Инклюзивное образование

Во исполнение Госзадания, Плана работы КРИПКРО в целях формирования и совершенствования профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров для организации инклюзивного образования в условиях массовой школы с 20 по 30 апреля 2018 г. кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования проведены курсы для учителей образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения всех районов и г. Элиста по теме: «Инклюзивное образование детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий». Обучение прошли 31 педагог, среди которых учителя начальных классов, биологии, русского языка и литературы, истории и обществознания, 2 математики, информатики, физики, английского, калмыцкого языка, химии, технологии, изо, а также заместители директора, логопеды, педагоги – психологи, воспитатели, тьютор г. Элиста, районов, за исключением Сарпинского, Черноземельского и Юстинского. Курсы проведены в два этапа: дистанционный и очный.

В первый день занятий проведён входной мониторинг слушателей, Результаты анкетирования показали, что около 70% слушателей не в полной мере знакомы с понятием инклюзивного образования, вопросами его организации, что свидетельствует о недостаточной работе администрации образовательных организаций республики по вопросам деятельности по обучению детей с ОВЗ, что в отдельных школах не реализуются мероприятия по организации инклюзивного образования в целом, введению ФГОС НОО с ОВЗ, УО в частности.

Реализуемая программа включала теоретические и практические занятия. Так, из 72 часов 58 было отведено теоретическому курсу, в т.ч. в режиме дистанционного обучения, 14 часов – практическим занятиям. К сожалению, из-за каникулярного времени у организаторов не было возможности посещения общеобразовательного учреждения.

На курсах выступили Мунчинова Л.Д., ректор КРИПКРО, к.п.н., Барваева Т.Б., зав. сектором министерства, Яманова Н.И., председатель республиканской психолого - медико-педагогической комиссии и др. Полезными были как теоретические, так и практические занятия, проведённые Сангаджиевой О.Б., Н.Б. Бадминовой, , Манджиевой С.А., Бавадыковой Н.Н., старшими преподавателями КРИПКРО. В течение рабочего дня слушатели изучали дистанционные технологии в организации учебного процесса на кафедре ИКТ (Гильманова Н.К., Мунчинов И.Л.).

В период проведения курсов педагоги приняли участие во Всероссийском научно – практическом семинаре «Развитие коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра» (вебинар). Педагоги прослушали лекции директора Федерального ресурсного центра МГППУ, специалиста по развитию языка и речи Kennedy Krieger Institute (США), психологов, детских неврологов, экспертов фонда «Обнажённые сердца», получили материалы с ответами на самые распространённые вопросы подбора методов альтернативной и аугментативной коммуникации для детей с РАС.

В рамках курсов состоялся круглый стол по проблеме «Инклюзивное образование в требованиях современных образовательных и профессиональных стандартов», на заседание которого были приглашены работники профильного министерства, Управления Роспотребнадзора РФ по РК, представители Общественных организаций инвалидов, преподаватели Калмыцкого филиала ФГБОУ «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», БУ ДПО РК «КРИПКРО», учителя школ.

О состоянии реализации РЦП «Доступная среда», встречающихся проблемах и их причинах рассказал Каманджаев А.В., Председатель Калмыцкой республиканской Общественной организации инвалидов «Новая жизнь», депутат Элистинского городского Собрания 5 созыва. Педагоги задавали ему много вопросов по программе «Доступная среда», сколько времени она будет реализовываться и как можно войти в неё.

Сарангова Г.М., учитель биологии МБОУ «СОШ №10 им. В.А. Бембетова», Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный работник школы РК, в выступлении «Школа – территория для всех» продемонстрировала возможности педагогического коллектива, руководства обеспечить инклюзивное образование совместно с родительской общественностью, детскими организациями, как осуществляется внеурочная деятельность обучающихся, показала участникам детские поделки.

Особый интерес вызвало выступление Батаевой Д.А., заместителя директора по развитию инклюзивного образования, координатор РЦИПО Калмыцкий филиал ФГБОУ «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» по теме « Инклюзивное образование в КФ МГГЭУ». Следует отметить, что головной вуз (Москва) имеет статус инклюзивного, а в филиале созданы условия для получения среднего и высшего профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, также на заседание круглого стола пришли преподаватели филиала.

В обсуждении вопросов активное участие приняли слушатели курсов, которые не только задавали вопросы, но и высказывали своё мнение. Они отметили актуальность курсов в целом и круглого стола.

Завершилось обучение педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения компьютерным тестированием, в которое были включены вопросы дидактики, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, содержания ФГОС НООО с ОВЗ, УО (ИН).

Итоги контрольного тестирования педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, показали, что в результате обучения все слушатели справились с предложенными заданиями на 100 %. Так, из 30 предложенных вопросов по 4 слушателя ответили на 23 и 25 баллов (76 - самый низкий результат, 3 - на 26 вопросов (86%).

6 человек получили 27 баллов, что соответствует 90%, 7 слушателей ответили на 28 вопросов, т.е. процент выполнения составил 93%, 4 слушателяй ответили правильно на 29, 2 на 30 вопросов соответственно 96% и 100%.

Выше приведённые данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне качества обучения в период курсовой подготовки, усвоения материала.

По итогам обучения проведено анкетирование слушателей, которые отметили четкую организацию курсов, соответствие занятий утверждённому расписанию, высокий уровень лекционных и практических занятий, требовательность и доброжелательное отношение преподавателей. Главное, что поняли педагоги, - инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.


Заведующая курсами Манджиева.С.А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo