Принципиальной задачей государственной политики в области образования является повышение управляемости системы общего образования. Одним из путей ее решения выступает полноценное включение муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования.
Проведение Оценки предполагает не только выявление методов, процедур и инструментов, обеспечивающих получение данных о состоянии системы образования на муниципальном уровне, но и реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования в муниципалитетах..
Во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия «О проведении мониторинга системы управления качеством образования органов местного самоуправления», реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию и совершенствованию Единой региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Республике Калмыкия на 2021 год преподаватели БУ ДПО РК «КРИПКРО» провели мониторинг.
В состав экспертной комиссии вошли Ашкинова Л.П., Дадинова В.Б., Манджиева С.А., Настаева Г.Д., Сангаджиева О.Б., Тепшинова С.О. В течение двух недель эксперты изучали представленные материалы 13 районов и г. Элиста. Экспертиза проводилась по 417 критериям оценки. Она выполняется на основе следующих групп данных:
- данные о механизмах управления качеством образования, используемых на муниципальном уровне;
- данные об условиях осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях;
- данные о качестве подготовки обучающихся;
- иные данные, характеризующие образовательный процесс и результаты образовательной деятельности образовательных организаций;
- контекстные данные по муниципалитетам и образовательным организациям
Рассматривалась работа по обеспечению профессионального развития педагогов. Повышение эффективности и качества педагогической деятельности является одной из первостепенных задач, реализовать которую не представляется возможным без осуществления определенных измерений (диагностик). Такие измерения позволяют не только выявить профессиональные дефициты, но и организовать и реализовать адресную работу с педагогическими работниками, направленную на устранение выявленных пробелов, как в рамках повышения квалификации, так и в рамках м регионального концептуального документа по направлению должны быть определены цели и задачи, ориентированные на выявление профессиональных дефицитов педагогических работников.
Также оценивалась система организации воспитания обучающихся.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены основные направления его реализации. Она включает в себя два направления:
- развитие социальных институтов воспитания;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Развитие социальных институтов воспитания предполагает методические рекомендации по организации и проведению оценки РУМ. Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания, полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Проведена экспертиза системы мониторинга качества дошкольного образования, которая ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями нормативным требованиям и социальным ожиданиям. Кроме того, она направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования.
Итоги экспертизы свидетельствуют о том, деятельность образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием направлена на повышение качества обучения, воспитания детей, однако отдельные муниципальные эксперты не на должном уровне подготовили материалы. В ряде районов указанные ссылки на документы не открывались, что отрицательно сказалось на результатах оценки. По многим критериям отсутствовали ссылки, документы не были представлены.