Инклюзивное образование

mail

Педагог - одна из наиболее важных профессий современности. От уровня подготовки и профессиональных навыков педагогов зависит не только образованность подрастающих поколений, но и нравственные принципы. Педагогическая деятельность требует постоянного пополнения знаний и развития профессиональных навыков. Они расширяют границы познания, подталкивают к постоянному росту и самосовершенствованию.

Именно такие курсы были проведены на базе Калмыцкого республиканского института повышения квалификации для учителей образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения по теме: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционного обучения» с 10.10.16 по 19.10.2016г.

На занятия прибыло 24 педагога образовательных организаций г. Элиста, районов республики, за исключением Малодербетовского и Октябрьскогого (учителя начальных классов, предметники, педагоги – психологи, воспитатели ГПД).

Реализуемая программа, разработанная с учётом современных требований государственной политики в области образования, направлена на формирование компетенций, востребованных в связи с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она включает теоретические и практические занятия.

Слушатели отметили высокий уровень лекции проректора КРИПКРО, к.п.н., Тепшиновой С.О., которая изложила материал в доступной диалоговой форме.

Педагоги изучали компьютерные технологии для оценки достижений учащихся, в т.ч. детей с ОВЗ, обработку видеоматериалов для использования в учебном процессе на кафедре ИКТ (Гильманова Н.К., Очирова Э.А.).

Вопросам воспитания гражданско-патриотических качеств обучающихся с ОВЗ прочитала Лакова Е.Б., ст. преподаватель. кафедры воспитания и дополнительного образования.

Бовикова В.О., старший преподаватель художественно-эстетических дисциплин КРИПКРО, ознакомила слушателей с методикой организации профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Большой интерес вызвали содержательные лекции с практической направленностью по вопросам реализации ФГОС с ОВЗ Дорджи- Горяевой И.В., Бадминовой Н.Б., старших преподавателей кафедры управления.

Слушатели узнали о новых требованиях к аттестации педагогических работников (Мушаева Б.Н., зав. отделом аттестации), санитарно-эпидемических требованиях к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих, образовательную деятельность (Конушева С.В., заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора РФ по РК). О психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях рассказала Сангаджиева О.Б., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии КРИПКРО,

Цоргаева Т. Б., педагог – психолог МБОУ СОШ№20 г. Элиста посвятила свое выступление вопросам разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Дистанционное образование детей с инвалидностью – основная тема педагога-практика Манджиевой З.Д.

Следует отметить, что в реализации программы дополнительного профессионального образования приняли активное участие работники регионального министерства образования и науки РК Пугаева И.Б., Барваева Т.Б., Яманова Н.И., председатель республиканской психолого - медико-педагогической комиссии, Кекеева З.О., доктор педагогических наук, декан факультета педагогического образования и биологии КалмГУ, Прошкин С.Н., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания.

С 1 сентября 2016 года учителя школ приступили к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – эта тема стала приоритетной во время работы слушателей курсов в МБОУ «СОШ №10г. им. В.А. Бембетова» (директор Бадмаев А.С., заместитель Годжурова С.А., методист Сарангова Г.М.). Педагоги школы, вошедшей в федеральную программу «Доступная среда», провели экскурсию по своему учреждению, ознакомили с архитектурными особенностями, современной компьютерной аппаратурой. Школа специализируется на обучении слабовидящих и слабослышащих детей.

Курсанты посетили 3 урока, проведённых в начальных классах (математика, Шардаева Л. Д.., русский язык, Кикеева Н.О.-Г., русский язык , Кострикина Н.А. ), в которых обучаются дети с проблемами здоровья. Слушатели увидели работу учителей с практически слепым ребенком с помощью специального оборудования.

Организаторами школы был проведен «круглый стол», в котором приняли участие курсанты, педагоги образовательной организации, учёные Калмыцкого государственного университета.

Всестороннее освещение предмета изучения в области инклюзивного образования детей с инвалидностью и ОВЗ слушателям курса предоставили специалисты отдела методического сопровождения инклюзивного и дистанционного образования КРИПКРО С.А. Манджиева и Н.Н. Бавадыкова. В своих лекциях они рассказали об истории развития инклюзивного образования, его аспектах, принципах, программе «Доступная среда», особенностях реализации ФГОС НООО с ОВЗ, УО.

В ходе курсов слушатели сформулировали новые цели своего дальнейшего профессионального роста. Завершилось обучение учителей образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения компьютерным тестированием, в которое были включены вопросы дидактики, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, содержания ФГОС НОО с ОВЗ.

Итоги контрольного тестирования педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, показали, что в результате обучения все слушатели справились с предложенными заданиями на 100 %, что свидетельствуют о достаточно высоком уровне качества обучения в период курсовой подготовки, усвоения материала.

По мнению слушателей, программа курсов отличалась глубоким содержанием, новизной, многообразием форм работы. Хочется отметить высокий уровень организации занятий, доброжелательную обстановку, а также готовность лекторов, многие из которых являются образцом профессионального мастерства и культуры изложения материала. Курсанты благодарят организаторов за предоставленные электронные методические разработки, за четкую организацию режима лекционных и практических занятий, за взаимопонимание преподавателей.

Слушатели курсов выразили благодарность всем работникам КРИПКРО, а также Манджиевой С.А. и Бавадыковой Н.Н. за высокий уровень организации курсовой подготовки, подбор актуальных тем, лекторов, за чуткость, доброжелательность, терпение и огромный профессионализм, за психологический комфорт, созданный во время занятий.

Главное, что поняли педагоги, - инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.

Заведующая курсами Бавадыкова Н.Н., зав. методист МСДиИО

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo