Инклюзивное образование

20 февраля 2019г. на базе МБОУ «СОШ №12» г. Элиста состоялся республиканский семинар по проблемам инклюзивного образования. В нем приняли участие педагоги названной школы, слушатели курсов «Инклюзивное образование детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий» образовательных организаций республики.

Всех собравшихся объединяет работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, нуждающимися в помощи, желающими получить качественное образование в условиях массовой школы.

Семинар был организован кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования БУ ДПО РК «КРИПКРО» и администрацией СОШ №12. Его участники посетили 9 уроков (математики, русского языка (письмо), изобразительного искусства) и внеурочных мероприятий, посмотрели индивидуальные коррекционные занятия психолога, логопеда. Слушатели получили прекрасную возможность пообщаться с педагогами, учащимися, задать вопросы, обменяться опытом работы. Учителя провели уроки на высоком методическом уровне, используя наглядный, раздаточный материал, обеспечивая доброжелательный психологический климат в классе. Во время занятий мы с удовлетворением отметили, что ни один учитель не выделял на уроке ребенка с ограниченными возможностями, по определённым признакам мы узнавали нашего проблемного обучающегося.

Это свидетельствует о профессиональной компетентности педагогов школы, обеспечивающих инклюзивное образование (Авсеевой Н.О., Куюкиновой З.Я., Коноковой И.И., Даваевой Г.М., Нармаевой А.В., Таняевой Б.В., Молотковой Б.Д., Сангаджиевой Т.М.). Час психолога «Путешествие в город Дружбы» провела молодой специалист Бастаева Э.Э.

На курсах обучаются более 10 работников дошкольных образовательных учреждений , поэтому для них также были организованы занятия в МК ДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» логопедической направленности. Они посвящены приближающемуся празднику Дню Защитника Отечества (заведующая Базырова Д.В.).

В данном дошкольном учреждении воспитываются дети нарушениями речи, его состав представлен следующими вариантами: дети с нарушениями слуха; с ДЦП, с легкой задержкой психического развития, с нарушенными формами поведения органического генеза, дислалией, минимальными дизартрическими расстройствами, нарушениями лексико-грамматического строя, фонематического восприятия.

Специалисты детского сада Цеденова М.Ю., Бессарабова Т.П., Яванова С.Ш. провели занятия по темам «Автоматизация звука «л». Составление предложений», «Наша Армия», мастер-класс «Логопедическое обследование в системе комплексной диагностики детей с ОВЗ», «Дом» (по родному языку). Учитель – логопед Величко С.И. рассказала коллегам о семантическом поле – коммуникативном общении, альтернтивной коммуникации у детей с ОВЗ.

Все участники семинара едины в том, что обучение детей в инклюзивных группах детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, меняет отношение общества к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Во второй половине дня участники семинара собрались в актовом зале, где в форме круглого стола продолжилось обсуждение проблемы «Дети с особыми образовательными потребностями: кто они?».

Директор, Почётный работник общего образования РФ, Бембеев Б.Н. в своём выступлении рассказал слушателям о работе педагогического коллектива школы, в том числе с обучающимися, имеющими нарушения физического и психического здоровья. Он отметил, что педагоги третий год работают в соответствии с ФГОС НООО с ОВЗ, умственной отсталостью, а количество обучающихся с нарушениями здоровья возрастает. В образовательной организации создаются необходимые условия обучения и воспитания этих детей; они в полном объёме участвуют в жизни школьного коллектива, достигают хороших результатов в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Вся работа построена во взаимодействии с родительской общественностью.

Конокова И.И. проинформировала коллег, как организовано обучение детей с ОВЗ. С большим вниманием участники прослушали выступление М.В. Джагдаевой, заведующей отделом по работе с инвалидами БУ РК «Национальная библиотека им. А. Амур-Санана», которая сделала обзор методической литературы по проблемам слепых и слабовидящих людей. Выступающие поделились опытом работы обучения детей с ЗПР, расстройством аутистического спектра (РАС), с кохлеарным имплантантом, рассказали об индивидуализации учебного процесса в инклюзивном классе, надомном обучении, организации деятельности ресурсного класса, внесли предложения по развитию инклюзивного образования в республике.

Подвела итоги мероприятия Манджиева С.А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО. Она выразила огромную благодарность руководству и педагогическим коллективам СОШ №12 и ДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» за подготовку и проведение республиканского семинара.

Манджиева С.А.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo