Инклюзивное образование

20160415 111115Сегодня в образовательных организациях России, нашей республики проводится большая работа по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. с инвалидностью, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей с особыми потребностями, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, создающая специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированных, а в обычных образовательных организациях. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...».

В соответствии с общей целью дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) работников образования Республики Калмыкия отдел методического сопровождения дистанционного и инклюзивного образования КРИПКРО проводит работу по формированию и совершенствованию профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров для организации инклюзивного образования в условиях массовой школы.

Разработана программа курсов повышения квалификации педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование с учетом основных направлений модернизации российского образования (2 варианта: для руководителей и педагогов образовательных организаций, каждый по 72 часа). Подготовлены 3 сборника методических рекомендаций. И вот в апреле началась реализация программы.

С 11 по 20 апреля 2016 г. в институте собрались учителя образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителя муниципальных школ дистанционного обучения всех районов и г. Элиста на курсах по теме: «Инклюзивное образование детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий». Обучение прошли 37 педагогов, среди которых 11 учителей начальных классов, 4 преподают биологию, по 3 учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, по 2 математика и преподавателя информатики, учителя физики, английского, калмыцкого языка, химии, технологии, изо. Также слушателями курсов были 3 педагога – психолога, по 2 воспитателя и социального педагога, директор.

Программа курсов вызвала интерес у педагогов республики, поэтому отдельные районы направили своих представителей сверх квоты. Она разработана с учётом современных требований государственной политики в области образования, направлена на формирование компетенций, востребованных в связи с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включала теоретические и практические занятия.

Открыла курсы Тепшинова С.О., проректор КРИПКРО, к.п.н, которая выступила перед слушателями с лекцией «Государственная политика в области образования детей – инвалидов. Стратегия развития образования до 2020 г.». Большой интерес у педагогов вызвало выступление Эрдниева А.Б., начальника отдела общего образования Министерства образования и науки РК, об инновационных ориентирах развития образования в РФ, в т.ч. инклюзивного образования, Барваевой Т.Б., зав. сектором министерства, о защите прав детей с ОВЗ и инвалидностью, мерах по внедрению ФГОС НОО с умственной отсталостью, Ямановой Н.И., председателя республиканской психолого - медико-педагогической комиссии. Полезными были как теоретические, так и практические занятия, проведённые Сангаджиевой О.Б., Томовой Г.С., Цоргаевой Т.Б., И.В. Дорджи-Гаряевой, Н.Б. Бадминовой, В.Г. Очир-Гаряевой В.Г., старшими преподавателями КРИПКРО, Наминовой И.А., заведующей отделом методического сопровождения работы с одарёнными школьниками, Манджиевой С.А., Бавадыковой Н.Н., специалистами отдела методического сопровождения дистанционного и инклюзивного образования. В течение рабочего дня слушатели изучали компьютерные технологии для оценки достижений учащихся, в т.ч. детей с ОВЗ и обработку видеоматериалов для использования в учебном процессе на кафедре ИКТ (Гильманова Н.К., Очирова Э.А.).

О новом порядке аттестации педагогических работников проинформировала Мушаева Б.Н., зав. отделом аттестации института, о санитарно-эпидемических требованиях к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным для обучающихся с ОВЗ программам рассказала Конушева С.В., заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора РФ по РК.

С 1 сентября 2016 года учителя школ начнут реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – эта тема стала приоритетной для слушателей во время посещения средней общеобразовательной школы №18 г. Элиста (директор Цебекова Н.Н., заместитель директора Бембеева В.А). Педагоги школы, вошедшей в федеральную программу «Доступная среда», провели экскурсию по своему учреждению, показали подъезды к зданию, поручни, подъёмники, специально оборудованные классы, туалетные комнаты, современную компьютерную аппаратуру.

Курсанты посетили 2 урока, проведённых в дистанционной форме обучения (литература, Манджиева З.Д., история, Манджиева Е.В.), , а также внеурочные мероприятия (Журавлёва С.В., Шалхаева Г.В., вызвавшие большой интерес.

Для того, чтобы успешно осуществлять инклюзивное образование, образовательной организации, обучающимся необходимо иметь современное оборудование. О нём слушателям рассказал коммерческий директор ЗАО «Сан-Сан» Баринов В.М., которого пригласил депутат Элистинского Городского Собрания Команджаев А.В.

Завершилось обучение учителей образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения компьютерным тестированием, в которое были включены вопросы дидактики, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, содержания ФГОС НООО с ОВЗ.

По итогам обучения проведено анкетирование слушателей, которые отметили четкую организацию курсов, соответствие занятий утверждённому расписанию, высокий уровень лекционных и практических занятий, требовательность и доброжелательное отношение преподавателей. Главное, что поняли педагоги, - инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.

Манджиева.С.А., зав. отделом МСДиИО КРИПКРО
Бавадыкова Н.Н. методист МСДиИО КРИПКРО

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo