Инклюзивное образование

Уважаемые коллеги!

Вот и завершается очередной календарный 2019 год, а для нас с вами первое полугодие учебного года. Это время подведения итогов, определения новых направлений в своей деятельности.

Для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование, это особенный год - год завершения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все эти четыре года мы с вами учились разрабатывать и корректировать адаптированные образовательные программ, специальные индивидуальные программы развития, индивидуальные образовательные маршруты, потому что одна из главных составляющих ФГОС - подготовка и повышение квалификации кадров.

Для решения данной задачи старшими преподавателями кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО продолжена работа по повышению квалификации педагогов образовательных организаций: руководителей, учителей начальных классов, социальных педагогов, психологов, логопедов, тьюторов, педагогов дополнительного образования, среднего профессионального образования, дошкольных образовательных организаций, коррекционных школ – интернатов.

Это реализация дополнительных образовательных программ «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционного обучения», «Современные требования к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС» (февраль, сентябрь, ноябрь). Они предусматривали проведение занятий в 2 этапа: дистанционный и очный (24 часа и 48 часов).

В рамках курсов на базе образовательных организаций были организованы республиканские семинары, круглые столы по проблемам «Дети с особыми образовательными потребностями: кто они?» (МБОУ «СОШ №12» директор Бембеев Б.Н.), "Профессиональное взаимодействие специалистов, реализующих образовательный маршрут обучающихся с умственной отсталостью ", КОУ РК «ЭКШИ» г. Элиста (Коокуев А.Г.); «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве: проблемы, пути решения, перспективы» МБОУ «СОШ №20» (Яманов С.Ш.) ; педагоги проводили открытые уроки, внеурочные мероприятия с детьми с особыми образовательными потребностями, за что все слушатели им безмерно благодарны.

Следует отметить, что увеличивается число работников дошкольных образовательных учреждений , желающих обучаться на курсах по инклюзивному образованию, поэтому для них также были организованы занятия в МК ДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» и ДОУ №12 логопедической направленности. Расписание всех курсовых программ включает теоретические и практические занятия.

Помимо курсов, организованных преподавателями кафедры, 25 учителей начальных классов обучились на бюджетной основе по теме «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (72 часа).

Помимо выполнения Госзадания, утверждённого профильным Министерством, практикуем курсы, семинары, в том числе выездные, на внебюджетной основе согласно заявкам руководителей образовательных организаций.

Во втором полугодии были разработаны и реализованы 72-часовая программа «Современные подходы к организации инклюзивного образования», 24-часовые курсы для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Курсовую подготовку прошли 147 человек (72 часа), 91 педагог обучились на 16 – 24 –х часовых курсах. Проведены выездные семинары, в которых приняли участие 185 педагогов. Итого в 2019 году 238 человек прошли курсы повышения квалификации, 661 – участвовали в семинарских занятиях.

Впервые в этом году был организован республиканский заочный конкурс эссе «Особенному ребёнку – особый педагог» по 4 номинациям: «Учитель начальных классов», «Психолого-педагогическое сопровождение», «Педагоги дошкольных образовательных организаций» , «Учителя - предметники». Хочется отметить активное участие педагогов коррекционных школ-интернатов г.г. Элиста, Лагань.

Преподавателями кафедры систематически проводились групповые, индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью (обучение детей – аутистов, слепых, слабослышащих, с умственной отсталостью и др.). В массовую школу пришли слепоглухонемые обучающиеся, с которыми, к сожалению, работают учителя, не имеющие специального образования. Много вопросов возникает по проблемам распределения учебной нагрузки, детей – надомников.

Хотим выразить большую благодарность Гадеевой Н.Н., учителю Малодербетовской гимназии, занимающуюся со слепыми детьми и разработавшую алфавит Брайля на калмыцком языке. Уже второй год мы приглашаем Наталью Николаевну для чтения лекций и проведения мастер – класса для слушателей курсов.

Манджиева З.Д., учитель русского языка и литературы СОШ №18 г. Элиста, не только читает лекции по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, но и проводит для курсантов уроки с участием детей в режиме он-лайн.

Большую помощь оказывают нам Г.М. Сарангова, методист СОШ №10, Э.Н. Очирова, методист Яшкульской многопрофильной гимназии, И.И. Конокова, учитель начальных классов СОШ №12, Т.В. Головатенко, воспитатель МКДОУ №12 (г. Элиста), В.Л Лайпанова., заместитель директора по УВР Городовиковской СОШ №2, Бюрчиева Б.Н., заместитель директора по СПВ КФ МГГЭУ, и др. Отдельное «спасибо» мы адресуем Н.И. Ямановой, председателю ЦПМПК, которая всегда консультирует не только педагогов, родителей, но и нас по всем вопросам, касающимся детей с особыми образовательными потребностями.

Накануне праздника ЗУЛ желаем вам крепкого здоровья, творческих удач, терпения, благодарных детей и родителей и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Несмотря на положительные тенденции развития системы повышения квалификации педагогов для работы в условиях инклюзивного образования детей, имеет место ряд трудностей: отсутствие статистических данных о потребностях в педагогических кадрах для реализации инклюзивного образования; недостаточное привлечение к участию в инклюзивном образовании лиц, не имеющих специального педагогического образования, но желающих оказывать помощь в обучении и социализации детей с ОВЗ.

Слушатели курсов обращают внимание на отсутствие учебников для обучения детей с ОВЗ, методических пособий, недостаточное техническое обеспечение, кадровые проблемы, в т.ч. необходимость специалистов по обслуживанию и ремонту специального оборудования.

Своей задачей на 2020 год специалисты кафедры ставят вопросы реализации государственной политики в области дополнительного профессионального образования педагогических работников, формирования профессиональных компетенций педагогов с целью подготовки их к выполнению программ инклюзивного образования, организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся.

Приглашаем вас на курсы в 2020году, а мы, как всегда, постараемся выстроить программу таким образом, чтобы она была эффективной, полезной, интересной.

Для тех, кто не сможет обучаться по очной форме, мы предлагаем дистанционные курсы (16-24-72 час) на внебюджетной основе.

Уважаемые коллеги!

От всей души преподаватели кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования КРИПКРО поздравляют вас с наступающими праздниками Зул и Новым 2020-ым годом!

Желаем, чтобы год Мыши (по буддистскому календарю) был благосклонным к вам, вашим родным и близким, к детям, с которыми вы работаете, отдаёте им душу и сердце, свою любовь, знания и опыт, родителям ваших учеников. Терпения, материального и душевного благополучия, здоровья и счастья! Желаем не терять интереса к своей работе, чтобы не пропало желание учиться самому.

Манджиева С.А.

 

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo