Инклюзивное образование

30-31 октября 2019 г. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и министерство общего и профессионального образования Ростовской области провели Всероссийский научно-практический семинар «Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС». В работе семинара принял участие директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Хаустов Артур Валерьевич.

На семинар зарегистрировалось более 400 участников из 26 субъектов Российской Федерации (представители региональных министерств, региональных ресурсных центров, специалисты системы образования, здравоохранения, социальной защиты, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС). В нем приняли участие Барваева Т.Б., заведующая сектором республиканского министерства образования и науки, Манджиева С.А., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО, педагоги школ г. Элиста.

Цель семинара: представление опыта выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с РАС на примере организаций Ростовской области. Участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с особыми образовательными потребностями детей - аутистов на разных возрастных этапах, способами индивидуализации образовательного маршрута детей и подростков с РАС, межведомственным взаимодействием и сопровождения детей в системе комплексной помощи детям с РАС, подготовкой специалистов сопровождения для работы с детьми с РАС.

От Ростовской области в работе семинара приняли участие ведущие ВУЗы: ДГТУ, ЮФУ, Таганрогский Институт имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ и учреждения СПО, который готовят кадры специалистов сопровождения (дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы).

Открыла семинар Балина Л.В., министр общего и профессионального образования Ростовской области, которая рассказала о региональной политике в создании условий образования детей с ОВЗ, актуальных решениях вопросов образования детей с расстройством аутистической системы (РАС).

30 октября прошли 6 практикоориентированных мастер-классов и круглый стол, посвященный вопросу подготовки кадров для работы с детьми с РАС. Мастер-класс по адаптивной физкультуре провела педагог ФРЦ МГППУ Соловьева Марина Викторовна.

Второй день семинара прошел на 5 презентационных площадках (Региональный ресурсный центр для детей с РАС – 2 площадки, ППМС центр Советского района г. Ростова-на-Дону, МБОУ Лицей № 3 г. Батайск, Общественная организация помощи детям с аутизмом и синдромом Дауна «Особые дети»). Участники семинара смогли познакомиться с опытом Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС (РРЦ) по организации сопровождения образовательных организаций Ростовской области, организации индивидуального сопровождения образовательного маршрута ребенка с РАС, условиями реализация спортивного компонента индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС в условиях системы дополнительного образования.

В рамках семинара 31 октября 2019 года в 14.00 состоялось торжественное открытие образовательных пространств, оснащенных новейшим коррекционным оборудованием за счет средств федерального проекта «Современная школа» в ГКОУ РО Ростовской специальной школе № 42, которая уже 3 года работает в режиме регионального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС. Манджиева С.А. и Барваева Т.Б. приняли участие в работе презентационной площадки в этой школе, где был рассмотрен опыт РРЦ по организации сопровождения образовательных организаций Ростовской области. ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42»

Большой интерес вызвало выступление Хаустова А.В., директора Федерального ресурсного центра МГППУ (Москва) по теме «Динамика в развитии системы помощи детям с РАС в Ростовской области: результаты Всероссийского мониторинга»

Дорохина А.В., директор ГКОУ РО «Ростовская специальная школаинтернат№ 42», руководитель регионального ресурсного центра по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в Ростовской области представила участникам семинара систему работы по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута детей с РАС.

На 5 презентационная площадках был рассмотрен опыт реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с РАС в условиях коррекционной школы, ознакомились с опытом ПМПК по разработке индивидуального образовательного маршрута ребёнка с РАС, уссловиями успешного включения ребёнка с РАС в общеобразовательную среду массовой школы.

А также вопросы адаптации учебных материалов для обучающихся с РАС при реализации АООП НОО обучающихся с аутизмом (вариант 8.1.), внедрения технологии DIRFlootime в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, организации обучения ребёнка с РАС в режиме специально организованного класса приреализации АООП НОО обучающихся с аутизмом (вариант 8.4).

Участники изучали опыт работы педагога-психолога по организации коррекционно-развивающих занятий в рамках внеурочной деятельности с применением элементов поведенческого подхода: АВА терапии , реализации вариативных моделей индивидуальных образовательных маршрутов детей с РАС по оказанию им комплексной помощи, реализации спортивного компонента ИОМ в условиях дополнительного образования.

Мы отметили, что в семинаре приняли активное участие и делились своими достижениями и проблемами родители детей с расстройством аутистического спектра, узнали о том, как строится межведомственное взаимодействие в вопросах комплексного сопровождения учебно-воспитательного процесса, роли родительского сообщества.

Конечно, посетить все презентационные площадки за 2 рабочих дня мы не смогли, но увиденное и услышанное там мы планируем применять в своей работе в период проведения курсовой подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование наших детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 11 ноября у нас проводятся курсы по теме ««Современные требования к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС», на которых также будут рассмотрены вопросы обучения детей с РАС.

Манджиева С.А.,
89374655655

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo