Главная
hostgator coupon

logo

В рамках чемпионата «Абилимпикс» 21 апреля текущего года на базе Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б. Канукова состоялась дискуссия на тему «Новые требования к профессии «Педагог» в современном инклюзивном образовательном пространстве». В ней приняли участие преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования республики. Дискуссия проведена в очной и он-лайн форматах.

Участников панельной дискуссии приветствовала директор ЭПК Т.Н. Джамбинова. Деловую программу вела модератор – старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и инклюзивного образования Калмыцкого института повышения квалификации работников образования С.А. Манджиева. Она ознакомила участников дискуссии с программой, представила выступающих, обозначила предполагаемые векторы и вопросы обсуждения, проинформировала о том, что Министерство просвещения РФ провело Международную дискуссионную площадку «Новые требования к профессии «Педагог» в условиях современного инклюзивного образовательного пространства» на Национальном Чемпионате профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс». На ней были обсуждены задачи и проблемы инклюзивного образования, приняты рекомендации.

Своё выступление по аналогичной теме Манджиева С.А. начала с размышлений : возрождение России начинается с учителя. А с чего начинается учитель? С чего начинается педагог? Всем известны требования, предъявляемые к профессии педагога. Они заложены в Профессиональном стандарте.

Любая профессия начинается с призвания. Найти и понять свое призвание - в этом заключается смысл жизни человека. Найти, понять, научить и обучить должен не кто иной, как педагог, воспитатель, учитель. Он прежде всего, должен любить детей. Это значит видеть в детях–маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с педагогом, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом.

Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это– профессионализм. И если первое – любовь к детям – дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм – вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний. Если учитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии.

Педагоги играют ключевую роль в реализации инклюзивного образования . В настоящее время очевидно, что степень успеха инклюзивного образования зависит от «универсальности» учителя. Соответственно, особую актуальность приобрели проблемы эффективной подготовки педагогов к работе с инклюзивными группами детей (будь это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения).

О том, какие новые требования к профессии «Педагог» в современном инклюзивном образовательном пространстве» выдвинуты сегодня, мы будем говорить на нашей дискуссионной площадке.

Инклюзивное образование держится на трёх китах:

  • Признание ценности каждого ученика.
  • Возможность адаптации образовательной программы.
  • Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником.

Но уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встала проблема неготовности (профессиональной, психологической и методической) педагогов образовательных организаций к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаружился недостаток профессиональных компетенций учителей в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Принято считать, что психологические трудности в школе могут быть только у ученика. Такие социальные изменения в образовании, как инклюзия, показывают, что много психологических проблем имеется у самого учителя.

Поэтому для успешности инклюзивного образования нашим институтом в рамках повышения квалификации проводится работа по готовности педагогов, обучающих и воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Что это означает? Что значит быть подготовленным учителем, воспитателем, педагогом дополнительного образования, мастером?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ педагога:

  • информационная готовность;
  • владение педагогическими технологиями;
  • знание основ психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики;
  • знание индивидуальных особенностей (отличий) детей;
  • готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
  • знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;
  • готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ педагога:

  • эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие - отторжение);
  • готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение - изоляция);
  • удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Остальные докладчики в своих выступлениях дополнили вопрос о требованиях к профессии «Педагог».

О международном опыте организации инклюзивного образования, его становлении и роли педагога в системе инклюзии рассказала Хуцаева Н.И. , преподаватель педагогики и психологии Элистинского педагогического колледжа. Она отметила практики Японии, Франции, Италии.

В продолжение темы Бавадыкова Н.Н., старший преподаватель КРИПКРО, рассказала о том, как осуществляется работа по формированию профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования», дала рекомендации участникам дискуссии, ответила на вопросы педагогов СПО.

Интерес вызвали информации практикующих педагогов Петруевой Л. С., психолога Калмыцкого медицинского колледжа, и Эрендженовой В.В., тьютора СОШ №18 г. Элиста. Лана Станиславовна рассказала о студентах с ОВЗ, какие формы работы она применяет (проведение мониторинга, создание ситуации успеха, парная форма работы, включение таких студентов в деятельность и др.), каких результатов добивается.

Валентина Владимировна поделилась опытом тьюторского сопровождения ребёнка с расстройством аутистического спектра. В школе №18 таких детей несколько, с каждым работает тьютор, психолог, логопед. Они изучают индивидуальные особенности ребёнка, его возможности, роль родителей в подготовке школьника к занятиям, совместно работая с учителем.

Преподаватели Элистинского политехнического колледжа Доржеева К.Н. и Менкураева Т.Н. рассказали об организации инклюзивного образования в своём учебном учреждении, психологических особенностях, методах обучения и воспитания студентов с аутизмом. В колледже создан благоприятный морально-психологический климат, у студентов с нормативным развитием доброжелательное отношение к своим сокурсникам. Руководством оказывается помощь студентам с ОВЗ и инвалидностью в определении мест прохождения учебной и производственной практики с учетом рекомендаций МСЭ относительно условий и видов труда, составляется расписание с учетом диагноза. Однако были отмечены проблемы в создании условий для обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями: недостаточно учебных, методических материалов, пособий, нет беспрепятственного доступа в помещения. У педагогов бывают затруднения при оценке учебных достижений. Но они постепенно решаются.

Следует отметить, что каждое выступление имело практическую и рекомендательную направленность. Участники дискуссии задавали вопросы, комментировали определенные положения, делились опытом.

К сожалению, не смогли выступить Очирова Р.М., старший мастер Торгово-технологического колледжа, заявленная тема которой «Роль учебно-производственного комплекса образовательного учреждения СПО в профессиональной социализации инвалидов и лиц с ОВЗ», несомненно, бы вызвала интерес у педагогов СПО, и Шаванова Н. В., преподаватель спецдисциплин Политехнического техникума (г. Лагань).

Дискуссия «Новые требования к профессии «Педагог» в современном инклюзивном образовательном пространстве» вызвала большой интерес аудитории. Её участники оценили программу, которая была разработана с учётом темы площадки, выступления коллег, возможность каждого принять участие в обсуждении предложенных вопросов. В ходе проведения площадки были определены основные тенденции и проблемы современного инклюзивного образования в региональной системе среднего профессионального образования Республики Калмыкия.

Благодарим педагогический коллектив Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б. Канукова, директора Татьяну Николаевну Джамбинову за прекрасные условия, помощь в разработке и проведении деловой площадки.

По окончании дискуссии были приняты рекомендации, выступающим выданы сертификаты Министерства образования и науки РК.

С.А. Манджиева

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo