12 апреля 2017 года, в рамках курсов повышения квалификации педагогов - психологов образовательных организаций РК по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» состоялась работа круглого стола «Профилактика буллинга среди детей и подростков».
В работе круглого стола приняла участие ведущий специалист Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия Лиджиева Валентина Васильевна. Участниками круглого стола было отмечено, что рассматриваемая проблема является весьма актуальной т.к. буллинг, как форма психологического насилия, часто проявляется в стенах школы. За термином «буллинг» часто стоит непринятие, отвержение человека другими членами социальной группы, сопровождающееся психологическими, а иногда и физическими нападками, издевательствами, игнорированием. Травля в школе – явление распространенное, образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся, одним из которых и является буллинг.
Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. Буллинг – скрытый процесс, однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издеватель часто становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки и случаи суицида.
Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «изолированных», «изгоев» – показатель успешности воспитательных усилий педагогов. В целях профилактики буллинга, его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Если проявления буллинга вовремя не пресечь, то со временем они могут стать всё более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Навсегда искоренить проблему буллинга невозможно, однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность разрешения многих конфликтов.
В результате участники круглого стола приняли рекомендации, адресованные образовательным организациям, что в целях профилактики буллинга необходимо:
- оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
- предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование ответственного отношения подростков к своим поступкам;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
- необходимо организовывать классные часы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям.
- проводить с классами тренинги на сплочение коллектива, развития терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Старший преподаватель
кафедры педагогики и психологии КРИПКРО Сангаджиева О.Б.