Инклюзивное образование

13 марта 2019г. в. МБОУ «СОШ №10» им. Бембетова В.А. г. Элиста кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО проведён семинар «Работа педагогов образовательной организации, при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в образовательное пространство»

Согласно заявке образовательной организации в нём приняли участие 33 педагога (учителя, учитель - логопед, педагог- психолог и др. специалисты) школы.

Перед педагогами школы выступили старшие преподаватели кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования.

Открыла семинар Манджиева С.А., в своем выступлении отметила, что проблемы инклюзивного обучения весьма широки, они не имеют возрастных ограничений, узкой направленности и актуальны для учебных учреждений всех типов. Необходимость решения указанных проблем закреплена на законодательном уровне (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Статьи 2, 5, 79). В законе подчеркивается необходимость создания специальных условий для того, чтобы образовательные услуги, полученные лицами с ограниченными возможностями здоровья, были качественными, а сам процесс выстраивался без какой-либо дискриминации.

Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности.

В 2013 г. принят профессиональный стандарт педагога, в котором определены трудовые функции современного учителя. Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. С умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др.

С позиции личностного подхода готовность педагога к инклюзивному образованию детей определяют не только по наличию специальных знаний об особенностях развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умений использовать в образовательном процессе различных способов и приемов работы с ними, но и «сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности».

Поэтому основная роль в их подготовке на современном этапе отводится системе повышения квалификации. Основные направления подготовки учителя к образованию обучающихся с ОВЗ отражены в мероприятиях «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (2014).

Большая роль в психолого-педагогическом сопровождении педагогов принадлежит организации взаимодействия деятельности специалистов сопровождения (учителя–логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги): этой проблеме посвятила лекцию Бавадыкова Н.Н., только при активном сотрудничестве участников образовательного процесса, специалистов разного профиля, возможно, выстроить систему преемственности в инклюзивном образовании. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой  и комплексными нарушениями развития. В основе работы лежит социальная адаптация, т.е. оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Таким образом, вся психолого-педагогическая деятельность коллектива школы по сопровождению обучающихся детей строится на принципах успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создания благоприятного психологического климата в классах и в целом, в школе.

О том, как строить работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ и УО (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной школе рассказала Манджиева С.А. Она предложила слушателям эффективные модели деятельности, технологии организации учебно – воспитательного процесса в школе, группе.

В завершение семинара педагоги получили ответы на интересующие вопросы, отметили логически выстроенную программу, поблагодарили специалистов РИПКРО за положительную роль кафедры в повышении профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, обеспечивающих инклюзивное образование.

Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики,
психологии и инклюзивного образования КРИПКРО

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo