Главная
hostgator coupon

mainСовременная жизнь заставляет ориентироваться на освоение и преодоление проблем образования лиц с ограниченными возможностями. Согласно Федерального Законодательства (29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») в учреждениях, проводящих образовательную работу, обучающий и воспитательный процесс лиц с ограниченными возможностями проходит вместе со всеми учениками, а также в специализированных группах. Педагогическая работа с таким контингентом лиц согласно требованиям Федерального государственного стандарта заставляет педагога получить специализированные навыки, в том числе анатомического, физиологического, психологического, дефектологического плана, а также навыки социальной работы. Таким образом, всему преподавательскому составу общеобразовательных учреждений необходимо повышать квалификацию согласно требованиям Образовательного стандарта для лиц с ограниченными возможностями.

07 апреля 2023 года завершились очередные курсы педагогов республики по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС » (72 ч.) с 21.03. по 07.04. 2023 г. – педагогов образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование образовательных организаций РК в количестве 27 человек.

Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС ОВЗ).

Расписание занятий составлено таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания в работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Курсы проводились в дистанционно-очной форме. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность в дистанционном формате, который построен по модульному принципу. Общая часть содержания программы представляет освоение и анализ современной постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы РФ. В программу были включены лекции, практические задания и кейс-задачи слушателей по обозначенной проблеме.

С целью выявления характерных педагогических затруднений педагогов в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения, определения направлений совершенствования дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых в БУ ДПО РК «КРИПКРО», слушатели ответили на представленные в анкете вопросы. Анализ анкет свидетельствует о том, что большинство слушателей являются учителями – практиками. Они обладают опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, применяют специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу. Наличие данных компетенций подтвердили положительные результаты промежуточной аттестации педагогов. Коллеги отметили в анкете о том, в какой помощи они нуждаются, в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в образовании. В начале очной части слушателям курсов повышения квалификации было предложено пройти входной контроль, средний общий балл группы - 17%; промежуточный контроль -19%; Мунчинова Л.Д., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, ректор БУ ДПО КРИПКРО провела в лекцию-диалог «Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации». В частности, были рассмотрены вопросы Конституции: основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования -статья 43, 67, 71; Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Мушаева Б.Н., проректор по УМР выступила по одной из актуальных на сегодня тем «Особенности содержания обновленных ФГОС». В интерактивной лекции были рассмотрены следующие вопросы: методологическая основа обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего профессионального образования и внутренняя система оценки качества в свете реализации обновленных ФГОС, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога: путь к профессиональному росту и повышению качества образования. подходы к проектированию и реализации ИОМ.

Важная задача дошкольного образования – его доступность для всех детей вне зависимости от особенностей здоровья. Предоставление возможности посещения дошкольных учреждений детьми инвалидами и детьми с ОВЗ вызывает необходимость в создании пакета специальных документов обеспечивающих получение образования в ДОУ. Одним из основных документов является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Мухлаева С.В., учитель-дефектолог, заведующий МКДОУ Центра развития ребёнка - детский сад №31 «Алтн-Булг» рассказала алгоритм составлении индивидуального образовательного маршрута (из опыта работы).

Информационная грамотность и использование информационных технологий педагогами в образовательном процессе на сегодня актуально. Для слушателей курсов были проведены практические занятия по следующим темам: «Использование ресурсов онлайн сервисов в образовательном процессе» и «Облачные технологии и сервисы» (Немичев А.А., Квачёв Н.О., старшие преподаватели ЦНППМ).

Бугаёва Ж.Б., зав. отделом аттестации выступила по актуальной на сегодня теме «Аттестация педагога как показатель профессионального роста», где было рассказано о модели аттестации на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями ПС педагога и ФГОС ОО и с учетом мнения выпускников. Подробно остановилась на видах аттестации, требованиях к составу аттестационной комиссии, о порядке аттестации и параметрах оценки.

Курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ раскрывают специфику проектирования учебного процесса для школьников с инвалидностью с точки зрения дифференцированного и деятельностного подхода. Манджиева Т.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» поделилась опытом в работы и провела лекцию в дистанционной форме со слушателями «Активные методы и приёмы обучения в начальной школе». В содержании занятия: активная мыслительная и практическая деятельность обучающихся с ОВЗ в процессе овладения учебным материалом. Использование активных методов и приёмов с детьми ЗПР, в различных условиях и на различных этапах урока. Обеспечение решения образовательных задач у учащихся с ОВЗ: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности и т.д.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Молоткова Б. Д., педагог-психолог МБОУ «СОШ№12», провела тренинг со слушателями курса по теме «Радость работы (профилактиа стресса». Цель: профилактика стресса, формирование навыков саморегуляции.

Отмечен ценный опыт работы тьютора МБОУ «СОШ №12» Немкеевой И. Н., которая поделилась со слушателями курсов по теме «Тьюторское сопровождение как условие реализации инклюзивного образования» (из опыта работы»). Инга Николаевна отметила основные проблемы и перспективы в работе по тьюторскому сопровождению в школе, о роли и востребованности тьютора как наставника по индивидуализации образовательного маршрута ребёнка, организации образовательной среды и о взаимодействии между тьютором и учителем.

Оживление среди педагогов вызвало выступление Дорджиевой С.В., социального педагога ЦМПК РК ЦПМПК РК по теме «Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной организации». На занятии было рассмотрено примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме ОО и даны рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Ресурсный класс-это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушения развития учиться в школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» - создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он мог включиться в жизнь образовательного учреждения в своём индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями. Этому был посвящено выступление Халгаевой Д.Д., к.ф.н., доцента кафедры германской филологии ФГБОУ ВО «КГУ им. Б.Б.Городовикова», члена Правления РО ВОРДИ РК по теме «Модель ресурсного класса. Опыт взаимодействия и школы».

Целью выступления Эрднеевой Б.Д., исполнительного директора Региональной общественной организации помощи и поддержки семьям с особенностями развития «Тенгрин Эдста» (Отмеченные небом»), сертифицированного поведенческого аналитика было донести до аудитории о таком понятии как АВА-терапия или прикладной анализ поведения. Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей с аутизмом. Терапия направлена на обучение жизненно необходимых отсутствующих навыков для улучшения качества жизни ребёнка и его семьи.

5 апреля 2023 года на базе Музея им. Н.Г. Пальмова г.Элиста в рамках курсов повышения квалификации по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в ОО в условиях реализации ФГОС» слушатели курсов посетили занятия культурно-развивающего центра «Седкл».

В Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова уже несколько месяцев работает Культурно-развивающий центр «Седкл», в рамках Комплекса мер по содействию субъектам Российской Федерации в поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью в Республике Калмыкия на период 2022 – 2023 годы. Название центра переводится как "душа", его придумали организаторы - сотрудники Национального музея им. Пальмова. Этот инклюзивный проект направлен на создание доступной среды и комфортных условий для родителей с детьми с особенностями развития. На сегодня занимаются дети и семьи с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (всего – 20 семей).

Главная цель проекта музея - предоставить возможности для творческого познания, проведения досуга и расширения кругозора детей.

Для внедрения программы в учреждении создается комфортный, приспособленный для занятий и отдыха учебно-игровой класс для детей с особенными потребностями, в котором специалисты, психологи, экскурсоводы и преподаватели-художники проводят творческие занятия по рисованию, лепке, гончарному ремеслу и компьютерной грамотности.

Команда специалистов-сотрудников центра при его организации открыла для себя инклюзивную среду, прониклась проблемами родителей с особенными детьми и приложила все усилия для того, чтобы им было интересно и комфортно в музейном пространстве.

На занятиях по изобразительному искусству ребята работают в технике гуашь и акварель, выражая свои эмоции в цвете; лепят из пластилина, создают компьютерные презентации, которые потом используют и в учебно-образовательной деятельности.

В центре занимаются особенные дети от 10 до 17 лет разных нозологических групп, но их объединяет одно – стремление к творчеству и общению. Для своих воспитанников, которые приходят в центр 2 раза в неделю, музейные педагоги проводят тематические экскурсии, в ходе занятий дети используют полученные знания для создания аппликаций и презентаций.

Для слушателей курса были проведены коррекционные занятия (Арт терапия, занятия по изобразительному искусству (практическое занятие), Илакова Н.Г, художник, скульптор, Музей им. Н.Г. Пальмова г. Элиста, Музейная педагогика -интерактивная экскурсия для слабослышаших детей. Компьютерная грамотность. Работа над программой Power Point (практическое занятие). Новомлинова И.А., заместитель директора по науке, руководитель центра «Седкл», Музей им. Н.Г. Пальмова г.Элиста).

По окончании занятий Ирина Алексеевна рассказала гостям об основных задачах Центра и работе учебно-игрового класса для детей с особыми потребностями, которые направлены на развитие творческих способностей детей с инвалидностью, их адаптации в социуме.

В завершение встречи Наталья Николаевна поблагодарила заместителя директора по науке Новомлинову И.А. за предоставленную возможность ознакомиться с работой Центра «Седкл» с детьми с особыми образовательными потребностями, за помощь в организации занятий, а также выразила уверенность дальнейшего сотрудничества с институтом.

6 апреля 2023 года на базе МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова» кафедрой педагогики, психологии инклюзивного образования был проведен республиканский семинар –практикум «Лучшие практики образовательных организаций по использованию инклюзивных форм образования» в рамках курсов повышения квалификации по теме «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в ОО в условиях реализации ФГОС» (21.03-07.04.2023 г.), в целях совершенствования профессиональных компетенций слушателей, участвующих в процессе реализации инклюзивных практик обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях и обмена опытом работы педагогов и специалистов в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС с УО (нарушениями интеллекта) (далее – ФГОС. ОВЗ).

«Заявленная тема на сегодня актуальна, т.к наша главная задача – предоставить всем детям доступ к качественному образованию в равных условиях в рамках обновленного ФГОС. Кафедра педагогики, психологии инклюзивного образования обобщает и распространяет передовой и инновационный педагогический опыт в сфере обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью среди школ республики», - подчеркнула Н. Н.Бавадыкова., старший преподаватель ППиИО.

В работе семинара-практикума приняло участие 65 педагогов образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование РК.

В практической части были продемонстрированы лучшие практики учителей МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова» (открытые уроки, занятия Дагеновой Ц.Б., учителя-логопеда, Коклаевой Л. Н., учителя-дефектолога, Хабуновой Е. В., педагога-психолога, Алашевой Д. Б., учителя-логопеда, Прокоповой И. В.,учителя начальных классов, Гунзиковой З.И., учителя начальных классов, Зургадаевой И. С., учителя начальных классов. Васюткиной Л Н., учителя начальных классов, Корнеевой Л. А., учителя начальных классов, Очировой П. П., учителя начальных классов.

Семинар –практикум завершился круглым столом, где опытом работы поделилась учитель-дефектолог Коклаева Л. Н., по теме выступления «Реализация инклюзивного образования в МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова».

На начало 2022-2023 учебного года в МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова» совместно с обычными детьми обучается 19 детей, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются по адаптированным образовательным программам (АООП). Для каждого ребенка с особыми потребностями выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая позволяет проектировать среду обучения, подходы к обучению, результат обучения, предусматривать социально-развивающую деятельность и систему коррекционной работы по компенсации нарушения. В рамках реализации инклюзивного образования в школе создано методическое объединение психолого-педагогическая поддержка обучающихся, детей с ОВЗ. В состав методического объединения входят педагоги-психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный – педагог, тьюторы. В этом году было получено новое оборудования для детей РАС и ОВЗ в ресурсный класс: рабочее место учителя, специалиста, парты и стулья, интерактивная доска, ученическая доска, ноутбук. Коррекционный кабинет логопеда, дефектолога после капитального ремонта школы имеет хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия (логопедическое настенное зеркало, муляж ротовой полости для логопедических занятий, кнопочный настенный коммуникатор со съемными символами, программируемое устройство предназначенное для записи и воспроизведения голосовых сообщений).

Тьютор Эрендженова В.В., выступила по теме «Тьюторское сопровождение ребенка с РАС» (из опыта работы), где продемонстрировала документацию и методический наглядный материал, что вызвало большой интерес у слушателей курса.

Содержание семинара– практикума было насыщенным, разносторонним, носило практико-ориентированный характер. По мнению участников семинара, они были проведены и представлены на хорошем методическом уровне. Участники семинара смогли познакомиться с различными педагогическими технологиями, практическим опытом работы, коррекционно-развивающими технологиями обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Подводя итоги, участники семинара определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать на муниципальном и региональном уровнях. В частности, обозначена необходимость адаптации содержания цикла занятий к инклюзивным методам обучения учащихся с ОВЗ, включение в штатное расписание узких специалистов, совместная организация с муниципальными методическими службами по изучению профессиональных затруднений педагогов в работе с обучающимися с ОВЗ.

Организаторы ответили на вопросы педагогов, проконсультировали их по проблемам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Затем слушатели поделились своими впечатлениями о полученном опыте, а также пожелали всем участникам дальнейших успехов в профессиональной деятельности.

Все выступающие получили сертификаты, а организаторы- благодарственные письма.

Участники высказали предложения по повышению активности школ и детских садов в развитии и внедрении инклюзивного образования.

В завершение встречи Наталья Николаевна призвала педагогов фиксировать тот опыт, который они приобретают, и делиться им с коллегами.

Поблагодарила за помощь в организации республиканского семинара-практикума директора средней школы МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б.Городовикова» Цебекову Н.Н., и Дорджиеву А.А., заместителя директора по УВР.

Все выступающие получили сертификаты, а организаторы- благодарственные письма.

По результатам выходной анкеты дана положительная оценка эффективности проведенных курсов.

Предусмотренные учебным планом лекционные и практические материалы подготовлены преподавателями КРИПКРО, работниками МОН РК, ЦПМПК, ЦПНС-помощи, педагоги школ и ДОУ: материалы видео в формате MP 4 (видеофайл) (размещены в папке «Гиперссылка»). На контенте курса для самообразования слушателей создана «Методическая копилка».

Оптимизация процесса обучения на основе практико – ориентированных, инновационных методов обучения, современных информационно - коммуникационных, IT- технологий являются одним из приоритетных задач для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. И что только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса будет выполнена одна из главных задач - социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступного образования.

Слушатели курсов получили консультации, ответы на вопросы по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, разработке адаптированных образовательных программ, проектированию индивидуальных маршрутов, реализации ФГОС НОО ОВЗ. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования, в котором приняли участие все педагоги, средний общий балл группы составил-19,5%.

Бавадыкова Н. Н., ст. преподаватель кафедры ППиИО БУ ДПО РК «КРИПКРО»

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo