Инклюзивное образование

17 марта 2023 года республиканским совещанием завершился недельный обучающий семинар «Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС». В актовом зале БОУ «СОШ №12» г. Элиста собрались педагоги – психологи, учителя – логопеды ДОУ, образовательных организаций республики.

Открыла семинар С.В. Бадмаева, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РК. Она рассказала о состоянии инклюзивного образования, о том, что в республике уделяется усиленное внимание воспитанникам и обучающимся с особыми образовательными потребностями, созданию специальных условий.

Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения нормативно развитых и детей с ОВЗ, является наличие специально подготовленного педагога.

О том, как проводится работа по повышению компетентности педагогов инклюзивного образования рассказала в своём выступлении С.А. Манджиева, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО». Она отметила, что профессиональная деятельность такого педагога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально - педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Кафедрой с 2015 года проводится целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов инклюзивного образования (ДОУ, учителя, преподаватели ОО СПО). Ежегодно проводятся курсы по программам согласно Госзаказу, семинары, индивидуальные мини-курсы (охват за учебный год составляет 130-150 педагогов – в очной, дистанционной, очно-заочной формах обучения), консультации. Приглашаются лекторы ведущих институтов (Ростов-на-Дону, Волгоград, Воронеж и др.). Организуется учёба педагогов в других институтах.

Программы повышения квалификации предусматривают ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области философии образования, педагогики, психологии и отраслей этих наук по реализации инклюзивной практики в образовательном процессе современной школы. Было сказано о федеральных образовательных программах.

Обозначены проблемы, в частности, в решении кадрового вопроса. Проведенный кафедрой мониторинг свидетельствует о недостаточном обеспечении образовательных организаций специалистами сопровождения: психологами, логопедами, тьюторами, дефектологами, специалистами по адаптивной физкультуре, координаторами по инклюзии (методистами), ассистентами (помощниками тьютора), тифло- и сурдопедагогами (3 и 2),нет ни одного олигофренопедагога.

О сетевом взаимодействии в процессе психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ рассказала Мальмакова Т.Г., директор БУ ДО РК «Центр ППМС-помощи», познакомив участников совещания с работой в этом направлении.

Халгаева Д.Д., к.филол.наук, доцент кафедры германской филологии, член Правления РО ВОРДИ РК, представляя родительское сообщество, поделилась своим видением модели ресурсного класса. Её выступление об опыте взаимодействия семьи и школы вызвало неподдельный интерес педагогов.

Нарушения речевого развития в последние годы часто встречаются у детей. Долина С.А., секретарь ПМПК по набору в логопедические группы г. Элисты, олигофренопедагог ЦПМПК РК, назвала виды нарушений, причины, сделала обзор диагностического инструментария.

Участники совещания ждали выступление Ямановой Н.И., председателя ЦПМПК РК, руководителя проекта «Координатор инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ» ООО «Центр медиации и образовательных услуг «Альтернатива». Намджил Ильинична подробно охарактеризовала этапы психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, дала рекомендации по подготовке детей к Комиссии, которая даёт статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, определяет обучающие программы.

В конце своего выступления она подвела итоги проекта «Координатор инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ».

Завершилось совещание подведением результата недельного марафона и вручением удостоверений обучающего семинара участникам и лекторам.

Семинар проводился с 10 по 17 марта, и я хотела бы познакомить вас с его программой. Вот такие вопросы были изучены педагогами.

Программа 10 марта 2023 г. 1 модуль (онлайн)

  №   

    Время         

     Тема

ФИО ответственного

Дошкольное образование

Яманова Н.И., председатель ЦПМПКРК

1.

9.00-10.30

Нормативные документы для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО

2.

10.40-12.00

Алгоритм разработки и реализации программ для обучающихся с ОВЗ в рамках ФОП дошкольного образования

Начальное общее образование

3.

13.00-14.30

Нормативные документы для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

   

4.

14.40-16.00

Алгоритм разработки и реализации программ для обучающихся с ОВЗ в рамках ФОП начального общего образования

Программа 13 марта 2023 г. 2 модуль (онлайн)

 №    

    Время        

Тема

ФИО ответственного

Дошкольное образование

Яманова Н.И., председатель ЦПМПКРК

5.

9.00-10.30

Специальные условия получения дошкольного образования обучающихся с ОВЗ. Оценка особенностей развития ребенка с целью определения индивидуальных планируемых результатов дошкольного образования.

6.

10.40-12.00

Особенности развития обучающихся с ОВЗ (по нозологиям). Трудности формирования учебных навыков по направлениям развития и образования.

Начальное общее образование

7.

13.00-14.30

Специальные условия получения образования обучающихся с ОВЗ. Оценка особенностей развития ребенка с целью определения индивидуальных планируемых результатов дошкольного образования.

8.

14.40-16.00

Особенности развития обучающихся с ОВЗ (по нозологиям). Трудности в обучении.

Программа 14 марта 2023 г. 3 модуль (онлайн) 

№   

     Время     

Тема

ФИО
ответственного
  Дошкольное образование

 

 

  Яманова Н.И.,  председатель ЦПМПК РК  

9.  

9.00-10.30

Технология разработки адаптированной образовательной
программы в контексте ФГОС ДО с учетом образовательных
областей и целевых ориентиров образования. Пропедевтика
формирования УУД.                   

10.  

10.40-12.00

Направления работы педагогического коллектива по адаптации
образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
(ранний возраст, средний дошкольный возраст,
старший дошкольный возраст).

Начальное общее образование

11.  

13.00-14.30

Технология разработки адаптированной образовательной
программы в контексте ФГОС НОО ОВЗ с учетом
образовательных областей и целевых ориентиров
образования. Особенности формирования УУД

12.

14.40-16.00

Направления работы педагогического коллектива по
адаптации образовательной
программы для обучающихся с ОВЗ (примеры).

 

Приказом Министра образования и науки РК было поручено Центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и Калмыцкому республиканскому институту повышения квалификации работников образования организовать и провести практический семинар с целью оказания методической помощи педагогам - психологам, учителям-логопедам начального общего образования и дошкольного образования образовательных организаций с 10 по 17 марта 2023 г. согласно программе. Участники семинара поблагодарили за содержательные выступления лекторов на совещании, актуальные темы семинаров.

С.А. Манджиева, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО.

                                                                

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo