Инклюзивное образование

16 ноября 2018 г. кафедра педагогики, психологии и инклюзивного образования завершила курсы педагогов по теме: «Инклюзивное образование детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий». Обучение прошли руководители образовательных организаций дошкольного и общего образования, учителя начальных классов, практически всех предметов, методисты, воспитатели педагоги дополнительного образования.

Тема курсов интересует многих педагогов, так как обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях массовой школы является одним из направлений системы образования. Так, для участия в дистанционном этапе, рассчитанном на 24 часа, было зарегистрировано 36 человек; выполнили итоговое задание – эссе на тему «Использование современных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ и инвалидностью» - 29 педагогов, которые продолжили учёбу в очном режиме Дистанционный курс построен по модульному принципу:

Модуль «Законодательные основы инклюзивного образования в Российской Федерации» представляет общую часть содержания программы и предусматривает освоение слушателями нормативно-правовых основ инклюзивного образования в РФ, государственной политики в области инклюзивного образования, психолого-педагогического, тьюторского сопровождения обучающихся.

В модуль «Деятельность педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование в условиях массовой школы» включена предметно-методическая часть содержания программы с целью овладения слушателями основ социально-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ, современными образовательными технологиями в рамках реализации ФГОС и развития профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике.

По окончании обучения в дистанционной форме слушатели подготовили эссе «Использование современных технологий на занятиях» на основе личного опыта работы с детьми, имеющими проблемы здоровья.

В первый день очного обучения педагоги приняли участие в анкетировании «Реализация ФГОС в условиях инклюзивного образования». Его результаты показали, что около 70% слушателей не в полной мере знакомы с понятием инклюзивного образования, вопросами его организации, введения и реализации ФГОС НОО с ОВЗ, УО.

Реализуемая программа включала теоретические и практические занятия. Так, из 72 часов 26 было практическим занятиям, в т.ч. работе в школе.

Большой интерес у педагогов вызвало выступление Барваевой Т.Б, зав.сектором министерства, о защите прав детей с ОВЗ и инвалидностью, мерах по внедрению ФГОС НОО с умственной отсталостью. Кроме того, слушатели получили консультации председателя центральной психолого-педагогической комиссии Ямановой Н.И. Полезными были как теоретические, так и практические занятия, проведённые Сангаджиевой О.Б., Манджиевой С.А., Бавадыковой Н.Н., старшими преподавателями КРИПКРО. Слушатели изучали дистанционные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на кафедре ИКТ (Очирова Э.А.).

В период проведения курсов слушателей приняли педагоги «МБОУ СОШ №17» им. Кугультинова, которые не только подготовили открытые уроки, внеурочные мероприятия, провели заседание МО учителей начальных классов, но и организовали семинар по теме: «ФГОС НОО ОВЗ: организация и содержание образовательной деятельности» (директор Эрднеева Р.Ш., заместитель по УВР НОО Басанова Т.М., тьютор Багутова И.П.). Мы получили возможность посетить урок Ангрыковой О.В., у которой с 1-го класса обучались 5 детей с ОВЗ, в т.ч. с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сейчас это ученики 4 класса) и других учителей, получить рекомендации по работе с такими учениками, а также занятия психолога Бадмаевой С.С. и многих других замечательных педагогов. Все запланированные мероприятия были даны на высоком методическом уровне.

13 ноября 2018г. слушатели курсов приняли активное участие в научно-практической конференции «Ребенок с ОВЗ в образовательном пространстве», которую открыла проректор по научно-методической работе КРИПКРО, к.п.н. С.О. Тепшинова. Перед участниками выступили Пугаева И. Б., главный специалист МО и Н РК, преподаватели КФ ФГБОУ ИВО «МГГЭУ» Кондаева Э.Б., Лагаева Г.В., педагоги-психологи Шпак Т.Н., Глиняная Е.С., Гуспанова О.А., а также слушатели курсов Бювеева Е.Г., Молоткова А,А., Головатенко Т.В.Они рассказали о состоянии и перспективах инклюзивного образования, поделились опытом работы в школах, дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими различные нарушения физического и психического здоровья.

Завершилось обучение педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения компьютерным тестированием, включающим вопросы дидактики, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, содержания ФГОС НООО с ОВЗ, УО (ИН).

Его итоги продемонстрировали повышение профессионального уровня педагогов, прошедших курсовую подготовку в течение 72 учебных часов, что свидетельствуют о достаточно высоком уровне качества обучения, усвоения материала. Педагоги отметили четкую организацию курсов, соответствие занятий утверждённому расписанию, высокий уровень лекционных и практических занятий, требовательность и доброжелательное отношение преподавателей, выразили благодарность педагогическому коллективу СОШ №17 г. Элиста. Главное, что поняли педагоги, - инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще.

Заведующая курсами , старший преподаватель
кафедры педагогики, психологии и инклюзивного
образования КРИПКРО Бавадыкова.Н.Н.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo