Инклюзивное образование

main

Вот и завершились очередные, третьи курсы по программе «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционного обучения».

Их проведение отличалось от традиционной очной формы: с 29 марта по 9 апреля 2017г. 31 слушатель прошёл 18 - часовое дистанционное обучение , а с 10 по 15 апреля педагоги приехал в КРИПКРО, чтобы послушать лекции специалистов, опытных учителей, посетить практические занятия.

Работники отдела методического сопровождения инклюзивного и дистанционного образования БУДПО РК «КРИПКРО» Н.Н. Бавадыкова (руководитель курсов, методист) и Манджиева С.А.(заведующий отделом) провели большую организационную работу, чтобы курсанты получили возможность узнать секреты инклюзивного и дистанционного образования, встретиться с учёными Калмыцкого госуниверситета, представителями министерств и ведомств.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Текущий учебный год актуален для учителей, обеспечивающих инклюзивное образование: с 1 сентября в школах России реализуются ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим для слушателей была организована работа в образовательных организациях двух типов – МБОУ «СОШ №21» г. Элиста и КУ РК «Элистинская коррекционная школа-интернат», педагоги которых провели открытые уроки, занятия по психологии и логопедии. Была организована экскурсия по школе №21, во время которой директор Сим Т.Ч.-Ю. продемонстрировала архитектурные условия, специально оборудованные кабинеты, их оформление, компьютерное оборудование, дидактические, методические пособия и др. материалы, используемые на уроках и внеурочной деятельности.

В рамках курсов на базе СОШ №21 состоялся республиканский семинар «Проблемы создания современной среды инклюзивного образования: от качества образования к личностному развитию и социализации обучающихся». В нём приняли участие Питкиева Т.И., заместитель министра образования и науки РК, которая рассказала о том, как реализуется республиканская целевая программа «Доступная среда» в системе образования Калмыкии.

Этой же проблеме посвятил своё выступление Каманджаев А.В., депутат ЭГС, Председатель Калмыцкой республиканской Общественной организации инвалидов «Новая жизнь», координатор партии «Единая Россия» по реализации республиканской целевой программы «Доступная среда». Своим собственным примером он продемонстрировал силу воли, желание не просто жить, но и принимать активное участие в делах общества. Ведь именно социализация детей с ОВЗ, инвалидностью – главная задача инклюзивного образования.

Цаганова Г.В., специалист- эксперт Управления Роспотребнадзора РФ по РК ознакомила слушателей с санитарно-эпидемическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания вучреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ОВЗ; Прошкин С.Н., к.п.н., зав. кафедрой физического воспитания КалмГУ, - с требования к организации инклюзивного образования в современной образовательной организации.

О возможностях инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения рассказала Менкиева Б.В., старший преподаватель КРИПКРО. Большое значение в работе с детьми и родителями имеет психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы- такова тема Сангаджиевой О.Б., старшего преподавателя КРИПКРО.

Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ и инвалидностью в системе социальной реабилитации – тема выступления Богниевой А.О., старший преподаватель КРИПКРО, о структуре и содержании адаптированной образовательной программы ребёнка с ОВЗ рассказала Бавадыкова Н.Н., методист КРИПКРО.

12 апреля курсанты посетили школу – интернат, где руководители А.Г. Коокуев, Л.В. Ткачёва показали курсантам, как реализуется программа «Доступная среда», отличную детскую игровую площадку, построенную на средства, выделенные Фондом Н. Водяновой.

Слушатели посетили 6 уроков, проведённых учителями, дефектологами по разным предметам. Дети, имеющие интеллектуальные нарушения, продемонстрировали знания по математике, речевой практике, чтению, столярному и швейному делу, по предмету « Живой мир», а затем подарили гостям прекрасный концерт. Особенно много прозвучало стихотворений Д.Н. Кугультинова.

В актовом зале интерната состоялся круглый стол «Реализация ФГОС НОО с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы интерната». В нём приняли участие Коокуев А.Г., директор ЭКОШИ, рассказавший о том, как создавались условия для реализации республиканской целевой программы «Доступная среда», ФГОС ОВЗ с УО, Убушаева С.С., воспитатель ВКК ЭКОШИ, руководитель ШМО классных руководителей и воспитателей поделилась опытом формирования коммуникативного поведения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

О том, как организовать дополнительное образование детей с ОВЗ в условиях массовой школы рассказала Манджиева М.А., методист КУ РК «РЦДЮТиК». Учитель МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им. Н.М. Санджирова» Октябрьского района Санджиева О.В. поделилась опытом формирования личностного развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях организации инклюзивного образования.

Манджиева С.А., зав. отделом КРИПКРО, посвятила свое выступление проблеме педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью как инновационного процесса.

За период обучения, а в группе также обучалась родительница, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, курсанты получили теоретические знания основ инклюзивного образования, истории его становления, нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, современных образовательных технологий в аспекте введения ФГОС в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, компьютерных технологий для оценки достижений учащихся, в т.ч. детей с ОВЗ, обработки видеоматериалов для использования в учебном процессе, личностно-ориентированного обучения как средства самореализации обучающихся с особыми образовательными потребностями, организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учетом требований ФГОС. Кроме того, они получили консультации председателя центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ямановой Н.И., преподавателей института.

По окончании дистанционной формы обучения слушатели подготовили эссе с включением личного опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В завершение курсов педагоги прошли итоговое компьютерное тестирование.

Анализ тестирования свидетельствует о том, что курсанты освоили курсовую программу. Они отмечают актуальность изученных тем, практическую направленность, высокую квалификацию лекторов. Так, Харцхаева Е.А., методист БУ ДО РК «ЭБЦУ» благодарит организаторов курсов за материалы по организации внеурочной деятельности, дополнительного образования детей с ОВЗ. Она выразила надежду, что на следующих курсах будет представлено и учреждение дополнительного образования.

Сангаджиева В.Д., учитель начальных классов КОУ РК «Цаган-Аманская санаторная школа – интернат», была рада возможности побывать в коррекционной школе и посетить занятия в условиях интернатного учреждения.

Манжикова В.Э., родительница, благодарит организаторов курсов за предоставленную возможность получить знания по инклюзивному образованию, которые помогут ей в воспитании ребёнка, сотрудничестве с учителями в его дальнейшем определении.

Манджиева С.А., Бавадыкова Н.Н.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo