Показать
Методические рекомендации по подготовке рукописей к печати
(в помощь педагогу)
Общие требования, предъявляемые
к авторским учебно-методическим разработкам.
Определение некоторых терминов
1. Учебное издание – непериодическое издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.
2. Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание и объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела.
3. Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Основной и ведущей вид учебной литературы, отвечающий целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.
4. Учебное пособие – средство обучения, предназначенное для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках.
К учебным пособиям относятся книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, сборники задач и упражнений и другие.
5. Хрестоматия – сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания. Материалы подбираются в соответствии с целями обучения определенному учебному предмету.
6. Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного, прикладного характера, расположенные в определенном порядке, удобном для их быстрого отыскивания.
7. Сборник задач и упражнений – издание, содержащее различные материалы на определенную тему.
8. Словарь – собрание слов (морфемные словосочетания), расположенных в определенном порядке, используемые в качестве справочника, который объясняет значение описываемых единиц, дает различную информацию о них или их перевод на другой язык, либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых ими.
9. Методические рекомендации и указания – издание, содержащее пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины или роду деятельности. В них отражается методика выполнения отдельных занятий или поясняется характер действий при выполнении определенной работы.
10. Учебно-наглядное пособие – учебное текстовое или изоздание, содержащее материалы в наглядной форме, в помощь преподаванию, изучению или воспитанию.
11. Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению, закреплению пройденного и проверки знания.
12. Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.
13. Автор – лицо, создающее произведение литературы, науки, искусства. Автором может выступать коллектив.
14. Составитель – специалист (коллектив специалистов), который отбирает, систематизирует и обрабатывает какие-либо материалы для включения их в издание.
15. Авторская работа – оригинальная разработка, определяющая как взгляды и убеждения, так и особенности методологии и принципы построения работы. Отличается новизной.
Содержание работы.
- Авторская учебно-методическая разработка должна соответствовать принятому учебному плану и нормативным документам.
- Учитывать национально-региональный компонент, интересы национального возрождения языка, литературы, истории, культуры.
- Отвечать задачам расширения и углубления знаний учащихся, формирования высоких нравственных убеждений, эстетического вкуса, повышения интеллектуального потенциала.
- сочетать высокую научность и содержательность с доступностью и краткостью, ясностью и живостью изложения.
- Основываться на принципах педагогики, этнопедагогики, дидактики, опираться на приемах, выработанных и оправдавших себя на практике школами, передовыми методиками и системами.
- Нацеливать на постоянное повторение, закрепление и систематизацию всего изученного.
- Учитывать при разборе заданий и упражнений использование фонда учебно-наглядных и технических средств обучения.
- Предусматривать осуществление связей с другими предметами.
- Предусматривать наличие вопросов и заданий, способствующих развитию у учащихся устной связной речи, умению логически, последовательно и самостоятельно высказывать свои мысли.
Структура работ (рукописей).
1. Авторская учебная программа состоит из:
3. Методические рекомендации состоят из:
4. Пособие состоит из:
Технические требования.
- Рукопись должна быть отпечатана и представлена автором в двух экземплярах в редакционно-издательский отдел РИПКРО.
К рукописи прилагаются:
Научно-методические требования к учебным изданиям.
Подготовка и издание любой учебной книги определяются, в первую очередь, ее ролью и местом в системе обучения, его целями и задачами, а также особенностями самого издания как средства передачи учебной информации.
Учебник служит основным источником знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения их учащимися. С помощью учебных пособий решаются задачи закрепления полученных знаний и развития навыков их применения.
Структура и содержание учебных изданий.
Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике.
Представляя собой систему заголовков всех более или менее значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены, Оглавление позволяет читателю легко найти тот или иной материал в учебнике.
Методически оправданным является начало книги, а точнее, помещение его после титульного листа. Иногда путают термины «Оглавление» и «Содержание». Хотя они заменяют друг друга, но равноценными не являются. Оглавление используется в книге, посвященной одной теме, написанной по единому плану и разбитой на главы или другие равнозначные части. Содержание используют в сборниках, журналах, бюллетенях и других для обозначения статей, работ одного или нескольких авторов. Методически неправильным является указание в Оглавлении фамилий авторов, подготовивших тот или иной раздел, главу или параграф книги. Эта информация в Оглавлении излишняя, она отвлекает читателя. Для учебной книги заголовки должны быть краткими и лаконичными, а их оформление способствовать быстрому поиску информации.
Рецензия на рукопись учебника (учебного пособия), как правило, должна состоять из трех частей: общей, материала постраничного разбора рукописи, заключения.
В общей части рецензии должны содержаться ответы на следующие вопросы:
- Насколько рукопись отвечает требованиям учебного процесса и содержанию программы курса. Если в ней имеются отступления от учебной программы, необходимо указать, чем они вызваны и могут ли быть допущены. В какой мере рукопись соответствует утвержденному учебному плану.
- Соответствует ли уровень изложения материала современным достижениям науки, литературы, истории и культуры, насколько полно и правильно использована имеющаяся литература по данной дисциплине.
- Насколько удовлетворительно подготовлена рукопись учебника (учебного пособия) с методической точки зрения и отвечает ли она требованиям преподавания данной дисциплины или ее раздела, эффективного использования при самостоятельной работе учащихся (четкость и доступность изложения материала, ориентации на изучение первоисточников, методических проблем, отсутствие дублирования и др.)
- Удовлетворяет ли структура учебной книги требованиям, предъявляемым к учебникам и учебным пособиям для общеобразовательной школы.
- Насколько полно представлены такие разделы книги, как предисловие, краткие методические рекомендации, введение и заключение, и наиболее важные элементы справочного аппарата.
- Насколько методически верно подобраны контрольные вопросы и задачи.
- Обеспечена ли связь с другими предметами, с аудиовизуальными и техническими средствами.
- Правильно ли с методической точки зрения иллюстрирован учебник (учебное пособие), соответствует ли тип иллюстраций характеру дисциплины и содержанию учебника (учебного пособия) и насколько они помогают усвоению материала.
Во второй части рецензии дается подробный перечень и разбор всех замеченных рецензентом недостатков рукописи: неточные и неправильные определения и формулировки, смысловые и стилистические недостатки, указываются места авторского оригинала, подлежащие, по мнению рецензента, исключению, сокращению, дополнению или переработке.
Особое внимание должно быть уделено оценке использования в рукописи общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов, указаний и др.
В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о рукописи в целом и общие предложения по дальнейшей работе над ней. Если рукопись, по мнению рецензента, не содержит значительных недостатков, а указанные могут быть легко устранены авторами при доработке рукописи, то в заключительной части рецензии должна содержаться четкая рекомендация о целесообразности представления ее к изданию. Рекомендация должна содержать вывод о возможности публикации рукописи в качестве учебника (учебного пособия), а также указание, для кого данный учебник или учебное пособие предназначается.
Если мнение рецензента по содержанию рукописи отрицательное и достаточно аргументировано, необходимо сформулировать соответствующий вывод в заключительной части рецензии. Если же рукопись требует авторской переработки, следует указать на целесообразность ее повторного рецензирования после авторской доработки.
Структура рецензии на авторскую программу.
I. Общая часть.
д) уровень межпредметных связей, соответствие иллюстративного материала.
II. Текстуальный анализ.
III. Заключение.
Четко указывать практическую значимость авторской работы. Уровень и границы ее применения. Степень новизны, где и с кем может использоваться работа, а также классификационная характеристика общего уровня работы.
Приложения.
Средством обогащения учебника, делающим книгу полновесной не только при изучении теоретической части, но и при проведении практических занятий, служат Приложения. Они являются составной частью ее справочно-сопроводительного аппарата. Помещаются приложения в конце учебника, но перед разделом Литература или указателями. В их состав могут входить: диаграммы, карты, схемы, таблицы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в Приложении, является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.
Аннотация – краткая характеристика книги, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги. Помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Предисловие.
Предисловие представляет собой вводный текст, предваряющий изложение основного материала, и относится к элементам справочного аппарата.
Литература.
Раздел «Литература» является составным элементом справочного аппарата учебной книги. В него включаются основные и рекомендуемые автором для углубленного изучения литературные источники.
Большое внимание методист должен уделить работе по обобщению педагогического опыта учителей и классных руководителей.
Педагогический опыт – это умения педагога в каком-то направлении обучения или воспитания учащихся, которые раскрываются им наиболее полно в результате его личного вклада, интереса к этой проблеме. Описывая работу педагога по той или иной проблеме, необходимо показать результативность этого опыта, необходимость его популяризации в современных условиях, потребность работы в данном направлении для учащихся, педагога и школы.
В обобщении опыта методист должен увидеть в работе учителя «изюминку», которую можно внедрить в практику других учителей с получением полезного результата.
Опыт работы учителей и классных руководителей может обобщаться на заседании методического объединения школы, района, города, а также на заседании НМС и Ученого совета РИПКРО.
Описание опыта сопровождается и подтверждается диагностическими исследованиями, методическими наработками, мнением коллег и учащихся по проблеме исследования педагога.
Описание опыта сопровождается экспертной оценкой представителей общественных организаций, научных руководителей, специалистов образовательных учреждений.
Разработка программ элективных курсов.
Определение содержания курсов.
Первое, с чего начинается разработка программ, - это определение её содержания. Источников для проектирования содержания образования, по существу, всего два: это научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Они же одновременно выступают и ограничениями при определении содержания программы.
Помимо научных знаний и практического опыта, основаниями для определения и структурирования содержания программ разных видов являются требования, задаваемые той системой, для которой она непосредственно разрабатывается: к ним относятся её образовательные цели и исходный уровень подготовки обучающихся.
И, наконец, основаниями как для отбора, так и для проектирования содержания программ служат психолого-педагогические закономерности построения процесса обучения.
Отбор методов обучения.
Следующим после определения содержания этапом разработки программы является отбор методов обучения. Определение методов осуществляется в соответствии с целями и содержанием подготовки, а также логикой его развертывания в программе.
Алгоритм разработки программы.
Чтобы разработать программу, необходимо выполнить ряд взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных действий.
Последовательность разработки программ учебных курсов:
научных знаний и ценного опыта осуществления практической деятельности в соответствии с заданными требованиями к результатам обучения;
Структура программы обучения.
- пояснительная записка (в ней автор излагает собственные принципы построения программы, основания для определения содержания образования, описывает ожидаемые результаты, методы обучения и контроля её результатов; в пояснительной записке могут быть даны рекомендации относительно использования программы для работы с разными группами школьников);
- содержание программы (это основная часть документа: в ней раскрывается содержание того учебного материала, которое будет дано учащимся в ходе освоения программы, указывается распределение времени на его изучение, тематика промежуточного (по темам) и итогового контроля; отмечается резерв времени для прохождения наиболее трудных тем курса и устранение возможных сбоев, которые могут возникнуть при прохождении программы);
- календарно-тематический план прохождения, или, точнее, реализации программы, распределению времени и определению методов обучения). Календарно-тематический план – сердцевина любой программы, именно он указывает способ развертывания учебного материала, путь достижения целей. Рекомендуется представлять учебный план в форме таблицы.
Календарно-тематический план.
Содержание, основные темы программы |
Количество часов и методы обучения |
||||
Лекции |
Групповая работа |
Рефлексия, дискуссии |
Контроль |
Итого |
|
В первой колонке указывается основные темы, учебные задачи, т.е. содержательная структура программы. Во второй – распределение времени на их изучение и методы, которые будут использоваться учителем при прохождении программы.
В результате в календарно-тематическом плане отражается не только содержание, но и технология подачи учебного материала. По каждой теме определяется суммарное количество часов на её изучение. Такая форма планирования позволяет оценить временные затраты на изучение каждой темы и добиться того, чтобы программа стала по-настоящему реалистичной с точки зрения времени, которое отведено на её выполнение.
Требования к программам авторских курсов.
Программа, разработанная согласно изложенному способу, будет отвечать ряду требований:
- по соответствию стандартам общего образования – программа позволяет реализовать требования, изложенные в образовательных стандартах;
- по функциональному назначению курсов – программа учебного курса отвечает целям предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- по степени новизны для учащихся – программа включает новые для учащихся знания, на содержащиеся в базовых программах;
- по мотивирующему потенциалу – программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития, самоопределения социализации в дальнейшей жизни;
- по полноте содержания – программа содержит знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения;
- по научности содержания – в содержании включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека;
- по инвариантности содержания – включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами. (При этом желательно, чтобы в пояснительной записке к программе указывались варианты её применения для разных групп учащихся);
- по степени обобщенности содержания – степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развитию абстрактного мышления школьников;
- по практической направленности курса. Согласно требованиям новых образовательных стандартов, программа содержит материал на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике для решения различных задач;
- по связности и систематичности учебного материала – развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи;
- по соответствию способа развертывания учебного материала стоящим в программе задачам – способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения и определяется объективным уровнем развития научных знаний и абстрактного мышления школьников;
- по выбору методов обучения – методы обучения соответствуют поставленным в программе целям;
- по степени контролируемости – программа обладает достаточной для проведения контроля операциональностью и иерархичностью описания включенных в неё знаний, конкретностью определения результатов обучения по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
Значение каждого из перечисленных требований для качества программы различно. Например, документ вообще не будет являться программой, если не будет соответствовать требованиям полноты, связности и систематичности содержания, соответствия степени его обобщенности поставленным в программе целям, соответствия целям избранных методов обучения, контролируемости результатов обучения, так как в этом случае функции программы не могут быть выполнены в принципе.
Стиль написания учебной литературы.
Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный).
Разговорный стиль используется обычно в устной форме.
Литературный язык включает в себя научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности.
Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический стиль художественной литературы.
Научный стиль:
Итак, к научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи.
Самой общей специфической чертой этого стиля является логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью.
Научный стиль употребляется в сфере научной деятельности. В этом стиле реализуется информативная и воздействующая (доказательство) функции языка. Он выступает главным образом в письменной форме, но может выступать и в устной (лекция, доклад).
В научном стиле выделяются «подстили»: собственно-научный, научно-популярный, научно-учебный.
Собственно-научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.
Научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией).
Научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).
Научно-учебный – язык учебной литературы должен быть простым, ясным, в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.
Какие права возникают у переводчиков, обработчиков произведений, составителей?
Все эти лица своим творческим трудом создают собственные произведения: переводчик – перевод, обработчик – обработку (переработку) произведения, составитель – сборник (подборку). Поэтому у них возникают авторские права, причем в полном объеме. Вот почему переводчик обработчик, составитель – входят в понятие «автор произведения». К этой же категории относятся и художники.
Правда, при этом надо учитывать, что переводчик не получает никаких авторских прав на оригинал, обработчик – на первоначальное произведение (в том виде, как оно существовало до обработки), а составитель – на отдельные произведения, вышедшие составными частями в сборник.