Инклюзивное образование

22 февраля завершились очередные курсы педагогов республики по теме «Инклюзивное образование детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий». Ещё одна большая группа педагогов, работающих в образовательных организациях с детьми, имеющими нарушения здоровья, повысили свою профессиональную квалификацию в этом направлении.

В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы.

Следует отметить, что в последнее время повысился интерес руководителей, учителей, воспитателей, педагогов – психологов, логопедов,
социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, преподавателей СПО к инклюзивному образованию. Поэтому с 11 по 22 февраля 2019 года кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО были организованы курсы для педагогов, обеспечивающих обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа курсов предусматривала проведение занятий в 2 этапа: дистанционный и очный (24 часа и 48 часов). Всего было подано 46 заявок, согласно которым педагоги изучили вопросы государственной политики в области образования, законодательную нормативно – правовую базу инклюзивного образования, социально-педагогическое, психологическое сопровождение и др., выполнили домашнее задание – написали эссе.

38 педагогов приехали в институт, чтобы продолжить обучение в дневной форме. Из них 22 представителя г. Элиста, в том числе 11 воспитателей ДОУ, 4 из школ Кетченеровского, 3 – Яшкульского, по 2 из Целинного и Черноземельского, по 1 из Октябрьского и Приютненского районов, а также 2 преподавателя Городовиковского БПОУ РК «Многопрофильный колледж» и учитель Элистинской коррекционной школы – интерната. Среди слушателей курсов – заместители директора, социальные педагоги, учителя начальных классов, отдельных предметов, психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования. А учитель начальных классов Чилгирской школы Яшкульского района занимается со слепоглухонемым ребёнком, что вызывает у педагога много вопросов.

Интересен возрастной состав обучающихся: самому старшему участнику курсов – 72 года, педагогический стаж – 51 год, самому молодому – 25 лет, стаж 7 лет; средний возраст – 46 лет.

Организаторы курсов составили расписание занятий таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания в работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Перед ними выступили специалисты профильного министерства, преподаватели кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО, Калмыцкого госуниверситета им. Б.Б. Городовикова, председатель ЦПМПК Н.И. Яманова, председатель общественной организации «Я слышу» Б.Е. Коокуева, педагог – психолог МБОУ КЭГ им. Зая-Пандиты Е.С. Глиняная, воспитатель МКДОУ «Детский сад №12» Т.В. Головатенко и др. Интересными были теоретические и практическое (мастер-класс) занятия учителя тифлопедагога Малодербетовской гимназии им. Б. Бадмаев Гадеевой Н.Ц., которая успешно работает со слепым ребёнком.

В рамках курсов 20 февраля 2019г. на базе МБОУ «СОШ №12» г. Элиста состоялся республиканский семинар по проблемам инклюзивного образования. Всех собравшихся объединяет работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, нуждающимися в помощи, желающими получить качественное образование в условиях массовой школы.

Семинар был организован кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» и администрацией СОШ №12. Его участники посетили 9 уроков (математики, русского языка (письмо), изобразительного искусства) и внеурочных мероприятий, посмотрели индивидуальные коррекционные занятия психолога, логопеда. Слушатели получили прекрасную возможность пообщаться с педагогами, учащимися, задать вопросы, обменяться опытом работы. Учителя провели уроки на высоком методическом уровне, используя наглядный, раздаточный материал, обеспечивая доброжелательный психологический климат в классе. Во время занятий мы с удовлетворением отметили, что ни один учитель не выделял на уроке ребенка с ограниченными возможностями, по определённым признакам мы узнавали нашего проблемного обучающегося.

На курсах обучалось более 11 работников дошкольных образовательных учреждений , поэтому для них также были организованы занятия в МК ДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» логопедической направленности. В данном дошкольном учреждении воспитываются дети нарушениями речи, его состав представлен следующими вариантами: дети с нарушениями слуха; с ДЦП, с легкой задержкой психического развития, с нарушенными формами поведения органического генеза, дислалией, минимальными дизартрическими расстройствами, нарушениями лексико-грамматического строя, фонематического восприятия. Специалисты детского сада провели занятия с детьми, рассказали о своей работе.

Все участники семинара едины в том, что обучение детей в инклюзивных группах детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, меняет отношение общества к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Во второй половине дня участники семинара собрались в актовом зале, где в форме круглого стола продолжилось обсуждение проблемы «Дети с особыми образовательными потребностями: кто они?».

Директор, Почётный работник общего образования РФ, Бембеев Б.Н. в своём выступлении рассказал слушателям о работе педагогического коллектива школы, в том числе с обучающимися, имеющими нарушения физического и психического здоровья. Он отметил, что педагоги третий год работают в соответствии с ФГОС НООО с ОВЗ, умственной отсталостью, а количество обучающихся с нарушениями здоровья возрастает. В образовательной организации создаются необходимые условия обучения и воспитания этих детей; они в полном объёме участвуют в жизни школьного коллектива, достигают хороших результатов в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Вся работа построена во взаимодействии с родительской общественностью.

Конокова И.И. проинформировала коллег, как организовано обучение детей с ОВЗ. С большим вниманием участники прослушали выступление М.В. Джагдаевой, заведующей отделом по работе с инвалидами БУ РК «Национальная библиотека им. А. Амур-Санана», которая сделала обзор методической литературы по проблемам слепых и слабовидящих людей. Выступающие поделились опытом работы обучения детей с ЗПР, расстройством аутистического спектра (РАС), с кохлеарным имплантантом, рассказали об индивидуализации учебного процесса в инклюзивном классе, надомном обучении, организации деятельности ресурсного класса, внесли предложения по развитию инклюзивного образования в республике.

Подвела итоги мероприятия Манджиева С.А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО. Она выразила огромную благодарность руководству и педагогическим коллективам СОШ №12 и ДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» за подготовку и проведение республиканского семинара.

Слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке и коррекции адаптированных образовательных программ, реализации ФГОС начального блока для этих детей. Об этом свидетельствуют результаты итогового компьютерного тестирования, в котором приняли участие все педагоги. Так, из 30 предложенных вопросов 27 и 26 баллов получили по 1 педагогу, на 25 вопросов дали правильный ответ 6 слушателей, на 24 – 4 человека. Самый низкий результат – 14 баллов – у 1 педагога (3%), в среднем общий балл группы – 23, или 60,5%.

В своих отзывах педагоги отмечали высокий уровень теоретических материалов, практическую направленность (37% всей программы занимали мастер-классы, посещенные уроки, тренинги, разработка программ, написание эссе и др.). Расписание занятий было составлено с учетом запросов слушателей, учитывая характер заболеваний обучающихся. Отмечен ценный опыт работы педагога – тифлолога Гадеевой Н.Ц., лекции Манджиевой С.А., Сангаджиевой О.Б., Бавадыковой Н.Н., Учуровой Е.О., Аппаевой Я.Б. по вопросам обучения и воспитания, методики преподавания в инклюзивных классах, общения, этики, межличностных отношений, работу в школе №12 и ДОУ №5.

Курсанты отмечали благоприятный психологический климат в институте, доброжелательное отношение преподавателей профильной кафедры, условия работы в аудитории. Они поблагодарили организаторов курса, в частности куратора группы Манджиеву С.А.

В свою очередь, подчёркиваем, слушатели добросовестно выполняли все задания, активно посещали занятия, поддерживали чистоту и порядок в учебной комнате, в чем немалая заслуга старосты Курдюковой Н.С.

С.А. Манджиева, заведующая курсами

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo