Инклюзивное образование

22 ноября текущего года завершилась реализация дополнительной программы по теме: «Современные требования к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС». Она направлена на решение вопроса по формированию и совершенствованию профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров для организации инклюзивного образования в условиях массовой, коррекционной школы – интерната во исполнение Госзадания, Плана работы КРИПКРО на 2019 год.

Кафедрой педагогики, психологии и инклюзивного образования с 11 по 22 ноября 2019 г. проведены курсы для педагогов образовательных организаций, в т.ч. коррекционных школ – интернатов, учителей муниципальных школ дистанционного обучения районов и г. Элиста . Обучение прошли 46 педагогов - учителей начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, географии, физкультуры математики, технологии, английского, калмыцкого языка, химии, технологии, изо, а также педагогов - психологов, воспитателей. По уже сложившейся традиции курсы проведены в два этапа: дистанционный и очный.

С 11 по 16 ноября в течение 24 часов педагоги прошли обучение в дистанционном режиме: они ознакомились с приоритетами государственной политики в области образования, в т.ч. инклюзивного, нормативно-правовой базой получения образования детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях, ФЦП «Доступная среда», вопросами психолого – педагогического сопровождения, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ, деятельностью педагогов в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По окончании педагоги успешно прошли итоговое тестирование.

А 18 ноября 2019г. слушатели приступили занятиям в очной форме: для них был организован входной контроль, который показал, что 37 человек, или 78%, знакомы с нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. 89% определили, что требования к уровню квалификации педагога не являются частью рабочей программы. Это же количество респондентов правильно отметили документ, способствующий совершенствованию методики проведения учебных занятий.

Хотелось бы с удовлетворением отметить, что впервые на инклюзивных курсах обучались воспитатели Верхнеяшкульской санаторной школы – интерната, КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ».

Реализуемая программа включала теоретические и практические занятия. Так, из 72 часов (из них 48 – в очной форме) 25 было отведено теоретическому курсу, в т.ч. в режиме дистанционного обучения.

На курсах выступили Барваева Т.Б., зав. сектором министерства, Яманова Н.И., председатель республиканской психолого - медико-педагогической комиссии и др. Полезными были как теоретические, так и практические занятия, проведённые Сангаджиевой О.Б., Манджиевой С.А., Бавадыковой Н.Н., Манджиевой З.Д., Гадеевой Н.Ц., Богниевой А.О., Инджиевой Л.И., старшими преподавателями КРИПКРО, слушатели изучали дистанционные технологии в организации учебного процесса на кафедре ИКТ (Мунчинов И.Л.). Слушателям были представлены мастер – класс по работе с незрячими детьми, организован дистанционный урок с двумя обучающимися с ОВЗ СОШ №18 г. Элиста.

В период проведения курсов педагоги впервые посетили БУ РК «Детский психоневорологический диспансер с отделением молодых инвалидов» (директор Агинова С.Б.), ознакомились со спецификой работы данного учреждения, посмотрели урок и внеурочное мероприятие.

Другая группа слушателей провела рабочий день в Элистинской коррекционной школе – интернате (зам. директора Пачаева В.В.). Они посетили 3 урока учителей школы Музраевой Л. Д., Лиджиевой А. А., Няминова И. Ц.

Считаем удачным решение провести занятия с учениками ЭКШИ учителями и воспитателями Лаганской (Лиджи-Горяева В.А) , Матросовской (Хомутовская М.В.), Сарпинской (Манджиева В.В.) коррекционных школ – интернатов. Кстати, все 6 педагогов являются слушателями курсов.

В рамках курсов состоялся круглый стол по проблеме "Профессиональное взаимодействие специалистов, реализующих образовательный маршрут обучающихся с умственной отсталостью ", на заседание которого были приглашены работники профильного министерства, представители общественных организаций инвалидов, специалисты детского психоневорологического диспансера, реабилитационного центра для детей с ОВЗ, преподаватели БУ ДПО РК "КРИПКРО". Участникам заседания было предложено рекомендовать руководителям образовательных организаций решать вопросы по комплектованию штата специалистов сопровождения (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, ассистентов), проводить профориентационную работу среди выпускников школ с целью подготовки (а среди педагогов - переподготовки) указанных специалистов, организации ресурсных классов, центров, усилить связь с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, оказывать им консультативную помощь.

Завершилось обучение педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, учителей муниципальных школ дистанционного обучения компьютерным тестированием, в которое были включены вопросы дидактики, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, содержания ФГОС НООО с ОВЗ, УО (ИН).

Итоги контрольного тестирования педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование, показали, что в результате обучения все слушатели справились с предложенными заданиями Так, из 30 предложенных вопросов по 1 слушателю ответили на 16 вопросов (не из образовательной организации) и 26, 2 на 24, 4 на 25 вопросов , остальные на 27 баллов и выше, что соответствует 90%, 12 слушателей ответили на все вопросы верно, т.е. процент выполнения составил 100%, что свидетельствует о достаточной подготовке педагогов, о достаточно высоком уровне качества обучения в период курсовой подготовки, усвоения материала.

В период обучения на курсах по программе «Современные требования к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС» слушателям было предложено культурно - массовое мероприятие: они посетили Национальный музей им. Н.Н. Павлова и ознакомились с экспонатами двух выставок: танка «Зелёная Тара» и «Художники Калмыкии».

Главное, что поняли педагоги, - инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями.

Заведующая курсами Манджиева.С.А.,
старший преподаватель кафедры
педагогики, психологии и инклюзивного
образования КРИПКРО

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo