Конференции, семинары

В I-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дистанционного обучения», которая была организована в марте 2021года Калмыцким республиканским институтом повышения квалификации работников образования, приняли участие педагоги, обеспечивающие инклюзивное образование, работающие в дистанционном режиме. Её тематика связана с анализом опыта, возможностями и перспективами использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в обучении и управлении качеством образования.

Так, учителя МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» направили статьи для опубликования в сборнике, в которых поделились своими мыслями о развитии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Манджиева Зинаида Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, начинала свою работу в этом направлении более 10 лет назад, когда в республике была создана школа дистанционного обучения. Она рассказала об особенностях организации детей в режиме он-лайн, отметив, что дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Педагог использует индивидуальную форму.

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья представлена детьми с различными по степени сложности, характеру отклонениями психическом или физическом развитии (нарушения и задержки развития слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации).

Поэтому возникла потребность образования детей с ОВЗ с использованием ИКТ и Интернет. В настоящее время в связи с активным развитием и применением в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение выделилось из заочного обучения и обрело самостоятельную жизнь. В связи с этим возрастают и меняются требования к компетенциям преподавателя дистанционного обучения. Их можно отнести к трём группам: в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.), педагогики и информационных технологий

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями, считает учитель, состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

Проработав учителем школы дистанционного образования и проанализировав имеющийся опыт, Манджиева З.Д. считает, что он-лайн технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, данная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в программе “Skype”, видео- и аудиочатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей

Педагоги поняли, что образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Манджиева З.Д. привела примеры, как дети, которых педагог обучала, реализуются и в получении качественных знаний, и в аспекте социализации. Среди них выпускница, окончившая школу с «золотой медалью», победители паралимпийских соревнований, студенты высших учебных заведений, обучающиеся образовательных организаций СПО.

Конечно, в своей работе многие из учителей встречаются и с трудностями при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Они связаны с тем, что:

  1. Дети с расстройствами аутистического спектра (а их становится больше) особенно легко заражаются общей тревогой и могут формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением.
  2. Такие дети тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий.
  3. Им трудно включиться в образовательный процесс в новых, изменившихся условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычной обстановки в классе.
  4. Вынужденное снижение уровня активности ребенка в учебном процессе, отмена посещения школы, могут иметь отрицательные последствия: привести позднее к трудностям возвращения в школу, к привычному ритму жизни, к школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов.

Самое главное при использовании дистанционных образовательных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями – создать с помощью обучения, общения у ученика с ограниченными возможностями здоровья мотивацию успешного ЧЕЛОВЕКА в жизни, поднять планку самооценки личности.

С.А. Манджиева, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo