется прямое преподавание религии, осуществляемое по выбору учащихся и их родителей, и нигде такое преподавание не приводит к межрелигиозным конфликтам. Более того, оно помогает строить добрые отношения между людьми разной веры и национальности, поскольку, когда человек знает собственную веру и одновременно учится уважать традиции тех, кто рядом, это, по-моему, многократно укрепляет межрелигиозный и межнациональный мир. Впрочем, в России дискуссия о преподавании ОРК и СЭ была и остается достаточно напряженной. Вот почему я считаю очень мудрым принятое нашей Церковью еще много лет назад решение о том, что школам нужно предложить курс «ОПК». Это поможет детям лучше знать и понимать свою духовную суть, традиции своего народа.
Побывав на XVIII Рождественских чтениях в Москве, я поняла: главное – овладеть не фактами, а стратегией преподавания. Надо помнить, что религия может не только объединять, но и разделять. Поэтому особый акцент надо делать на вопросах толерантности, уважения к культурным различиям и особенностям, подчеркивая не столько различия, сколько схожесть, например, рассказывая о религиозных праздниках, показать, что нечто похожее есть и в других религиях.
Читатель моего эссе наверняка подумает, почему я делаю упор на религиозный аспект данного курса.
Все дело в том, что дети из моего класса выбрали только два модуля: Основы православной и буддийской культур. Конечно же, в основном это был выбор их родителей, которые посчитали, что без знания культуры своего народа невозможно уважительно относиться к культуре других народов.
Но все-таки есть в преподавании ОРК и СЭ и свои опасности, например, опасность вмешательства в частную жизнь учеников и их семей. Об этом очень подробно рассказал профессор А. Кураев.
На самом деле спор о том, говорить ли со школьниками о религии, был лишен смысла изначально. Тема эта уже присутствует и навсегда останется в нашей школьной программе. Прежде всего потому, что избегать разговора о ней на уроках истории и литературы можно было лишь в усеченных цензурой неполноценных курсах гуманитарных дисциплин, царивших в советской школе, а современный учитель должен знать сам и уметь объяснять ученикам, смысл евангельских эпиграфов Бунина, Толстого, Достоевского. К тому же сегодня религия играет все большую роль в жизни нашего общества, о возможных межрелигиозных конфликтах говорят все громче, и, мне кажется, единственный способ их преодоления – рассказать о настоящем христианстве, буддизме, исламе, вместо того, чтобы отдавать эту тему на откуп проповедникам-экстремистам.
Я думаю, вопрос сегодня состоит не в том, говорить или нет о религии, а в том, как именно это следует делать.
Разумеется, не следует ждать чудес. То, насколько успешным будет новый курс, зависит от многих факторов – ответственности педагогов, позиции родителей, заинтересованности учеников… Поэтому оценка действительной эффективности нового предмета – дело очень тонкое. Ведь и сейчас из наших школ выходят (благополучно) одиннадцатиклассники, знающие лишь то, что Пушкин был поэт, а Тургенев написал «Му-Му». Но разве это повод отменять школьный курс литературы?
История уже многократно доказала, что уход государства от духовно-нравственного воспитания опасен для него. После перестройки перестало быть очевидным, к каким духовно-нравственным ориентирам российские педагоги должны вести молодых людей. Только сейчас государство и общество, к счастью, начали определять эти ориентиры: развивается гражданское образование, направленное на воспитание активных граждан; принята Национальная доктрина образования, определяющая социальную роль образования, утверждена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом целью разрабатываемых новых стандартов образования определены гражданское становление и духовно-нравственное воспитание.
Сохраним культуру для наших детей! Маяцкая Любовь Ивановна, учитель начальных классов «МОУ СОШ № 2» г. Элиста.
Посейте поступок – пожнёте привычку,
посейте характер – пожнёте судьбу.
(У. Теккерей)
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, сохранение её в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Как решать поставленную задачу в многонациональной стране?
Необходимо восстановление исторической памяти всех народов России, знание и понимание своей культуры каждым её народом. При этом надо учитывать, что, изучая культуру родного народа, мы узнаем свою собственную человеческую сущность. По-настоящему понять своеобразие родной культуры можно только тогда, когда сравнишь её с другими культурами. И увидишь, как много общего в разных, даже далёких культурах. Как по-разному это общее выражается в разном культурном наследии.
Культуры всех народов России и мира всегда находились и находятся сейчас в сложных связях между собой. Тут две причины. Первая – родственное происхождение многих культур. Вторая – исторические контакты народов друг с другом. Практически все народы мира объединены общей человеческой историей, культура каждого народа при всей своей самобытности включает в себя – одна больше, другая меньше – многообразие мирового культурного опыта.
Новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» должен помочь учителю и его воспитанникам осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. При этом надо отчётливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого потребуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.
Данный курс на конкретном материале покажет, что жизнеспособность народа зависит от трёх важнейших условий. Во-первых, это умение людей осознавать и строить свои взаимоотношения с природной средой. Во-вторых, понимание каждым необходимости взаимной смены и духовной преемственности поколений в основе основ народа – в семье. В-третьих, это динамичность исторической жизни народа, становление, развитие и сохранение лучших черт национального характера в тесном взаимодействии с другими народами.
Цели курса:
2. Развитие проектных способностей детей. (Конструирование идеала, который детям хотелось бы осуществить в будущем. Это соответственно идеал отношения ребёнка к вере; к семье; к природе; к народу; к родной земле, миру). Детям важно понять, что идеал необходим. Человек должен видеть высокую перспективу. Учиться проектировать собственное будущее необходимо каждому человеку. Но важно, чтобы это умение имело точкой отсчета не субъективной произвол эгоиста, а позицию личности, духовно, эмоционально, нравственно, эстетически, интеллектуально развитой.
3. Развитие аналитических способностей и воображения.
Построение курса с фокусированием внимания на основных формах бытия – вера, религия, природа, общество, человек, с ориентацией на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, особенного, единичного – эффективный способ развития мышления детей. Уникальный материал традиционной культуры даёт богатейшие возможности для этого. О необходимости воображения для становления интеллекта ребёнка сейчас очень определённо говорят все психологи.
Цель курса – освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной культуры и проектирование на этой основе собственного будущего.
На богатейшем (и часто уникальном) местном материале можно конкретно и убедительно показать детям, как складывались взаимоотношения между соседними культурами в прошлом, как культуры разных народов России изменялись под влиянием друг друга. И как полноценна и многообразна может быть духовная жизнь школы и края сейчас – при свободном развитии и освоении каждой народной культуры в условиях уважения и цивилизованной терпимости друг к другу.
Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать, жить для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью. ( П. Гольбах).
Предмет, необходимый как воздух... Моисеев Александр Иванович, учитель истории «Прикумской СОШ» Черноземельского района.
Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывает самую неоднозначную реакцию со стороны российского общества, от полного одобрения до полного неприятия. И защитники, и оппоненты приводят в свою пользу много аргументов. Разброс мнений колоссальный. Об этом можно судить, даже анализируя мнения, которые высказывают иногда на лекциях, но чаще в кулуарах слушатели данного курса, которые будут преподавать данный предмет в своих школах. Часть из них сомневается в успехе, высказывает свое неверие в положительном результате, считая эту работу почти неподъемной. Это проблема. И это, несмотря на то, что все в обществе, в том числе и учителя, прекрасно осознают, в какой «духовно-нравственной бездуховности» оказалось нынешнее молодое поколение, все понимают, что у российского общества нет будущей перспективы в положительном смысле, если эта задача, а именно возрождение духовности на основе традиционных религиозных ценностей, не будет решена. Примечателен один факт. В разговоре со мной мой одноклассник (52 года), который живет в п. Комсомольский, сказал, что, как только стемнеет, он носа не суёт на улицу, потому что молодежь, мол, распоясалась, что небезопасно для жизни ходить ночью по поселку, в котором он родился и вырос.
На мой вопрос, что на улице ведь Ваши дети и внуки, неужели их не останавливают даже седина человека, он безнадежно махнул рукой. А как оценить случай, который произошел в г. Волгограде. К нам по доброй воле восстанавливать православный храм приехали волонтеры из Польши. Когда одна часть храма была восстановлена, строители должны были перейти к реставрационным работам во второй части храма, но неожиданно увидели, что кто-то ночью краской замазал росписи, восстановленные накануне. Польские реставраторы ушли, оставив горечь и недоумение: «Русские, что же вы делаете?!»
«Цивилизованный духовно-бедный варвар», то есть человек, получивший прекрасное образование, но духовно бедный, не способен создать гармонично развитое общество, в котором каждый человек смог бы реализовать свои потребности - и материальные, и духовные, и идеальные.
Давайте вспомним советскую систему. Духовно-нравственное воспитание людей было системным, начиналось с раннего возраста и продолжалось всю жизнь. Можно спорить, что было хорошо, а что плохо, но нельзя отрицать, что это воспитание давало положительные плоды. Много ли сегодня найдется П. Морозовых, Н. Гастелло, А. Матросовых, Э. Деликовых, людей с большой буквы, готовых ради других отдать самое ценное, что у них было, – свою жизнь. Мне довелось быть свидетелем спора между двумя друзьями детства. Один из них неосторожно осудил поступок Павлика Морозова, подошел к его оценке с точки зрения семейно-плановых отношений. Реакция второго была неожиданно бурной: он чуть было не с кулаками бросается на друга, защищая честь давно погибшего подростка. При этом он мотивировал свое мнение тем, что подросток отдал свою жизнь за счастье других людей, за светлое будущее. Вот это осознанные ценности!
Да, подводных камней в этом курсе достаточно – и довольно маленький возраст детей (все-таки младшеклассники), и сложность формирования духовно-нравственных ценностей, и элемент не особо высокой подготовленности учительского состава, и трудности привлечения к этой работе задавленных нуждой и погоней за достатком родителей, и балансирование на грани религиозного и светского начала, и секвестированность проблемы временным интервалом (4 ч. 4 кл. и 1ч. 5 кл.). Да это все имеет место быть.
Но подумайте о конечной цели! Ведь она благородна. И я хочу верить, что большинство сегодняшних четвероклашек, когда вырастут, будут походить на П. Корчагина и скажут: «Я хочу прожить свою жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое …»
Поэтому моя точка зрения однозначна: этот предмет необходим нашему обществу, как воздух.
Назрело, надо, срочно! Олюшева Татьяна Эрдниевна, учитель истории МОУ «Оргакинская СОШ» Ики-Бурульского района.
Когда я узнала о введении курса «ОРК и СЭ» в программу школьного образования, у меня возникли чувства, которые нельзя назвать однозначно положительными и отрицательными: сначала удовлетворение (ну, наконец-то!), потом тревога (что из этого выйдет?), недоумение (так сразу, в конце учебного года?!). Курсы по ОРК и СЭ внесли ясность и определили мое окончательное отношение: назрело, надо и срочно! И ничего страшного в этом нет. Да, сложно, да, много работы с родителями, общественностью, но ожидаемый результат того стоит. Мы, учителя, имеем возможность сравнивать учеников-подростков 80-х годов XX и начала XXI века. Сравнение явно не в пользу сегодняшнего поколения молодых: утрачены былые ценности, на смену им пришел «золотой телец», в возможности которого твердо уверовала молодежь. Если раньше высшей ценностью семьи являлось взаимопонимание, чувство локтя, то теперь – материальное благосостояние. Мои вчерашние ученики, создав семьи, не рожают больше одного ребенка: столько мы можем обеспечить! Не воспитать, а обеспечить!
Чем привлекает меня курс ОРК и СЭ? Тем, что основополагающими понятиями курса являются толерантность, взаимоуважение культур, духовно-нравственные ценности. Я считаю, что введение нового курса дает возможность государству через школу влиять на семью, воспитывать родителей, поскольку проблема лежит именно в семье. Красной линией через весь курс, через все модули проведено золотое правило нравственности. В ходе обсуждения данного курса с родителями я слышала опасения, что изучение разных религиозных культур приведет к расколу подростков. Нет, я твердо уверена, что курс призван показать, что все религии имеют место быть, все они уникальны и в тоже время одинаковы. Дети, изучившие основы религиозных культур, научатся уважать свою веру и культуру, значит, будут уважать и другие вероисповедания и культуры. Они уже не окажутся в числе «Белого братства» или «Свидетелей Иеговы», они не станут пополнять ряды скинхедов, они научатся ценить человеческую жизнь, не будут издеваться над сверстниками только потому, что у них не тот цвет кожи или не то вероисповедание.
Почему курс вводится именно в 4-5 классах? Я думаю, что именно в этом возрасте формируется основа системы ценностей ребенка, определяются его приоритеты, происходит процесс социализации и вовлечение его в контекст национальной культуры. Д. С. Лихачев связывал знание своей культуры и истории с нравственной оседлостью. Без нравственной оседлости не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Именно этот курс (ОРК и СЭ) и именно в этом возрасте начинает формировать у подростка понятие «нравственная оседлость». А как это получится – зависит от учителя, поэтому я рада, что именно мне поручили вести в своей школе этот курс: я сама многому научусь, многое узнаю.
Воспитание силы сердца в любви. Полоусова Ирина Петровна, учитель начальных Классов МОУ «Передовая Начальная школа» Городовиковского района.
Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усиление криминогенности общества, рост преступности (в том числе и детской), насилие, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной среде. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм – на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Духовные причины кризиса лежат в языковой сфере и связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. Отсутствие в общественном сознании понятия греха привело ко многим грубым нравственном искажениям.
Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте стала потеря нравственного идеала. И главной задачей педагога стало формирование у детей потребности в идеале; нужно также указать образец, достойный подражания. Духовно-нравственно воспитать ребенка, дать сердцу правильное направление, развить в нём любовь к Богу.
И.Г. Песталоцци считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», для чего необходимо упражнение.
Этим и займётся школа, педагоги.
«Жизнь сердца есть любовь», - свидетельствует святитель Феофан Затворник. Я считаю надо, вернее, необходимо уже в младшем школьном возрасте «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь» (И.А. Ильин, русский философ). Мы обязаны вывести страну из духовно-нравственного кризиса и воспитать в детях чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Развитие духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте, можно уподобить дереву, посаженному в сердце человека. Его рост и формирование зависят от многих очевидных и скрытых факторов. Его плоды – это не плоды Святого Духа, о которых неоднократно говорится в Евангелии: любовь, радость, мир, долготерпие, благость, милосердие, вера. Воспользоваться ими предстоит как в жизни этого века, так и века будущего.
Быть добрым надо по привычке... Трещеновская Галина Пенькушевна, учитель начальных классов МОУ «Элистинская многопрофильная гимназия».
Преподавание знаний о религиозных культурах и светской этики призвано сыграть важную роль этики не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина Российской Федерации, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.
«Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии «добро» люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды» (словарь по этике под редакцией Н.С. Кона).
Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Вместе с тем понятие добродетель подчеркивает деятельную форму усвоения добра в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным.
Христианская этика в эпоху средневековья выдвинула три основных добродетелей веру, надежду и любовь. В них вкладывалось, прежде всего, религиозное содержание (вера в Бога, надежда на его милость, любовь к Богу).
«Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащим требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств». (Словарь по этике под редакцией Н.С Коня).
Злодеяние – противоположность благодеяния и добродеяния; действие, представляющее собой преступление против требований нравственности, попирающее принципы гуманности и справедливости.
В «Толковом словаре» В.И. Даля дается такое определение доброты - «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение гармонично жить в окружающем мире. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, чтобы эти качества закладывались сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Если взглянуть на детские рисунки, там всегда большое яркое солнце, синее-синее небо, зеленая трава. Удивительное восприятие мира у детей! И нам, учителям, родителям, важно найти гармонию между взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах детей.
Доброта и любовь взрослых к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу и другим людям.
Все в наших руках. Ширипова Нина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Городовиковская СОШ № 3».
Наше общество подошло к такой черте, переступить которую нам уже нельзя. В противном случае, мы ввергнем себя, наших детей и последующее поколение в безнравственный хаос. Он будет представлять собой полное падение нравственности, уничтожение культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями с большим трудом, собранных по крупицам. Отказ от национальных духовных традиций, которые представлены православием, буддизмом, исламом, иудаизмом, приведёт к вседозволенности, неуважению старших, алчности, жесткости, равнодушию к обездоленным.
Но божьими помыслами, большая часть нашего общества, особенно те, чья работа связана с воспитанием подрастающего поколения, осознала, что «запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остаётся слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
Качество образования можно считать ущербным, если оставить вне рамок школьной программы религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью для духовно-нравственного становления личности.
К счастью, пока «всё в наших руках». Вовремя в умах людей созрело понимание того, что пора обратить свой взор в сторону человеческих ценностей, накопленных лучшими представителями предыдущих поколений. Главная задача – вырастить культурного человека. Культурный человек будет сам себя образовывать. Он поймёт, что высшее проявление культуры – это духовность. Культурный человек чтит традиции своего народа. Он уважает традиции и обычаи, живущих рядом с ним представителей других национальностей. А культура народа держится на ценностях, уходящих корнями в религию.
Нельзя допустить, чтобы наши дети выросли «без царя в голове». От них будет зависеть, будет ли Россия страной, где все чувствуют себя комфортно и живут счастливо. У общества есть общая национальная идея. Народ будет трудолюбивым и ответственным.
К сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. И чтобы исправить это положение, нужно каждому начать с себя. «Нравственность – это разум воли» (Г. Гегель). Будущее нашего народа зависит от нравственных идеалов в жизни человека и всего общества.
«В начале было слово...» Эрендженов Арслан Владимирович, учитель истории МОУ «РНГ имени С.Радонежского».
«В начале было слово…» - так начинается Библия – величайший религиозно-культурологический шедевр человечества. Человек, прежде чем что-либо сделать, должен подумать, сформировать мысль. В курсе ОРК и СЭ тоже было «слово». Это слово покойного Патриарха Алексея II, по инициативе которого введен данный курс. Конечно, можно много дискутировать о том, зачем нужен данный курс. Это инициатива Президента РФ Д.А. Медведева, который много внимания уделяет современной школе. Свидетельством тому является как данный курс, так и его инициатива «Наша новая школа». Думаю, «Новая школа», в том числе и та, в которой преподается ОРК и СЭ, призванный одухотворить, гуманизировать подрастающее поколение. Очень важно, чтобы ребенок мог идентифицировать себя, воспринять те духовные и культурные ценности общества, в котором он растет. Во время поездки в Тенос к академику Щетинину меня многое поразило в его системе преподавания и в тех отношениях, которые царили в лицее. Но теперь я понимаю, о чем он тогда говорил. Он тоже говорил, что в начале должно быть слово, Слово – Дух!
Современные условия жизни привели к опустению, обессмысливанию слова. Виной этому наше невежество и «современные» ценности, культивируемые СМИ. Мы думаем о наживе, а о душе забываем. Поэтому, начиная курс ОРК и СЭ, учитель должен войти в класс с осмысленным, одухотворенным, грамотным словом. Каждое слово Учителя должно разливаться бальзамом в сознании ребенка и будоражить его мысль, Добромысль!
В ребенке необходимо сформировать стойкую гуманную позицию в отношении своих близких. Именно близких! Как говорится, не надо любить все человечество, попробуй, как говорится, полюбить соседа.
Слово учителя – это спасительный путь к Душе. Ученик должен быть готов к своему «девятому валу». Слово формирует в человеке все. И хорошее, и плохое. Поэтому учитель должен быть максимально внимателен к себе. «Не навреди!» - должно быть главным в преподавании учителя.
Для меня лично образцом гуманного слова стал Ш.А. Амонашвили, на мастер-классе которого я и имел честь присутствовать. Он начал урок с того, что надо любить предмет, который изучаешь. «Вы любите математику?! – обращался он к четвероклассникам – Она любит Вас!» Такое было Слово Мастера. Мы все в идеале должны так относиться к детям, к предметам, ко всему и ко всем.