26 апреля 2021 года преподаватели кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» Н.Н. Бавадыкова и С.А. Манджиева провели республиканский он-лайн семинар – практикум «Вариативность реализации инклюзивных практик в образовательном процессе». В нём приняли участие 42 педагога образовательных организаций республики, обеспевающих инклюзивное образование.
Он проводился с целью совершенствования профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС ОВЗ).
С приветственным словом к участникам конференции, её организаторам и выступающим обратилась проректор проректор по НМР Краснокутская О.А. Она подчеркнула важность инклюзивного образования, роль каждого педагога, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями.
Старший преподаватель кафедры С.А. Манджиева посвятила своё сообщение итогам реализации первого этапа ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта). Она проинформировала участников семинара о количестве обучающихся в образовательных организациях республики, представила число детей, прошедших ПМПК. Так, по результатам заседаний в 2020 году из 85 обследованных 12 направлены в коррекционные школы - интернаты, 14 – для обучения в общеобразовательных организациях, 16 – в специальные ОУ других. Из числа детей с инвалидностью 653 ребёнка обучаются в обычных классах, 273 - на дому, в том числе дистанционно. Всего обучающихся с нарушением зрения - 116 детей, слуха - 22, речи - 21, опорно-двигательного аппарата - 128; с аутизмом - 19, задержкой психического развития - 75, с другими заболеваниями - 36, с умственной отсталостью – 387, их них 303 обучаются по программам 8 вида.
В сентябре 2016 года в Калмыкии, как и во всех российских школах были введены новые стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и для обучающихся с умственной отсталостью. Всего в первый класс пришли 72 ребенка, из них 15 с интеллектуальными нарушениями.
В 2019 дети с ОВЗ перешли в 4 класс: в течение обучения в начальном блоке они учились по образовательным адаптированным программам в соответствии с ФГОСами, которые включают в себя требования к структуре и объему АООП НОО; условиям их реализации и результатам освоения программ.
В мае 2020 г. завершили обучение в начальном блоке 130 детей, из них с ограниченными возможностями здоровья 83, с умственной отсталостью 47.
Руководители образовательных организаций систематически проводили мониторинг, рассматривали результаты обучения на педагогических и методических советах, родительских собраниях. В школах осуществлялось психолого – педагогическое сопровождение.
Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры, подчеркнула значимость и актуальность изучения практико-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ, который позволяет повышать эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Она остановилась на проблеме дефицита дефектологических кадров в республике, которые осуществляют психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты считают, что достижению высоких результатов применения практико-ориентированного подхода на школьных уроках способствует система тщательного отбора содержания учебного материала, помогающая обучающимся оценивать важность и практическую значимость приобретаемых знаний и умений.
Задача образовательной организации заключается в том, чтобы все необходимые ученику условия обучения, рекомендованные ЦПМПК, соблюдались. От этого зависит успешность особого ребёнка. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательными и дают возможность после школы продолжать обучение наравне со сверстниками.
Своим опытом применения практико-ориентированного подхода на уроках и занятиях поделились педагоги. Так, Шулаева И.Ю., учитель английского языка МБОУ «СОШ №12», рассказала своим коллегам об осо бенностях обучения английскому языку детей с расстройством аутистического спектора (РАС). Она дала характеристику заболевания, назвала проблемы таких детей. Ребёнок с РАС успешно овладевает новым грамматическим материалом при использовании учителем всевозможных наглядных опор. На уроках чтения она рекомендовала особое внимание уделять формированию различных видов чтения
Нормотипичным детям текст для прослушивания педагог включает 2 раза, а ребёнку с аутизмом 3-4 раза. Поэтому для обеспечения развития навыка аудирования, во избежание отрицательной динамики и рассредоточения внимания учащегося с РАС, она уделяет особое внимание громкости и побуждающей к активности силе прослушиваемых записей. Фрагменты не должны содержать внезапных звуков, резких перепадов громкости, раздражающих элементов
Убушиева Э.Б., учитель начальных классов этой же школы, ознакомила участников семинара опытом работы с детьми – аутистами начального блока на уроках математики. Коррекционная работа учителя заключается в обеспечении поведенческой терапии, взаимодействии с тьютором, применении игровых ткехнологий, пиктограмм в решении задач и примеров.
И.Н. Немкеева и Б.В. Эльдеева, тьюторы «СОШ №12», свои сообщения посвятили обеспечению тьюторского сопровождения также детей с РАС.
Следует отметить, что данная образовательная организация в 2020 году приняла участие и заняла 2 место в республиканском этапе VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Педагоги накопили положительный опыт работы с обучающимися с расстройством аутистического спектра, что отмечают представители Калмыцкого филиала ВОРДИ.
Тьюторы представили вниманию слушателей сравнительный анализ вариантов АООП НОО для обучающихся с РАС, рассказали о своих трудовых функциональных обязанностях, выделили особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС по АООП 8.2., отметили виды деятельности, в которой тьютор реализует сопровождение учащихся с РАС, формировании учебных навыков в рамках тьюторского сопровождения. Особое внимание педагоги уделяют организации работы с родителями обучающегося. И.Н. Немкеева и Б.В. Эльдеева ознакомили педагогов с таким видом деятельности как структурированное обучение.
Дети с ОВЗ также воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях, где их воспитанию и обучению уделяется особое внимание.
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении ДОУ» - так называлось выступление С.В. Мухлаевой, учителя-дефектолога МКДОУ №33 «Радуга» г. Элиста. Одним из основных документов является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Дефектолог подробно рассказала о структуре ИОМ, представила фрагмент реализованного ею образовательного маршрута для ребёнка с задержкой психического развития.
Все выступления были с интересом выслушаны участниками семинара. Организаторы поблагодарили их за актуальные вопросы, дали исчерпывающие ответы.