Главная
hostgator coupon

20 апреля завершились курсы повышения квалификации педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями, по теме «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в рамках выполнения Государственного заказа на 2022 год с 4 по 20 апреля текущего года.

Курсы проведены в дистанционно – очном формате (48 и 24 часа). Лекторский состав представлен следующим образом : кандидатов наук – 3, преподавателей КГУ – 3, работников Минобразования – 2, учителей – практиков – 24 . На них обучилось 26 педагогов г. Элиста , Лаганского, Сарпинского, Яшалтинского районов: 7 учителей начальных классов, по 1 - ествознания , швейного дела, географии, биологии, ЛФК, физической культуры, 2 учителя математики , 2 тьютора, 2 педагога дополнительного образования, по 1 педагогу- психологу и социальному педагогу, 5 воспитателей коррекционных школ – интернатов. КОУ РК «Элистинская КШИ направила на обучение 10 педагогов. Среди обучающихся 1 – директор, 1 заместитель директора.

Предложенная программа состояла из 72 часов и включала 46 лекционных, 26 практических, презентационных материалов, подготовленных преподавателями КРИПКРО, специалистами профильного министерства, ЦПМПК, Калмыцкого отделения ВОРДИ, педагогами образовательных организаций, коррекционных школ республики. Были использованы фрагменты уроков, внеурочных мероприятий, направленных педагогами коррекционных школ. За время учёбы педагоги разработали план работы на один месяц для ребёнка с ЗПР, план внеурочной деятельности с ребёнком с расстройством аутистической системы (РАС), написали эссе на тему «Я люблю вас, дети!», прошли входное, промежуточное и итоговое тестирования.

С 18 по 20 апреля слушатели обучались в очной форме. Они прослушали лекции И.о. руководителя ЦПМПК, получили чёткие разъяснения по поводу подготовки детей к комиссии. Специалисты профильного министерства ознакомили педагогов с законодательством РФ и РК в области инклюзивного образования. Большой интерес вызвало выступление о совместной деятельности педагогов и родителей Халгаевой Д.Д., преподавателя КГУ и мать особенного ребёнка. Учителя – практики, логопеды, психологи, тьюторы поделились опытом работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, ответили на волнующие вопросы. Практическое занятие «Использование обобщающих понятий как предпосылка развития связной речи у младших школьников с тяжёлыми нарушениями развития (ТНР) провели учителя – логопеды Т.Б. Цоргаева и С.М. Богданова (СОШ №№20,3 г.Элиста). Слушатели прошли занятия по использованию цифровых инструментов в образовательном процессе.

Педагоги Элистинской коррекционной школы – интерната (директор М.Н. Очалаев) подготовили программу работы, которая включала проведение 4 уроков по речевой практике, швейному делу, речи и альтернативной коммуникации, сельскохозяйственному труду. Дети выступили с концертом, показали танцевальные номера, инсценированные сценки, стихами Д.Н. Кугультинова, танцевально- музыкальную миниатюру, посвящённую Дню Победы.

Во второй половине дня был проведен круглый стол «Профессиональное взаимодействие специалистов, реализующих индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с умственной отсталостью». В нём приняли активное участие учителя, психологи, логопеды, тьюторы, воспитатели, которые рассказали о работе по оказанию психолого-педагогической поддержки таких детей, её особенностях, тьюторском сопровождении, речевых, слуховых проблемах, поделились методами альтернативной коммуникации. Слушатели подробнее узнали о коучинговом подходе в формировании профессиональных умений, необходимых педагогу.

Все согласились, что только в единстве подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно добиться успехов в обучении и воспитании обучающихся.

ПО окончании курсов слушатели прошли итоговое анкетирование, которое свидетельствует о том, что они полностью удовлетворены возможностью выбора интересующих курсов, удачным распределением времени на лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельную работу, уровнем преподавания, коммуникативной культуры преподавателей и кураторов. Была предоставлена возможность обмена опытом с коллегами в группе (использование чата в Вайбер).

Все педагоги полностью довольны системой контроля за результатами обучения: куратор своевременно информировала о состоянии обучения, прохождении тестирования, выполнения практических заданий.

О педагогическом мастерстве преподавателей свидетельствуют следующие ответы: все педагоги отмечают четкое, ясное, структурированное изложение материалов, логичное сочетание теоретических материалов с конкретными практическими примерами, эффективно использовалось время в рамках занятий.

Педагоги ощущали уважительное отношение, терпение и понимание преподавателей, их поддержку интереса к теме занятия посредством совместных рассуждений, создания проблемных ситуаций.

Интерес вызвал вопрос «Сколько времени уделялось активным методам обучения (тренинги, деловые и имитационные игры и т.п.) по сравнению с традиционными (лекции, семинары и т.п.)? Ответы выглядят следующим образом : Активных методов обучения столько же, сколько традиционных –8, активных методов обучения больше, чем традиционных – 13, активных методов обучения меньше, чем традиционных – 5.

Все (26) признают, что узнать об особенностях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, о внедрении достижений психолого-педагогической науки в школьную жизнь, а также овладеть новыми методами и технологиями обучения и воспитания, переосмыслить содержание своей образовательной деятельности, развить умение выбирать адекватные способы контроля и оценки результативности учебного процесса им удалось в значительной степени.

Обменяться опытом с коллегами: в значительной степени - 23 , не удалось – 3 (благодаря переписке в группе в социальных сетях, а также размещённым в содержании курсов фото-видеоматериалов из жизни обучающихся Элистинской, Лаганской, Матросовской , Сарипинской школ – интернатов).

Они смогла приобрести навыки организации бесконфликтного межличностного общения . Отмечают существенное повышение уровня своей профессиональной компетентности общекультурный уровень.

Вывод: Педагоги, прошедшие курсы по теме «Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» в дистанционно - очной форме, отмечают положительные моменты. Они могут заниматься в удобное время, в спокойной домашней обстановке, перечитывать предложенный материал, вникать в суть темы. Появилась возможность осмысливать изучаемый материал, искать дополнительные источники знаний, больше времени уделять изучению лекционного и выполнению практического материалов. Большую пользу слушатели получили во время очных занятий.

Хотелось бы отметить исполнительскую дисциплину педагогов, их заинтересованность в обучении, что проявлялось в обсуждении вопросов , своевременности прохождения всех заданий. Так, по результатам промежуточного и итогового тестирований группа продемонстрировала высокие результаты. Входящий мониторинг: средний результат 9,6 балла; промежуточное тестирование – 9,7 б., итоговое – 8,3. Средний результат по 3-м видам 27,5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне обучения.

В итоговом анкетировании слушатели отметили высокий уровень организации курсов, своевременного информирования, хорошей доступной подачи материалов, систематический контроль со стороны куратора курсов.

Хочу поблагодарить руководителей Лаганской, Матросовской, Элистинской коррекционных школ, осуществлявших контроль за обучением своих педагогов, приславших практические фото-видеоматериалы по вопросам организации учебно – воспитательной работы. А также директорам и заместителям элистинских школ №№ 12, 20, коррекционной школы- интерната за подготовку лекторов, учителей, участников круглого стола.

С.А. Манджиева, старший преподаватель
кафедры педагогики, психологии и инклюзивного

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo