Инклюзивное образование

IMG 4747c00fefe2f35c3b4990e7353aeef9 V

Одна из основных задач современной системы инклюзивного образования – удовлетворение познавательных потребностей всех учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, совершенствование системы включения детей с инвалидностью в процесс овладения знаниями. Особой категорией обучающихся являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Повсеместная реализация принципов инклюзивного образования делает обязательным повышение квалификации педагогических работников в этой области.

20 марта 2020 года завершились очередные курсы педагогов республики по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС НОО».

Цель курсов повышения квалификации – формирование у слушателей целостного представления о теоретических основах инклюзии, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями и другими участниками образовательного процесса, знакомство с технологиями организации различных форм обучения и воспитания детей с особыми нуждами в инклюзивных образовательных группах, развитие у слушателей коммуникативных компетенций. Расписание занятий составлено таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания в работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Курсы проводились в дистанционно-очной форме.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность в дистанционном формате, который построен по модульному принципу. Общая часть содержания программы представляет освоение и анализ современной постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы РФ. В программу были включены лекции, практические задания и кейс-задачи слушателей по обозначенной проблеме.

С целью выявления характерных педагогических затруднений педагогов в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения, определения направлений совершенствования дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых в БУ ДПО РК «КРИПКРО», слушатели ответили на представленные в анкете вопросы. Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство слушателей являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты промежуточной аттестации педагогов. Коллеги отметили в анкете о том, в какой помощи они нуждаются, в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в образовании.

• В начале очной части слушателям курсов повышения квалификации было предложено пройти входной контроль, средний общий балл группы - 17%. В практической части очных курсов выступили преподаватели кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО (Бавадыкова Н.Н., Манджиева С,А.,), учителя - практики.
• Мунчинова Л.Д., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, ректор БУ ДПО КРИПКРО провела лекцию-диалог «Профессиональный рост педагога в контексте национального проекта образования». В частности, были рассмотрены вопросы: какое образование нужно нашим детям, каковы риски детства в цифровую эпоху; смена межпоколенческх отношений, культурно-исторические модели успеха как основа диалога разных поколений, ключевая ценность персонализированного образования, прогноз профессий будущего, развитие soft skills. Также речь шла о Всемирном экономическом форуме, Топ-10 навыков 2020 и т.д. О современных требованиях к профессиональному мастерству педагога в интерактивной лекции рассказала Краснокутская О.А., к.п.н., проректор по НМР БУ ДПО «КРИПКРО». В качестве закрепления материала с педагогами была проведена самодиагностика. Томова Г.С., зав. отделом аттестации выступила по актуальной на сегодня теме «Аттестация педагога как показатель профессионального роста», где было рассказано о модели аттестации на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями ПС педагога и ФГОС ОО и с учетом мнения выпускников. Подробно остановилась на видах аттестации, требованиях к составу аттестационной комиссии, о порядке аттестации и параметрах оценки.
• Курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ раскрывают специфику проектирования учебного процесса для школьников с инвалидностью с точки зрения дифференцированного и деятельностного подхода. Манджиева Т.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» поделилась опытом работы и провела со слушателями практическое занятие «Активные методы и приёмы обучения в начальной школе». В содержании занятия: активная мыслительная и практическая деятельность обучающихся с ОВЗ в процессе овладения учебным материалом. Использование активных методов и приёмов с детьми ЗПР, в различных условиях и на различных этапах урока. Обеспечение решения образовательных задач у учащихся с ОВЗ: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности и т.д. Особый интерес у педагогов вызвало практическое занятие учителя - дефектолога Мухлаевой С.В., МКДОУ «Детский сад «Радуга №33»: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающихся в условиях инклюзивного образования». В содержании практического занятия из опыта работы было включено: методика развития речи, практической и познавательной деятельности «особых» учащихся, развития их личностных качеств, общей культуры, формирования духовно-нравственных и социальных ценностей. Мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения дошкольников с нарушением слуха» провела Бораева Д.Л., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №12» (из опыта работы).

Курсы повышения квалификации «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС НОО» предлагают рекомендации по структуре, условиям реализации и результатам освоения АООП начального общего образования (НОО).

Оживление среди педагогов вызвало выступление Ямановой Н.И., председателя ЦПМПК по теме «Структура рабочей программы как общий элемент АООП обучающихся с ОВЗ». На занятии были рассмотрены системы и вариативности АООП, для различных категорий детей с ОВЗ, выделение структуры АООП, общих и специфических целей и задач обучения, структура рабочей программы: титульный лист, пояснительная записка, проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС НОО, информационно-методическое обеспечение.

Дорджиева В.П., клинический психолог БУ ДО РК «ЦППНС - помощи» рассказала об использовании нейропсихических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ и провела со слушателями курсов рефлексию. Гадеева Н.Ц., тифлопедагог Малодербетовской гимназии провела мастер - класс «Создание калмыцкого алфавита Брайля» (для незрячих) и обучение ребенка с нарушения зрения в условиях инклюзивного образования (из опыта работы)». Следует отметить, что Гадеева Н.Ц., получила в этом году авторские права.

Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию дают основы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в начальной школе, а также раскрывают пути обеспечения преемственности НОО учащихся с проблемами в здоровье с дошкольным и средним. Глиняная Е.С., психолог МБОУ «КЭГ им. Зая-Пандиты» провела со слушателями практическое занятие «Психолого-педагогическая подготовка. Ситуационные диагностические задачи. Кейсовые задания».

17 марта в рамках курсов для слушателей был проведен семинар –практикум «Активные методы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ». Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС ОВЗ).

Педагоги МКДОУ «Детский сад № 33 «Радуга» приняли участие в практическом семинаре «Активные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ» и поделились опытом работы со слушателями КРИПКРО. Учитель-дефектолог Мухлаева С.В., Шпак Т.Н., провели мастер - классы. В рамках дополнительного образования Светлана Викторовна показала работу кружка с детьми ОВЗ «Топтыжка» по кулинарии, цель которого - сформировать у воспитанников основные навыки самостоятельного питания. Учитель – дефектолог Шпак Т.Н., рассказала о том, как обучает детей средней инклюзивной группы навыкам работы с различными видами конструкторов. На данном мастер - классе «Красивая полянка» использовала тактильный игольчатый конструктор «Репейник» - оригинальный набор-конструктор, предназначенный как для творческого конструирования, так и для развития сенсорного восприятия детей от 2-х лет. Необычные элементы конструктора, оснащенные "игольчатыми" сторонами, не только легко соединяются между собой практически в любой плоскости, но и нежно массируют кончики пальцев. Слушатели КРИПКРО участвовали в практической части мастер - класса: приготовили вместе со Светланой Викторовной пирожное «Картошка» и позанимались с конструктором, сделали красивые цветы на полянке. Учитель-дефектолог Нургалиева Э.У., выступила с темой «Коррекционная работа учителя дефектолога в ДОО», она отметила в своем выступлении, что успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Методист ДОО Манджиева В.А., ознакомила педагогов с нормативно- правовым обеспечением в ДОО. Разработана образовательная программа, адаптированная для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с ОВЗ, Валентина Алексеевна сделала обзор документации тьютора «Дневник наблюдений за воспитанниками с ОВЗ», «Журнал взаимодействия тьютора со специалистами». Слушателями КРИПКРО была дана высокая оценка системной работы МКДОУ «Детский сад № 33 «Радуга».

Учитель начальных классов Убушиева Э. Б., МБОУ «СОШ №12», рассказала о методах и приёмах обучения детей с ОВЗ из опыта работы, наглядно продемонстрировала методический материал. Репкина Т. Е,, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№21» провела практическое занятие «Методы, приёмы, упражнения на развитие памяти, внимания с детьми ОВЗ» из опыта работы.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Молоткова Б. Д., педагог-психолог МБОУ «СОШ№12", выступила перед слушателями по теме «Особенности работы педагога-психолога с детьми ОВЗ». Рассказала о задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе, о модели сопровождения индивидуального обучения, о формах работы психологического сопровождения школы, о работе с родителями, с педагогами и другими работниками школы и.т.д

Отмечен ценный опыт работы тьютора МБОУ «СОШ №12» Немкеевой И. Н., которая поделилась со слушателями курсов по теме «Тьюторское сопровождение ребёнка с РАС в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО с ОВЗ». Инга Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в начальной школе.

Еперина Е. А., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №28 «Сар Герел», провела практическое занятие «Использование логопедических технологий при работе с детьми с ОВЗ». В содержании занятия из опыта работы: коррекционная работа, условия для проведения занятий, подготовка и проведение индивидуальных занятий и здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ.

В теоретической части семинара-практикума «Активные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ» выступила Михайленко Л. Д., тьютор МБОУ «СОШ №2», по проблеме «Тьюторское сопровождение в работе с детьми с ОВЗ в начальном классе». Сангаджигоряева З. Б., учитель начальных классов МКОУ «Лаганская СОШ № 3 им .Очирова Л-Г.Б» в своем выступлении «Активные методы, приёмы обучения детей с ОВЗ» с удовольствием поделилась методами и приемами, дидактическим материалом. Зоя Борисовна пояснила, что главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.

В ходе дискуссии было отмечено, что в настоящее время инклюзивное образование осложняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается адаптированности сооружений учебных заведений к приему детей с ОВЗ. Далеко не во всех образовательных учреждениях предусматриваются приспособления для облегчения передвижения учащихся. Для обеспечения нормального педагогического процесса необходима корректировка учебных планов, расширение кадрового состава. Далеко не каждое образовательное учреждение идет на это.

Итоги работы семинара-практикума «Активные методы, приёмы обучения детей с ОВЗ» подвела Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования. Она подчеркнула, что диссеминация практического опыта работы педагогов актуальна в связи с завершением первого этапа введения ФГОС НОО ОВЗ. Оптимизация процесса обучения на основе практико – ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач-социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.

Слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-80,5%.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo