Скачать




Итоги Межрегионального форума «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования в рамках Года семьи-2024. приуроченного к МеждународномуИтоги Межрегионального форума «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования в рамках Года семьи-2024. приуроченного к Международному
Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования», в рамках Года семьи-2024, приуроченный Международному дню инвалидов (далее – «Семинар») проходил на базе МБОУ «СОШЩ№12» 3 декабря 2024 года. Организаторами семинара стали: Бавадыкова Н.Н., Берикова Б.В., заместитель директора по УВР и Хамирова Н. М., руководитель МО «Психолого-педагогического сопровождения», тьютор МБОУ «СОШ №12»г.Элиста.
Цель семинара: обмен опытом и знаниями между специалистами и педагогами из разных регионов, а также обсуждение актуальных вопросов и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений. С марта 2024 года МБОУ «СОШ№12» г.Элиста является республиканской стажировочной площадкой Института направленной на профессиональное развитие педагогических кадров. Школа имеет достаточный практический опыт по работе с разными категориями детей в условиях инклюзии.
Пленарную часть открыл Бембеев Б.Н., директор школы, во вступительном слове отметил, о важности инклюзивного подхода в образовании и роли каждого педагога в этом процессе. Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК КРИПКРО, проинфмировала участников семинара о реализации прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Калмыкия за 2024год.
В программе семинара проведена работа площадок по следующим направлениям:
Секция № 1. «Учителя предметники»
Категория участников: педагогические работники, специалисты служб сопровождения, в том числе работающие с обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, общественные организации, родительская общественность
Модератор: Берикова Б.В.,заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ№12» г.Элиста
В работе секции приняли участие педагоги ОО:
1. Санджигоряева В. А., учитель начальных классов «Особенности работы учителя с детьми с НОДА» МБОУ «СОШ №8 им. Номто Очирова» г.Элиста
2. Шкумат Татьяна Викторовна, учитель –логопед «Логопедическое сопровождение обучающихся с НОДА» педагоги МБОУ «СОШ №8 им. Номто Очирова» г.Элиста
3. Элеева А. Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ№10 им. Бембетова В.А.» г.Элиста «Современные технологии обучения детей с ОВЗ в соответствии ФГОС НОО»
4. Ендонова З. Х., учитель начальных классов МБОУ «СОШ№18 им. Б.Б.Городовикова» г.Элиста «Использование интерактивных технологий при работе с детьми ОВЗ»
5. Бадмаева С. О., учитель английского языка «Технология личностно-ориентированного обучения как инструмент активизации познавательной деятельности при обучении английскому языку учащихся с ЗПР» МБОУ «СОШ №12» г.Элиста,
6. Монхаева М. В., учитель английского языка «Активизация эффективности повышения изучения английского языка учащихся с НОДА с помощью цифровых технологий»
7. Заруцкая З. И., учитель начальных классов «Воспитание через ручной труд: влияние поделок на эмоциональное развитие ребёнка с ОВЗ» МБОУ «СОШ №12» г.Элиста
8. Берикова Б.В.,заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №12» г.Элиста
9. Булдынова Г.И., учитель «Ритмика» МБОУ «СОШ №12» г.Элиста
10. Егоринова Е. В., учитель начальных классов БУ ДО РК «РСАШ» г.Элиста «Содержание работы с родителями в условиях инклюзивного класса»
11. Бембинова Н. В., учитель начальных классов «Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся с ОВЗ» МБОУ «СОШ» Магаданская область Хасанский район п.Талая
12. Казакулова Л.Р., учитель русского языка и литературы «Мотивация к обучению русского языка детей ОВЗ» МБОУ «СОШ» Магаданская область Хасанский район п.Талая,
13. Убушиева Э. Б., учитель начальных классов «Эффективные приемы, используемые на уроках в начальных классах с детьми с ЗПР» МБОУ «СОШ №6» г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа.
На площадке обсуждались вопросы:
- введения интерактивных технологий в процесс обучения детей с ОВЗ;
- применения современных образовательных технологий обучения детей с ОВЗ в начальной школе;
- роли классного руководителя в воспитании ребенка с ОВЗ;
- специфики методики преподавания русского языка и литературы учащимся с ОВЗ;
- актуальности информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с НОДА;
- эффективных приемов, используемых на уроках в начальных классах с детьми с ЗПР.
Выдвинутые предложения:
1. Продолжить внедрение интерактивных технологий в процесс обучения детей с ОВЗ.
2. Активно использовать коррекционно-развивающие педагогические технологии для достижения положительной динамики в обучении и воспитании.
3. Классный руководитель должен применять индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ, учитывая его особенности и потребности.
4. Применять индивидуальный подход при обучении русскому языку и литературе учащихся с ОВЗ.
5. Активно использовать информационно-коммуникационные технологии для развития навыков коммуникативной компетенции у школьников с НОДА.
6. Внедрять эффективные приемы, способствующие формированию универсальных учебных действий у детей с ЗПР.
Площадка №2 . «Специалисты коррекционного направления»
Категория участников: педагогические работники, специалисты служб сопровождения, в том числе работающие с обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, общественные организации, родительская общественность
Модератор: Хамирова Н. М., руководитель МО «Психолого-педагогического сопровождения», тьютор МБОУ «СОШ№12»г Элиста
В работе секции приняли участие педагоги ОО:
1. Яшкеева А. К., педагог-психолог МБОУ «СОШ№8 им. Номто Очирова» г.Элиста «Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
2. Музраева Г. Н., педагог-психолог, тьютор МБОУ «СОШ№8 им. Номто Очирова» г.Элиста «Особенности взаимодействия тьютора с семьей детей с ОВЗ»
3. Медаев Олег Русланович, тьютор «Готовность социума к принятию детей-инвалидов» педагоги МБОУ «СОШ№8 им. Номто Очирова» г.Элиста
4. Волобуева О. А., учитель-логопед МБОУ «СОШ№10 имени Бембетова В.А.» г.Элиста мастер-класс «Организация работы речевых навыков с обучающимися с элективным аутизмом»,
5. Санджиева И. М., тьютор «СОШ№18 им. Б.Б.Городовикова» г.Элиста «Тьюторское сопровождение обучающихся»
6. Хамирова Н. М., тьютор МБОУ «СОШ №12»г.Элиста «Экскурсия – путешествие в сенсорную комнату»
7. Бадмаева Н. З., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г.Элиста «Технология личностно-ориентированного обучения как инструмент активизации познавательной деятельности при обучении английскому языку учащихся с ЗПР»
8. Осса А. А., педагог дополнительного образования БУ ДО РК «Центр одарённых детей» СП РОЦ «Теегин одн» «Организация работы инклюзивной театральной студии».
На площадке обсуждались вопросы:
-речевого развития у детей с элективным мутизмом;
- нейропсихологического подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ;
- неподготовленности социума к принятию детей-инвалидов»;
- особенностей организации тьюторского сопровождения обучающихся с УО;
- формирования успешности обучающихся с умственной отсталостью;
-особенностей взаимодействия тьютора с семьей детей с ОВЗ.
Выдвинутые предложения:
1. Учитывать особенности речевого развития у детей с элективным мутизмом и применять комплексный подход.
2. Продолжить внедрение нейропсихологических методов в коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
3. Проводить регулярные просветительские мероприятия для повышения осведомленности общества о потребностях детей-инвалидов.
4. Активно использовать индивидуальный подход при организации тьюторского сопровождения обучающихся с УО.
5. Внедрять методы и приемы, способствующие формированию успешности у детей с умственной отсталостью.
6. Укреплять взаимодействие тьютора с семьей детей с ОВЗ, устанавливая доверительные отношения и обеспечивая регулярный обмен информацией.
Немкеева И.Н., тьютор МБОУ « СОШ № 12» г.Элиста провела для педагогов выставку – информацию «Учебно -методический комплекс для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям) в соответствии с федеральным перечнем учебников 2024г. и ФГОС ОВЗ.
Лиджиев Б. Н., Манджиев С. А., тренеры преподаватели, мастера спорта России по спортивной борьбе БУ ДО РК «РСАШ» г.Элиста поделились своими методиками и опытом в этом направлении, что позволило участникам семинара углубить понимание о деятельности междисплинарной команды спортивно-адаптивной школы.
Практико-ориентированный семинар-практикум «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования» стал значимым событием, способствующим обмену опытом и лучшими практиками в области инклюзивного образования. Участники семинара подчеркнули важность использования интерактивных и современных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует их успешной интеграции в общество и развитию социальных и коммуникативных навыков, а также отметили важность применения нейропсихологических методов и индивидуального подхода в работе с детьми с ОВЗ, что способствует их успешной интеграции и развитию социальных и коммуникативных навыков.
Педагоги обменивались практическими инструментами и стратегиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями, уделяя внимание индивидуальному подходу
Были проведены мастер-классы, где участники могли на практике попробовать новые методики и обсудить возникающие вопросы. Активно задавали вопросы, делились своими успехами и трудностями, создавая атмосферу взаимопомощи и поддержки, обсуждали методы адаптации учебных планов и материалов, а также делились опытом создания доступной образовательной среды, где каждый ученик может проявить свои способности.
Уверены, что подобные мероприятия способствуют не только профессиональному росту, но и формированию сообщества педагогов, готовых работать над созданием инклюзивной образовательной среды. Следует отметить необходимость продолжать развивать инклюзивные практики в наших образовательных учреждениях, чтобы каждый ребенок мог получать образование в комфортных условиях
Бавадыкова Наталья Николаевна, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО»



